Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________Ю.И. Долмантова ___________________________ | ПРИНЯТА педагогическим советом ГБОУ школы № 502 Протокол № 1 от 30.08.20219 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 502 Приказ № 145 от 30.08.2019 г. ___________ Л.А. Свердлова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
для 9 а класса
на 2019 / 2020 учебный год
учитель: Пушкарь Сергей Михайлович
Санкт-Петербург
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 9 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.
Для реализации Рабочей программы используется Учебно-методический комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова.
Данный комплект включает учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. Т. Смирнова издательство «Просвещение», 2013 года издания (Академический школьный учебник).
1. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представлен в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью как Региональный компонент.
Реализация курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как отдельного предмета осуществляется с 5 по 9 классы.
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 9 а классе отводится 34 часа в год и составляет 1 час в неделю.
В случае совпадения дат проведения уроков с перенесенными выходными и праздничными днями (количества учебных дней, менее 34), выполнение программы реализуется за счет уплотнения тем и объединения часов.
Таким образом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обеспечивает учащимся школы потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ):
содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни;
знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях, безопасностью в быту, в транспорте, в природе.
В учебный план 9 а класса ВКЛЮЧЕНО:
на 2016-2017 учебный год по распоряжению Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008г. № 04-2247/08 учебный модуль «Дорожная безопасность» в количестве 9 часов. Одна тема уже имеется в существующем курсе ОБЖ.
Из учебного плана 9 а класса ИСКЛЮЧЕНО:
Раздел I, Глава 6, темы № 6.1, 6.2, 6.3, 6.5.
Раздел 2, Глава 7, темы № 7.3;
Глава 8 темы № 8.2, 8.3;
Глава 9, тема № 9.3
Глава 10, тема № 10.1.
Всего 9 часов
Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» (9 класса)
№ | Наименование темы | Часы |
1 | Правовое воспитание участников дорожного движения | 1 |
2 | Причины и следствия ДТП | 1 |
3 | Сложные ситуации на дорогах и перекрестка | 1 |
4 | Первая доврачебная помощь при ДТП | 6 |
5 | Зачет | |
| ИТОГО | 9 |
* - тема, уже имеющаяся в существующем курсе ОБЖ для 9 класса.
Содержание учебного модуля «Дорожная безопасность» – 9 часов
1. Правовое воспитание участников дорожного движения (1 час)
Права, обязанности и ответственность пешеходов по соблюдению ПДД. Функциональные обязанности сотрудников ГИБДД и их взаимоотношения с участниками дорожного движения.
2. Причины и следствия ДТП (1 час)
3. Сложные ситуации на дорогах и перекрестках (1 час)
Движение транспортных средств. Проезд перекрестков (решение задач).
4. Первая доврачебная помощь при ДТП (6 часов)
Роль и значение доврачебной помощи. Принципы организации помощи и последовательность действий на месте ДТП. Доврачебная помощь в ДТП:
определение состояния пострадавшего; остановка кровотечения; ушибы и переломы;
потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения; черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 а класса.
Изучение учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение учебной программы направлено на достижение следующих целей:
1. усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
2. развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
(Из учебного издания Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа Программы общеобразовательных учреждений 5—11 классы Издательство «Просвещение», 2011г.).
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
4. Виды контроля
Учебный период Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Самостоятельные работы | | 1(С.р. № 1) | | | 1 |
Практические занятия | | | 1(П/з №1) | 7 (П/з №2,3,4,5,6,7) | 8 |
Тестирование | | | | 1(Тест № 1) | 1 |
Количество | | 1 | 1 | 8 | 10 |
Основные формы контроля:
работа на уроке (Ур.);
самостоятельная работа (С.р.);
тестирование (Тест);
практическая работа (П.р).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
по Основам безопасности жизнедеятельности
При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценочные показатели
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Интернет-ресурсы |
9 а | Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс под общей редакцией А.Т. Смирнова, Просвещение, 2013г. | 1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г. 2. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов. ОАО «Печатный двор», СПб 2008 г. 3. «Проверь себя». Учебное пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Комитет по образованию СПб, АППО. СПб 2011г. | http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; http://www.uroki.net/ http://www.obzh.ru/ http://www.school-obz.org/ http://www.metodichka.net/ |
Календарно-тематический план
9 а класс (пятница)
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Модуль раздел, тема | I чет. кол-во часов | II чет. кол-во часов | III чет. кол-во часов | IVчет. кол-во часов | Год кол-во часов |
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства (19 час) |
Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 часа) | 4 | | | | 4 |
Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России (3 часа) | 3 | | | | 3 |
Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России . (2 часа) | 1 | 1 | | | 2 |
Глава 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа) | | 3 | | | 3 |
Глава 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (5 часа) (С.р. № 1) | | 4 | 1 | | 5 |
Глава 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (2 часа) | | | 2 | | 2 |
Раздел П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 часа) |
Глава 7. Основы здорового образа жизни (2 час) | | | 2 | | 2 |
Глава 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (1 час) | | | 2 | | 1 |
Глава 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (2 час) | | | 2 | | 2 |
Глава 10. Оказание первой медицинской помощи (1 час) П/з№1,) | | | 1 | | 1 |
Учебный модуль «Дорожная безопасность» (9 часа) |
Правовое воспитание участников дорожного движения(1 час) | | | 1 | | 1 |
Причины и следствия ДТП(1 час) | | | | 1 | 1 |
