Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой. Москва: «Просвещение», 2008 год, регионального базисного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью образовательных учреждений Костромской области от 14.08.2014 г. № 2014
Программа адресована обучающимся 1 – 4 классов МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области, имеющим рекомендации ПМПК «Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью лёгкой степени» и рассчитана на 304 часа.
Обучение труду во 1-4 м классах направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)
- воспитание уважения к своему труду и к труду людей;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений — организация рабочего места, правильное расположение на нём материалов и инструментов, уборка их по окончании работы, знание и выполнение правил внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенических требований.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой работы кисти и пальцев рук;
- формирование зрительно – двигательной координации.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия и узнавания:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации.
3. Развитие учебных умений и навыков:
- ориентация в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительное планирование хода работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
4. Развитие наглядно-образного мышления.
5. Развитие речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире.
7. Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя).
8. Коррекция индивидуальных недостатков развития.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Обращается особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерскую школы.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Учебная программа состоит из четырех блоков:
работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлоконструктором и древесиной; с пластическими материалами.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся;
соблюдение установленных правил и порядка на рабочем месте.
Формирование умений учащихся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Количество часов |
Темы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Работа с глиной и пластилином | 18 | 28 | - | 6 |
Работа с природным материалом | 9 | 2 | 5 | - |
Работа с бумагой и картоном | 33 | 24 | 19 | 48 |
Работа с текстильными материалами | 6 | 14 | 18 | 48 |
Работа с проволокой | - | - | 5 | - |
Работа с металлоконструктором | - | - | 10 | - |
Работа с материалоотходами | - | - | 4 | - |
Работа с древесиной | - | - | 7 | - |
Итого | 66 | 68 | 68 | 102 |
Специфика восприятия и усвоения учебного материала учащимися
по трудовому обучению
Специфика восприятия и усвоения учебного материала учащимися по трудовому обучению имеет следующие направления:
1. Ориентировочная деятельность:
- затруднения при анализе образца изделий;
- низкая способность к анализу и обобщению;
- низкий уровень развития мышления;
- нарушение работоспособности;
- отсутствие интереса к труду;
2. Планирование предстоящей работы:
- затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана);
- неумение осуществлять перенос при изготовлении аналогичного изделия;
- низкий темп работы;
- низкая осознанность порядка работы;
3. Практическая работа:
- трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным планом, графическим планом;
- затруднения устанавливать причинно-следственную зависимость между действием и результатом;
- недостаточное овладение способами контроля (глазомерный, инструментальный);
- недостаточность пространственной ориентировки;
- недоразвитие моторных функций( нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) ;
- нарушения работоспособности.
Учащихся можно условно разделить на три группы, состав которых по мере обучения меняется: постепенно растёт число детей, успешно занимающихся на уроках труда. Рассмотрим характеристику каждой группы.
Группы уч-ся | Характеристика группы |
1 группа | Ученики успешно овладевают трудом при фронтальном обучении. Самостоятельно могут ориентироваться в задании и выполнять изделия, совпадающие с образцом. При планировании ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана они способны правильно выбрать соответствующий полуфабрикат и четко сформулировать пункт плана. При ответах пропуски операций и повторы редки. Успешно овладевают двигательными трудовыми приемами, Сравнительно быстро обучаются распределять мышечное усилие и внимание. Обладают относительно высокой способностью к анализу и обобщению. Темп работы высокий. Работоспособность устойчиво средняя или высокая. |
2 группа | Ученики испытывают затруднение в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности: - ученики, испытывающие затруднение в овладении общетрудовыми умениями. Ученики с трудом разбираются в конструкции изделий. Не понимают и не запоминают многокомпонентных пространственных характеристик. При планировании ближайшей операции имеют место повторы, пропуски и перестановка приемов. Работоспособность удовлетворительная. Двигательная сфера сохранна. Дети приобретенных знаний не теряют, могут применить их при выполнении аналогичного задания. - учащиеся затрудняются во владении двигательными трудовыми приемами. Двигательная сфера существенно нарушена. Фронтальное объяснение понимают, запоминают порядок действий, но нуждаются в дополнительной помощи при осуществлении двигательной программы приема. Работоспособность устойчива. - учащиеся с нарушением работоспособности. Успешно овладевают общетрудовыми и двигательными умениями. Работоспособность повышается медленно. Нуждаются в постоянном стимулировании. |
3 группа | Ученики испытывают трудности в овладении общетрудовыми и двигательными умениями и имеющие нарушения работоспособности. Низкий уровень развития мышления, недостаточность пространственной ориентировки. Низкая способность к анализу обобщения. С трудом дети обучаются ориентированию в предметно-операционных планах. Исполнительские действия детей ошибочны, фрагментарны. Темп работы средний, работоспособность средняя и низкая. Учащиеся нуждаются в постоянном дифференцированном подходе. |
Ожидаемые образовательные результаты усвоения учащимися учебной программы по трудовому обучению.
К концу четвёртого года обучения у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
Умение ориентироваться в задании | Самостоятельное сравнение образца с натуральным объектом, муляжом. Самостоятельное определение назначение изделия. Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств. Анализ условий труда, видов труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. |
Умение планировать ход работы | 1.Планирование трудовых действий: -умение с опорой на образец и графические обозначения составлять план работы над изделием; выполнять с опорой на образец и самостоятельно. 2.Определение инструментов: |
Умение контролировать свою работу | 1.Осуществление контроля действий в ходе работы: -умение проверить правильность изготовленных изделий( по образцу, шаблону, линейке, наложением, визуально); обнаружить ошибку и исправить её. 2.Осуществление заключительного контроля: -умение самостоятельно обнаружить ошибки, установить причины их появления; самостоятельно составить устный отчет о проделанной работе; сделать подробный анализ своего изделия и изделия товарища. |
Организационные умения | Подготовка и содержание в порядке рабочего места: -умение правильно подготовить рабочее место к работе; удобно располагать инструменты, приспособления и материалы; содержать рабочее место в порядке. 2. Экономное расходование материалов при разметке. 3. Работа с разделением труда в коллективе. 4. Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности. |
Двигательные трудовые умения | Экономное расходование трудовых усилий и времени: - умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением правильной рабочей позы. 2. Владение инструментами и приспособлениями. 3. Обработка разнообразных материалов: - умение самостоятельно выполнять обработочные операции различных материалов. 4. Сборка изделия: -умение выполнять сборочные операции (наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, пришивать и сшивать детали) . 5. Разметка материалов: - умение самостоятельно определять с помощью линейки высоту, длину и ширину предмета; выполнять разметку изготавливаемых деталей по шаблону, по трафаретам, по линейке, самостоятельно. |
Примечание. Слабые учащиеся должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно.
Принципы, положенные в основу раздела учебной программы
В основу учебной программы положены принципы:
С целью обеспечения доступности материала, предлагаемого учащимся, он отбирается с учётом следующих критериев: связь с жизнью детей, подача учебного материала малыми порциями, предварение изучения нового материала пропедевтикой, неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков, подбор доступных для работы материалов.
- максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии учащихся;
- взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, развитием речи, рисованием );
- повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков;
- замедленность обучения;
- максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
- руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
- подбор и систематизацию практических заданий разного содержания.
Индивидуальный подход к учащемуся означает направленность обучения и воспитания, которая учитывает индивидуальность школьника в целом и на этой основе создаёт оптимальные условия его учения и развития. Индивидуальный подход тесно связан с дифференциацией обучения. Дифференцированный подход обеспечивает успешность обучения детей, учебные способности которых в ту или другую сторону отличаются от уровня, считающегося удовлетворительным. Дополнительные коррекционные меры применительно к отстающим ученикам и усложнение учебных заданий для более способных осуществляются в рамках общей для всех учащихся программной темы. Дифференцированный подход решает задачу предупреждения ошибочных действий, обусловленных индивидуально-типическими особенностями учащихся.
Трудовая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: математикой, рисованием, развитием речи. Уроки труда строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими учебными предметами.
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
На уроках используется УМК Кузнецовой Л.А., которая учебную трудовую деятельность рассматривает как средство познания окружающего мира. УМК построен по компонентам практической деятельности: подготовка рабочего места, ориентировка в задании и планирование своей деятельности, изготовление изделия, контроль и самоконтроль усвоения знаний и умений.
