СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Развитие речи», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи 2 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Департамент образования администрации Нефтеюганского района

НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»

‌‌‌



РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

методист

________________________

Паршина С.А.


протокол №3

от «24» августа 2023г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

________________________

Атаманюк Л.А.


протокол №9

от «24» августа 2023г.


УТВЕРЖДЕНО

директор

________________________

Фарукшина Н.А.

приказ №197-о

от «24» августа 2023г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Развитие речи»

для обучающихся 2 класса











Юганская Обь 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Развитие речи», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и вы­ражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, но­вых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом обще­ния, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Важнейшей особенностью предмета «Развитие речи» является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, развития, творчества, психологической комфортности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Наряду с данными принципами имеются особенности, которыми определяют содержание и формы, виды, методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие:

  • Связь занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. С опорой на эти знания совершенствуются речевые навыки учащихся;

  • Систематичность в подаче языкового материала;

  • Учет индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

  • Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе и достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком;

  • Использование разнообразных  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


  1. Повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

  2. Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  3. Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  4. Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;

  5. Воспитание познавательного интереса к родному языку;

  6. Решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;

  7. Способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;

  8. Содействие развитию речи детей младших классов.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение предмета «Развитие речи» отводится во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2 КЛАСС

Техника и выразительность речи.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.


Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.


Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.


Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.


Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение предмета «Развитие речи» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2 КЛАСС

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Слово

13

0

0

https://resh.edu.ru/

2

Предложение и словосочетание

3

0

0

https://resh.edu.ru/

3

Текст

15

0

0

https://resh.edu.ru/

4

Культура общения

1

0

0

https://resh.edu.ru/

Резервное время

2

0

0

https://resh.edu.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Слово. Значение слова.

1

0

0

4.09.2023

https://resh.edu.ru/

2

Многозначные слова.

1

0

0

11.09.2023

https://resh.edu.ru/

3

Омонимы

1

0

0

18.09.2023

https://resh.edu.ru/

4

Омофоны, омоформы

1

0

0

25.09.2023

https://resh.edu.ru/

5

Синонимы

1

0

0

2.10.2023

https://resh.edu.ru/

6

Антонимы

1

0

0

9.10.2023

https://resh.edu.ru/

7

Фразеологизмы

1

0

0

16.10.2023

https://resh.edu.ru/

8

Фразеологизмы

1

0

0

23.10.2023

https://resh.edu.ru/

9

Фразеологизмы

1

0

0

13.11.2023

https://resh.edu.ru/

10

Пословицы

1

0

0

20.11.2023

https://resh.edu.ru/

11

Загадки

1

0

0

27.11.2023

https://resh.edu.ru/

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

0

0

4.12.2023

https://resh.edu.ru/

13

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1

0

0

11.12.2023

https://resh.edu.ru/

14

Связь между предложениями в тексте

1

0

0

18.12.2023

https://resh.edu.ru/

15

Связь между частями текста

1

0

0

25.12.2023

https://resh.edu.ru/

16

Работа с деформированным текстом

1

0

0

15.01.2024

https://resh.edu.ru/

17

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

0

0

22.01.2024

https://resh.edu.ru/

18

Текст. Опорные слова.

1

0

0

29.01.2024

https://resh.edu.ru/

19

Текст. Опорные слова.

1

0

0

5.02.2024

https://resh.edu.ru/

20

Проверочная работа

1

0

0

12.02.2024

https://resh.edu.ru/

21

План. Составление плана.

1

0

0

19.02.2024

https://resh.edu.ru/

22

Виды плана

1

0

0

26.02.2024

https://resh.edu.ru/

23

Виды плана

1

0

0

4.03.2024

https://resh.edu.ru/

24

Виды плана

1

0

0

11.03.2024

https://resh.edu.ru/

25

Редактирование текста

1

0

0

18.03.2024

https://resh.edu.ru/

26

Типы текста. Описание

1

0

0

1.04.2024

https://resh.edu.ru/

27

Типы текста. Описание

1

0

0

8.04.2024

https://resh.edu.ru/

28

Текст – сравнительное описание

1

0

0

15.04.2024

https://resh.edu.ru/

29

Типы текста. Повествование

1

0

0

22.04.2024

https://resh.edu.ru/

30

Типы текста. Рассуждение

1

0

0

29.04.2024

https://resh.edu.ru/

31

Типы текста. Рассуждение

1

0

0

6.04.2024

https://resh.edu.ru/

32

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

0

0

13.04.2024

https://resh.edu.ru/

33

Повторение пройденного

1

0

0

20.04.2024

https://resh.edu.ru/

34

Повторение пройденного

1

0

0

21.04.2024

https://resh.edu.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1. Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург.

2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение.

3. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития».


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

htt p://kidsbook.narod.ru/

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/

http://ya-umni4ka.ru/

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html

http://www.zavuch.info/

http://pedsovet.org

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://900igr.net/

http://viki.rdf.ru/

http://www.o-detstve.ru/

http://www.it-n.ru/

https://resh.edu.ru/