Программа по «Окружающему миру» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту «Школа России»:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3класс.
в 2 ч. Ч.1,2 - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч.1,2 - М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. , Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2-3класс. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А.Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: - Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Курс «Окружающий мир» рассчитан на 68 ч (2 ч в неделю)
Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ курса
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (14 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематическое планирование по окружающему миру (68 ч.)
№ п/п | Тема урока | К-во часов | дата |
план | факт |
1 четверть- 16 ч. Как устроен мир (7 ч) |
1 | Природа | 1 | | |
2 | Человек. | 1 | | |
3 | О чем расскажет план | 1 | | |
4 | Общество | 1 | | |
5 | Что такое экология | 1 | | |
6 | Экскурсия «Что нас окружает». РК | 1 | | |
7 | Проверочная работа по теме «Как устроен мир» | 1 | | |
Эта удивительная природа (19 ч) |
|
8 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа | 1 | | |
9 | Звездное небо- Великая книга природы | 1 | | |
10 | Разнообразие веществ | 1 | | |
11 | Воздух и его охрана. РК | 1 | | |
12 | Вода. Практическая работа | 1 | | |
13 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа | 1 | | |
14 | Берегите воду! РК | 1 | | |
15 | Что такое почва. Практическая работа | 1 | | |
16 | Экскурсия «Разнообразие растений» .РК | 1 | | |
2 четверть – 16 ч. |
17 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | | |
18 | Размножение и развитие растений. Практическая работа | 1 | | |
19 | Охрана растений. РК | 1 | | |
20 | Разнообразие животных | 1 | | |
21 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». РК | 1 | | |
22 | Размножение и развитие животных | 1 | | |
23 | Охрана животных. РК | 1 | | |
24 | В царстве грибов | 1 | | |
25 | Великий круговорот жизни | 1 | | |
26 | Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа» | 1 | | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
|
|
27 | Организм человека | 1 | | |
28 | Органы чувств | 1 | | |
29 | Надежная защита организма. Практическая работа «Внешнее строение кожи» | 1 | | |
30 | Опора тела и движение | 1 | | |
31 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | | |
32 | Контрольная работа №1 за 1 полугодие | | | |
3 четверть – 20 ч. |
33 | Дыхание и кровообращение | 1 | | |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 | | |
35 | Здоровый образ жизни | 1 | | |
36 | Презентации проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | | |
Наша безопасность (8 ч) |
|
37 | Огонь, вода и газ | 1 | | |
38 | Экскурсия «Чтобы путь был счастливым» | 1 | | |
39 | Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | | |
40 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | | |
41 | Опасные места | 1 | | |
42 | Природа и наша безопасность | 1 | | |
43 | Экологическая безопасность. РК | 1 | | |
44 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
Чему учит экономика (12 ч) |
|
45 | Для чего нужна экономика | 1 | | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | | |
47 | Полезные ископаемые. Практическая работа. РК | 1 | | |
48 | Растениеводство. Практическая работа. РК | 1 | | |
49 | Животноводство. РК | 1 | | |
50 | Какая бывает промышленность | 1 | | |
51 | Проект «Экономика родного края». | 1 | | |
52 | Что такое деньги. Практическая работа | 1 | | |
4 четверть - 16 ч. |
53 | Государственный бюджет | 1 | | |
54 | Семейный бюджет | 1 | | |
55 | Экономика и экология | 1 | | |
56 | Проверочная работа по теме «Чему учит экономика» | 1 | | |
Путешествие по городам и странам (14 ч) |
57 | Золотое кольцо России | 1 | | |
58 | Проект «Музей путешествий» | 1 | | |
59 | Наши ближайшие соседи. На севере Европы | 1 | | |
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | | |
61 | В центре Европы | 2 | | |
62-63 | По Франции и Великобритании | 1 | | |
64-65 | На юге Европы | 1 | | |
66 | По знаменитым местам мира | 1 | | |
67 | Контрольная №3 . Промежуточная аттестация | 1 | | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | | |