МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Департамент образования администрации Нефтеюганского района
НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета методист ________________________ Паршина С.А. протокол №3 от «24» августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора ________________________ Атаманюк Л.А. протокол №9 от «24» августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Фарукшина Н.А. приказ №197-о от «24» августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие речи»
для обучающихся 2 класса
Юганская Обь 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Развитие речи», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Важнейшей особенностью предмета «Развитие речи» является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, развития, творчества, психологической комфортности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Наряду с данными принципами имеются особенности, которыми определяют содержание и формы, виды, методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
Связь занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. С опорой на эти знания совершенствуются речевые навыки учащихся;
Систематичность в подаче языкового материала;
Учет индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе и достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком;
Использование разнообразных форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
Воспитание познавательного интереса к родному языку;
Решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
Способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
Содействие развитию речи детей младших классов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Развитие речи» отводится во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Техника и выразительность речи.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Развитие речи» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Слово | 13 | 0 | 0 | https://resh.edu.ru/ |
2 | Предложение и словосочетание | 3 | 0 | 0 | https://resh.edu.ru/ |
3 | Текст | 15 | 0 | 0 | https://resh.edu.ru/ |
4 | Культура общения | 1 | 0 | 0 | https://resh.edu.ru/ |
Резервное время | 2 | 0 | 0 | https://resh.edu.ru/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Слово. Значение слова. | 1 | 0 | 0 | 4.09.2023 | https://resh.edu.ru/ |
2 | Многозначные слова. | 1 | 0 | 0 | 11.09.2023 | https://resh.edu.ru/ |
3 | Омонимы | 1 | 0 | 0 | 18.09.2023 | https://resh.edu.ru/ |
4 | Омофоны, омоформы | 1 | 0 | 0 | 25.09.2023 | https://resh.edu.ru/ |
5 | Синонимы | 1 | 0 | 0 | 2.10.2023 | https://resh.edu.ru/ |
6 | Антонимы | 1 | 0 | 0 | 9.10.2023 | https://resh.edu.ru/ |
7 | Фразеологизмы | 1 | 0 | 0 | 16.10.2023 | https://resh.edu.ru/ |
8 | Фразеологизмы | 1 | 0 | 0 | 23.10.2023 | https://resh.edu.ru/ |
9 | Фразеологизмы | 1 | 0 | 0 | 13.11.2023 | https://resh.edu.ru/ |
10 | Пословицы | 1 | 0 | 0 | 20.11.2023 | https://resh.edu.ru/ |
11 | Загадки | 1 | 0 | 0 | 27.11.2023 | https://resh.edu.ru/ |
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | 0 | 0 | 4.12.2023 | https://resh.edu.ru/ |
13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | 0 | 0 | 11.12.2023 | https://resh.edu.ru/ |
14 | Связь между предложениями в тексте | 1 | 0 | 0 | 18.12.2023 | https://resh.edu.ru/ |
15 | Связь между частями текста | 1 | 0 | 0 | 25.12.2023 | https://resh.edu.ru/ |
16 | Работа с деформированным текстом | 1 | 0 | 0 | 15.01.2024 | https://resh.edu.ru/ |
17 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | 0 | 0 | 22.01.2024 | https://resh.edu.ru/ |
18 | Текст. Опорные слова. | 1 | 0 | 0 | 29.01.2024 | https://resh.edu.ru/ |
19 | Текст. Опорные слова. | 1 | 0 | 0 | 5.02.2024 | https://resh.edu.ru/ |
20 | Проверочная работа | 1 | 0 | 0 | 12.02.2024 | https://resh.edu.ru/ |
21 | План. Составление плана. | 1 | 0 | 0 | 19.02.2024 | https://resh.edu.ru/ |
22 | Виды плана | 1 | 0 | 0 | 26.02.2024 | https://resh.edu.ru/ |
23 | Виды плана | 1 | 0 | 0 | 4.03.2024 | https://resh.edu.ru/ |
24 | Виды плана | 1 | 0 | 0 | 11.03.2024 | https://resh.edu.ru/ |
25 | Редактирование текста | 1 | 0 | 0 | 18.03.2024 | https://resh.edu.ru/ |
26 | Типы текста. Описание | 1 | 0 | 0 | 1.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
27 | Типы текста. Описание | 1 | 0 | 0 | 8.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
28 | Текст – сравнительное описание | 1 | 0 | 0 | 15.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
29 | Типы текста. Повествование | 1 | 0 | 0 | 22.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
30 | Типы текста. Рассуждение | 1 | 0 | 0 | 29.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
31 | Типы текста. Рассуждение | 1 | 0 | 0 | 6.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
32 | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 | 0 | 0 | 13.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
33 | Повторение пройденного | 1 | 0 | 0 | 20.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
34 | Повторение пройденного | 1 | 0 | 0 | 21.04.2024 | https://resh.edu.ru/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург.
2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение.
3. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа.
4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
htt p://kidsbook.narod.ru/
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
http://ya-umni4ka.ru/
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html
http://www.zavuch.info/
http://pedsovet.org
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
http://900igr.net/
http://viki.rdf.ru/
http://www.o-detstve.ru/
http://www.it-n.ru/
https://resh.edu.ru/