Принято на педагогическом совете «Утверждаю»
Протокол №1 от 31.08.2022г. и.о. директора школы ________________
Г.А.Абузярова
Приказ №135 от 31.08.2022г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа рабочего посёлка Сосновоборск
Сосновоборского района Пензенской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыке»
для 1 класса основного общего образования
на 2022 – 2023 учебный год
Составила: Рыбакова Нина Григорьевна,
учитель начальных классов
р. п. Сосновоборск, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит.
«Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт. Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельност и | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы |
всего | контрольны е работы | практически е работы | для слушани я | для пения | для музицировани я |
Раздел 1. Музыка вокруг нас |
1 | И муза вечная со мной | 1 | 0 | 0 | А.Шнитк е «Пастора ль» | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
2 | Хоровод муз | 1 | 0 | 1 | Песни и танцы разных народов мира | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Практиче ская работа | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 | 0 | 1 | К. Глюк «Мелоди я» | З. Т. Потапен ко «Сквору шка прощаетс я» | 0 | | Разучивание исполнение красивой песни. | Практиче ская работа | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
4 | Душа музыки – мелодия | 1 | 0 | 1 | «Детский альбом» П.И. Чайковск | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и | Практиче ская работа | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
| | | | | ий | | | | вдохновени и в жизни человека. | | |
5 | Музыка осени | 1 | 0 | 0 | Г. В. Свиридов «Осень» | 0 | 0 | | Разучивание исполнение красивой песни. | Устный опрос | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
6 | Сочини мелодию | 1 | 0 | 1 | Г.В.Пасто раль | 0 | 0 | | Выстраиван ие хорового унисона. | Практиче ская работа | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
7 | Азбука , азбука каждому нужна | 1 | 0 | 0 | Д.Б. Кабалевс кий «Доброе утро» | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека. | Устный опрос | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
8 | Музыкальная азбука | 1 | 0 | 1 | П.И.Чайк овский «Вальс», «Полька» | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека. | Практиче ская работа | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
9 | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 1 | П.И.Чайк овский «Шарман щик поёт» | 0 | 0 | | Двигательна я импровизац ия под музыку. | Практиче ская работа | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа | 1 | 0 | 1 | Н.А.Римс кий- Корсаков «Садко» | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени | Практиче ская работа | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
| | | | | | | | | и в жизни человека. | | |
11 | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | И.С.Бах «Волынка » | 0 | 0 | | Двигательна я импровизац ия под музыку. | Устный опрос | http://www.muz- urok.ru/index.htm |
12 | Звучащие картины | 1 | 0 | 0 | В.Гаврил ин «Вечерня я музыка» | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
13 | Разыграй песню | 1 | 0 | 0 | «Солдату шки,брав ы ребятушк и» | 0 | 0 | | Разучивание исполнение красивой песни. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество | 1 | 0 | 1 | «Приходи ла коляда на кануне Рождеств а» | 0 | «Коляда ходя, бродя» | | Разучивание исполнение красивой песни. | Практиче ская работа | http://www.muzza l.ru/index.htm |
15 | Родной обычай старины | 1 | 0 | 0 | П.И.Чайк овский «Утрення я молитва» | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 | 0 | 0 | П.И. Чайковск ий | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
| | | | | «Щелкун чик» 3 фрагмент а | | | | ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | | |
Итого по разделу | 16 | |
Раздел 2. Музыка и ты |
17 | Край, в котором ты живёшь | 1 | 0 | 0 | М.И.Глин ка «Патриот ическая песня» | 0 | Г.Струве «Моя Россия» | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
18 | Художник , поэт, композитор | 1 | 0 | 1 | М.П.Мус оргский «Богатыр ские ворота» | 0 | 0 | | Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека. | Практиче ская работа | http://www.muzza l.ru/index.htm |
19 | Музыка утра | 1 | 0 | 0 | Э.Григ «Утро» П.И.Чайк овский «Утро» | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
20 | Музыка вечера | 1 | 0 | 0 | В.Салман ов «Вечер» | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
| | | | | | | | | восприятие, своём внутреннем состоянии. | | |
21 | Музыкальные портреты | 1 | 0 | 1 | С.С.Прок офьев «Петя и волк» | 0 | 0 | | Двигательна я импровизац ия под музыку. | Практиче ская работа | http://www.muzza l.ru/index.htm |
22 | Разыграй сказку. «Баба- Яга».Русская народная сказка | 1 | 0 | 1 | П.И.Чайк овский «Баба- Яга» | 0 | 0 | | Двигательна я импровизац ия под музыку. | Практиче ская работа | http://www.muzza l.ru/index.htm |