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках(1 час) (Тест № 1) | | | | 1 | 1 |
Первая доврачебная помощь при ДТП (6 час) П/з № 2,3,4,5,6,7) | | | | 6 | 6 |
Итого: | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 а класс (пятница)
I четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол. часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства (19 час) |
| Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 ч.) | Россия в мировом сообществе | 1 | 06.09.2019 | 06.09.2019 | Объясняют понятие Россия в мировом сообществе |
| Национальные интересы России в современном мире | 1 | 13.09.2019 | 13.09.2019 | Объясняют понятие национальные интересы России в современном мире |
| Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 | 20.09.2019 | 20.09.2019 | Характеризуют основные угрозы национальным интересам и безопасности России |
| Формирование общей культуры населения в области безопасности | 1 | 27.09.2019 | 27.09.2019 | Обосновывают значение культуры населения в области |
| Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России (3 ч.) | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация | 1 | 04.10.2019 | 04.10.2019 | Характеризуют опасные и чрезвычайные ситуации |
| Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 1 | 11.10.2019 | 11.10.2019 | Характеризуют чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия |
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | 1 | 18.10.2019 | 18.10.2019 | ЧС ситуации техногенного характера, их причины и последствия |
| Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (1 ч.) | Военная угроза национальной безопасности России | 1 | 25.10.2019 | 25.10.2019 | Характеризуют причины возникновения Военной угрозы национальной безопасности России |
II четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (1 ч.) | Международный терроризм — угроза национальной безопасности РФ | 1 | 08.11.2019 | 08.11.2019 | Ищут в Интернете информацию об международном терроризме |
| Глава 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч.) | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | 15.11.2019 | 15.11.2019 | Дают определение что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
| Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 1 | 22.11.2019 | 22.11.2019 | Дают определение что такое Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны |
| МЧС РФ орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | 1 | 29.11.2019 | 29.11.2019 | Дают определение что такое МЧС РФ |
| Глава 5. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч.) | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | 1 | 06.12.2019 | 06.12.2019 | Дают определение что такое Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций |
| Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | 13.12.2019 | 13.12.2019 | Дают определение что такое Инженерная защита населения и территорий от ЧС |
| Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях (С.р. № 1) | 1 | 20.12.2019 17.04.20 | 20.12.2019 | Перечисляют виды оповещение населения о чрезвычайных ситуациях |
| Эвакуация населения | 1 | 27.12.2019 | 27.12.2019 | Дают определение что такое Эвакуация населения |
III четверть – 10 часов
№ п.п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 5. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (1 ч.) | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | 17.01.2020 | 17.01.2020 | Перечисляют виды аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
| Глава 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ (2 ч.) | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | 24.01.2020 | 24.01.2020 | Знать правила поведения при угрозе террористического акта |
| Профилактика наркомании | 1 | 31.02.2020 | 31.02.2020 | Знать виды и формы профилактики наркомании |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 час) |
| Глава 7. Основы здорового образа жизни (2ч.) | Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 | 07.02.2020 | 07.02.2020 | Знать в чем ценность здоровья человека -как индивидуальная, так и общественная |
| Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | 14.02.2020 | 14.02.2020 | Знать условия здорового образа жизни |
| Глава 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (1 ч.) | Ранние половые связи и их последствия | 1 | 21.02.2020 | 21.02.2020 | Знать пагубность ранних половых связей и их последствия |
| Глава 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (2 ч.) | Брак и семья | 1 | 28.02.2020 | 28.02.2020 | Знать условия и законы создания брака и семьи |
| Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | 06.03.2020 | 06.03.2020 | Знать условия и законы создания семьи и здорового образа жизни человека. |
| Глава 10. Оказание первой медицинской помощи(1 ч.) | Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивнх веществ (П/з №1) | 1 | 13.03.2020 | 13.03.2020 | Знать виды первой медицинской помощи при передозировке в приеме психоактивных веществ |
Раздел 3 Учебный модуль «Дорожная безопасность (9 час) |
| Глава 11 «Дорожная безопасность» (1 ч.) | Правовое воспитание участников дорожного движения | 1 | 20.03.2020 | 20.03.2020 | Знать основы правовых знаний участников дорожного движения |
1V четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 11 «Дорожная безопасность» (2 ч.) | Причины и следствия ДТП | 1 | 03.04.2020 | 03.04.2020 | Знать причины и следствия ДТП. |
| Сложные ситуации на дорогах и перекрестках (Тест № 1) | 1 | 10.04.2020 | 10.04.2020 | Знать сложные ситуации на дорогах и перекрестках. |
| Глава 12 Первая доврачебная помощь при ДТП (6 ч.) | Определение состояния пострадавшего П/з № 2) Глава:5.Тема:3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях (повторение | 1 | 17.04.2020 | 17.04.2020 | Уметь определить состояния здоровья пострадавшего. |
| Остановка кровотечения (П/з № 3) | 1 | 24.04.2020 | 24.04.2020 | Знать приемы остановка кровотечения. |
| Ушибы и переломы (П/з № 4) | 1 | 08.05.2020 | 08.05.2020 | Знать виды ушибов и переломов и способы оказания помощи. |
| Потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения (П/з № 5) | 1 | 15.05.2020 | 15.05.2020 | Уметь оказать помощь при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращения. |
| Черепно-мозговые травмы (П/з № 6) | 1 | 15.05.2020 | 15.05.2020 | Уметь оказать помощь при черепно-мозговых травмах. |
| Травмы позвоночника (П/з № 7) | 1 | 22.05.2020 | 22.05.2020 | Уметь оказать помощь при травмах позвоночника. |