СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по психокоррекционным занятиям 0-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по психокоррекционным занятиям 0-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по психокоррекционным занятиям 0-4 класс»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Бирюковская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»






Утверждаю

Директор _____________________

____________________________

«______» _______________ 20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психокоррекционным занятиям

начальное общее образование

0 - 4 класс







Составитель рабочей программы:

Порубенко Наталья Александровна














2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» разработана для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 0 – 4 классов в соответствии с нормативными документами:

1. Конституция Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г. № 1-I.

2. Закон «Об образовании Луганской Народной Республики», принятый Народным Советом Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. № 128-II.

3. Приказа Министерства образования и науки ЛНР от 31.05.2019 № 526-од.

4. Специального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 года № 495-од.

Цель программы: дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи программы:
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно- временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно - двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение и воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеет коррекционно-развивающую направленность, что обусловлено недостатками психофизического развития учащихся, нуждающихся в специальных педагогических подходах.

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, этап освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии.

На психокоррекционных занятиях дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в различных видах деятельности, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа:

    • подготовительный (повторение пройденного, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие);

    • основной (изложение нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений);

    • подведение итогов и выводы.

На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности. А так же принципы коррекционной педагогики:

  • - принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);

  • - принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • - принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;

  • -принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.

Развитие и коррекция психических процессов реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с лёгкой умственной отсталостью.

Формы организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за партами или расположившись в разных концах кабинета, а также занятия в сенсорной комнате.

Приемы и методы: комплексные занятия (познавательные, практические);

  • занятия с элементами тренинга;

  • психологические игры и упражнения;

  • релаксационные техники;

  • психогимнастика;

  • тренинг мышечного расслабления;

  • волновой тренинг;

  • организация практических действий;

  • разрешение проблемных ситуаций;

  • использование дидактических игр;

  • музыкально-ритмические упражнения;

  • графические задания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме.

Данный предмет реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно - перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей учащихся.

Коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с учебным планом предусмотрены занятия коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» по 1 заняю в неделю в каждом классе. Коррекционные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 20—25 минут в 1 подготовительном и 1 классе, 30 минут – во 2 - 4 классах.


Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

1 дополнительный

1

33

33

1

1

33

33

2

1

34

34

3

1

34

34

4

1

34

34


168


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами  изучения курса «Психокоррекционные занятия» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

1 дополнительный, 1 классы

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

  • 2 класс

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

  • Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого.

  • Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец «хорошего ученика».

  • Объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества); что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что – нет (результаты);

  • Определять чувства окружающих людей.


3 класс

  • Понимать важность учёбы и познания нового.

  • Выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в соответствии с моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения.

  • Оценивать свои потенциальные возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

  • Объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личностные качества и черты характера); что я хочу(цели, мотивы); что я могу (результаты).

  • Распознавать чувства других людей и сопереживать им.


4 класс

  • Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

  • Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.

  • Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

  • Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Обучающийся с УО получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • моральной компетентности, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии, как осознанного понимания ребенком чувства других людей и сопереживания им;

  • позитивно-эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Средством достижения этих результатов является:

  • организация работы в парах, группе;

  • включение обучающихся на занятии в контрольно-оценочную деятельность (с целью приобретения навыков к самооценке и самоанализу –рефлексии);

  • подведение итогов занятия;

  • творческие задания;

  • игры и упражнения на развитие различных видов восприятия;

  • разрешение проблемных ситуаций;

  • дневники достижений и др.


Предметными результатами изучения курса «Психокоррекционные занятия» являются формирование следующих умений:

1 дополнительный, 1 классы

Минимальный уровень.

Обучающиеся должны понимать, различать:

  • цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;

  • контрастные температурные ощущения (холодный – горячий);

  • вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);

  • запахи (приятные, неприятные);

  • барические ощущения веса (тяжелый – легкий);

  • фактуру материала (мягкий – твердый, гладкий – шершавый);

  • сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

  • дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;

  • расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под);

  • части суток, порядок их следования;

  • последовательность событий (смена времени суток);

  • название, порядок дней недели.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по однозвенной инструкции педагога;

  • правильно держать ручку, карандаш, обводить несложные изображения по линиям, точкам;

  • с помощью педагога сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина (большой – маленький), форма;

  • с помощью педагога различать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);

  • различать: вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый); запахи (приятные, неприятные); контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);

  • различать основные геометрические фигуры;

  • различать звуки животных;

  • составлять предмет из 2 частей;

  • определять на ощупь величину предметов;

  • с помощью педагога зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

  • с помощью педагога ориентироваться:

-в помещении по инструкции педагога (вперёд, назад);

-на плоскости листа бумаги (центр, верх, низ);

-на собственном теле (часть тела);

  • определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под,);

  • выделять части суток и с помощью педагога определять порядок дней недели;

  • срисовывать несложные графические работы.


