Пояснительная записка
Значительное сужение словарного запаса, трудности в освоении грамматического строя препятствуют спонтанному формированию у учащихся с общим недоразвитием речи полноценных коммуникативных навыков и умений. При поступлении в школу грамматически неоформленные высказывания детей носят отрывочный, редуцированный характер, часто словесные средства заменяются мимикой и жестами. Страдает понимание обращенной речи. Все это затрудняет не только процесс обучения детей с ОНР, но и процесс адаптации учащихся в социуме.
Коммуникативные затруднения остаются ведущими в структуре речевого нарушения и на более поздних этапах обучения в спецшколе. Если разговорно-бытовая форма речи приближается со временем к возрастному нормативу, то связное высказывание значительно отличается от аналогичного, составленного сверстником с нормой речевого развития, не только за счет наличия грамматических ошибок, сколько за счет неточно отобранных языковых единиц, а также неструктурированности текста.
Цели:
развитие устной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности;
овладение способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе обобщения, учебной деятельности.
Задачи:
Уточнение значений имеющихся у детей в активном и пассивном запасе слов; расширение словарного запаса; воспитании навыка словопользования; умения отбирать лексические средства, адекватные контексту.
Расширение набора грамматических форм и конструкций, формирование кмения грамматически правильно оформлять самостоятельные высказывания.
Обучение составлению связных высказываний различного типа. В ходе уроков организуются специальные упражнения, направленные на восполнение пробелов в речевом развитии учащихся: формирование навыка языкового анализа, синтеза, языковых обобщений.
Общая характеристика учебного предмета.
В первый класс поступают дети, в большинстве своем прошедшие дошкольную подготовку в логопедических детских садах. У учащихся закрепляются и уточняются значения слов, имеющихся в их активном и пассивном запасе, дифференцируются близкие по значению понятия, словарный запас расширяется не только за счет названий новых предметов, действий и качеств, но и за счет введения обобщающих понятий, понятий-названий «часть - целое», а также за счет целого ряда слов, образованных префиксально - суффиксальным способом. При формировании грамматического строя большое внимание уделяется не только процессам словообразования и словоизменения, но и законам построения словосочетаний, а также личного простого распространенного предложения. Речь становится объектом изучения. Дети учатся
составлять предложения, конструировать грамматические конструкции по аналогии (или по образцу), по модели, по схеме, самостоятельно составлять схемы.
Значительное место отводится в процессе работы развитию навыка восприятия и продуцирования связной речи. Детям предлагаются специальные задания по выявлению значений незнакомых им ранее слов из контекста с опорой на их морфемный состав. Большое внимание уделяется пересказам повествовательных текстов, а также составлению повествовательных и описательных текстов с опорой на план, на картинку, серию картинок или по впечатлению. Объем самостоятельных рассказов не должен превышать 5-7 предложений.
В первом классе велика роль сюжетных игр, в процессе которых автоматизируются не только языковые умения и навыки, но и коммуникативные, например, ведение диалога. Учащиеся должны уметь выслушать собеседника, уточнить непонятное, четко отвечать на вопрос и самим задавать вопросы.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса развития речи во 2 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю. Курс рассчитан на 105 часов (35 учебные недели).
Распределение часов.
Всего часов: 105 ч. (3 часа в неделю)
I четверть: 8 ч.
II четверть: 8 ч.
III четверть: 10 ч.
IV четверть: 6 ч.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета.
Работа над словом
Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова - названия предметов, действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка - зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать-цифры, одежду, учебные вещи).
Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности -ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами « -ик», « -ек», « -к», «-очк», «-ечк», «-ищ»); слов, обозначающих детенышей животных (существительные с суффиксом« -онок», « -енок»); лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксами «-ист», «-щик», «-чик», «-ниц» (а), «-тель», «-арь»); движение, признаки предмета по цвету, форме, величине, вкусу, температурным свойствам, качеству, противоположных им по значению (твердый - мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня).
Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых понятий.
Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложения.
Работа над предложением
Понимание и употребление побудительных, повествовательных нераспространенных и распространенных, состоящих из 3-5 членов предложений. Составление предложений по моделям. Выделение предмета и действия в предложении, а также признака предмета.
Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном: вопросов что делает? и что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени.
Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.
Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложении родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.
Составление и употребление в речи предложений (трех-пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол). Различие окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту).
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различие окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного.
Пространственные отношения в значении направления и места действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД (поставил на стол, в стол; положил в книгу, на книгу, под книгу); в предложном падеже с предлогами В, НА (лежит в ящике, на ящике); в творительном падеже с предлогами ПОД, НАД, ЗА (спрятался под кустом, за кустом); в родительном падеже с предлогами ИЗ, С, ОТ, ОКОЛО в значении места, откуда совершается действие (вышел из дома, сошел с поезда, отъехал от магазина, стоит около киоска); в дательном падеже с предлогом К в значении лица или места, к которому направлено действие (подошел к товарищу); в творительном падеже с предлогом С в значении совместности или сопровождения (идет с мамой); в дательном падеже в значении адресата.
Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом У и без предлога в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов. Распространения словосочетаний и предложений по вопросам КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Согласование прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа.
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени).
Сочетание местоимений с глаголами 2-го и 1-го лица.
Сочетание числительного с существительным. Количественные отношения и признаки предмета по счету.
Связная речь
Понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них, используя побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.
Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания текста, сказки по иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, или последующих.
Пересказ знакомой сказки или рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений (4-6), объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Описание предмета по цвету, размеру, назначению.
Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.
Понимание, что такое текст, выделение его особенностей - цельности и связности.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок.
Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу, вопрос. Составление коротких диалогов по вопросам учителя с использованием изученных типов предложения.
Тематика для бесед
Наш класс, наша школа. Названия и назначения предметов, находящихся в классе. Названия личных учебных вещей. Отличительные признаки 2-3 предметов, учебных принадлежностей (назначение, форма, цвет, величина).
Правила поведения в классе и в школе. Речевой этикет: основные формы обращения.
Расположение школы и ее оформление. Двор школы и его оборудование. Экскурсия на пришкольный участок. Расположение классов, учебных кабинетов и различных помещений. Название и назначение помещений (классов, спален, игровых, учительской, спортивного зала и т.д.). уметь объяснить дорогу в тот или иной кабинет. Вычерчивание простого плана класса, этажа.
Оборудование школы: мебель, учебные принадлежности, игрушки, настольные игры, учебные пособия, их название и назначение (по2-3 предмета). Обобщающие понятия: мебель, учебные принадлежности, игрушки.
Профессии работников школы: учитель, воспитатель, врач, медсестра, повар, уборщица, директор и т.д.
Самообслуживание детей: поддержание чистоты и порядка - обязанность детей и взрослых. Способы разрешения споров и конфликтов (ролевые игры: как разрешить спор между ребенком и ребенком, что делать, если ребенок не согласен со взрослым, как можно выяснить непонятное и т.д.).
Расписание уроков. Названия предметов, основные виды деятельности школьников. Названия дней недели, месяцев.
Режим дня в школе (школе - интернате). Название и назначение предметов санитарно - гигиенического ухода. Элементарные правила личной гигиены.
Столовая. Посуда и столовые приборы. Правила поведения за столом. Продукты питания, их хранение. Названия блюд. Обобщающие понятия: посуда чайная, столовая, кухонная; продукты.
Спальня. Название и назначение спальных принадлежностей, белья, мебели. Предметы одежды, название их частей (рукав, воротник, манжета и т.д.), сезонной обуви. Уход за одеждой и обувью. Обобщающие понятия: постельное белье, одежда, обувь.
Игровая. Названия и отличительные признаки 4-5 игрушек. Названия отдельных частей предмета (машина: кабина, кузов, колесо, фары).
Описание предметов по цвету, размеру, форме, функции, состоянию.
Комнатные растения. Названия 2-3 растений (из тех, что есть в классе или в спальне), части растений (листья, корни, цветки, стебель), правила ухода за ними.
Осень. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдения за погодой, описание погоды, фиксация наблюдений в классном календаре (тепло, холодно, пасмурно, солнечно, сухо, дождливо, снег, облачно). Название осенних месяцев.
Наблюдение за явлениями природы. Осень ранняя, золотая, поздняя (изменение окраски листьев, начало и конец листопада).
Различие и название 3-4 видов деревьев и 3 видов кустарников, растущих в данной местности. Название их частей. Деревья, кустарники и цветковые растения на пришкольном участке, в парке, лесу. Охрана окружающей природы.
Осенние работы на пришкольном участке, в саду, огороде. Название наиболее распространенных овощей и фруктов. Описание их по вкусу, запаху, форме, размеру. Способ их приготовления. Садовые ягоды. Сбор урожая в саду и на огороде.
На рынке, в магазине «Овощи - фрукты» (ролевые игры).
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в данной местности домашних животных и птиц. Особенности внешнего вида домашних животных и птиц, части тела животных. Отличительные признаки: величина, окраска. Образ жизни: место обитания, питание, польза, приносимая человеку. Уход за домашними животными. Профессии, связанные с уходом за животными. Детеныши домашних животных и птиц, их названия, отличительные особенности. Обобщающие понятия: домашние животные.
Экскурсии в парк, лес, поле, сад, на огород, ферму и т.д.
Наш город. Название города, в котором учатся дети и в котором находится школа. Главная улица (площадь) города. Культурно - просветительские учреждения и их назначение. Памятники, парки, спортивные сооружения, театры, кинотеатры, клубы и прочее.Отличительные признаки города и села.
Магазины, их назначение. Профессии и труд людей, работающих в магазине. Речевой этикет.
Улица. Название улицы, где находится школа. Название элементов улицы (дороги): тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток. Дорожные знаки. Правила перехода улицы. Умение найти дорогу по словесному описанию, самостоятельно описать дорогу до дома. Ориентация на элементарном плане улиц или макете города.
Транспорт. Название и назначение отдельных видов транспорта. Части машин. Машины, облегчающие труд человека (трактор, бульдозер, подъемный кран и т.д.). некоторые профессии людей, занятых на транспорте. Правила поведения в транспорте. Речевой этикет. Правила поведения на улице, обход транспорта. Обобщающие понятия: транспорт.
Зима. Сезонные изменения в природе. Морозы, снегопад, снежный покров, замерзание водоемов, преобладание пасмурной погоды, продолжительность дня и ночи. Название зимних месяцев. Ведение календаря природы и погоды.
Зимний лес. Хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой. Дикие животные (характерные для данной местности). Жизнь диких животных зимой. Как дикие животные готовятся к зиме. Зимой на реке (озере).
Зимняя одежда и обувь. Материал, из которого они изготовлены. Обобщающие понятия: одежда, обувь.
Зимние развлечения детей. Названия 3-4 зимних спортивных игр или видов спорта.
Птицы зимой. Название 4-5 зимующих птиц (воробей, ворона, галка, синица, голубь и т.д.). Их отличительные признаки. Названия отдельных частей тела птицы. Наблюдение за жизнью птиц зимой. Почему птиц надо подкармливать? Изготовление кормушек, подкормка птиц.
Труд по поддержанию людьми порядка на улицах города. Зимой в селе.
Экскурсия для наблюдения за состоянием природы зимой, к местам обитания и кормления птиц, в зоопарк (лесничество).
Праздник елки. Название и описание нескольких елочных игрушек.
Наш дом, моя семья. Знание ребенка о себе: имя, полное имя, отчество, фамилия, возраст, день рождения. Домашний адрес, телефон.
