Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов детей с нарушениями слуха ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от «_____» августа 2020 Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко | УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7 ____________ / И.П. Попова Приказ №____ от «___» ___________2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Развитие речи»
8-Б класс
(слабослышащие и позднооглохшие)
(уровень основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Бондаренко Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории.
г. Азов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 8-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся), разработана на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и авторской программы по русскому языку для 7 класса под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М.: Просвещение, 2016 в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – 4-е изд. М.: Просвещение, 2017
Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – 8 изд. М.: Дрофа, 2013
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Работа с текстом 7 класс - изд. Экзамен, Москва, 2017
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- 6-е изд.- М.: Просвещение, 2018
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Речевое и языковое развитие школьников, более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Образовательные: - обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; - совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста; - учить пересказу текста, письменному рассуждению; - учить озаглавливать текст, составлять план, задавать вопросы по тексту, делать выводы; - учить умению вести диалог, вовремя вступать в беседу; - составлять устные и письменные рассказы; -формировать навыки написания сочинений и изложений. Развивающие: - развивать умение переносить знания, полученные на уроках, на практику; - развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение; - учить правильно строить текст, предложение; - формировать умение правильно излагать свои мысли; - развивать творческие возможности обучающихся; - развивать эстетическое восприятие, вкус. Воспитательные: - воспитывать любовь к русскому языку, интерес к урокам; - воспитывать культуру речи, потребность в говорении и общении - продолжать воспитывать уважительное отношение к товарищам и педагогам. Коррекционные: - обогащение словарного запаса; - развивать слуховое восприятие изучаемого материала с использованием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо; - корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи; - закреплять навык чтения с губ; - работа по уточнению значений слов. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА | Учебный предмет «Развитие речи» является составной частью предметной области «Русский язык и литература (язык и литература)». Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение предмета «Развитие речи» в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение «Развития речи» в 8-б классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год, утвержденным приказом № ___ от , рабочая программа составлена на 35 часов с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В связи с отсутствием авторских программ и учебников по развитию речи, в основу данной программы легли: - работа по уточнению значений слов и совершенствование навыка пересказа текста на основе программных произведений курса «Литературы» 8 класса, - подготовка к сочинениям и изложениям, - уроки развития речи из курса языка, - работа со словарями и над правилами орфоэпии, - работа с текстами художественных произведений |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ » В 8-Б КЛАССЕ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершествованию;
формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметные результаты:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
- определять тему и основную мысль текста, его стиль, излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания); - составлять простой план исходного и собственного текста, - различать типы и стили речи; - писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера; - раскрывать тему и основную мысль высказывания; - пользоваться орфографическим и толковым словарями; - расспрашивать собеседника об участниках, времени, месте, причинах, обстоятельствах событий. - владеть монологической и диалогической речью | - создавать устные и письменные высказывания; - совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста; - производить речеведческий анализ текста; - создавать тексты различных видов; - пересказывать тексты художественных произведений. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В 8-Б КЛАССЕ
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Речь. Разновидности речи. Типы и стили речи. | 2 | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы. Работа с презентацией. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. |
2 | Подготовка к изложениям и сочинениям, диктантам по русскому языку. Закрепление правил орфоэпии, составление текстов различных жанров. Пополнение словарного запаса обучающихся. Построение диалогов. | 32 | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы. Работа с презентациями. Работа с художественными и научными текстами. Работа со словарями и другими информационными источниками. Комплексный анализ текста. Работа с текстами художественных произведений. |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ. |
3 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 1 | Работа с тестами. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 8-Б КЛАССЕ
№ урока | Содержание учебного материала | Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
| | по плану | по факту |
I четверть |
I. ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 2 ч. |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Речь. Разновидности речи. | Комбинированный | 1 | 04.09. | |
2 | Типы и стили речи. | Комбинированный | 1 | 11.09. | |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 32 ч. |
3 | Составление диалогов. | Урок-практикум | 1 | 18.09. | |
4 | Работа с текстом комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 25.09. | |
5 | Описание внешности человека. | Комбинированный | 1 | 02.10. | |
6 | Подготовка к изложению по упр. 116 | Урок-практикум | 1 | 09.10. | |
7 | Работа над соблюдением норм орфоэпии. | Урок коррекции знаний, умений и навыков | 1 | 16.10. | |
8 | Публицистический стиль. Его особенности. | Урок-практикум | 1 | 23.10. | |
II четверть |
9 | Употребление причастий и причастных оборотов в речи. | Урок-практикум | 1 | 06.11. | |
10 | Подготовка к контрольному диктанту по теме: «Причастие». | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 13.11. | |
11 | Подготовка к сочинению – описанию. | Комбинированный | 1 | 20.11. | |
12 | Работа с текстом произведений А.С. Пушкина | комбинированный | 1 | 27.11. | |
13 | Подготовка к обучающему сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь». | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 04.12. | |
14 | Подготовка к итоговому контрольному диктанту. | | 1 | 11.12. | |
15 | Подготовка к изложению с описанием действия. | Комбинированный | 1 | 18.12. | |
16 | Употребление наречий в речи. | Урок-практикум | 1 | 25.12. | |
III четверть |
17 | Описание действий по наблюдениям. | Комбинированный | 1 | 15.01. | |
18 | Словарная работа по произведениям М.Е. Салтыкова - Щедрина | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 22.01. | |
19 | Работа с текстом рассказа Л.Н. Толстого «После бала». | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 29.01. | |
20 | Учебно-научная речь. | Комбинированный | 1 | 05.02. | |
21 | Подготовка к сжатому изложению (упр.322) | Урок-практикум | 1 | 12.02. | |
22 | Приёмы сжатия текста. | Комбинированный | 1 | 19.02. | |
23 | Внятность, темп, выразительность речи. | Урок-беседа | | 26.02. | |
24 | Выразительное чтение стихотворений А.А. Блока и С. Есенина. | Урок-практикум | 1 | 05.03. | |
25 | Составление рассказа на заданную тему. | Урок-практикум | 1 | 12.03. | |
26 | Словари – наши помощники. | Комбинированный | 1 | 19.03. | |
IV четверть |
27 | Употребление в речи союзов и предлогов. | Урок-практикум | 1 | 02.04. | |
28 | Выразительное чтение стихотворений о войне. | комбинированный | 1 | 09.04. | |
29 | Краткий и подробный пересказ публицистического текста. | Урок коррекции знаний, умений и навыков | 1 | 16.04. | |
30 | Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету. | Комбинированный | 1 | 23.04. | |
31 | Употребление в речи сложных предложений. | Урок-практикум | 1 | 30.04. | |
32 | Употребление частиц в речи. | Урок-практикум | 1 | 07.05. | |
33 | Подготовка к итоговому контрольному диктанту по русскому языку. | Комбинированный | 1 | 14.05. | |
34 | Употребление в речи междометий и их интонационное выделение. | Урок-практикум | 1 | 21.05. | |
III. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ – 1 ч. | . |
35 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 28.05. | |