Достаточный уровень.

Обучающиеся должны знать:

  • цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;

  • контрастные температурные ощущения (холодный – горячий);

  • вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);

  • запахи (приятные, неприятные);

  • барические ощущения веса (тяжелый – легкий);

  • фактуру материала (мягкий – твердый, гладкий – шершавый);

  • сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

  • дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;

  • расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);

  • части суток, порядок их следования;

  • последовательность событий (смена времени суток);

  • название, порядок дней недели.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;

  • различать и сравнивать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);

  • различать: вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый); запахи (приятные, неприятные); контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);

  • основные геометрические фигуры;

  • речевые и неречевые звуки;

  • составлять предмет из 2 – 3 частей;

  • классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

  • определять на ощупь величину объемных фигур и предметов;

  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

  • ориентироваться:

  • в помещении по инструкции педагога;

  • на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона);

  • на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;

  • определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);

  • выделять части суток и определять порядок дней недели;

  • выполнять несложные графические работы под диктовку.


2 класс

Минимальный уровень.

Обучающиеся должны понимать, различать:

  • цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;

  • основные части хорошо знакомых предметов;

  • наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения);

  • набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);

  • параметры величины (размер, высота, длина, толщина);

  • температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);

  • вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);

  • барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов);

  • понятия: близко, ближе – далеко, дальше;

  • расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;

  • с помощью педагога порядок месяцев в году;

  • времена года, их последовательность, основные признаки.

Обучающиеся должны уметь с помощью педагога использовать при выполнении заданий:

  • выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2 звеньев;

  • согласовывать (координировать) движения руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;

  • рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;

  • определять на ощупь и называть: объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые); формы плоскостных предметов по контуру;

  • сравнивать и на пассивном уровне обозначать:

-два предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);

-три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий);

  • с помощью педагога группировать предметы по одному признаку (по форме, величине, по цвету);

  • составлять:

-целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по вертикали и горизонтали);

  • различать:

- температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный);

- вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);

- речевые и неречевые звуки;

- мелодии по характеру (веселая, грустная);

  • конструировать предметы из геометрических фигур (три – четыре детали);

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

  • определять с помощью педагога:

- отличительные признаки двух предметов;

- различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом;

  • с направляющей помощью педагога определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки);

  • с помощью педагога соотносить времена года с названиями месяцев;

  • делать элементарные обобщения;

  • ориентироваться:

- в помещении, двигаться в заданном направлении;

- на плоскости листа бумаги (выделять все углы с помощью педагога);

- на поверхности парты.


Достаточный уровень.

Обучающиеся должны знать:

  • основные цвета и оттенки цветов;

  • набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);

  • параметры величины (размер, высота, длина, толщина);

  • температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);

  • вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);

  • барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов);

  • понятия: близко, ближе – далеко, дальше;

  • расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;

  • порядок месяцев в году;

  • времена года, их последовательность, основные признаки.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев;

  • согласовывать (координировать) движения руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;

  • рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;

  • определять на ощупь и называть: объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые); формы плоскостных предметов по контуру;

  • сравнивать и обозначать словом:

два – три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);

три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий);

  • группировать предметы по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме);

  • составлять:

целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по диагонали);

сериационные ряды из трех – четырех предметов по заданному признаку;

  • различать:

цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;

основные части хорошо знакомых предметов;

наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения);

  • температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словом температурные ощущения;

вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное) и обозначать словом вкусовые ощущение;

речевые и неречевые звуки;

мелодии по характеру (веселая, грустная);

  • конструировать предметы из геометрических фигур (три – четыре детали);

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

определять:

  • отличительные и общие признаки двух предметов;

различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом;

  • определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки);

  • соотносить времена года с названиями месяцев;

  • делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;

  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

  • ориентироваться:

в помещении, двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения;

на плоскости листа бумаги (выделять все углы);

на поверхности парты;

  • словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели.

3 класс

Минимальный уровень.

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • основные цвета и оттенки цветов;

  • набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);

  • параметры величины (размер, высота, длина, толщина);

  • температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);

  • вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);

  • барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов);

  • понятия: близко, ближе – далеко, дальше;

  • расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;

  • порядок месяцев в году;

  • времена года, их последовательность, основные признаки.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев;

  • согласовывать (координировать) движения руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;

  • рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;

  • определять на ощупь и называть: объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые); формы плоскостных предметов по контуру;

  • сравнивать и обозначать словом:

два – три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);

три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий);

  • группировать предметы по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме);

  • составлять:

целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по диагонали);

сериационные ряды из трех – четырех предметов по заданному признаку;

  • различать:

цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;

основные части хорошо знакомых предметов;

наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения);

  • температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словом температурные ощущения;

вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное) и обозначать словом вкусовые ощущение;

речевые и неречевые звуки;

мелодии по характеру (веселая, грустная);

  • конструировать предметы из геометрических фигур (три – четыре детали);

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

определять:

  • отличительные и общие признаки двух предметов;

различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом;

  • определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки);

  • соотносить времена года с названиями месяцев;

  • делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;

  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

  • ориентироваться:

в помещении, двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения;

на плоскости листа бумаги (выделять все углы);

на поверхности парты;

  • словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели.


Достаточный уровень.

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов, обозначая словами (теплее – холоднее);

  • цветовой спектр; цвета теплые и холодные;

  • понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др.;

  • объемность времени (сутки, неделя, месяц, год);

  • длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 cекунда);

  • времена года, их закономерную смену.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;

  • обводить контуры изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;

  • вырезать ножницами из бумаги по контуру предметных изображений;

  • определять:

- различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие – жесткие, мелкие – крупные);

  • различные качества поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая);

- контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник);

вес на глаз;

- различные свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость);

- направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади);

  • находить на ощупь контур нужного предмета из 2 – 3 предложенных;

  • дифференцировать ощущения чувства тяжести от трех предметов (тяжелее – легче – самый легкий);

  • соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки;

  • сравнивать и обозначать словом:

- две объемные геометрические фигуры – круг и овал;

- формы 3 – 4 предметов;

- величину разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий);

  • сравнивать три предмета, отличающиеся незначительными качествами или свойствами;

  • комбинировать разные формы из геометрического конструктора;

  • сопоставлять части и детали предмета по величине;

  • узнавать предмет по его отдельным частям;

  • составлять:

- целое из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали);

- предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5 – 6 деталей);

- картинки из разрезных частей;

- сериационные ряды из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины;

  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

  • рисовать бордюры по наглядному образцу;

  • находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (две картинки);

  • различать:

- пищевые запахи и вкусы, обозначать их словесно;

- мелодии по темпу;

- измерять объем сыпучих тел с помощью условной меры;

  • ориентироваться:

- в помещении по инструкции педагога;

- на вертикально расположенном листе бумаги;

- на поверхности парты;

  • вербально обозначая пространственные отношения с использованием предлогов;

  • моделировать пространственное расположение объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога;

  • делить лист на глаз на 2 и 4 равные части;

  • определять:

- время по часам;

- порядок дней недели.

4 класс

Минимальный уровень:

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов, обозначая словами (теплее – холоднее);

  • цветовой спектр; цвета теплые и холодные;

  • понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др.;

  • объемность времени (сутки, неделя, месяц, год);

  • длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 cекунда);

  • времена года, их закономерную смену.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;

  • обводить контуры изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;

  • вырезать ножницами из бумаги по контуру предметных изображений;

  • определять:

- различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие – жесткие, мелкие – крупные);

  • различные качества поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая);

- контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник);

вес на глаз;

- различные свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость);

- направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади);

  • находить на ощупь контур нужного предмета из 2 – 3 предложенных;

  • дифференцировать ощущения чувства тяжести от трех предметов (тяжелее – легче – самый легкий);

  • соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки;

  • сравнивать и обозначать словом:

- две объемные геометрические фигуры – круг и овал;

- формы 3 – 4 предметов;

- величину разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий);

  • сравнивать три предмета, отличающиеся незначительными качествами или свойствами;

  • комбинировать разные формы из геометрического конструктора;

  • сопоставлять части и детали предмета по величине;

  • узнавать предмет по его отдельным частям;

  • составлять:

- целое из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали);

- предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5 – 6 деталей);

- картинки из разрезных частей;

- сериационные ряды из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины;

  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

  • рисовать бордюры по наглядному образцу;

  • находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (две картинки);

  • различать:

- пищевые запахи и вкусы, обозначать их словесно;

- мелодии по темпу;

- измерять объем сыпучих тел с помощью условной меры;

  • ориентироваться:

- в помещении по инструкции педагога;

- на вертикально расположенном листе бумаги;

- на поверхности парты;

  • вербально обозначая пространственные отношения с использованием предлогов;

  • моделировать пространственное расположение объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога;

  • делить лист на глаз на 2 и 4 равные части;

  • определять:

- время по часам с точностью до часа;

- порядок дней недели.


