СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка"»



Принято на педагогическом совете «Утверждаю»

Протокол №1 от 31.08.2022г. и.о. директора школы ________________

Г.А.Абузярова

Приказ №135 от 31.08.2022г.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа рабочего посёлка Сосновоборск

Сосновоборского района Пензенской области













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного предмета

«Музыке»

для 1 класса основного общего образования

на 2022 – 2023 учебный год










Составила: Рыбакова Нина Григорьевна,

учитель начальных классов







р. п. Сосновоборск, 2022 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования

мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

  1. становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

  2. развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

  3. формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

  1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

  2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

  3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

  4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

  5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.

  1. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

  2. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.

  3. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области

«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,

«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит.

«Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт. Основные виды учебной деятельности школьников.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата изучения

Виды деятельност и

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы

всего

контрольны е работы

практически е работы

для слушани я

для пения

для музицировани я

Раздел 1. Музыка вокруг нас

1

И муза вечная со мной

1

0

0


А.Шнитк е

«Пастора ль»

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.

Устный опрос


http://www.muzza l.ru/index.htm

2

Хоровод муз

1

0

1

Песни и танцы разных народов мира

0

0



Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.


Практиче ская работа

http://www.muz- urok.ru/index.htm

3

Повсюду музыка слышна

1

0

1

К. Глюк

«Мелоди я»

З. Т.

Потапен ко

«Сквору шка прощаетс я»

0


Разучивание исполнение красивой песни.

Практиче ская работа

http://www.muz- urok.ru/index.htm

4

Душа музыки – мелодия

1

0

1

«Детский альбом» П.И.

Чайковск

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и

Практиче ская работа

http://www.muz- urok.ru/index.htm






ий




вдохновени и в жизни человека.



5

Музыка осени

1

0

0

Г. В.

Свиридов

«Осень»

0

0


Разучивание исполнение красивой песни.

Устный опрос

http://www.muz- urok.ru/index.htm

6

Сочини мелодию

1

0

1

Г.В.Пасто раль

0

0


Выстраиван ие хорового унисона.

Практиче ская работа

http://www.muz- urok.ru/index.htm

7

Азбука , азбука каждому нужна

1

0

0

Д.Б.

Кабалевс кий

«Доброе утро»

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.

Устный опрос

http://www.muz- urok.ru/index.htm

8

Музыкальная азбука

1

0

1

П.И.Чайк овский

«Вальс»,

«Полька»

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.

Практиче ская работа

http://www.muz- urok.ru/index.htm

9

Музыкальные инструменты

1

0

1

П.И.Чайк овский

«Шарман щик поёт»

0

0


Двигательна я импровизац ия под

музыку.

Практиче ская работа

http://www.muz- urok.ru/index.htm

10

«Садко». Из русского былинного сказа

1

0

1

Н.А.Римс кий- Корсаков

«Садко»

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени

Практиче ская работа

http://www.muz- urok.ru/index.htm











и в жизни человека.



11

Музыкальные инструменты

1

0

0

И.С.Бах

«Волынка

»

0

0


Двигательна я импровизац ия под

музыку.

Устный опрос

http://www.muz- urok.ru/index.htm

12

Звучащие картины

1

0

0

В.Гаврил ин

«Вечерня я музыка»

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.

Устный опрос

http://www.muzza l.ru/index.htm

13

Разыграй песню

1

0

0

«Солдату шки,брав ы ребятушк и»

0

0


Разучивание исполнение красивой песни.

Устный опрос

http://www.muzza l.ru/index.htm

14

Пришло Рождество, начинается торжество

1

0

1

«Приходи ла коляда на кануне Рождеств а»

0

«Коляда ходя, бродя»


Разучивание исполнение красивой песни.

Практиче ская работа

http://www.muzza l.ru/index.htm

15

Родной обычай старины

1

0

0

П.И.Чайк овский

«Утрення я молитва»

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.

Устный опрос

http://www.muzza l.ru/index.htm

16

Добрый праздник среди зимы

1

0

0

П.И.

Чайковск ий

0

0


Слушание музыки, концентрац

Устный опрос

http://www.muzza l.ru/index.htm







«Щелкун чик» 3 фрагмент а




ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.



Итого по разделу

16


Раздел 2. Музыка и ты

17

Край, в котором ты живёшь

1

0

0


М.И.Глин ка

«Патриот ическая песня»

0

Г.Струве «Моя Россия»


Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.

Устный опрос


http://www.muzza l.ru/index.htm

18

Художник , поэт, композитор

1

0

1


М.П.Мус

оргский

«Богатыр ские ворота»

0

0


Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.


Практиче ская работа


http://www.muzza l.ru/index.htm

19

Музыка утра

1

0

0

Э.Григ

«Утро» П.И.Чайк овский

«Утро»

0

0



Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.

Устный опрос


http://www.muzza l.ru/index.htm

20

Музыка вечера

1

0

0

В.Салман ов

«Вечер»

0

0


Слушание музыки, концентрац ия на её

Устный опрос

http://www.muzza l.ru/index.htm











восприятие, своём внутреннем состоянии.



21

Музыкальные портреты

1

0

1

С.С.Прок офьев

«Петя и волк»

0

0


Двигательна я импровизац ия под

музыку.

