Рабочая программа по музыке во 2 классе составлена на основании ФГОСНОО, в соответствии с ООПНОО МОУ СОШ № 5; на основе авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. (Программы общеобразовательных учреждений.М.:«Просвещение», 2014).
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также творческих способностей детей.
Согласно учебному плану на 2020-2021 гг. на изучение музыки во 2 классе отведено 34 часа в год (1 ч в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Предметные результаты:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Познавательные УУД
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Коммуникативные УУД
участвовать в жизни микро- и имакросоциума (группы, класса, школы);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Личностные результаты
укреплять культурную, этническую и гражданскую идентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-
творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал;
формировать уважительное отношение к истории и культуре;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
Содержание предмета «Музыка» |
| | | |
Тема | Содержание | Характеристика | |
| | деятельности учащихся | |
Россия-Родина моя. | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России | Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
«День, полный событий». | Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Обобщающий урок 1 четверти | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). |
«О России петь — что стремиться в храм». | Великий колокольный звон. Звучащие картины. Музыкальная азбука. Длительности. Святые земли русской. Александр Невский. Сергей Радонежский. Утренняя молитва. В церкви. С Рождеством Христовым! Обобщающий урок. | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. | Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров | |
«В музыкальном театре» | «Сказка будет впереди». Музыкальный диалог. Детский музыкальный театр. Опера, балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновение! Увертюра. Финал. | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | |
«В концертном зале» | Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». Тембры инструментов. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Тембры различных групп инструментов симфонического оркестра. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Партитура. Обобщающий урок | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И все это – Бах! Все в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок 4 четверти – заключительный урок-концерт. | Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками. | |
Тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Россия-Родина моя. | 3 |
2 | «День, полный событий». | 6 |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 5 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
5 | В музыкальном театре | 5 |
6 | В концертном зале | 5 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 6 |
Календарно-тематическое планирование во 2 классе
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Россия-Родина моя. | Требования к результатам освоения ООПНОО Мелодия. | 1 | |
2 | | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 | |
3 | | Гимн России. | 1 | |
4 | «День, полный событий». | Музыкальные инструменты. | 1 | |
5 | | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | |
6 | | Танцы, танцы, танцы… | 1 | |
7 | | Эти разные марши. | 1 | |
8 | | Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. | 1 | |
9 | | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | |
10 | «О России петь – что стремиться в храм» | Великий колокольный звон. | 1 | |
11 | | Звучащие картины. Музыкальная азбука. Длительности. | 1 | |
12 | | Святые земли русской. Александр Невский. Сергей Радонежский. | 1 | |
13 | | Утренняя молитва. В церкви. С Рождеством Христовым! | 1 | |
14 | | Обобщающий урок. | 1 | |
15 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | Русские народные инструменты. | 1 | |
16 | | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. | 1 | |
17 | | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | |
18 | | Проводы зимы. Встреча весны. | 1 | |
19 | В музыкальном театре | «Сказка будет впереди». Музыкальный диалог. | 1 | |
20 | | Детский музыкальный театр. Опера, балет. | 1 | |
21 | | Театр оперы и балета. Волшебная палочка. | 1 | |
22 | | Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 | |
23 | | Какое чудное мгновение! Увертюра. Финал. | 1 | |
24 | В концертном зале | Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и Волк». | 1 | |
25 | | Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». Тембры инструментов. | 1 | |
26 | | Симфоническая сказка «Петя и Волк». Тембры различных групп инструментов симфонического оркестра. | 1 | |
27 | | Симфоническая сказка «Петя и Волк». Партитура. | 1 | |
28 | | Обобщающий урок | 1 | |
29 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И все это – Бах! | 1 | |
30 | | Все в движении. Тройка. Попутная песня. | 1 | |
31 | | Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. | 1 | |
32 | | Природа и музыка. Весна. Осень. | 1 | |
33 | | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | |
34 | | Обобщающий урок 4 четверти – заключительный урок-концерт. | 1 | |
6