СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию устной речи 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие устной речи 5 класс ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию устной речи 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию устной речи составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2018 году под редакцией В.В. Воронковой, авторы М.Н. Перова. В основу программы положены нормативные требования. Преподавание предмета развитие устной речи в 2020-2021 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Учебный план МБОУ Кугейская СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год.

  • Устав МБОУ Кугейская СОШ.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Кугейская СОШ.

Специфика изучения «Развитие устной речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала. Программа занятий в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.

В результате изучения обучающиеся должны:

- углубить и расширить знания о языке;

- развить смекалку и сообразительность;

- обогатить свою речь;

- получить дополнительные сведения по лексике и этимологии;

- повысить грамотность.

Как открыть ребенку с нарушение интеллекта волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ.

Процесс речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью протекает иначе, чем у ребёнка с сохранным интеллектом

Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения умственно отсталого ребёнка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам, а в дальнейшем и его более успешной адаптации в условиях современного общества.

Научить школьника с ОВЗ ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя-дефектолога напряженного труда, терпения, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Поэтому работа над развитием речи школьников, обучающихся по специальным, адаптированным программам является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников с ОВЗ мною разработана программа курса «Развитие устной речи», рассчитанная на 1 года для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у школьников с ОВЗ. Программа «Развитие устной речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников с ОВЗ.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленная на развитие устной и письменной речи учащихся в условиях перехода из начальной школы в среднее звено. Учить хорошей речи, устной и письменной - вот главная задача курса. Учащиеся на занятиях рассматривают примеры того, как устроен язык, какие возможности предоставляются нам для полноценного использования его в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети стараются применить полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год (всего 33 часа) - на 33 учебные недели в год – 1 часа в неделю.

       Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Развитие устной речи» должна пробуждать у учащихся с ОВЗ стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.


Цель и задачи программы:

  Цель:

           Создание условий для формирования языковой компетенции

           школьников с ОВЗ; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,

           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

         способностей. 

Задачи:

Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Формировать выразительную сторону речи.

Учить строить устные связные высказывания.

Воспитывать культуру речевого общения.

 Обогащать словарный запас учащихся.

 Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

         Успешность развития речи школьников с ОВЗ зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности школьников на занятиях курса основывается на принципах:

доступность

занимательность;

научность;

активность;

наглядность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип поощряемости успехов ученика;

взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.

      При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

задания, направленные на активизацию словарного запаса школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;

развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

       совершенствование навыков выразительного чтения;

        вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение. 

   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Развитие устной речи» является формирование следующих умений:

1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4)умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

5)умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения;

7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами развития речи являются:

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  2. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  3. Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  4. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  5. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  6. Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.

  7. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  8. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

  2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

  3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

  5. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  2. Слушать и понимать речь других.

  3. Вступать в диалог на уроке и в жизни.

  4. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  5. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог,

  6. Устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;


Содержание курса

1 раздел: в гости к алфавиту. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита.

2 раздел. В мире слова. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твёрдые и мягкие согласные. Слог. Ударные. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков.  Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Наблюдение над особенностями устной народной речи.

3 раздел. Секреты речи. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие о происхождения слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Создания ситуаций, требующих обращений к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.

Критерии оценки знаний учащихся

При оценке устного ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения литературоведческих понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.





Календарно-тематическое планирование

урока

Тема


Кол-во

часов

Задачи

Результат

Дата

план

Дата

факт


1.

1 раздел: в гости к алфавиту.

(5 часов).

Буквы гласные.


1

Повторить гласные, их особенности.

Научились определять состав гласных, дающих два звука.



2.

Конструирование букв.

1

Вызвать интерес к конструированию буквы из различных материалов.

Научились конструировать буквы из различных материалов.




3.

Буквы согласные.

1

Повторить согласные буквы, их особенности: звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие.

Научились правильно называть буквы.



4.

Капризные шипящие.

1

В игровой форме заучить орфографические правила сочетания шипящих с гласными А, У, И.

Отработали правила написания шипящих с гласными.



5.

Конкурс кроссвордов.

1

Учить разгадывать кроссворды. Познакомить с понятием горизонталь, вертикаль.

Научились заполнять сетку кроссворда буквами по горизонтали и вертикали.





6.

2 раздел. В мире слова

(14 часов).

Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.


1

Вызвать интерес к слову. Проверить знание и понимание учениками слов. Обогатить словарный запас.

Обогатили словарный запас.



7.

Чудесные превращения слов. Как растут слова.

