СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 2021 - 2022 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению»



Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумены»



Согласовано Утверждаю

Руководитель МО учителей Директор школы Т. В. Кондратьева

_________________ С.Г. Вопилова Приказ № от « » сентября 2020 г

Протокол № от « » сентября 2020 г.


Рабочая программа

по учебному предмету «Природоведение»

для обучающихся 5 класса.


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

вариант 1



Всего 68 учебных часов. Составитель: Чернышева Л.В., учитель

первой квалификационной категории


2020 -2021 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для обучающихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерствово образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

  • Учебный план ОО.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение, 2018. – 310 с.;

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.


Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни обучающимися с нарушениями интеллекта.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

  • формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;

  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  

При проведении уроков предполагается использование следующих методов:

  • методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

  • методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

  • методов исследования (наблюдение, анкетирование).


Общая характеристика учебного предмета


Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;

  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

В процессе изучения материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе включает следующие разделы:

1. Введение

2. Вселенная

3. Наш дом-Земля

4. Есть на земле страна Россия.

Раздел «Ведение» в 5 классе направлен на повторение материала по формированию знаний о живой и неживой природе.

При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.

В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

В процессе изучения материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы).

От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты обучающиеся могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, выполняются совместно с учителем.



Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:

Личностные учебные действия

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

  • уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

  • оказывать помощь сверстникам и взрослым;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;

  • использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.



Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Природоведение» для обучающихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, фор­ми­ро­ва­ние и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нра­вственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

1) формирование интереса к изучению природоведения;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.

В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень: 

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.



Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы обучающимися. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.


Оценка устных ответов

Устный опрос обучащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по природоведению. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты

Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.


  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.



Содержание учебного предмета «Природоведение» в 5 классе


Раздел I. «Введение» (2 ч)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем необходимо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.


Раздел II. «Вселенная» (7 ч)

Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос. Наука астрономия. Ученые-астрономы. Для чего изобрели телескоп. Карта звездного неба. Обсерватория.

Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце - раскаленное небесное тело. Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим, а остальные звёзды маленькими. Зачем всему живому на Земле необходимо Солнце. Небесные тела Солнечной системы планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), спутники планет, астероиды. Откуда планеты получили свои названия. Расстояние планет Солнечной системы от Солнца, последовательность их расположения от Солнца. Земля - единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Сергей Павлович Королев – советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, основоположник советской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли. Для чего они нужны в настоящее время. Телескоп, его применение. Межпланетные автоматические станции и для чего их используют.

Полеты в космос. Космодром. Космонавты. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт, который облетел нашу планету на космическом корабле «Восток», Герой СССР. День космонавтики, история праздника. Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина космонавт. Жизнь космонавтов на орбитальной космической станции.

Смена дня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разное время суток - утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день сменяется вечером, а вечер - ночью. Занятие школьников в разное время суток. Восход и закат Солнца. Разница во времени в разных точках земного шара.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Полный оборот земного шара вокруг Солнца. Времена года. Последовательность времен года. Признаки каждого времени года. Красота природы в разные времена года. Перемена одежды и занятий людей в зависимости от времени года. Экватор. Северное и Южное полушария нашей планеты. День летнего солнцестояния - самый длинный день в году. Самый короткий день в году - день зимнего солнцестояния.

Практические работы.

Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Экскурсия.

Планетарий, музей космонавтики, обсерватория или наблюдения за звездным небом.

Межпредметные связи.

Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.


Раздел III. Наш дом – Земля (44 ч.)

Воздух (9 ч.)

Планета Земля. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной системы. Значение Солнца для Земли. Предметы и явления живой и неживой природы. Зависимость живой и неживой природы. Оболочки планеты. Гидросфера. Вода на Земле. Литосфера. Суша. Атмосфера. Воздух. Биосфера. Люди, растения и животные.

Значение воздуха для жизни на Земле. Воздушная оболочка нашей планеты. Её значение. Воздух. Из смеси каких газов он состоит. Кому необходим воздух. Что может случиться с Землей, если исчезнет кислород. Углекислый газ. Кому нужен углекислый газ. Что спасает людей от отравления углекислым газом.

Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объём воздуха, сколько места он занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Где можно увидеть воздух. Зачем нужно рыхлить землю на огороде и в цветочных горшках. Теплопроводность воздуха. Почему звери и птицы не мерзнут зимой. Почему человек носит шерстяную одежду. Как человек использует свойства воздуха. Применение свойств воздуха при водолазных работах. Как устроен термос.

Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругость воздуха. Свойства теплого и холодного воздуха. Определение движения воздуха. Проведение опыта. Применение знаний о свойствах воздуха человеком.

Температура воздуха. Термометр. Почему люди меняют одежду зимой и летом. Температура воздуха в разные времена года и время суток. Прибор для измерения температуры воздуха на улице и в помещении. Устройство термометра. Правила пользования им. Благоприятная температура воздуха для человека. Определение температуры воздуха в кабинете, на улице. Шведский ученый Андерс Цельсий.

Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного может сделать ветер и какие беды он может принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер - прибор для определения направления ветра. Почему воздух быстро движется и дует сильнее. Сила ветра. Ураган. Вред, наносимый ураганом. Буря, шторм. Буран.

Состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот). Кислород, его значение и применение. Свойство кислорода поддерживать горение. Важность кислорода для человека, животных и растений. Кислород в медицине, его применение. Значение и применение углекислого газа, какие вред и пользу он может приносить человеку.

Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые (14 ч.)

Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Их значение, способы добычи. Свойства полезных ископаемых. Месторождение. Геологи. Россия – богатая полезными ископаемыми страна. Бережное, разумное и экономное отношение к полезным ископаемым.


Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (7 ч.)

Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые. Какие материалы для стройки изготавливают из строительных полезных ископаемых. Гранит, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Известняк, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный известняк. Мел. Почему мрамор называют самым ценным камнем. Почему Москву называли белокаменной.

Песок, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Глина, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Подземная питьевая вода. Колодцы, скважины. Проницаемые и водонепроницаемые полезные ископаемые. Использование глины в медицине.

Горючие полезные ископаемые (2 ч.)

Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Торфяники. Торф как полезное ископаемое. Почему нельзя разводить костры на торфяниках.

Каменный уголь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Окаменелости в залежах угля и торфа.

Добыча и использование каменного угля. Способы добычи каменного угля. От чего зависит способ добычи. Карьер. Шахта. Шахтеры. Обозначение месторождений угля на карте. История открытия Печорского месторождения каменного угля.

Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Отличие нефти от каменного угля. Основное свойство нефти. За что нефть ценят во всем мире. Танкер. История происхождения нефтяных месторождений, их обозначение на карте. Крупные месторождения нефти в России.

Добыча и использование нефти. Основные свойства нефти. Буровая – место добычи нефти. Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепровод. Хранилища для хранения нефти. Использование нефти. Почему нефть называют « черным золотом». Продукты переработки нефти. Утечка нефти, почему она происходит, ее последствия. Почему очень важно не допустить утечку нефти.

Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Правила обращения с газом в быту. Газовый счетчик. Как вести себя, если вы почувствовали запах газа. Крупнейшие месторождения газа в России. Как обозначаются на кате месторождения газа.


Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).

Черные металлы. Различные способы добычи железной руды, от чего они зависят. Как из железной руды человек получает сталь и чугун. Сталь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Чугун, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличие стали и чугуна. Предметы, сделанные из металла. История развития российского производства чугуна. Обозначение месторождений железной руды на карте.

Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов. Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность), места добычи, где и для чего используется. Отличие алюминия. Медь, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность, места добычи, где и для чего используется. Отличие меди. Применение цветных металлов. История знакомства людей с металлами, когда и как человек научился применять металлы и какие из них он узнал первыми.

Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Их отличие, внешний вид. Где используются благородные металлы. Самородок. Благородные металлы в промышленности, медицине, ювелирном деле. Ювелир. Благородные металлы в слитках и монетах.

