- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска.
Преподавание по предмету «Музыка» ведётся по примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Программа курса «Музыка» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
Цель учебного курса «Музыка»:
Задачи раздела «Музыка»:
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
развитие способностей получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Рабочая программа по предмету «Музыка» для I – V классов разработана с учѐтом особенностей познавательной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра и способствует их умственному развитию; содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Распределение изучаемого материала с I – V класс представлено концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся. Материалы разделов «Слушание музыки», «Прослушивание музыкальных сказок», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра», «Коммуникативно-музыкальная игра по Е.Железновой» распределены по урокам на весь учебный год.
Посредством музыкальной деятельности дети накапливают свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор, появляется определѐнный музыкальный вкус. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даётим нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство» учебного плана ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска.
Рабочая программа по курсу «Музыка» рассчитана во 2 классе на 34 часа, 1 часа в неделю.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать;
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Слушание музыки Прослушивание песен о школе, о дружбе, о зиме, о Родине, о животных, о весне, о войне. Прослушивание детских развивающих песен
Прослушивание музыкальных сказок
Прослушивание музыкальной сказки "Снегурочка".Прослушивание музыкальной сказки "Морозко". Прослушивание музыкальной сказки "Царевна-лягушка". Прослушивание музыкальной сказки "Двенадцать месяцев""Мешок яблок", "Под грибом". Прослушивание музыкальных сказок Сутеева В.Г. Прослушивание музыкальной сказки " Чиполлино". Прослушивание музыкальной сказки "Паровозик из Ромашково". Прослушивание музыкальной сказки "Дюймовочка".
- Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство с ударно-шумовыми инструментами: маракасы, румба, бубен, треугольник, металлофон.
Знакомство с клавишными инстументами. Развитие навыков игры на музыкальных инструментах. Определение сильной доли такта.
Коммуникативно-музыкальная игра по Е.Железновой
"Жираф", "Лимпопо", "Мартышки""Погремушка", "Топ-топ""Автобус", "Раз, два, три", "Пузырь""Тихо-громко", "Краб".
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МУЗЫКА»
№ п.п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
1 | Прослушивание музыкальных сказок | |
2 | Слушание музыки | |
3 | Коммуникативно-музыкальная игра по Е.Железновой | |
4 | Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | |
Итого | | |
Календарно-тематическон планирование
1 | Знакомство с ударно-шумовыми инструментами (маракасы) | | |
2 | Знакомство с ударно-шумовыми инструментами (бубен) | | |
3 | Знакомство с ударно-шумовыми инструментами (треугольник) | | |
4 | Знакомство с ударно-шумовыми инструментами (металлофон) | | |
5 | Знакомство с ударно-шумовыми инструментами (детский барабан) | | |
6 | Знакомство с клавишными музыкальными инструментами | | |
7 | Прослушивание песен о школе | | |
8 | Прослушивание музыкальной сказки "Дюймовочка" | | |
| 2 четверть | | |
1 | Прослушивание музыкальной сказки "Паровозик из Ромашково" | | |
2 | Прослушивание музыкальной сказки " Чиполлино" | | |
3 | Прослушивание музыкальных сказок Сутеева В.Г. "Мешок яблок", "Под грибом" | | |
4 | Прослушивание песен о дружбе | | |
5 | Прослушивание песен о зиме | | |
6 | Прослушивание музыкальной сказки "Двенадцать месяцев" | | |
7 | Прослушивание песен про Новый год | | |
8 | Прослушивание музыкальной сказки "Царевна-лягушка" | | |
| 3 четверть | | |
1 | Прослушивание музыкальной сказки "Морозко" | | |
2 | Прослушивание музыкальной сказки "Снегурочка" | | |
3 | Прослушивание песен о Родине | | |
4 | Прослушивание песен о животных | | |
5 | Знакомство с творчеством композиторов : И.Бах, П.Чайковский | | |
6 | Знакомство с творчеством композиторов: В.Шаиский | | |
7 | Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: скрипка, баян, гитара | | |
8 | знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба | | |
9 | Прослушивание песен о весне | | |
10 | Коммуникативно-музыкальная игра по Е.Железновой "Жираф", "Лимпопо", "Мартышки" | | |
| 4 четверть | | |
1 | Коммуникативно-музыкальная игра по Е.Железновой : "Погремушка", "Топ-топ" | | |
2 | Коммуникативно-музыкальная игра по Е.Железновой : "Автобус", "Раз, два, три", "Пузырь" | | |
3 | Коммуникативно-музыкальная игра по Е.Железновой : "Тихо-громко", "Краб" | | |
4 | Прослушивание песен о войне | | |
5 | Развитие навыков игры на музыкальных инструментах | | |
6 | Определение сильной доли такта | | |
7 | Прослушивание детских развивающих песен | | |
8 | Повторение | | |
Литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой; раздел «Музыка» И. А. Буравлева. Москва «Просвещение» 2011 год. |
Экранно-звуковые пособия |
1.Аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении детских хоров, народного и симфонического оркестра. 2.Видеозаписи музыкальных фильмов, фрагментов опер и балетов, выступлений творческих коллективов. |
Технические средства обучения |
1.Мультимедийный комплекс. 2.Музыкальная аппаратура. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
1.Набор музыкальных инструментов детского оркестра. |
Натуральные объекты |
1. Флажки. 2. Ленты. 3.Игрушки зверей. 4.Перчаточные куклы. 5.Мячи. 6.Скакалки. |
Демонстрационные пособия |
1. Комплект портретов русских и зарубежных композиторов 2.Иллюстрации картин природы разных времён года. 3. Дидактический материал «Волшебная шкатулка». 4. Дидактический материал «Музыкальное домино». 5. Схема дирижёрских жестов. 6. Нотный стан. 7. Ноты. |
Музыкальные инструменты |
1.Фортепиано. 2.Аккордеон. |