Достаточный уровень:

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть);

  • последовательность основных жизненных событий.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; составлять план действий (опосредуя в речи);

  • вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения;

  • вырезать ножницами на глаз изображения предметов;

  • определять:

- на ощупь разные свойства и качества предметов, их величину и форму (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.);

- вес различных предметов на глаз; измерять вес разных предметов на весах;

- предмет по словесному описанию;

- на слух звучания различных музыкальных инструментов;

- постоянные цвета (белый снег, зеленый огурец и т. д.);

- время по часам; длительность различных временных интервалов;

- возраст людей;

- противоположные качества и свойства предметов;

  • находить на ощупь два одинаковых контура предмета из 4 – 5 предложенных;

  • сочетать движения и позы разных частей тела произвольно и по инструкции педагога; вербализировать собственные ощущения;

  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам и обозначать словом;

  • сравнивать и группировать предметы по заданным параметрам формы, величины, цвета;

  • составлять:

- целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей);

- сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5 – 6 предметов; использовать простые мерки для измерения и сопоставления предметов;

- простейшие схемы-планы комнаты;

  • самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

  • узнавать целое по одному фрагменту;

  • конструировать сложные формы предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 – 8 элементов;

  • дорисовывать незаконченные изображения;

  • запоминать 5 – 6 предметов, изображений и воспроизводить их в исходной последовательности;

  • находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки);

  • выделять нереальные элементы нелепых картинок;

  • дифференцировать вкусовые ощущения (сладкий – слаще, кислый – кислее);

  • измерять:

- вес разных предметов на весах;

- объем жидких тел с помощью условной меры;

- температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха);

  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

  • давать характеристику неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона; выполнять упражнения на заданный звук;

  • ориентироваться:

- в помещении и на улице; вербализировать пространственные отношения;

- на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и поразному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек;

  • выполнять задания педагога, связанные с изменением направления движения; представлять словесный отчет;

  • моделировать:

расположения различных объектов по отношению друг к другу в заданном пространстве;

  • пространственные ситуации (н-р, расстановка мебели в кукольной комнате); представлять словесный отчет;

  • работать с календарем и моделью календарного года;

  • использовать в речи временную и пространственную термин.


Базовые учебные действия:

Регулятивные:

(при пооперационном контроле со стороны педагога):

1 дополнительный, 1 классы

  • Выделять цель деятельности на занятии с помощью педагога.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии (от хорового к индивидуальному комментированию).

  • Учиться:

ориентироваться в задании;

работать по предложенному плану;

отличать правильно выполненное задание от ошибочного;

совместно с педагогом давать эмоциональную оценку деятельности детей на занятии.


2 класс

  • Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

  • Учиться:

планировать деятельность на занятии, учитывая ориентиры действия, выделенные педагогом;

высказывать свою версию выполнения учебных действий;

работать по предложенному плану, использовать необходимые средства деятельности;

контролировать свои действия, замечать допущенные ошибки (при направляющей помощи педагога);

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.


3 класс

  • Определять, принимать цель, ориентироваться в выполнении задачи, данной в определенных условиях (при направляющей помощи со стороны педагога).

  • Учиться:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

работать по плану, осуществлять целенаправленные действия в отношении задачи в сотрудничестве с педагогом;

контролировать процесс решения задачи и, при необходимости исправлять ошибки (при помощи педагога);

оценивать свои действия (самостоятельно, по просьбе педагога) и обосновывать правильность или ошибочность результата.


4 класс

  • Принимать и сохранять учебную задачу.

  • Учиться:

выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;

составлять план выполнения задачи и последовательность действий;

работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.

В конце четвёртого (пятого) года обучения обучающийся в сфере регулятивных УД получит возможность для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение.


Познавательные:

(под руководством педагога):

1 дополнительный, 1 классы

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

  • Учиться:

  • добывать новые знания при направляющей помощи педагога: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать предметы (объекты) и на их основе делать доступные для них выводы в результате совместной работы всей группы;

  • овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.



2 класс

  • Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг и в каких источниках ее можно найти.

  • Находить необходимую информацию в предложенных педагогом источниках.

  • Учиться:

  • перерабатывать полученную информацию: устанавливать соотношения предметов (объектов) по их свойствам и качествам, делать выводы (при направляющей помощи педагога);

  • использовать знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов для решения задач (с помощью педагога).