Охрана полезных ископаемых. Как люди используют полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Как избежать исчезновения запасов полезных ископаемых. Последствия добычи и переработки полезных ископаемых. Бережное отношение к богатствам природы.

Вода (14 ч.)

Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашей планете (моря, океаны, реки, озёра, водопады, ручьи). Роль воды в питании живых организмов. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Бережное отношение к воде.

Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворять некоторые твердые вещества. Запах воды, что можно определить по запаху. Цвет воды, имеет ли вода цвет. Вкус воды. Соленая и пресная вода на нашей планете.

Растворимые и нерастворимые вещества. Раствор. Применение растворов. Минеральная вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровень солености морской воды.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистая вода, ее свойства. Фильтры для очистки воды. Очистные сооружения. Можно ли любую чистую воду считать питьевой. Музей воды в Москве. Куда девается, использования человеком, грязная вода.

Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Примеры воды в разных состояниях. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды – градус. Температура плавления льда и кипения воды. Когда вода превращается в лёд. Что происходит с водой при её кипении. Красота воды.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Что происходит при нагревании и охлаждении воды. Применение знаний о свойствах воды в быту.

Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение. Дамба, что это такое и для чего человек их строит.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Дождевальная установка. Гидроэлектростанция. Водохранилище. Экономия питьевой воды. Количество пресной воды на нашей планете, в России. Запасы пресной воды.

Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши. Круговорот воды в природе. Пресная вода. Как на карте обозначают различные водные объекты.

Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Куда впадают реки. Использование человеком рек. Бережное отношение и охрана рек. Крупнейшие реки России.

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Естественные и искусственные водоемы, их образование. Озера, болота, пруды, водохранилища, их отличие. Использование этих водоемов человеком. Озера России. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Чем опасно болото.

Моря и океаны. Отличие моря от океана. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Порт. Как человек использует океаны и моря. Охрана и бережное отношение к океанам и морям. Животный мир морей и океанов. Его значение для человека.

Охрана воды. Использование воды человеком. Бережное отношение к водоемам. Что люди делают для охраны водоемов.

Поверхность суши. Почва (6 ч.)

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Равнина – благоприятное место для жизни человека. Вред, приносимый оврагами. Борьба с образованием оврагов.

Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор. Альпинизм. Почему людям нравиться отдыхать в горах. Польза лесов, растущих на склонах гор.

Почва - верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная (глина, песок и соли) и органическая (перегной) часть почвы. Питательные вещества в почве.

Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы. Чернозёмные почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Почва характерная для нашего края. Чернозёмные почвы России.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Удобрения для почвы.

Охрана почвы. Эрозия почв. Значение почвы для человека, животных, растений. Главное свойство почвы. Мероприятия, проводимые человеком для сохранения плодородности почвы, улучшения её состава. Охрана почвы – задача всех людей на Земле. Международная организация «Гринпис» («Зеленый лес»).

Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.

Практические работы.

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

Заполнение схемы «Воды суши».

Изготовление макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».

Экскурсии (1ч)

Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).

Межпредметные связи.

Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.




Раздел IV. Есть на земле страна Россия (14 ч.)

Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Символы России. Россия – самое большое государство в мире. Цвета физической карты. Границы России ( сухопутные и морские). Пограничники.

Моря и океаны, омывающие берега России. Моря Северного-Ледовитого и Тихого океана. Черное, Азовское и Балтийское моря. Гейзеры. Дюны. Арктика. Цунами.

Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Уральские и Кавказские горы. Урал – страна малахита.

Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур.

Москва – столица России. История основания и развития Москвы. Достопримечательности. Москва – промышленный город. Красная площадь, Кремль, Московский зоопарк. Виды транспорта в столице.

Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга. Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты.

Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние города России. Достопримечательности.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности.

Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озёр Омской и Новосибирской областей.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.

Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия» (1 ч.)

Практические работы.

Зарисовка государственного флага России.

Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д.).

Изготовление альбома «Россия – наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).

Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».

Экскурсии.

Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).

Межпредметные связи.

Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.



Тематический план



Количество часов

Перечень разделов и тем

по темам

всего

1. Введение

2ч.

19ч.

2. Вселенная

7ч.

3. Наш дом-Земля

3.1. Планета Земля

3.2. Воздух


1ч.

9ч.

3.3. Полезные ископаемые

14ч.

14ч.

3.4. Вода.

3. 5. Поверхность суши. Почва.

14ч.

7ч.

21ч.

4. Есть на земле страна Россия.

14ч.

14ч.

Итого


68 часов






















Календарно - тематическое планирование

урока

п/п

Тема урока

Содержание урока

Планируемые предметные результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

урока

Минимальные

Достаточные

по плану

по факту


Введение – 2 часа






1.

Что такое природоведе­ние?

Что изучает природоведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью.

Узнавание природных предметов и явлений на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние природных предметов и явлений

Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, называние природных предметов и явлений



2.

Предметы и явления неживой и живой природы.

Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы. Явления природы

Узнавание объектов неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние изученных объектов живой и неживой природы

Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой









Вселенная -

7 часов








3

Небесные тела: планеты, звезды.


Небесные тела.

Звезды. Планеты.

Называние изученных небесных тел.

Называние

изученных небесных тел





Практическая работа: зарисовка звездного неба.

Солнце. Земля.

Луна. Астрономия (астрономы)


(звезды, Солнце, планеты) и их признаков; отнесение небесных тел к разным группам на основаии признаков.





4.

Солнечная система. Солнце.

Практическая работа: зарисовка формы Земли и Луны.

Вселенная. Солнце - раскаленный шар. Солнечная система. Планеты.

Вращение планет вокруг Солнца. Земля

Называние изученных

небесных тел - Солнце, планеты, планета Земля Солнечная система - и их основных признаков

Называние

изученных небесных тел - звезды, Солнце,

Солнечная система,

планета Земля, 2-3

другие планеты

Солнечной системы - и их признаков; знать, что входит в состав

Солнечной системы



5.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

Практическая работа: зарисовка космического корабля.

Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник. Значение. Космические корабли

Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов

Узнавание и называние искусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение



6.

Полеты в космос.

Космические корабли. Космонавты. Ю. А. Гагарин. В .В. Терешкова

Называние первого космонавта Ю. А.

Гагарина, первой женщины-космонавта В.В. Терешковой

Знать фамилии первых космонавтов (Ю. А. Гагарин,

В. В. Терешкова), иметь представления о








современных полетах в космос и их значении



7.

Смена дня и

ночи

Вращение Земли, смена дня и ночи, день, ночь, сутки.

Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их;

Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи.



8.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Времена года.

Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных времен года и их основных признаков

(1-2)

Знать признаки времен года, осуществлять классификацию времен года на основании основных признаков. Причины смены времен года



9.

Экскурсия в планетарий (музей космонавтики) или наблюдения за звездным небом.


Называние изученных небесных тел.

Знать название планет, давать краткую характеристику планет.



10.

Планета Земля.

Оболочки Земли

Планета Земля. Вращение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Отличие Земли от других плане.

Называние планеты Земля и ее основных оболочек - вода, суша, воздух

Знать, что Земля - часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнавать Землю на фотографиях и иллюстрациях;

называть основные оболочки Земли

(твердая, воздушная, водная;

знать основное отличие Земли от других планет





Воздух – 9 часов.






11.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле

Воздух. Значение для человека, животных, растений

Знать значение воздуха для растений, животных и человека

Знать и называть состав воздуха и его значение



12.

Практическая работа:

свойства воздуха.

Свойства воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло

Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов.

Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знать свойства воздуха и использование и в быту



13.

Лабораторная работа:

давление и движение воздуха.


Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воздух сжимается. Движение воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз

Знание об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин,

матрасов, игрушек)

Знать свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается);

называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту



14.

Температура воздуха. Термометр

Термометр. Температура воздуха.

Устройство термометра.