Состав семьи. Родственные отношения в семье. Любовь и уважение в семье -основа благополучия человека. Речевой этикет дома. Участие ребенка в домашних делах.
Правила поведения в гостях и дома (ролевые игры).
Мамин праздник. Мама - самый близкий и родной человек. Заботливое отношение к членам семьи, уважение домашнего труда. Увлечения членов семьи, их профессии.
Весна. Сезонные изменения в природе. Потепление, появление проталин, таяние снега и льда, ледоход, набухание почек, распускание листьев на деревьях, появление травы, цветение растений. Название весенних месяцев. Ведение дневников природы и погоды.
Наблюдение за ветками деревьев (тополя, бузины), поставленных в классе ранней весной. Выгонка лука, проращивание бобовых или гороха.
Весна в лесу. Дикие животные весной. Название 3-4 детенышей диких животных. Различение и классификационных групп: дикие и домашние животные.
Птицы весной. Название 3-4 перелетных птиц (грач, скворец, жаворонок и т.д.), их отличительные признаки, внешний вид, образ жизни. Обобщающие понятия: зимующие и перелетные птицы. Гнездование птиц. Польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий.
Растения пришкольного участка и их названия. Выявление внешних отличительных признаков на основе сравнения между собой 2-3-х деревьев, 2-х видов кустарников. Название и условия произрастания 3-4-х травянистых растений.
Труд людей весной в саду, на огороде, начало полевых работ. Сельскохозяйственные машины (трактор, сеялка, борона и т.д.). Профессии людей, связанных с полеводством (тракторист, агроном).
Весенняя уборка улиц городов. Участие детей в работе на пришкольном участке.
Родная страна. Лето! Сезонные изменения в природе. Наступление жарких дней (летний зной), прогревание водоемов, полное распускание листьев, увеличение светового дня, разнотравье. Название летних месяцев.
Охрана природы. Лес летом. Название 4-5 летних цветов, их описание (по форме, размеру, цвету). Название составных частей цветка (корень, стебелек, листья, лепестки).
Название 3-4 насекомых, характерных для данной местности (бабочка, пчела, гусеница, комар и др.), действия, которые они производят (летают, ползают, прыгают, жужжат и т.д.). Польза и вред, приносимые насекомыми.
Летние развлечения детей (купание, загорание, сбор ягод, грибов и т.д.). Правила поведения на водоемах. Охрана окружающей среды.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| | | Планируемые результаты |
№ | Дата | Тема урока и кол-во часов | Предметные | УУД (КПР) | Личностные |
I четверть ( 24 ч) |
Наша школа (10 ч) |
1 | 04.09 | Здравствуй школа! | Вспомнить основные правила пребывания в школе. Расширять и систематизировать знания детей о школе. Знать какие кабинеты находятся в школе. Правила поведения в школе. Умение оценивать поступки друзей, нравственные качества. Ввести в речь слова, обозначающих моральные качества людей: злой, добрый, смелый. Знать название и назначение учебных принадлежностей. Научить технике безопасности при обращении с ними. | Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; -принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации в учебнике; -пользоваться моделями предложений; - высказываться в устной форме, анализировать объекты; - выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Регулятивные: -Принимать и сохранять цель и учебную задачу; - соответствующую этапу обучения с помощью учителя; - понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебных задач; -проговаривать вслух последовательность производимых действий; - составляющих основу осваиваемой деятельности. | Принимать статус «обучающегося», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; |
2 | 06.09 | Учебные принадлежности. |
3 | 07.09 | Дни недели (расписание уроков). | Знать дни недели, последовательность и расписание уроков. Познакомить с режимом дня, правилами личной гигиены. Научить подбирать слова – антонимы (быстро - медленно). Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и опорных слов-действий. | проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание. |
4 | 11.09 | Режим дня (правила личной гигиены). |
5 | 13.09 | Правила поведения в библиотеке. | Вспомнить правила поведения в библиотеке, в спальне, в столовой. Научить использовать в речи интонационно оформленные словосочетания, согласовывать существительные с прилагательными. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать диалогическую речь. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; |
