ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Актуальность предмета.
Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Музыка и движение» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия по музыке и движению совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, музыкальное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа
Рабочая программа по курсу «Музыка и движение» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Основания разработки рабочей программы:
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
-
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г.№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21» «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19 декабря 2014 года № 1598 (применительно к правоотношениям, возникающим с 01.09.2016г.)
-
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»;
-
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 уч. год;
-
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 уч. год.
Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к основам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе.
Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:
-
формирование доступных музыкальных знаний и умений;
-
формирование стремления и привычки к слушанию музыки;
-
развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
-
обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
-
реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения;
-
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, характеристику учащихся по уровням овладения предметными результатами на момент поступления, требования к уровням освоения учащимися предметными результатами, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля, методическое обеспечение образовательной деятельности.
-
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет «Музыка и движение» включён в обязательную часть образовательной области «Музыка» учебного плана для учащихся с РАС, лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с РАС, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Продолжительность урока музыки во 2 классе – 40 мин.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.
Модель учащегося, переведенного во 2 класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка. Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.
Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Музыка и движение» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На изучение курса во 2 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели. «Музыка и движение» входит в образовательную область «Искусство».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений
Минимальный уровень:
-
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
-
наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);
-
пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным сопровождением;
-
наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки;
-
различие вступления, окончания песни.
Достаточный уровень:
-
самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения;
-
одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;
-
правильное формирование при пении гласных звуков;
-
наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки);
-
различение разнообразных по характеру и звучанию песней;
-
различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец.
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
-
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
-
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
-
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
-
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
-
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
знание правил этики, культуры речи.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
-
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
-
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
-
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
-
формирование элементарных представлений о красоте;
-
формирование умения видеть красоту природы и человека;
-
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
-
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты во 2 классе:
-
формирование образа себя, осознание себя как ученика;
-
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
-
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей
Предметные результаты во 2 классе:
-
наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений;
-
наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку;
элементарный опыт музыкальной деятельности
-
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
-
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
-
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми (с помощью педагога);
-
наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образовательной области «Музыка» учебного плана для учащихся с РАС, лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены деятельности в структуре урока. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков музыки являются музыкально – ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им собственный нравственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации.
Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика. Специфика начального курса предмета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция звуков и слогов, техника развития певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка. Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
7. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Музыка и движение», 30 часа
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
1 | « Октябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского. « Сарафан надела осень». | 1 | | Слушание музыки. |
2 | « Скворушка прощается». Т. Попатенко. « Танец листочков» | 1 | | Слушание музыки. Разучивание танца листочков. |
3 | « Дождик» р.н. песня – игра на муз. инструм. Урожайная» - хороводная песня | 1 | | Слушание музыки. Играем в хоровод, различаем музыкальные инструменты. |
4 | « Осень» Ю. Кюи. « Осень, осень в гости просим» музыкальная подвижная игра. | 1 | | Играем под музыку. |
5 | Г. Свиридов из муз. иллюстр. к повести А.С. Пушкина « Метель» | 1 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
6 | «Солнышко и медведь». Скрипка – слушание звучания | 1 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
7 | « В пещере горного короля» из сюиты « Пер Гюнт» Э. Григ. « Баба Яга» р.н.игра. | 1 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
8 | « Музыка зимы» П.Чайковский из цикла « Времена года». Зимушка хрустальная». | 1 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
9 | « Снегурочка» фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова | 1 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
10 | « Дед Мороз и дети» - подвижная игра. | 1 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. Игра в Деда Мороза и детей. |
11-12 | « Елочка смолистая» Т. Попатенко. | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
13-14 | « Утро» из сюиты « Пер Гюнт» Э. Григ – слушание | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
15-16 | « Доброе утро» Д. Кабалевский – слушание | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
17-18 | « Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.песня – слушание | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
19-20 | « Марш» С. Прокофьев – слушание | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
21-22 | « Цирк» И. Дунаевский увертюра из музыки к к/ф « Цирк» слушание | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
23-24 | « Слон» Р. Тульбович – слушание | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
25-26 | « Во поле береза стояла» - р.н. хоровод | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
27-28 | « Мы на луг ходили» хороводная игра. | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
29-30 | « Я с комариком плясала» - р.н. песня - слушание | 2 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
31-34 | Повторение | 4 | | Слушание музыки, различение музыкальных инструментов. |
8.Материально-техническое оснащение учебного предмета «Музыка и движение» включает:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул мягкий | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Тумбы | 4 |
8 | Монитор | 1 |
9 | Системный блок | 1 |
10 | Клавиатура | 1 |
11 | Мышь проводная | 2 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
17 | Ноутбук | 1 |
9. Литература:
1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Под ред. Е.А. Медведевой и др. - М.: 2001.
2.Арттерапия. Практика и исследования. Арттерапевтический исследовательский центр «Айдос», СПб, издательский центр «Соларт», под ред. Н.Пурнис. 2003 г.
3.Белозерова Г.М. Художественная культура как фактор инкультурации и социализации «особых детей»; /Применение творчества в лечении и реабилитации/. Учебно – методическое пособие. Под ред. Мурзиной Т.Ф. –Вып.III.-Спб.: Айсинг, 2012. – 172 стр., стр. 73-83.
4.Белозерова Г.М. Традиционные формы арттерапии в социокультурной деятельности детей с нарушениями психофизического развития. /Применение творчества в лечении и реабилитации/. Учебно – методическое пособие. Под ред. Мурзиной Т.Ф. –Вып. III.-Спб.: Айсинг, 2012. – 172 стр.,62-73.
5.Белозерова Г.М. Инновационные технологии в инкультурации и реабилитации личности школьника. /Применение творчества в лечении и реабилитации/. Учебно – методическое пособие. Под ред. Мурзиной Т.Ф. –Вып. III. -Спб.: Айсинг, 2012. – 172; стр.,55-62.
6.Григорьев Д.В., «Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы»-СПб, Наука-Питер, 2005г.
7. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - сирот. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 2003г.
8.Забурдяева Е., Н.Перунова «Посвящение К.Орфу». Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып.1 «Движение и речь», СПб, «Невская нота», 2008г
9. Ковалец И.В., «Азбука эмоций». Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоционально-волевой сфере». М., ВЛАДОС, 2003г.