Правила измерения температуры воздуха

Узнавание термометра на иллюстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха;

понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур

Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показание термометра;

уметь использовать показание термометра в повседневной жизни (одежда - температура воздуха



15.

Движение воздуха в природе. Ветер.

Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование силы ветра человеком.

Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях;

называние ветра, урагана; иметь представления об использовании силы ветра человеком

Знать названия движения воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра





16.

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Кислород.

Значение кислорода.

Свойства кислорода

Называние свойств

кислорода, отнесение

кислорода к газам,

входящим в состав воздуха;

знание значения кислорода для человека, животных и растений

Называние газов, входящих в состав воздуха;

знание свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности



17.

Состав воздуха.

Углекислый газ и азот.

Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Азот, углекислый газ. Значение. Свойства

Называние газов,

входящих в состав

кислорода (углекислый

газ, азот), отнесение

углекислого газа и азота к газам, входящим в состав воздуха

Называние газов, входящих в состав воздуха, знание свойств углекислого газа, роли углекислого газа в жизни растений и наличие представлений об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности



18.

Значение и охрана воздуха.

Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, принимаемые для охраны воздуха

Иметь представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты

Знать о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни.












19.

Обобщение по теме: «Воздух».

.

Состав воздуха. Свойства кислорода, углекислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на промышленных предприятиях для очистки воздуха. Поддержание чистоты воздуха в классе и дома.


Иметь представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты

Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле;

устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни.




Полезные ископаемые – 14 часов.






20

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.

Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие),

значение полезных ископаемых.

Охрана.

Иметь представление о назначении полезных

ископаемых

Знание названий полезных ископаемых; выделение признаков полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие).













21.

Гранит, известняк.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Мрамор

Узнавание полезных

ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называние изученных

полезных ископаемых;

отнесение полезных

ископаемых к группе используемых в

строительстве; иметь

представление о

назначении данной группы полезных ископаемы

Узнавание и называние представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение



22.

Песок, глина.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок. Глина

Узнавание полезных

ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина);

называние изученных

полезных ископаемых;

отнесение полезных

ископаемых к группе используемых в

строительстве; иметь

представление о

назначении данной группы полезных ископаемых

Узнавание и называние представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников; объяснять свое решение












23.

Горючие полезные ископаемые. Торф.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана

Узнавание полезных

ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф);

называние изученных

полезных ископаемых,

отнесение торфа к группе полезных ископаемых;

иметь представление о назначении торфа

Узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых; выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относить торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений)



24.

Каменный уголь.

Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь.

Внешний вид

Узнавание полезных

ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь);

называние изученных

полезных ископаемых;

отнесение каменного угля к группе полезных

ископаемых.

Узнавание и называние горючих полезных

ископаемых - каменного угля;

Узнавание и называние горючих полезных

ископаемых - каменного угля;

выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых







выделять признаки

каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных

ископаемых




25.

Добыча и использование каменного угля.

Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана

Отнесение каменного угля к группе полезных

ископаемых; иметь

представление о значении каменного угля

Относить каменный уголь к различным группам; с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способы добычи каменного угля



26.

Нефть: внешний вид и свойства

Горючие полезные ископаемые. Нефть. Внешний вид. Свойства

Называние изученных

полезных ископаемых

(нефть); отнесение нефти к группе полезных

ископаемых

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - нефти; выделять признаки нефти; отнесение нефти к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых.



27.

Добыча и использование нефти

Горючие полезные ископаемые. Нефть. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана.

Отнесение нефти к группе полезных ископаемых;

иметь представление о значении нефти

Относить нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать








способ добычи нефти



28.

Природный газ, добыча, исполь- зование. Правила обращения с газом в быту.

Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Правила обращения в быту

Называние изученных

полезных ископаемых

(природный газ; отнесение газа к группе полезных ископаемых; иметь

представление о значении природного газа; называть (с помощью учителя) правила пользования газом в быту

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - природного газа; выделять признаки природного газа; относить природный газ к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способ добычи газа



29.