6 | 14.09 | Правила поведения в столовой. |
7 | 18.09 | Правила поведения в спальне. |
8 | 20.09 | Составление связного рассказа по вопросам. «Школа». | Формировать умение составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. Устанавливать связь заголовка с текстом. Развивать фонематический анализ слов в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. Воспитывать уважительное отношение к семье, к школе. |
9 | 21.09 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на предложения. «Наш двор». | Формировать умение делить текст на предложения, письменно оформлять текст. Закреплять знания о предложении. |
10 | 25.09 | Обобщающий урок по теме «Наша школа». | Закрепить название и назначение учебных принадлежностей, технику безопасности с ними. Знать название профессий, работающих в школе. Использовать в речи, интонационно оформленные словосочетания |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; |
Осень (14 ч) |
11 | 27.09 | Признаки осени в живой и неживой природе. | Научить различать времена года. Выучить названия осенних месяцев; наблюдать за изменениями в природе. Образование существительных множественного числа. Объяснение значения переносных слов: золотая осень, ковер, листья. Формировать умение делить текст на предложения, письменно оформлять текст. Закреплять знания о предложении. | Коммуникативные: -участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя товарищей по классу; -соблюдать простейшие нормы речевого этикета; -слушать и понимать речь других; -участвовать в паре. Познавательные: -ориентироваться в учебнике; -отвечать на простые вопросы учителя; -формулирование личных, языковых и нравственных проблем. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; - адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; - вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
12 | 28.09 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на предложения. «Ненастье». |
13 | 02.10 | Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. | Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснение лексического значения слова, развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память. |
14 | 04.10 | Работа с деформированным текстом. Составление предложений из слов. «Осень». | Формировать умение составлять из слов предложения. Закрепить понятие «предложение». |
15 | 05.10 | Деревья и кустарники. «Подберезовик». | Научить различать деревья и кустарники, запомнить названия деревьев и кустарников Образование относительных прилагательных. Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы. Формировать умение делить текст на предложения, письменно оформлять текст. Закреплять знания о предложении. | Выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе |
16 | 09.10 | Охрана окружающей среды. |
17 | 11.10 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на предложения. «Ёжик». |
18 | 12.10 | Овощи. | Научить дифференцировать понятия овощи, фрукты, ягоды. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Закрепить название фруктов, овощей, ягод. Учить подбирать родственные слова. Последовательный пересказ текста описательно-повествовательного характера с использованием предметных картинок. Составление плана пересказа. | Положительно отзываться о школе, желание учиться, иметь адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности. |
19 | 16.10 | Ягоды. Фрукты. |
20 | 18.10 | Подготовка птиц к зиме. | Познакомить с названиями перелётных птиц и зверей. Дифференцировать понятие зимующая и перелётная птица. Учить употреблять родительный падеж имён существительных в единственном и множественном числе. Подбор родственных слов по образцу. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Формировать умение озаглавить текст, формулировать тему текста. Учить употреблять слова в соответствии со смыслом текста. Формировать умение делить текст на предложения, письменно оформлять текст. Закреплять знания о предложении. |
21 | 19.10 | Составление связного текста из данных предложений. «В лесу». |
22 | 23.10 | Жилище диких зверей. Запасы на зиму. |
23 | 25.10 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на предложения. |
24 | 26.10 | Восстановление деформированного текста «Ежик спит» | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. | |
II четверть ( 23 ч) |
25 | 06.11 | Составление сравнительного описательного рассказа по картинкам, схемам и вопросам. «Волк и лиса». | Формировать умение строить описание, составлять связное высказывание, использовать прилагательное в описательном тексте. | Коммуникативные: -участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя товарищей по классу; | Адекватная мотивация: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
26 | 08.11 | Составление связного текста из неполных предложений. «Осень». | Формировать умение дополнить предложение так, чтобы получился связный рассказ. | | |
27 | 09.11 | Составление связного текста из слов. «Подготовка зверей к зиме». | Формировать умение составлять связный текст из слов. | |
28 | 13.11 | Обобщение по теме «Осень». Составление связного рассказа по вопросам. | Закрепить название осенних месяцев, признаки изменений природы. Использовать в речи, интонационно оформленные словосочетания. | |
Наш город. Наше село ( ч) |
29 | 15.11 | Добро пожаловать! Город или село? | Уточнение знаний детей о жизни в городе и селе, их особенности и различия. Связь между городом и селом. | Коммуникативные: -участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя товарищей по классу; -соблюдать простейшие нормы речевого этикета; -слушать и понимать речь других; -участвовать в паре. Познавательные: -умение задавать вопросы; -умение использовать язык для решения учебных задач; -умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; - понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; - адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; - вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. | Адекватная мотивация: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
30 | 16.11 | «Окна разинув, стоят магазины». На улице. | Части улицы и дороги, виды переходов. Назначение зданий на улице. Правила поведения на улице . Регулирование движения светофором, правила дорожного движения. Где находится школа. | Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
31 | 20.11 | Правила дорожного движения. | Правила поведения на улице . Регулирование движения светофором, правила дорожного движения. |
32 | 22.11 | Транспорт. Виды транспорта. | Правила поведения на улице . Регулирование движения светофором, правила дорожного движения |
33 | 23.11 | Составление описательного рассказа по вопросам. | Формировать умение составлять связный текст из слов, отвечая на заданные вопросы. |
34 | 27.11 | Пересказ рассказа «Как ребята переходили улицу». | Формировать умение пересказывать прочитанное, составлять связное высказывание, использовать части речи в описательном тексте. |
35 | 29.11 | Обобщающий урок по теме: «Наш город. Наше село» | Части улицы и дороги, виды переходов. Назначение зданий на улице. Правила поведения на улице. Регулирование движения светофором, правила дорожного движения. |
36 | | | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. |
| Зима (4 ч) |
37 | 30.11 | «Скоро зима» Составление текста из неполных предложений. Признаки зимы. | Характерные признаки зимы, зимние месяцы. Изменения в природе и их причины. Климатические условия нашего края. Явления в живой и неживой природе на реке. | Коммуникативные – умеют обмениваться мнениями, согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество; строить понятия речевые высказывания. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели согласовывать свои действия с партнёром. Регулятивные-ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные - осознанное и речевое высказывание в устной форме высказывание о признаках зимы; о диких животных и птицах зимой; о зимней одежде и обуви, о зимних развлечениях, о труде зимой в городе и селе; - осуществление поиска необходимой информации. | осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; |
38 | 04.12 | Составление текста из данных предложений. «Зима». | Формировать умение составлять связный текст из слов, отвечая на заданные вопросы. |
39 | 06.12 | Зимний лес. Составление связного текста из неполных предложений. | Формировать умение составлять связный текст из неполных предложений. |
40 | 07.12 | Составление связного текста из слов. «Лес после вьюги» | Формировать умение составлять связный текст из неполных предложений. |
41 | 11.12 | Дикие звери зимой. Пересказ рассказа «Белочка зимой». | Образ жизни зверей с наступлением зимы. Умение составлять связный рассказ. | учить отвечать на вопросы; развивать монологическую речь, фантазию и умение придумывать концовку рассказа, Понимать и объяснять пословицы. Связь слов в предложении, выраженное согласованием в падеже. Ответы на вопросы. |
42 | 13.12 | Зимняя одежда и обувь. | Формировать умение составлять связный текст из неполных предложений. |
43 | 14.12 | Зимние развлечения. Составление рассказа по опорным словам. | Формировать умение распределять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям и картинкам. | Употребление притяжательных прилагательных (Колина шуба…) и т.д. Составление рассказа по опорным картинкам. |
44 | 18.12 | Труд зимой в городе и селе. | Труд по содержанию порядка зимой на улицах города. Формирование представлений о новогоднем празднике | Согласование числительных с существительными, употребление приставочных глаголов движения. Составление рассказа-описания |
45 | 20.12 | Деление текста на предложения. «Вечером». | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. |
46 | 21.12 | Пересказ рассказа «Здравствуй ёлка!». | Формировать умение отвечать на заданные вопросы, составлять связанные высказывания на вопросы. |
47 | 25.12 | Письменные ответы на вопросы. «Ёлка в лесу». | Формировать умение распределять и раскрывать тему текста, отвечать на вопросы. |
48 | 27.12 | Составление связного текста из неполных предложений «Ёлка». | Формировать умение составлять связный текст из неполных предложений. |
III четверть (10 ч) |
49 | 10.01. | Устное составление связного рассказа по вопросам и опорным словам «Как я провел зимние каникулы». | Формировать умение распределять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям и вопросам. | Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; -принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации в учебнике; -пользоваться моделями предложений; - высказываться в устной форме, анализировать объекты; - выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Регулятивные: -Принимать и сохранять цель и учебную задачу; - соответствующую этапу обучения с помощью учителя; - понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебных задач; -проговаривать вслух последовательность производимых действий; - составляющих основу осваиваемой деятельности. | Учить отвечать на вопросы; развивать монологическую речь, фантазию и умение придумывать концовку рассказа, Устанавливать связь слов в предложении, выраженное согласованием в падеже. Ответы на вопросы. |
50 | 11.01 | Трудно птицам зимовать, птицам надо помогать. Составление из отдельных предложений связного текста. | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. (Андреева 2, с.229) | | |
51 | 15.01 | Покормите птиц зимой! Списывание по заданию. | Озаглавить часть, составить план. Формировать умение отвечать на заданные вопросы, составлять связанные высказывания на вопросы. (Р.яз. 2, с.7) | | |
52 | 17.01 | Снегирь. Подготовка к письменному изложению. | Отвечать на вопросы плана с использованием опорных слов для построения письменных ответов. (Сычева, с.19) | | |
53 | 18.01 | Ворона. Подготовка к письменному изложению. | Отвечать на вопросы плана с использованием опорных слов для построения письменных ответов. (Сычева, с.27) | | |
54 | 22.01 | Птицы зимой. Составление из отдельных слов предложений, связного текста. | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. (Андреева 2, с.201) | | |
55 | 24.01 | Оляпка. Списывание по заданию. | Озаглавить текст. Формировать умение отвечать на заданные вопросы, составлять связанные высказывания на вопросы. (Р.яз. 2, с.7) | | |
56 | 25.01 | Зима. Составление из отдельных предложений связного текста. | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. (Андреева 2, с.195) | | |
57 | 29.01 | Снежные узоры. Деление текста на предложения. | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. (Андреева 2, с.247) | | |
58 | 31.01 | Ледяная горка. Подготовка к письменному изложению. | Отвечать на вопросы плана с использованием опорных слов для построения письменных ответов. (Сычева, с.32) | | |
59 | 01.02 | Зимой. Подготовка к письменному изложению. | Отвечать на вопросы плана с использованием опорных слов для построения письменных ответов. (Сычева, с.40) | | |
60 | 05.02 | Зима в лесу. Деление текста на предложения. | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. (Андреева 2, с.251) | | |
61 | 07.02 | «Белка». Деление текста на предложения. | Формировать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте. Закреплять знания о признаках текста. Формировать умение письменно оформлять текст. (Андреева 2, с.251) | | |
62 | 08.02 | День юного антифашиста. | Чтение и пересказ рассказов о героях-антифашистах. | | |
63 | 12.02 | Определение лексического значения слова. | Формировать умение лексического значения слова по толковому словарю. Расширять словарный запас по теме месяцы года. (Андреева 1, с.106) | | |
64 | 14.02 | Определение лексического значения слова употребленного в контексте. | Формировать умение лексического значения слова по толковому словарю. Расширять словарный запас по теме месяцы года. (Андреева 1, с.110) | | |
65 | 15.02 | Однозначные и многозначные слова. | Формировать умение лексического значения однозначных и многозначных слов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением. Расширять словарный запас по теме строительные инструменты. (Андреева 1, с.114) | | |
66 | 19.02 | Омонимы. | Формировать умение определять лексическое значение слов-омонимов, правильно строить высказывание. Расширять словарный запас по теме месяцы. (Андреева 1, с.124) | | |
67 | 21.02 | «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то!..» Презентация. | Формировать умение составлять распространенные предложения с опорой на картинку и вопрос. | | |
68 | 22.02 | 23 февраля – День защитника отечества. | Формировать умение пересказывать прочитанное, составлять связное высказывание, использовать части речи в описательном тексте. | | |
69 | 26.02 | Антонимы. Подбор слов к антонимам. | Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи, расширять активный и пассивный словарный запас. (Андреева 1, с.133) | | |
70 | 28.02 | Нахождение антонимов в тексте. | Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи, расширять активный и пассивный словарный запас. (Андреева 1, с.137) | | |
71 | 01.03 | | | | |
72 | 05.03 | Устное составление рассказа по вопросам «Моя мама лучше всех» | Формировать умение распределять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям и вопросам. | | |
73 | 07.03 | 8 марта - Международный женский день. | Формировать умение распределять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям и вопросам. | | |
74 | 12.03 | Составление связного текста из неполных предложений «Весна». | Формировать умение составлять связный текст из неполных предложений. (Р.я. 2 с.73) | | |
75 | 14.03 | Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | Формировать умение составлять связный рассказ по вопросам и опорным словам. | | |
75 | 15.03 | | | | |
76 | 19.03 | | | | |
77 | 21.03 | Урок ОБЖ «Правила поведения на весенних каникулах» | | | |
IV четверть |
| 02.04 | | | | |
| 04.04 | | | | |
| 05.04 | | | | |
| 09.04 | | | | |
| 11.04 | | | | |
| 12.04 | | | | |
| 16.04 | | | | |
| 18.04 | | | | |
| 19.04 | | | | |
| 23.04 | | | | |
| 25.04 | | | | |
| 26.04 | | | | |
| 07.05 | | | | |
| 14.05 | | | | |
| 16.05 | | | | |
| 17.05 | | | | |
| 21.05 | | | | |
| 23.05 | | | | |
| 24.05 | | | | |
| 28.05 | | | | |
| 30.05 | | | | |
| 31.05 | | | | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Развитие речи 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. Москва, «Аркти», 2009г
Худенко Е., Останина Е. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии в 2-х частях. Москва, «Школа», 1992г
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада в 2-х частях. Москва, «Альфа», 1993г
Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, «Детство-пресс»,2003г
Вакуленко Ю.А. Физкультминутки: упражнения,игры, комплексы движений, импровизации, инсценировки. Выпуск 3. Волгоград, «Учитель»,2007г
Руднянская Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. Волгоград, «Учитель», 2003г
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Печатные пособия:
-Таблицы по лексическим темам:
-Зимние забавы;
-В школьном саду;
-Профессии;
-Россия;
-Времена года;
-Новый год;
-Сигналы светофора;
-Комплект плакатов «Служу Отечеству»;
2. Экранно-звуковые пособия:
-Презентации по темам;
3. Технические средства обучения:
-Компьютерное оборудование;
-Магнитофон;
-Диски ,кассеты;
-Магнитная доска;
4. Цифровые образовательные ресурсы:
-«Открываем законы родного языка, математики и природы 1-4 классы»;
-Образовательный ресурс «Начальная школа»;
-Тематические подборки ЦОР по предметам.