1

Учить играть со словом. Предупредить некоторые ошибки школьников.

Научились играть со словом.



8.

В мире звуков. Звук и буква. Как делаются слова?

1

Учить составлять слова при помощи различных морфем с общим корнем.

Научились составлять однокоренные слова с различными морфемами.



9.

Волшебник ударение.

1

Познакомить с особенностью подвижности ударения в словах. Отработать орфоэпические нормы произношения отдельных слов.

Научились правильно произносить отдельные слова.



10.

Словосочетание и предложение. Составление предложений из отдельных слов.

1

Научить составлять предложения из отдельных слов.

Научились составлять предложения.



11.

Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф. Игра «Доскажи словечко».

1

Учить разгадывать.

Научить разгадывать.



12.

Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в слове. В гостях у шарады.

1

Познакомить с особенностями составления шарады. Учить разгадывать их.

Научились разгадывать шарады.



13.

Слова –друзья. Знакомство с синонимами.

1

Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых.

Обогащается словарный запас.



14.

Слова-близнецы. Знакомство с омонимами.

1

Познакомить учащихся с группой таких слов.

Обогащается словарный запас.



15.

Слова «тяни-толкай». Знакомство с антонимами.

1

Дать представление об антонимах.

Обогащается словарный запас.



16.

Такие разные словари – помощники. Знакомство со словарями синонимов, омонимов, антонимов.

1

Учить работать со словарями.


Обогащается словарный запас.



17.

«Биография слов». Игры-трафаретки.

1

Закрепить умения заполнять сетку кроссворда по горизонтали, подбирая заданные темой слова.

Научились работать с сетками кроссвордов на заданную тему.



18.

Крылатые слова и выражения.

1

Познакомить с крылатыми словами и выражениями.


Обогащается словарный запас.



19.

В руках умелых слово творит чудеса. Праздник слов «Словознай».

1

Вовлечь в развивающую интерактивную игру-путешествие.

Отработали умение решать отдельные словообразовательные задачи через игровые упражнения.




20.

3 Раздел. Секреты речи

(14 часов).

Для чего нужна речь. Волшебница речь.


1

Раскрыть перед учениками основные функции речи. Обратить внимание на воздействие художественной речи на чувства, мысли, воображение людей.

 

Узнали, для чего нужна речь. Получили представление о художественной речи.



21.

Наука риторика. Устная речь.

1

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи, выделить основные правила общения в школе, на уроке, на занятии спецкурса.

Узнали о главных требованиях речи.



22.

Устная речь или письменная.

1

Дать представления об особенностях устной речи и об ее отличиях от письменной.


Узнали об особенностях устной и письменной речи.



23.

Какой окраски ваш голос. Медленно и быстро.

1

Учить определять темп устного высказывания, громкость речи, оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной ситуации общения.

Научились определять соответствие темпа и громкости речи.



24.

Кто быстрее? Знакомство со скороговоркой.

1

Познакомить с фольклорным жанром – скороговоркой. Упражняться в произношении скороговорок.

Познакомились со скороговоркой.



25.

Конкурс «Вот вам скороговорка!».

1

Заинтересовать учащихся в конкурсном проговаривании скороговорок.

Заучили скороговорки.



26.

Родное слово в пословицах и поговорках

1

Познакомить учеников с фольклорным жанром – «пословица». Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Познакомились с жанром пословица.



27.

Иллюстрирование пословиц и поговорок

1

Обратить внимание учащихся на связь фольклора и изобразительного искусства.

Научились связывать литературное и изобразительное творчество



28.

Текст. Что это такое?

1

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

Познакомились с понятием текст.



29.

О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова.

1

Познакомить учеников с понятием «заглавие». Дать представление о том, что такое «опорные слова». Потренировать учащихся в определении основной мысли высказывания.

Познакомились с понятием заглавие.



30.

Какие бывают тексты.

1

Дать понятие о трех типах текстов: повествование, описание, рассуждение

Узнали, какие бывают тексты



31.

Составление рассказов по серии картинок

1

Дать понятие о структуре текста.

Учить сочинять рассказы по серии картинок.

Узнали, как строится текст. Научились составлять рассказы по серии картинок.



32.

Что такое план? Составление плана по серии картинок.

1

 Дать понятие о плане. Учить составлять планы по серии картинок.


Научились составлять планы по серии картинок.




33.

Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание.

Подведение итогов.


1

Учить сравнивать, описывать животное.

Подвести итоги работы за год.


Научились описывать животное, сравнивать.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!