Черные металлы.

Сталь. Чугун.

Черные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

Называние черных металлов (сталь, чугун), представление об использовании черных металлов

Узнавать и называть черные металлы - чугун и сталь;

знать способ получения черных металлов;

выделять признаки черных металлов, свойства стали и чугуна











30.

Цветные металлы.

Цветные металлы. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Использование цветных металлов

Называние цветных металлов; представление об использовании цветных металлов

Узнавать и называть цветные металлы - алюминий, медь; знать способ получения цветных металлов; выделять признаки цветных металлов; производить классификацию цветных металлов(относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам)



31.

Благородные (драгоценные) металлы.

Благородные (драгоценные) металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использовани.

Называние благородных (драгоценных) металлов; представление об использовании благородных (драгоценных) металлов

Узнавать и называть благородные (драгоценные) металлы - золото, серебро, платину; выделять признаки цветных металлов; производить классификацию драгоценных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам)



32.

Охрана полезных

Полезные

Называть полезные

Узнавать и называть





ископаемых.

ископаемые. Запасы полезных ископаемых. Меры, принимаемые по охране полезных ископаемых

ископаемые;

знать о необходимости охраны полезных ископаемых

полезные ископаемые; знать способы охраны полезных ископаемых



33.

Обобщение по теме: «Полезные ископаемые».

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.

Горючие полезные ископаемые.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Черные металлы. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы

Иметь представления о полезных ископаемых, их значении для людей

Узнавать и называть полезные ископаемые; проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к различным группам, объяснять свой выбор;

знать свойства полезных ископаемых, знать меры по их охране




Вода - 14 часов






34

Вода в природе.

Роль воды в

Вода. Вода на Земле. Значение

Представление о воде в природе;

Узнавание на рисунках и фотографиях и





питании живых организмов.

воды для жизни растений, животных, человека

знание о значении воды для растений, животных, человека

называние воды в разных формах существования в природе



35.

Свойства воды.

Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие запаха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода - растворитель

Называние свойств воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов

Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды;

знать свойства воды и использование этих свойств в быту



36.

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

Вода. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Виды растворов. Питьевая вода

Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы

Знать и называть

растворимые и

нерастворимые вещества; узнавать

растворы в естественных условиях и на

иллюстрациях и

называть их;

иметь представления о назначении растворов;

выделять существенные признаки питьевой воды, использовать полученные знания при выполнении практических работ

(создание растворов -








сладкий водный раствор, соленый водный

раствор)



37

Прозрачная и мутная вода.

Практическая работа: очистка мутной вод.

Чистая вода. Мутная вода.

Состав мутной воды. Очистка воды отстаиванием и фильтрованием

Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках;

знать признаки мутной и чистой воды.

Выделять признаки

чистой и мутной воды; относить воду к разным группам;

уметь использовать

полученные знания при выполнении практических работ

(очистка воды

отстаиванием, фильтрованием)



38.

Три состояния воды.

Температура и ее измерение.

Три состояния воды. Твердое (лед), газообразное (пар), жидкое (вода).

Температура замерзания.

Температура кипения. Переход из одного состояния в другое

Узнавать воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках

Выделять признаки воды в разных агрегатных состояниях;

устанавливать зависимости между

температурой и

состоянием воды;

уметь использовать

полученные знания при выполнении практических работ

совместно с учителем (измерение температуры воды)



39.

Расширение при нагревании и

Вода сжимается при охлаждении,

Узнавание и называние состояния воды при

Узнавание и называние состояния воды в





сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

вода расширяется при нагревании. Температура кипения

нагревании и охлаждении

естественных условиях и на картинах;

выделение существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь использовать полученные знания в быту



40.

Лабораторная работа.

Свойства воды.


Лабораторная работа

Выполнять лабораторные работы совместно с учителем;

называть свойства воды после проведения опыта

Выполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов, описывать результаты опытов;

делать выводы о свойствах воды



41.

Работа воды в природе.

Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнение

Узнавание и называние последствий работы воды - оврагов, пещер, наводнений

У станавливать взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности)



42.

Значение воды в природе. Использование воды в быту,

Чистая вода, пресная вода, использование воды в быту,

Знание значения воды для жизни человека;

умение называть

(совместно с учителем)

Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об





промышленности и сельском хозяйстве

сельском хозяйстве, промышленности охрана воды, очистка воды, меры, принимаемые по охране воды

правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран)

охране воды на практике; выполнение доступных возрасту действий



43.

Вода в природе. Круговорот воды в природе.

Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, озера, моря, океаны. Облака, тучи. Круговорот воды в природе

Знание и называние разных состояний воды; узнавание на

иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч

Узнавание и называние состояния воды на разных этапах ее круговорота;

установление причинно­следственных

зависимостей



44.

Воды суши: ручьи, реки.

Воды суши. Вода пресная и соленая. Естественные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана

Узнавание ручьев и рек на иллюстрациях и

фотографиях;

называние изученных

объектов;

представление об

использовании рек

Иметь представления о внешнем виде рек и ручьев и образовании изученных водоемов; знать правила поведения у водоемов;

уметь выполнять доступные возрасту действия.



45.

Озера, болота,

Озера. Болота.

Узнавание озер, болот,

Иметь представления о





пруды, водохранилища.

Пруды. Водохранилища. Внешний вид. Режим.

Использование человеком. Обитатели водоемов

прудов на иллюстрациях и фотографиях;

внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; уметь устанавливать простейшие причинно­следственные зависимости



называние объектов; представление использовании водоемов

изученных

об

изученных



46.

Моря и океаны.

Использование и охрана воды

Моря. Океаны. Внешний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Использование океанов и морей человеком.

Узнавание морей и

океанов на иллюстрациях и фотографиях;

называние изученных

объектов;

представление об

использовании изученных водоемов

Иметь представления о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов



47.

Охрана воды.

Практическая работа:изготовление плаката «Охрана воды».

Охрана воды.

Бережное отношение к воде в быту

Иметь представления об использовании воды

Знать и называть меры, принимаемые для охраны водоемов; применять знания об охране воды на практике




Поверхность суши. Почва – 7 часов.






48.

Равнины, холмы, овраги.

Равнины, холмы, овраги. Внешний вид. Роль в жизни

Узнавание и называние форм поверхности

(равнины, холмы, овраги)

Выделение существенных признаков изученных форм






человека.

Поверхность своей местности

на иллюстрациях и

фотографиях

поверхности суши; называние холмов и оврагов, известных из личного опыта



49.

Горы.

Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей

Узнавание и называние гор на иллюстрациях и

фотографиях

Выделение существенных признаков гор;

называть занятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения; называние гор, известных из личного опыта



50.

Почва - верхний слой земли. Состав почвы

Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли

Знать и называть

назначение почвы

Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть с вещества, входящие в состав почвы и их значение



51.

Разнообразие

Почва.

Называть виды почв (не

Называть виды почв и их





почв.

Плодородие, черноземные почвы, глинистые почвы, песчаные почвы

менее 2);

называть свойства

черноземных почв

основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв;

устанавливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике



52.

Основное свойство почвы - плодородие.

Обработка почвы.

Почва. Перегной. Черноземные почвы.

Плодородные почвы. Обработка почвы. Весенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы.


Иметь представление об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения

урожая

Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике



53.

Охрана почы

Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя почвы (костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, защита от

Представление о

необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы

Называть вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры, принимаемые для охраны почв











загрязнения).











54.

Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).








Есть на Земле страна Россия – 14 часов.






55.

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

Россия. Россия - самое большое государство. Разнообразие поверхности и климата. Обозначение суши и рек на карте.

Знать и называть название своей страны.

Называть особенности климата и рельефа России;

узнавание на карте России реки и сушу (по цвету); устанавливать причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом.



56.

Моря и океаны, омывающие берега России.

