СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Родной язык для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Родной язык для 3 класса»

I. Пояснительная записка


Название, автор и год издания предметной учебной программы,

на основе которой разработана Рабочая программа


Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана на основе следующих документов:


  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

  5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya

  6. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

  7. Рабочая программа МБОУ СОШ №27 г. Белгорода по предмету «Родной язык (русский)».



Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.


Цели и задачи данной программы, особенности программы


Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;


 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Содержание курса_3 класс


Примерное распределение часов на изучение основных разделов из расчета 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.


п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1

Русский язык: прошлое и настоящее

10 ч

2

Язык в действии

3

Секреты речи и текста

3 ч

ИТОГО

17 ч



Русский язык: прошлое и настоящее: Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда ложь, друг недруг, брат братство побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. И т. д.

Язык в действии: Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Секреты речи и текста: Особенности устного выступления.


Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).


Тематическое планирование учебного предмета

«Родной язык (русский)»_ 3 класс


п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Содержание

Раздел

Русский язык: прошлое и настоящее

10


1

Где путь прямой, там не езди по кривой

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда ложь).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми

2

Кто друг прямой, тот брат родной

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг недруг, брат братство побратим)

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

Слова, называющие природные явления: образные названия дождя

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

Слова, называющие природные явления: образные названия снега

5

Ветер без крыльев летает

1

Слова, называющие природные явления: образные названия ветра

6

Какой лес без чудес

1

Слова, называющие растения

7

Дело мастера боится

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей

8

Заиграйте, мои гусли…

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты

9

Что ни город, то норов

1

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

10

У земли ясно солнце, у человека – слово

Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы

Особенности устного выступления

Раздел

Язык в действии

4


1

Для чего нужны суффиксы?

1

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка

2

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1

Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке

3

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

4

Зачем в русском языке такие разные предлоги?


Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

1

Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа)

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных

Раздел

Секреты речи и текста

3


1


Создаём тексты-рассуждения


1

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного)

2


Учимся редактировать тексты


1

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе)

3


Создаём тексты-повествования.


Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста»

1

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами


Особенности устного выступления



17




Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований


Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).

По календарю – 18 часов.


Формы организации учебного процесса и их сочетание,

а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.


Основными формами текущего контроля являются:

  • устный опрос

  • диагностические работы

  • тестовые задания













II. Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной язык (русский)»

3 класс


п/п

Наиме-нование

раздела

программы

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

проведения

по

пла-ну

фак-ти-

чес-ки


Предметные УУД


Метапредметные УУД



Русский язык: прошлое и настоящее

(10 часов)


Где путь прямой, там не езди по кривой

Обучающийся научится

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Познавательные УУД:

 использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

 проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

 формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

 устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

 объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

 определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;

 использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

 осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).

овладение умениями работать с информацией:

 выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);

 анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

 использовать схемы, таблицы для представления информации;

 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

 соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

Регулятивные УУД:

 понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

 планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

 контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

 оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

 устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Коммуникативные УУД:

 осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

 использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

 участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

 осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

 готовить небольшие публичные выступления;

 соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.

овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

 понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

 распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

 проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

13.01


Кто друг прямой, тот брат родной

20.01


Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

27.01


Сошлись два друга – мороз да вьюга

03.02


Ветер без крыльев летает

10.02


Какой лес без чудес

17.02


Дело мастера боится

24.02


Заиграйте, мои гусли…

03.03


Что ни город, то норов

10.03



У земли ясно солнце, у человека – слово

Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»

17.03


Язык в действии

( 4 часа)

Для чего нужны суффиксы?

Обучающийся научится


  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

24.03



Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

07.04



Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

14.04


Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

21.04


Секреты речи и текста

(3 часа)


Создаём тексты-рассуждения


Обучающийся научится

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста:

  • устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

28.04



Учимся редактировать тексты


05.05




Создаём тексты-повествования.


Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста»

12.05


19.05



III. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Оснащение процесса обучения родному языку обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.

В комплект печатных пособий включены таблицы по русскому языку, в которых представлены основные схемы, правила, памятки, сведения языковых понятий. Различные виды плакатов (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование следующей учебно-методической литературы:

  1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.

  2. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

  3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

  4. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

  5. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.


Интернет-ресурсы

  1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

  2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

  3. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

  4. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

  5. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

  6. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

  7. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

  8. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

  9. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru

  10. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

  11. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

  12. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

  13. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

  14. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

  15. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

  16. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

  17. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

  18. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

  19. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

  20. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm


Технические средства обучения, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Для обучения кабинеты снабжены учебниками, методическими материалами:

 Ноутбук;

 Проектор

 Экран

 Аудиторная доска с магнитной поверхностью

 Дидактический материал

 Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.

 Карточки для проведения контрольных работ.

 Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.

 Тесты.


Печатные пособия:

• Набор букв и слогов

• Предметные картинки

• Азбука подвижная

• Комплект таблиц по обучению грамоте

• Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов.

• Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари.

Разрезной материал предназначен для практической деятельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, букв, слогов, ленты букв. Демонстрационная таблица представляет собой красочно оформленное пособие, которое содержит печатные и рукописные буквы русского алфавита. Таблицы могут быть использованы учителями на уроке для фронтальной работы с детьми, а также в качестве информационно-справочного материала на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении материала, обобщении и систематизации.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Касса букв

Наборы муляжей овощей и фруктов

Набор предметных картинок

Наборное полотно.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.