Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________Ю.И. Долмантова __________________________ | ПРИНЯТА педагогическим советом ГБОУ школы № 502 Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 502 Приказ № 145 от 30.08.2019 г. ___________ Л.А. Свердлова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
для 7 а класса
на 2019 / 2020 учебный год
учитель: Пушкарь Сергей Михайлович
Санкт-Петербург
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 7 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.
Для реализации Рабочей программы используется Учебно-методический комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова.
Данный комплект включает учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. Т. Смирнова издательство «Просвещение», 2013 года издания (Академический школьный учебник).
1. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представлен
в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью как Региональный компонент.
Реализация курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как отдельного предмета осуществляется с 5 по 9 классы.
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 7 а классе отводится 34 часа в год и составляет 1 час в неделю.
В случае совпадения дат проведения уроков с перенесенными выходными и праздничными днями (количества учебных дней, менее 34), выполнение программы реализуется за счет уплотнения тем и объединения часов.
Таким образом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обеспечивает учащимся школы потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ):
содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни;
знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях, безопасностью в быту, в транспорте, в природе.
В учебный план 7 а класса ВКЛЮЧЕНО:
по распоряжению Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008г. № 04-2247/08 учебный модуль «Дорожная безопасность» в количестве
5 часов.
Из учебного плана 7 а класса ИСКЛЮЧЕНО:
Разделы 1—2, Глава 2, тема 2.5.
Глава 3, тема 3.2
Глава 4, тема 4.2; 4.5; 4.7.
5 часов.
Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» (7 класс)
№ | Наименование темы | Часы |
1 | Движение пешеходов | 1 |
2 | Обязанности пассажиров и правила перевозки людей | 1 |
3 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 |
4 | Дорожные знаки и дорожная разметка | 1 |
5 | Опасные бытовые привычки на дороге | 1 |
6 | Зачет | |
| ИТОГО | 5 |
Содержание учебного модуля «Дорожная безопасность» 7 а класс – 5 часов
1. Движение пешеходов (1 час)
Где и как могут двигаться пешеходы. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. Движение в жилых зонах пешеходов и транспорта. Предупреждающие сигналы водителей. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами. Спецсигналы и опознавательные знаки транспортных средств. Преимущества транспортных средств перед пешеходами.
2. Обязанности пассажиров и правила перевозки людей (1 час)
Безопасность пассажиров при посадке в транспортное средство и высадке из него.
Правила перевозки людей и требования безопасности. Правила перевозки детей в транспортных средствах. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. Органы безопасности автомобиля.
3. Сигналы светофора и регулировщика (1 час)
Сигналы светофора и типы светофоров. Методы и системы использования светофоров. Сигналы регулировщика. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках.
Дорожные знаки и дорожная разметка (1 час)
Роль и значение дорожных знаков и разметки в организации и управлении дорожным движением. Группы знаков и виды разметок. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках с применением дорожных знаков и разметки.
5. Опасные бытовые привычки на дороге (1 час)
Обманчивая безопасность (дорожные «ловушки»). Обзор дороги - условие безопасности. Видимость на дороге (климатические и погодные условия). Пешеход на дороге - примеры опасного поведения.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа рассчитана на учащихся 7 а класса.
Изучение учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение учебной программы направлено на достижение следующих целей:
1. усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
2. развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
(Из учебного издания Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа Программы общеобразовательных учреждений 5—11 классы Издательство «Просвещение», 2011г.).
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
4. Виды контроля
Уч. период Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Самостоятельные работы | | | 1(С.р.№ 1) | | 1 |
Практические занятия | | | 1 (П/з №1) | 3 (П/з № 2,3,4) | 4 |
Тестирование | | | | 1 (Тест №1) | 1 |
Количество | | | 2 | 4 | 6 |
Основные формы контроля:
работа на уроке (Ур.);
самостоятельная работа (С.р.);
тестирование (Тест);
практическая работа (П.р).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
по Основам безопасности жизнедеятельности
При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценочные показатели
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Интернет-ресурсы |
7 а | Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс под общей редакцией А.Т. Смирнова, Просвещение, 2013г. | 1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г. 2. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов. ОАО «Печатный двор», СПб 2008 г. 3. «Проверь себя». Учебное пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Комитет по образованию СПб, АППО. СПб 2011 г. | http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; http://www.uroki.net/ http://www.obzh.ru/ http://www.school-obz.org/ http://www.metodichka.net/ |
Учебно-тематический план
7 а класс (пятница)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Модуль раздел, тема | I четверть кол-во часов | II четверть кол-во часов | III четверть кол-во часов | IV четверть кол-во часов | Год кол-во часов |
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства (22 час) |
Раздел 1-2 Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (20 часов) |
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч.). | 3 | | | | 3 |
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 ч.). | 5 | 1 | | | 6 |
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч.). | | 2 | | | 2 |
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч.). | | 5 | | | 5 |
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4 ч.). (С.р.№ 1) | | | 4 | | 4 |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч.) |
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (2 ч.). | | | | 2 | 2 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч.). |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч.). |
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч.). | | | 3 | | 3 |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.) |
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях (4ч.). (П/з № 1,2,3,4) | | | 3 | 1 | 4 |
Модуль 3. Дорожная безопасность (5 ч.) | | | | | |
Раздел 6. Безопасность дорожного движения. (5 ч.) | | | | | |
Глава 9. Движение пешеходов (1 ч.). | | | | 1 | 1 | | | | | |
Глава 10. Обязанности пассажиров и правила перевозки людей (1ч.). | | | | 1 | 1 | | | | | |
Глава 11. Сигналы светофоров, дорожные знаки и разметка (1ч.). | | | | 1 | 1 | | | | | |
Глава 12. Дорожные знаки и разметка (1ч.). (Тест №1) | | | | 1 | 1 | | | | | |
Глава 13. Опасные бытовые привычки на дорогах (1 ч.). | | | | 1 | 1 | | | | | |
Итого: | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 | | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 а класс (пятница)
I четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч.) |
Раздел 1-2 Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (20 ч.) |
| Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч.) | Различные природные явления. | 1 | 06.09.2019 | 06.09.2019 | Уметь различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности . |
| Общая характеристика природных явлений. | 1 | 13.09.2019 | 13.09.2019 | Знать основные характеристики природных явлений. |
| Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | 20.09.2019 | 20.09.2019 | Знать чрезвычайные ситуаций природного характера. |
| Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (5 ч.) Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (5 ч.) | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. | 1 | 27.09.2019 | 27.09.2019 | Знать основные причины возникновения и возможные последствия землетрясения |
| Защита населения от последствий землетрясений | 1 | 04.10.2019 | 04.10.2019 | Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях. |
| Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | 11.10.2019 | 11.10.2019 | Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях. |
| Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. | 1 | 18.10.2019 | 18.10.2019 | Уметь находить в интернете, учебнике, глобусе расположения вулканов. |
| Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | 25.10.2019 | 25.10.2019 | Знать основные правила безопасного поведения при извержении вулканов. |
II четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (1 ч.) | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 1 | 08.11.2019 | 08.11.2019 | Знать основные правила безопасного поведения при оползнях и обвалах. |
| Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч.) | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | 15.11.2019 | 15.11.2019 | Знать основные причины возникновения ураганов, бурь и их возможные последствия. |
| Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | 22.11.2019 | 22.11.2019 | Знать основные правила безопасного поведения при ураганах и бурях. |
| Смерчи. | 1 | 29.11.2019 | 29.11.2019 | Знать основные правила безопасного поведения при смерчах. |
| Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (4 ч.) | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | 06.12.2019 | 06.12.2019 | Знать основные причины возникновения наводнений. |
| Защита населения от последствий наводнения | 1 | 13.12.2019 | 13.12.2019 | Знать основные правила безопасного поведения при наводнениях. |
| Рекомендаци по действиям при угрозе наводнения | 1 | 20.12.2019 | 20.12.2019 | Знать основные рекомендации по действиям при угрозе наводнения |
| Сели и их характеристика. Защита населения. | 1 | 27.12.2019 | 27.12.2019 | Знать основные причины возникновения селей |
III четверть – 10 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхожденя (4 ч.) | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | 17.01.2020 | 17.01.2020 | Моделируют выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах. |
| Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | 24.01.2020 | 24.01.2020 | Знать основные виды профилактики лесных и торфяных пожаров и защиты населения. |
| Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. | 1 | 31.02.2020 | 31.02.2020 | Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях биолого - социального происхождения |
| Эпизоотии и эпифитотии. (С/р.№ 1) | 1 | 07.02.2020 | 07.02.2020 | Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях биолого- социального происхождения. |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 ч) | | | | 14.02.2020 | 14.02.2020 |
| Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (2 ч.) | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремист-скую деятельность. | 1 | 14.02.2020 | 14.02.2020 | Знать основные факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. |
| Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | 1 | 21.02.2020 | 21.02.2020 | Знать основные привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч.) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч.) |
| Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч.) | Психологическая уравновешенность. | 1 | 28.02.2020 | 28.02.2020 | Знать общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. |
| Стресс и его влияние на человека. | 1 | 06.03.2020 | 06.03.2020 | Знать общие понятия о стрессе и его влияние на человека. |
| Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | 13.03.2020 | 13.03.2020 | Знать основные анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.) | | | | 20.03.2020 | 20.03.2020 |
| Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях (1 ч). | Общие правила оказания первой помощи. (П/з №1) | 1 | 20.03.2020 | 20.03.2020 | Знать общие правила оказания первой помощи. |
IV четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях (3 ч). | Общие правила оказания первой помощи. (П/з №2) | 1 | 03.04.2020 | 03.04.2020 | Отрабатывают приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении. |
| Оказание первой помощи при ушибах и переломах. (П/з № 3) | 1 | 10.04.2020 | 10.04.2020 | Отрабатывают приёмы оказания первой помощи при ушибах и переломах. |
| Общие правила транспортировки пострадавшего. (П/з № 4) | 1 | 17.04.2020 | 17.04.2020 | Отрабатывают правила транспортировки пострадавшего. |
Модуль 3. Дорожная безопасность (5 ч) | | | | 24.04.2020 | 24.04.2020 |
| Раздел 6. Безопасность дородного движения. (5 ч.) | Движение пешеходов (1ч). | 1 | 24.04.2020 | 24.04.2020 | Знать поведение пешехода на дороге. |
| Обязанности пассажиров и правила перевозки людей. (1ч). | 1 | 08.05.2020 | 08.05.2020 | Знать обязанности и поведение пассажиров в транспорте. |
| Сигналы светофоров и регулировщика. (1ч). | 1 | 15.05.2020 | 15.05.2020 | Знать основные особенности работы светофора. |
| Дорожные знаки и дорожная разметка (1ч). | 1 | 15.05.2020 | 15.05.2020 | Знать дорожные знаки и разметки. |
| Опасные бытовые привычки на дорогах. (1ч). (Тест №1) | 1 | 22.05.2020 | 22.05.2020 | Знать основные причины возникновения опасных бытовых привычек на дорогах. |