Практиче ская работа

http://www.muzza l.ru/index.htm

22

Разыграй сказку. «Баба- Яга».Русская народная сказка

1

0

1

П.И.Чайк овский

«Баба- Яга»

0

0


Двигательна я импровизац ия под

музыку.

Практиче ская работа

http://www.muzza l.ru/index.htm

23

У каждого свой музыкальный инструмент

1

0

0


П.И.Чайк овский

«Концерт

№1 для фортепиа но»

0

0


Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.

Устный опрос


http://www.muzza l.ru/index.htm

24

Музы не молчали…

1

0

0


А.П.Боро дин Симфони я №2

«Богатыр ская»

0

0


Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.

Устный опрос


http://www.muzza l.ru/index.htm

25

Музыкальные инструменты

1

0

1

Фортепиа нная пьеса П.И.

Чайковск

0

0


Двигательна я импровизац ия под

музыку.

Практиче ская работа

http://www.muzza l.ru/index.htm







ого

«Волынка

»







26

Мамин праздник

1

0

1

«Колыбел ьные»

0

0


Разучивание исполнение красивой песни.

Практиче ская работа

http://mosoblcultu re.ru/

27

Музыкальные инструменты

1

0

1

В.А.Моца рт

«Соната

№11 для фортепиа но»

0

0


Двигательна я импровизац ия под

музыку.

Практиче ская работа

http://mosoblcultu re.ru/

28

«Чудесная лютня»

1

0

0


0

0


Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.

Устный опрос

http://mosoblcultu re.ru/

29

Звучащие картины

1

0

0

С.С.Прок офьев

«Шествие кузнечик ов»,

«Дождь и радуга»

0

0


Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.

Устный опрос

http://mosoblcultu re.ru/

30

Музыка в цирке

1

0

0

М.Дунаев ский

«выходно й марш»

0

0


Двигательна я импровизац ия под

музыку.


http://mosoblcultu re.ru/


31

Опера- сказка

1

0

0

«Волк и семеро козлят» Ю.

Коваль

0

0


Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.

Устный опрос

http://mosoblcultu re.ru/

32

«Ничего на свете лучше нету…»

1

0

0

Музыка из фильма

«Бременс кие музыкант ы»

0

0


Разучивание исполнение красивой песни.

Устный опрос

http://mosoblcultu re.ru/

33

Заключительны й урок-

концерт

1

0

1

М.Коваль

«Семеро козлят»

0

0


Исполнение красивых песен.

Практиче ская работа

http://mosoblcultu re.ru/

Итого по разделу

17


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

15



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля


всего

контрольные работы

практические работы

1.

И муза вечная со мной!

1

0

0


Устный опрос;

2.

Хоровод муз

1

0

0


Устный опрос;

3.

Повсюду музыка слышна…

1

0

0


Устный опрос;

4.

Душа музыки-мелодия

1

0

0


Устный опрос;

5.

Музыка осени

1

0

0


Устный опрос;

6.

Сочини мелодию

1

0

1


Практи ческая работа;

7.

Азбука, каждому нужна

1

0

0


Устный опрос;

8.

Музыкальная азбука

1

0

0


Устный опрос;

9.

Музыкальные инструменты

1

0

0


Устный опрос;

10.

«Садко» Из русского былинного сказа

1

0

0


Устный опрос;

11.

Музыкальные инструменты

1

0

0


Устный опрос;

12.

Звучащие картины

1

0

0


Устный опрос;

13.

Разыграй песню

1

0

1


Практи ческая

работа;

14.

«Пришло Рождество, начинается торжество »

1

0

0


Устный опрос;

15.

Родной обычай старины

1

0

0


Устный опрос;

16.

Добрый праздник среди зимы

1

0

0


Устный опрос;


17.

Край, в котором ты живёшь

1

1

0


Контрольная работа;

18.

Поэт, художник, композитор

1

0

0


Устный опрос;

19.

Музыка утра

1

0

0


Устный опрос;

20.

Музыка вечера

1

0

0


Устный опрос;

21.

Музыкальные портреты

1

0

0


Устный опрос;

22.

Разыграй сказку «Баба- Яга»

1

0

1


Практи ческая

работа;

23.

У каждого свой музыкальный инструмент

1

0

0


Устный опрос;

24.

«Музы не молчали…»

1

0

0


Устный опрос;

25.

Музыкальные инструменты

1

0

0


Устный опрос;

26.

Мамин праздник

1

0

0


Устный опрос;

27.

Музыкальные инструменты

1

0

0


Устный опрос;

28.

«Чудесная лютня»

1

0

0


Устный опрос;

29.

Звучащие картины

1

0

0


Устный опрос;

30.

Музыка в цирке

1

0

0


Устный опрос;

31.

Опера – сказка

1

0

0


Устный опрос;

32.

«Ничего на свете лучше нету…»

1

0

0


Устный опрос;

33.

Урок - концерт

1

1

0


Контрольная работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство

«Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. 1 класс: Учебник

Музыка.Рабочие программы. 1-4 классы. Хрестоматия музыкального материала.(mp3) Пособие для учителя "Уроки музыки. 1-4 классы."

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.muz-urok.ru/index.htm http://www.muzzal.ru/index.htm http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ноутбук, колонки, проектор, экран






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!