Содержание учебного материала в учебнике и рабочих тетрадях составлено в соответствии с предусмотренными программой видами труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», объекты труда сгруппированы в соответствии с задачами обучения и с учётом реальных возможностей детей. В рабочие тетради включены изобразительно – графические упражнения и графические схемы для контроля. Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, сминание, складывание, скатывание), затем применение работ с использованием инструментов. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал планируется с учётом неоднократного повторения на последующих двух или трёх уроках. Изобразительно – иллюстративный материал представлен в виде фотографий, рисунков, графических предметно – операционных планов, разработанных с учётом возможностей восприятия и аналитико – синтетической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка знаний и умений учащихся 1-4 классов на уроках трудового обучения
При оценке знаний и умений учащихся по трудовому обучению следует обращать внимание на правильность выполнения приёмов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта), качество готового изделия, организацию рабочего места.
Урочная деятельность учащихся оценивается по пятибалльной системе.
Оценка «5» выставляется:
учащийся самостоятельно организует рабочее место;
знает, применяет на практике правила безопасной работы с инструментами;
соблюдает санитарно-гигиенические требования;
самостоятельно анализирует объект труда;
правильно планирует предстоящий ход работы по вопросам учителя;
самостоятельно работает по предметно-инструкционной карте, чертежу;
в полном объёме владеет навыками работы с различными материалами;
употребляет в речи техническую терминологию;
самостоятельно анализирует и даёт краткую оценку своей работы и работы товарища.
Оценка «4»:
учащийся с незначительной помощью учителя организует рабочее место;
знает правила безопасной работы с инструментами, но допускает единичные ошибки при их применении;
допускает единичные ошибки при соблюдении санитарно-гигиенических требований;
по вопросам учителя анализирует объект труда;
допускает единичные ошибки в планировании хода работы по вопросам учителя;
с незначительной помощью учителя работает по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу;
в полном объёме, но с незначительной помощью учителя владеет приёмами работы с различными материалами;
употребляет в речи техническую терминологию;
анализирует свою работу и работу товарища по образцу оценки учителя.
Оценка «3»:
учащийся под контролем учителя организует рабочее место;
плохо знает правила безопасной работы с инструментами и допускает ошибки при их применении на практике;
допускает ошибки при соблюдении санитарно-гигиенических требований;
с помощью учителя анализирует объект труда;
планирует только ближайшую операцию хода работы по вопросам учителя;
с помощью учителя работает по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу;
владеет приёмами работы с различными материалами под контролем учителя;
затрудняется в употреблении технической терминологии;
анализирует и оценивает свою работу и работу товарища не по всем параметрам с помощью.
Оценка «2»:
учащийся с помощью учителя организует рабочее место;
не знает правил безопасной работы с инструментами и не применяет их на практике;
не соблюдает санитарно-гигиенические требования;
не анализирует объект труда даже с помощью учителя;
не планирует предстоящий ход работы по вопросам учителя;
не способен работать по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу;
выполняет приёмы работы с различными материалами с помощью учителя;
не употребляет в речи техническую терминологию;
не анализирует и не даёт оценки своей работы и работы товарища.
Диагностика сформированности знаний, умений и навыков учащихся младших классов по трудовому обучению.
Диагностика направлена на выявление объективных особенностей и возможностей каждого ребёнка, составление прогноза его развития с тем, чтобы в дальнейшем создать наиболее благоприятные условия обучения и воспитания.
При использовании диагностики учитывались следующие параметры и критерии:
№ п/п | Параметры |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. | Организация рабочего места.
Соблюдение правил безопасной работы с инструментами.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Анализ объектов труда.
Планирование предстоящего хода работы по вопросам учителя.
Сформированность навыков работы по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу.
Приёмы работы с различными материалами.
Самостоятельность выполнения работы.
Употребление в речи технической терминологии.
Анализ своей работы и работы товарища. |
Критерии оценки:
Высокий уровень – полное усвоение предложенных знаний; правильно, самостоятельно выполняет задание.
Уровень выше среднего – выполняет задание с единичными ошибками; с незначительной помощью учителя.
Средний уровень – выполняет задание по образцу с ошибками; с помощью учителя.
Уровень ниже среднего – выполняет задания только с помощью, с ошибками.
Низкий уровень – усвоение отдельных знаний и навыков; не понимает инструкцию к заданию, не справляется даже с помощью учителя.
Учебно-методический комплекс.
Программа
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение
Учебники для 1-4 классов:
1. «Технология. Ручной труд», автор Л.А.Кузнецова, Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2013 г.