МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«Утверждаю»
Директор школы № 7
Очирова С.Х. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию познавательных способностей
Класс - 2 Б Количество часов в год – 34
Учитель: Монходоева Л.С. Категория – 1 Стаж работы - 38 лет
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по развитию познавательных способностей , в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам» и учебно-методической литературой.
Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2019 года Рук.центра: Нечаева Л.В. | Одобрена МС «____» сентября 2019 года Зам.директора по НМР Гармаева Л.А. Зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. |
Развитие познавательных способностей
I.Планируемые результаты
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при правильно организованной работе, т.е. результат даёт системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей.
Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностных результатов:
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий .
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
II Содержание учебного предмета
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут в 1 классе и 45 минут во 2-4 классах. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
-складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Таким образом, достигается
Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
III.Тематическое планирование занятий спецкурса
"Информатика. Логика. Математика"
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
3 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
4 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
5 | Тренировка внимания. | 1 |
6 | Тренировка внимания. | 1 |
7 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
8 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
9 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
10 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
11 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
12 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
13 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
14 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
15 | Развитие быстроты реакции. | 1 |
16 | Развитие быстроты реакции. | 1 |
17 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
18 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
19 | Тренировка внимания. | 1 |
20 | Тренировка внимания. | 1 |
21 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
22 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
23 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
24 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
25 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
27 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
28 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
29 | Развитие быстроты реакции | 1 |
30 | Развитие быстроты реакции | 1 |
31 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
32 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
33 | Тренировка внимания. | 1 |
34 | Тренировка внимания. | 1 |
35 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
36 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
37 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
38 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
39 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
40 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
41 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
42 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
43 | Развитие быстроты реакции. | 1 |
44 | Развитие быстроты реакции | 1 |
45 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
46 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
47 | Тренировка внимания. | 1 |
48 | Тренировка внимания. | 1 |
49 | Тренировка слуховой памяти | 1 |
50 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
51 | Тренировка зрительной памяти | 1 |
52 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
53 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
54 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
55 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 |
56 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
57 | Развитие быстроты реакции | 1 |
58 | Развитие быстроты реакции | 1 |
59 | Тренировка внимания | 1 |
60 | Тренировка внимания. | 1 |
61 | Тренировка слуховой памяти | 1 |
62 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
63 | Тренировка зрительной памяти | 1 |
64 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
65 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | 1 |
66 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
67 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 |
68 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 |