СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Труд" 6 класс. Для детей с ОВЗ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Труд" 6 класс. Для детей с ОВЗ»



Приложение

к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1.






Рабочая программа

по учебному предмету

«Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала»

для обучающихся 6 класса

на 2022-2023 учебный год







Составила:

Шупилова Ольга Васильевна





















Биробиджан, 2022г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для обучающихся 6 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1 (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17). Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022 – 2023 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.

При составлении примерной рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

На изучение предмета «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» федеральным компонентом учебного плана отводится 6 часов в неделю (204 часов в год).


Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения, уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.

Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся c умственной отсталостью (вариант 1), уровня их знаний и умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет (учебная зона, рабочая зона, материалы и оборудование, инвентарь, предметы санитарного оборудования и тд). Основными формами и методами обучения являются беседы, лекции и практические работы. При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

Темы опираются на такие школьные дисциплины, как русский язык и литература, естествознание, ОБЖ, труд.

Программа строится по концентрическому принципу, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщик служебных помещений, дворник, прачка, рабочий по кухне и др. предусматривает также необходимость формирования навыков культурного поведения, общения с различным категориями людей, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.


Цель учебного предмета

Главная цель предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.


В процессе обучения по данной программе решаются следующие задачи:

Обучающие:

-формирование доступных технических и технологических знаний;

-Развитие обще-трудовых умений;

-обучение профессиональным приемам труда и привитие трудовых навыков.

Коррекционные:

-развитие моторных навыков;

-развитие психомоторных способностей восприятия, мышления, памяти;

-развитие умения использовать помощь учителя, работать по инструкции;

-развитие умения ориентироваться в задании.

Воспитательные:

-воспитание устойчивого положительного отношения к труду;

-чувства ответственности, коллективизма, соблюдение дисциплины, воспитание бережного отношения к общественной собственности.

Наряду с этими задачами на занятиях по труду решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

В классе по профильному труду «Подготовка младшего обслуживающего персонала» обучается 1 человек.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью обычно затрудняются в овладении такими общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 8 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • включен дополнительно в целях повторения материала и формирования навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических навыков раздел «Ручная стирка». Необходимость включения данного раздела в содержание программы объясняется тем, что у обучающихся слабо сформированы навыки самообслуживания и санитарно-гигиенические навыки;

  • разделы программы «Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря и тары на предприятии общественного питания» и «Работа в пищеблоке» объединены в один раздел в целях облегчения изучения учебного материала обучающимися;

  • некоторые темы разделов перенесены для их изучения в другие разделы программы, что также связано с психофизическими особенностями обучающихся, с особенностями усвоения учебного материала (темы разделов: Обработка оборудования и уборка на кухне. Подготовка столового зала предприятия общественного питания к приёму посетителей. Уборка территории и помещений на предприятии общественного питания. Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря и тары на предприятии общественного питания; работа в пищеблоке.

Данные перестановки связаны также с тем, что занятия с обучающимися по данным темам в основном будут организованы в кабинете, а в школьный пищеблок (пищеблок 2 детского дома) будут организованы экскурсии.


Планируемые результаты

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:

Минимальный уровень:

  • знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

  • знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;

  • подбирать материалы, необходимые для работы;

  • знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

  • подбирать инструменты, необходимые для работы;

  • руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;

  • овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);

  • овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

  • читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия;

  • составлять стандартный план работы;

  • иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

  • определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;

  • понимать значение и ценность труда;

  • понимать красоту труда и его результатов;

  • заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;

  • использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;

  • понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину;

  • эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

  • выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;

  • осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

  • распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

  • выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

  • принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

  • осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;

  • экономно расходовать материалы;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;

  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;

  • создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;

  • самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

  • овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);

  • понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;

  • понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

  • сознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.


Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебного процесса по трудовому обучению является урок. Все уроки носят практическую направленность. На уроках используется в основном фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимися. Групповая (бригадная) форма организации учебной деятельности учащихся применяется при выполнении практических работ на этапе закрепления и повторения учебного материала.

При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.


Личностными результатами являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Предметные результаты:

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила ухода за пришкольной территорией в разное время года;

  • правила ежедневной уборки жилых и служебных помещений;

  • правила ухода за паркетным полом, за мебелью с различным покрытием;

  • содержание и правила работы в школьной столовой;

  • устройство и назначение хозинвентаря, швейной машинки, утюга;

  • правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;

  • правила безопасной работы с инструментами и оборудованием;

  • способы ремонта постельного белья;

  • правила работы на швейной машине с ручным приводом.

Учащиеся должны уметь:

  • убирать пришкольную территорию в разное время года, вскапывать и рыхлить почву в цветнике;

  • выполнять ежедневную уборку жилых и служебных помещений;

  • подавать пищу и убирать посуду со столов в школьной столовой;

  • соблюдать требования к работнику столовой;

  • ухаживать за садовыми растениями;

  • выполнять простейший ремонт белья;

  • пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу;

  • пользоваться утюгом;

  • выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролем учителя).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу "Подготовка младшего обслуживающего персонала"

в 6 классе на 204 часа (6 часов в неделю по учебному плану) на 2022-2023 учебный год

№№

Тема урока



Кол-во

часов

Сроки прохождения

План

Факт

Уборка территории и помещений (48 часов, из них 21ч. пр.р.)

1

Вводное занятие

1



2

Территория вокруг школы. Аллеи, дорожки и площадки около школы. Расположение, назначение, правила ухода.

4




Виды сорных растений.

2




Однолетние сорные растения.

2




Двухлетние и многолетние сорные растения

2




Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, рабочие позы и приемы.

4




Правила безопасности при уборке.

4




Пр. раб. Сгребание опавших листьев граблями.

2




Пр. раб. Выдергивание и удаление сорных растений.

2




Пр. раб. Подметание дорожек и площадок.

2




Пр. раб. Переноска собранного мусора.

2




Пр. раб. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складированию в отведенное место.

2




Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань, маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении.

2




Последовательность уборки.

2




Определение качества уборки.

2




Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора.

2




Пр. раб. Крепление тряпки на швабру.

2




Пр. раб. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш.

2




Пр. раб. Промывка тряпки во время работы.

2




Пр. раб. Влажная протирка пола.

2




Пр. раб. Влажная уборка спального помещения.

2




Пр. раб. Проверка результатов работы.

1



Работа с тканью (28 часов, из них 20ч. пр.р.)

Изделие. Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя).


Фартук: ткани для изготовления.

2




Фартук: детали.

2




Фартук: швы.

2




Фартук: виды отделки.

2




Пр. раб. Намётывание первого и второго подгиба.

4




Пр. раб. Обработка срезов на швейной машине швом вподгибку.

4




Пр. раб. Изготовление завязок.

4




Пр. раб. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и пристрачивание.

4




Пр. раб. Отделка фартука вышивкой или аппликацией.

4



Работа с деревом (16 часов, из них 12 ч. пр.р.)

Изделие. Панно из спилов.


Панно. Виды панно.

1




Дерево. Древесина.

1




Спилы дерева.

1




Выжигательный аппарат.

1




Пр. раб. Изготовление настенного панно из спила дерева.

12



Устройство жилого помещения (29 часов, из них 15 ч. пр.р.)

Изделие. Аппликация « Жилая комната», « Прихожая», « Кухня».


Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем, ниша для радиатора.

2




Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная), штепсельная розетка, вентиляционная решетка.

2




Инструменты и материалы для выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей.

1




Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

1




Пр. раб. Выбор цветной бумаги. Разметка, вырезание и расположение деталей на бумаге.

2




Пр. раб. Проверка расположения.

1




Пр. раб. Наклеивание деталей.

2




Пр. раб. Надписывание на аппликациях названий предметов, новых для учащихся.

2




Пр. раб. Нахождение строительных элементов в здании школы.

2




Паркетный пол в жилом или административном помещении.

1




Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по внешнему виду.

2




Уход за паркетным полом.

1




Щетка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения.

2




Электрополотер: устройство, пользование. Правила безопасности при обращении с электрополотером.

2




Пр. раб. Удаление пятен на паркетном полу.

1




Пр. раб. Влажная уборка паркетного пола, покрытого лаком (пол из ламината).

1




Пр. раб. Подготовка к влажной уборке пола, покрытого линолеумом.

1




Пр. раб. Влажная уборка пола, покрытого линолеумом ( паркетного пола в школе нет, поэтому практические работы заменены).

1




Пр. раб. Подготовка к влажной уборке плиточного пола.

1




Пр. раб. Влажная уборка плиточного пола.

1



Столовая (14 часов, из них 5 ч. пр.р.)


Понятие о гигиене питания.

1




Фаянсовая и стеклянная посуда.

1




Столовые приборы.

1




Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов.

1




Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов.

1




Требования к работнику столовой: одежда, поведение.

1




Правила подготовки стола к подаче пищи.

1




Эстетическое оформление стола.

1




Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды.

1




Пр.раб. Сервировка стола. Разноска пищи по столам.

1




Пр.раб. Подача пищи. Сбор грязной посуды.

1




Пр.раб. Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов.

1




Пр.раб. Разгрузка посуды в моечном отделении.

1




Пр.раб. Уборка и протирка столов. Уборка пола.

1



Ремонт постельного белья (17 часов, из них 13 ч. пр.р.)

Объект работы: Наволочка. Простыня, пододеяльник.


Виды ремонта: наложение заплат, обрезание ветхих краёв. Формы и размеры заплаты.

2




Пришивание заплаты к образцу.

2




Пр.раб. Подготовка изделия к ремонту ( обрезание ветхих краёв).

2




Пр.раб. Раскрой заплаты с учётом швов.

2




Пр.раб. Подгибание и замётывание срезов на заплате и изделии.

4




Пр.раб. Наложение, примётывание и пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине.

4




Пр.раб. Утюжка отремонтированного изделия.

1



Ежедневная уборка помещения (18 часов, из них 10 ч. пр.р.)


Служебное помещение: виды, назначение, оборудование (Учительская. Кабинеты руководителей школы. Методические кабинеты. Классы. Складские помещения школы).

2




Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении.

2




Правила уборки в служебном помещении.

2




Бытовой электропылесос: устройство, применение. Правила пользования электропылесосом.

2




Пр.раб. Протирка подоконников, отопительных радиаторов.

2




Пр.раб.Подметание и протирка пола шваброй.

2




Пр.раб.Получение разрешения на протирку столов, настольных осветительных приборов.

2




Пр.раб.Очистка мусорных корзин.

1




Пр.раб.Удаление пыли с помощью пылесоса.

2




Пр.раб.Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места.

1



Уход за мебелью (14 часов, из них 4 ч. пр.р.)


Мебель: виды, назначение.

2




Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль).

2




Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия.

2




Повседневный уход за полированной мебелью.

2




Техника безопасности и меры предосторожности со средствами бытовой химии.

2




Пр.раб. Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели. Уборка мягкой мебели

2




Пр.раб. Обновление поверхности мебели с помощью полирующего средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.

2



Работа с тканью (20 часов, из них 16 ч. пр.р.)


Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, собачка, утка, рыбка, зайчик.

Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название.

2




Способ выполнение петельного стежка.

2




Пр.раб. Смётывание и соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками, вывёртывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей. (хвоста, клюва, плавника, глаза и пр.).

16