23 | У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | 0 | 0 | П.И.Чайк овский «Концерт №1 для фортепиа но» | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
24 | Музы не молчали… | 1 | 0 | 0 | А.П.Боро дин Симфони я №2 «Богатыр ская» | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Устный опрос | http://www.muzza l.ru/index.htm |
25 | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 1 | Фортепиа нная пьеса П.И. Чайковск | 0 | 0 | | Двигательна я импровизац ия под музыку. | Практиче ская работа | http://www.muzza l.ru/index.htm |
| | | | | ого «Волынка » | | | | | | |
26 | Мамин праздник | 1 | 0 | 1 | «Колыбел ьные» | 0 | 0 | | Разучивание исполнение красивой песни. | Практиче ская работа | http://mosoblcultu re.ru/ |
27 | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 1 | В.А.Моца рт «Соната №11 для фортепиа но» | 0 | 0 | | Двигательна я импровизац ия под музыку. | Практиче ская работа | http://mosoblcultu re.ru/ |
28 | «Чудесная лютня» | 1 | 0 | 0 | | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Устный опрос | http://mosoblcultu re.ru/ |
29 | Звучащие картины | 1 | 0 | 0 | С.С.Прок офьев «Шествие кузнечик ов», «Дождь и радуга» | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Устный опрос | http://mosoblcultu re.ru/ |
30 | Музыка в цирке | 1 | 0 | 0 | М.Дунаев ский «выходно й марш» | 0 | 0 | | Двигательна я импровизац ия под музыку. | | http://mosoblcultu re.ru/ |
31 | Опера- сказка | 1 | 0 | 0 | «Волк и семеро козлят» Ю. Коваль | 0 | 0 | | Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии. | Устный опрос | http://mosoblcultu re.ru/ |
32 | «Ничего на свете лучше нету…» | 1 | 0 | 0 | Музыка из фильма «Бременс кие музыкант ы» | 0 | 0 | | Разучивание исполнение красивой песни. | Устный опрос | http://mosoblcultu re.ru/ |
33 | Заключительны й урок- концерт | 1 | 0 | 1 | М.Коваль «Семеро козлят» | 0 | 0 | | Исполнение красивых песен. | Практиче ская работа | http://mosoblcultu re.ru/ |
Итого по разделу | 17 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 15 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | И муза вечная со мной! | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Хоровод муз | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
3. | Повсюду музыка слышна… | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
4. | Душа музыки-мелодия | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
5. | Музыка осени | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
6. | Сочини мелодию | 1 | 0 | 1 | | Практи ческая работа; |
7. | Азбука, каждому нужна | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8. | Музыкальная азбука | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
9. | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
10. | «Садко» Из русского былинного сказа | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
11. | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Звучащие картины | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
13. | Разыграй песню | 1 | 0 | 1 | | Практи ческая работа; |
14. | «Пришло Рождество, начинается торжество » | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Родной обычай старины | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Добрый праздник среди зимы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
17. | Край, в котором ты живёшь | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
18. | Поэт, художник, композитор | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
19. | Музыка утра | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Музыка вечера | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
21. | Музыкальные портреты | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
22. | Разыграй сказку «Баба- Яга» | 1 | 0 | 1 | | Практи ческая работа; |
23. | У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
24. | «Музы не молчали…» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
26. | Мамин праздник | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
27. | Музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
28. | «Чудесная лютня» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
29. | Звучащие картины | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
30. | Музыка в цирке | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Опера – сказка | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | «Ничего на свете лучше нету…» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
33. | Урок - концерт | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. 1 класс: Учебник
Музыка.Рабочие программы. 1-4 классы. Хрестоматия музыкального материала.(mp3) Пособие для учителя "Уроки музыки. 1-4 классы."
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.muz-urok.ru/index.htm http://www.muzzal.ru/index.htm http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук, колонки, проектор, экран