3 класс

  • Отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию среди предложенных педагогом источников.

  • Учиться:

  • перерабатывать полученную информацию: анализировать предметы (объекты) с целью выделения признаков (существенных, несущественных) через развернутое объяснение своих действий (при направляющей помощи педагога);

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным критериям;

  • использовать простейшие наглядные модели (предметные рисунки, схемы, планы и др.), отражающие пространственное расположение предметов, отношения между предметами для решения конкретных задач (с помощью педагога).


4 класс

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;

  • Учиться:

  • анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Школьник в сфере познавательных БУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические средства.

Средством формирования этих действий служат виды заданий, ориентированные на познавательное развитие детей с умственной отсталостью:

  • «Найди отличия»;

  • «На что похоже»;

  • «Что лишнее?»;

  • «Лабиринты»;

  • «Цепочки»;

  • составление схем-опор;

  • задание на упорядочивание и др.


Коммуникативные:

1 дополнительный, 1 классы

  • Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения).

  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.

  • Учиться:

  • в совместной деятельности договариваться и находить общее решение;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуации спора и противоречия интересов.


2 класс

  • Выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать (сообщать) их партнеру.

  • Учиться:

  • понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.


3 класс

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • Учиться:

  • задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, проявлять уважение к иной точке зрения;

  • учитывать разные мнения и обосновывать собственное, объясняя свой выбор, отвечая на поставленный вопрос;

  • в ситуациях учебного сотрудничества договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу.


4 класс

  • Учиться:

  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;

  • высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Обучающийся в сфере коммуникативных БУД получит возможность научиться:

  • адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

  • сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий;

  • осуществлять взаимопроверку; 

  • обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).

  • продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



1- 4 класс



Структура Программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы :

      • развитие моторики, графомоторных навыков;

      • тактильно- двигательное восприятие;

      • кинестетическое и кинетическое развитие;

      • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

      • развитие зрительного восприятия;

      • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

      • развитие слухового восприятия;

      • восприятие пространства;

      • восприятие времени.

В Программе просматриваются два направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.

По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвёртому классу. В основе системы лежит комплексный подход, предполагающий решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы, что способствует целостному психическому развитию ребёнка.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

Раздел решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно

выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Основной целью раздела является полное представление об объектах окружающего мира. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью зрительного или слухового анализатора. Речь идёт о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий), определении их температурного режима (горячий, холодный), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объёма), поверхности позволяют уточнить знания учащихся о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщённое представление о самом объекте.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Данный раздел предполагает формирование у учащихся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища) в пространстве. Кинетический фактор (моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительномоторных, слухомоторных, речемоторных,

ритмикомоторных, координационно-моторных

факторов. Кинестетический фактор несёт информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кисти, пальцев, органов артикуляции, глаз.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Основной задачей раздела является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах (форма, величина, цвет), а также умение группировать предметы по различным нескольким признакам, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объёмные фигуры.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Раздел обусловлен рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с нарушением интеллекта, которые затрудняют ознакомление ребёнка с окружающим миром: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения. В процессе узнавания объектов и явлений проявляется обобщённое узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений о реальной действительности. Зрение позволяет получить широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств).

Решение задач раздела способствует познанию окружающего мира во всём многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

Особое значение придаётся развитию осязания. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дают более высокие результаты в познании. Органом осязания служит рука. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Основной задачей раздела является создание основы для более полного овладения речью. Решение этой задачи возможно через использование игровых приёмов работы, направленных на различение неречевых, речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение физических упражнений различного ритмического рисунка; имитационные (речевые и безречевые) упражнения; игру на детских музыкальных (шумовых) инструментах.

Восприятие пространства.

Работа над разделом имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. При работе над данным разделом у учащихся формируются следующие умения: ориентироваться в схеме собственного тела; определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; моделировать пространственное расположение предметов; ориентироваться на поле листа бумаги; двигаться в заданном направлении и изменять его.

Восприятие времени.

Данный раздел предполагает формирование у учащихся временных понятий и представлений. Чувство времени и временные ориентировки помогает сформировать конкретная практическая деятельность, многократно закрепляемая через дидактические игры, выполнение заданий бытового характера, наблюдения, связанные с переживанием положительного эмоционального опыта в разные временные отрезки.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. «Просвещение» 2013 год.

  2. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Развитие сенсорной сферы детей М., Просвещение, 2009




Рассмотрено Согласовано

Протокол № ______ ____________

«________» _______________ 20___ г. «____»______________20___г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!