Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/фак: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
РАССМОТРЕНО: Методическим советом Подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ №41 Председатель МС ___________ Степанова-Молодова Г.М. Протокол №18 от 30.08.2017 | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБПОУ КГТиТ №41 ___________ /Ю.В. Щенникова/ 30.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Психокоррекционные занятия»
Начальное образование, 1 класс
Количество часов – 2 часа в неделю, всего – 62 часов
Учитель – составитель Лахно Е.Н.
2017 / 2018 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по психокоррекции разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант, авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией Воронковой В.В. с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися с умственной отсталостью на 2017-2018 уч.год
Программа по предмету «Психокоррекционные занятия» в 1 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников, способствует их умственному развитию.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Психокоррекционные занятия» - 1 учебный год.
Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 ч в неделю.
Цели:
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Учебно-тематический план
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний- лёгкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Восприятие пространства Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие времени Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Формы организации обучения:
групповые занятия,
индивидуальные занятия.
Приложение (календарно-тематическое планирование)
«S-тест» - переключение внимания |
Упражнения на развитие объёма внимания |
Оценка целостности восприятия |
Упражнения на развитие цветовосприятия |
Упражнения на развитие точности восприятия |
Развитие фонематического слуха |
Упражнения на развитие представлений о частях суток |
Упражнения на развитие представлений о временах года |
Упражнения на развитие памяти |
Упражнения на развитие памяти |
Развитие наглядно-действенного мышления |
Развитие образно-логического мышления |
Упражнения на развитие образно-логического мышления |
Оценка образно-логического мышления |
Тест для оценки словесно-логического мышления |
Сравнение предметов. Развитие мыслительных операций |
Развитие словесно-логического мышления |
Развитие наглядно-действенного мышления |
Развитие образно-логического мышления |
Оценка зрительной памяти |
Оценка объёма кратковременной зрительной памяти |
Оценка смысловой памяти |
Тест для оценки механической памяти. Серия А |
Тест для оценки механической памяти. Серия В |
Развитие мыслительных операций |
Упражнения на развитие зрительной памяти |
Упражнения на развитие слуховой памяти |
Упражнения на развитие объёма внимания |
Развитие наглядно-действенного мышления |
Развитие образно-логического мышления |
Оценка целостности восприятия |
Развитие фонематического слуха |
Развитие внимания. Графический диктант |
Упражнения на развитие мелкой моторики. |
Упражнения на развитие конструктивного мышления |
Упражнения на развитие внимания и памяти |
Упражнения на развитие произвольного внимания |
Упражнения на развитие мышления |
Упражнения на развитие внимания и быстроты мышления |
Упражнения на развитие понятийного мышления |
Упражнения на развитие внимания, быстроты мышления |
Упражнения на развитие памяти |
Упражнения на развитие памяти |
Упражнения на развитие воображения |
Упражнения на развитие конструктивного мышления |
Упражнения на развитие пространственной ориентировки |
Упражнения на развитие мелкой моторики |
Упражнения на развитие зрительного внимания |
Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы |
Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы |
Упражнения на развитие воображения |
Упражнения на развитие зрительной памяти |
Упражнения на развитие слуховой памяти |
Упражнения на развитие конструктивного мышления |
Упражнения на развитие понятийного мышления |
Упражнения на развитие быстроты мышления |
Упражнения на развитие зрительного внимания |
Упражнения на развитие произвольного внимания |
Упражнения на развитие ориентирования в пространстве |
Упражнения на развитие мелкой моторики |
Упражнения на развитие крупной моторики |
Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы |