Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г. (с изменении и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.)
2. ООП СОО (ФГОС) МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Программы курса «Русский язык»10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др. – М.: «Просвещение», 2019 г.
в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Объем часов: - В неделю - 0,5 часа.
- Общий объем - 34 часа (17 часов в год).
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение родного (русского) языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о родном (русском) языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- углубление знаний о родном языке как многофункциональной развивающейся системе;
- овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
- освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и др.
Методы и приёмы обучения:
ведущими методами обучения предмету являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Основными формами и видами контроля является проведение тестов в формате ЕГЭ, контрольных тестирований, самостоятельных работ, устных зачетов, сочинений, изложений, словарных диктантов и контрольных текстовых диктантов, собеседований, защиты проектов, игр.
Используемый учебно – методический комплект: Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др. – М.: «Просвещение», 2020 г.
Сроки реализации программы: два учебных года.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 17 часов, 11 класс-17 часов, что соответствует учебному плану школы.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
извлекать информацию из различных источников;
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, тестов, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
Содержание учебного предмета
10 класс
1. Лингвистика и лингвисты – 4 ч. Язык и его функции. Писатели о языке и речи. Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари. Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. |
2.Части речи, их происхождение и употребление в родной речи – 11 ч. Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе. Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится. Трудности в употреблении имен прилагательных. Употребление числительных в речи и художественной литературе. Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!» Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро» |
3. Повторение и обобщение изученного – 2 ч. Повторение и обобщение изученного. Итоговое тестирование. |
11 класс
1. Экология родного языка – 1 ч. |
2. Синтаксис родного языка – 6 ч. Синтаксис словосочетаний. Особенности построения некоторых словосочетаний. Трудности в употреблении имен прилагательных. Синтаксис простого осложненного предложения, типичные ошибки в простом предложении с обособленными членами. Особенности построения предложений с однородными членами. Типичные ошибки в построении сложного предложения. Предложения с прямой и косвенной речью. Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту Л.В. Петрановской («Давно замечен парадоксальный факт…»). |
3. Стилистика родного языка – 8 ч. Функционально-стилевая дифференциация речи. Стилистические нормы языка. Разговорная речь в произведениях родной литературы. Области применения научного стиля. Научно-популярный подстиль. Деловая речь. Публичная речь. Приемы речевого воздействия на аудиторию. Р.р. Сочинение-рассуждение «Счастье – как я его понимаю» (проблемный очерк). Язык родной литературы. |
4. Повторение и обобщение изученного – 2 ч. Повторение и обобщение изученного. Итоговое тестирование. |
Тематическое планирование
10 класс
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
п/п | |
| Лингвистика и лингвисты. | 4 |
| Части речи, их происхождение и употребление в родной речи. | 11 |
| Повторение и обобщение изученного. | 2 |
| Итого | 17 |
11 класс
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
п/п | |
| Экология родного языка. | 4 |
| Синтаксис родного языка. | 6 |
| Стилистика родного языка | 8 |
| Повторение и обобщение изученного. | 2 |
| Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку
в 10 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечания |
План | Факт |
1 | | | Язык и его функции. Писатели о языке и речи. | |
2 | | | Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. | |
3 | | | Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари | |
4 | | | Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. | |
5 | | | Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе. | |
6 | | | Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. | |
7 | | | Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится. | |
8 | | | Трудности в употреблении имен прилагательных. | |
9 | | | Употребление числительных в речи и художественной литературе. | |
10 | | | Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». | |
11 | | | Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) | |
12 | | | Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. | |
13 | | | Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!» | |
14 | | | Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» | |
15 | | | Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро» | |
16 | | | Повторение и обобщение изученного. | |
17 | | | Итоговое тестирование | |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку
в 11 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечания |
План | Факт |
1 | | | Экология родного языка. | |
2 | | | Синтаксис словосочетаний. Особенности построения некоторых словосочетаний. | |
3 | | | Синтаксис простого осложненного предложения, типичные ошибки в простом предложении с обособленными членами. | |
4 | | | Особенности построения предложений с однородными членами. | |
5 | | | Типичные ошибки в построении сложного предложения. | |
6 | | | Предложения с прямой и косвенной речью. | |
7 | | | Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту Л.В. Петрановской («Давно замечен парадоксальный факт…»). | |
8 | | | Функционально-стилевая дифференциация речи. | |
9 | | | Стилистические нормы языка. | |
10 | | | Разговорная речь в произведениях родной литературы. | |
11 | | | Области применения научного стиля. Научно-популярный подстиль. | |
12 | | | Деловая речь. | |
13 | | | Публичная речь. Приемы речевого воздействия на аудиторию. | |
14 | | | Р.р. Сочинение-рассуждение «Счастье – как я его понимаю» (проблемный очерк). | |
15 | | | Язык родной литературы. | |
16 | | | Повторение и обобщение изученного. | |
17 | | | Итоговое тестирование | |