Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО ( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
2. ООП ООО муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области на 2019-20 учебный год;
3. Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области на 2019-2020 уч.год;
4. Календарный учебный график муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области на 2019-2020 уч.год;
5. Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
6.Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Планирование составлено в соответствии с учебным планом, календарным графиком школы на 2019-2020 учебный год и составляет 35 часов (1 час в неделю, 35 рабочих недель). Произведена корректировка программы за счет резервных часов (добавлен 1 час).
Цели и задачи изучения родного языка в 5 классе:
Цели: -воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-углубление и расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, о русском речевом этикете;
-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; -развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения родного языка (русского) в школе:
-формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
-усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
-овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
-овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
уважительное отношение к родному языку как отражению культуры;
погружение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание значения эпитетов и сравнений, правильное уместное их употребление в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка;
соблюдение основных лексических норм современного русского языка;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного предмета учебного предмета «Родной язык (русский)»
Раздел 1. Секреты речи и текста (13 ч.)
Речь – средство передачи мысли и чувств. Типы текста. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Раздел 2. Язык в действии (12 ч.).
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Обогащение речи наиболее употребительной эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Разговор по телефону. Особенности языка СМС сообщений. Тон вежливой речи.
Проектно-исследовательские задания: Как влияют социальные сети на язык? «Нет слов? Одни эмоции?!».
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее. (9 ч.).
Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Причины заимствований. Специфика русской фразеологии. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык (русский)»
Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Из них (формы контроля) |
тв/р | проекты |
Секреты речи и текста | 13 | | |
Язык в действии | 12 | | 1 |
Русский язык: прошлое и настоящее | 10 | 1 | 2 |
ИТОГО | 35 | 1 | 3 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | По плану | По факту |
Раздел 1. Секреты речи и текста (13ч.) |
1 | Речь – средство передачи мысли и чувств. Типы текста. | 1 | 6.09 | |
2 | Информационная функция заголовков. Типы заголовков | 1 | 13.09 | |
3 | Составление плана текста, не разделённого на абзацы | 1 | 20.09 | |
4-5 | Информационная переработка прослушанного и прочитанного текста. | 2 | 27.09 4.10 | |
6-7 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 2 | 11.10 18.10 | |
8 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний | 1 | 25.10 | |
9 | Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам. | 1 | 1.11 | |
10 | Редактирование предложенных и собственных текстов. | 1 | 15.11 | |
11 | Сопоставление чернового и отредактированного текста. | 1 | 22.11 | |
12 | Редактирование текстов с использованием учебных словарей | 1 | 29.11 | |
13 | Синонимия речевых формул (практическая работа). | 1 | 6.12 | |
Раздел 2. Язык в действии (12 ч.) |
14 | Как правильно произносить слова. | 1 | 13.12 | |
15 | Многообразие суффиксов, позволяющих выразить оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка. | 1 | 20.12 | |
16 | Специфика грамматических категорий русского языка | 1 | 27.12 | |
17 | Словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных. | 1 | 10.01 | |
18 | Правильное и точное употребление предлогов. Предлоги с пространственным значением. | 1 | 17.01 | |
19 | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | 1 | 24.01 | |
20 | Эмоционально-оценочная и глагольная лексика. | 1 | 31.01 | |
21 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | 1 | 7.02 | |
22 | История возникновения и функции знаков препинания. | 1 | 14.02 | |
23 | Правила речевого этикета: разговор по телефону, особенности языка СМС сообщений. | 1 | 21.02 | |
24 | Презентация проектно-исследовательской работа: Как влияют социальные сети на язык? «Нет слов? Одни эмоции?!» | 1 | 28.02 | |
25 | Тон вежливой речи. | 1 | 6.03 | |
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч.) |
26 | Роль языка в жизни человека | 1 | 13.03 | |
27 | Национальный характер русского языка | 1 | 20.03 | |
28 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира | 1 | 3.04 | |
29 | Проектное задание «Откуда это слово появилось в русском языке» | 1 | 10.04 | |
30 | Русские слова в языках других народов | 1 | 17.04 | |
31 | Проектное задание «Русские слова в языках других народов» | 1 | 24.04 | |
32 | Мудрость народа. Пословицы, поговорки, фразеологизмы | 1 | 8.05 | |
33 | Специфика русской фразеологии | 1 | 15.05 | |
34-35 | Проектное задание «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре». | 2 | 22.05 29.05 | |
| ИТОГО часов | 35 | | |
9