Моря. Океаны. Тихий океан. Черное море. Азовское море. Балтийское море. Северный Ледовитый океан.

Знать, что территорию России омывают теплые и холодные моря;

называть основные

признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж)

Называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные признаки



57.

Горы и равнины на территории нашей страны.

Основные формы поверхности. Равнины: Восточно­Европейская равнина, Западно­Сибирская равнина. Горы: Кавказские, Уральские горы

Узнавать на иллюстрациях различные формы

поверхности - горы,

равнины;

знать, что на территории России находятся горы и равнины

Называть горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно­Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы;

знать их основные признаки.




58.

Реки и озера

России.

Крупнейшие реки: Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Озера: Байкал, Каспийское море

Узнавать на иллюстрациях реки;

знать, что на территории России находятся реки и озера;

называть 1-2 реки России

Называть реки и озера

России: 3-4 названия, знать их основные признаки



59.

Москва - столица России.

Столица. Правительство. Достопримечательн ости: Кремль, Третьяковская гале рея, Большой театр, Театр кукол им. С. В. Образцова, стадион «Лужники», Останкинская телебашня. Транспорт

Узнавание и называние

достопримечательностей Кремль, стадион

«Лужники» на

иллюстрациях и

фотографиях;

называние столицы России

Узнавание и называние Москвы и основных достопримечательностей (Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы



60.

Санкт-Петербург.

Достопримечатель­ности: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. Река Нева. Разводные мосты. Порт

Узнавание и называние достопримечательностей Санкт-Петербурга: разводные мосты,

Дворцовая площадь - на иллюстрациях и

фотографиях,

Узнавание и называние Санкт-Петербурга и его основных достопримечательносте



61.


Древние города России: Ярославль.

Называние городов

Золотого кольца:

Узнавание и называние городов Ярославль,





Города «золотого кольца»: Ярославль. Владимир.

Владимир.

История. Достопримечатель­ности. Народные промыслы. Туризм

Ярославль, Владимир

Владимир, Ростов; называть основные достопримечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые ворота во Владимире;

Ростовский кремль)



62.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

Города России.

Река Волга.

Нижний Новгород.

Казань. Волгоград.

История.

Достопримечательн ости. Промышлен­ность

Называние городов

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Узнавать и называть города Нижний Новгород. Казань. Волгоград; называть основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган);

называние городов, известных из других источников



63.

Новосибирск, Владивосток

Сибирь. Дальний Восток.

Новосибирск, Владивосток.

Достопримечательн ости.

Промышленность. Порт.

Называние городов

Новосибирск, Владивосток

Узнавать и называть города Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называть основные достопримечательности городов;

называние городов, известных из других источников



64.

Население и

Население России.

Называние отдельных

Называть





народы России.

Городское и сельское население. Россия - многонациональное государство. Национальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы

представителей народов

России;

называть места, где

проживает население

России;

узнавать на иллюстрациях и называть городское и сельское население

представителей народов России, традиции и обычаи населения России,занятия городского и сельского населения



65.

Ваше село (деревня). Важнейшие географические объекты региона.

Название. Область. Поверхность. Водоемы. Население. Промышленность и сельское хозяйство.

Называть основные

географические объекты своей местности.

Называть

промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи.



66.

Экскурсия по поселку (достопримечательности своей местности).

Достопримеча­тельности своей местности.

Называть основные

достопримечательности

своей местности.




67.

Обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия»

Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Казань,

Называние отдельных

городов России, отдельных представителей народов

России

Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называть отдельные реки, озера, горы, равнины России; знать названия



68.

Обобщающий урок

по курсу: «Природоведение».


Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы. Планета Земля. Солнечная система. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Связь живой и неживой природы
















Ресурсное обеспечение рабочей программы


Литература:


Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва « Просвещение»,2020 г.



Таблицы:

Времена года

Природные явления

Коллекции:

Полезные ископаемые

Нефть

Торф

Гранит

Глобусы

Карты:

- физическая карта России

- административная карта России




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!