Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. (Москва «Просвещение» 2008 года).
Программа рассчитана на 70часов.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Календарно - тематическое планирование. 3 класс. |
№ | Содержательные линии | Кол – во часов | ТСО наглядность | Словарь /Развитие устной речи | Коррекционно- развивающие задачи |
1 четверть – 18ч. |
1 | Осенняя экскурсия. | 2 | | небо, листья листопад, птицы. составлять рассказ о наблюдениях в природе. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды. |
2 | Труд людей осенью. | 2 | Сюжетные и предметные картинки, загадки о профессиях. | сентябрь, сад, огород, овощи , фрукты, уборка, урожай, убирать, выкапывать, консервировать. Составлять предложения, рассказ по картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей. |
3 | Овощи: картофель, капуста. | 2 | муляжи, опорные картинки, овощи (натуральные образцы). | картофель, вершки, корешки, огород, кочан, кочерыжка. Составлять описательный рассказ по картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей. |
4 | Овощи: свёкла, горох. | 2 | картинки, муляжи, натуральные образцы овощей. | ботва, корень, плод, листья, горошина, стручок, стебель. Разучивание чистоговорок. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. |
5 | Бахчевые культуры: арбуз, дыня. | 2 | натуральные образцы, картинки, пазлы. | ароматный, сладкий, красный, жёлтый, круглый, овальный, гладкий. | Коррекция внимания, развитие речи при описании бахчевых культур. |
6 | Ягоды: малина, земляника. | 2 | картинки, муляжи, крестовина. | сад, лес, полянка, куст, урожай, варенье, компот. Чтение стихотворений. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании ягод. |
7 | Растения на клумбах: астры, ноготки. | 2 | гербарий, открытки, карточки, картинки. | растение, клумба, корень, стебель, листья, бутон, лепесток. Составление рассказа по плану. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. |
8 | Золотая осень. | 2 | картина «Золотая осень», картинки, рисунки. | листопад, дождь, отлёт, день, ночь, тепло, холод, температура, спячка, звери, птицы. Составление сюжетного рассказа по картинкам. | Коррекция внимания, развитие речи при описании погоды и сезонных изменениях в природе. |
9 | Лиственные деревья. | 2 | гербарий, картинки, карточки. | лес, роща, дерево, дубрава, дуб, корни, ствол, кора, ветви, листья, почки. Составление описательного рассказа. | Коррекция внимания при описании и различении разных видов лиственных деревьев. |
2 четверть – 14ч. |
1 | Сезонные изменения в природе. | 2 | календарь природы. таблица «Дикие животные», картинки | зима, линька, зимовать, сбрасывать, запасать | Коррекция внимания и восприятия при работе с календарем природы, развитие речи при описании погоды |
2 | Транспорт. Наземный транспорт. | 2 | таблица «Виды транспорта», сюжетные картинки по теме | автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, фура | Коррекция мышления на основе упражнения по правилам дорожного движения |
3 | Посуда. Виды посуды. | 2 | посуда, картинки с изображениями разных видов посуды, раскраски | нож, вилка, чашка, ложка, тарелка, блюдце, кастрюля | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации |
4 | Декабрь – первый месяц зимы ( экскурсия) | 2 | | снег, лёд, холод, вьюга, гололед, метель, снегопад | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
5 | Одежда. Сезонная одежда. | 2 | таблица с разными видами одежды, сюжетные картинки. | пальто, шуба, шапка, шарф, платье, куртка, носки | Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды, коррекция зрительной памяти |
6 | Обувь и уход за ней. Виды обуви. | 2 | картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки | ботинки, сапоги, сандалии, кожаные, тряпочные, резиновые | Коррекция внимания на основе упражнений на описание, сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи. |
7 | Зимние забавы детей. | 2 | картинки с разными видами отдыха зимой | коньки, лыжи, санки, снежок, хоккей, спорт, радость | Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей |
3 четверть – 20 ч |
1 | Сезонные изменения в природе. | 1 | сюжетные картинки | зима, улица, холод, лёд, снег, гололёд, песок | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
2 | Зимующие птицы: снегирь, синица. | 2 | картинки, открытки, таблица «Зимующие птицы» | зима, голод, холод, корм, подкормка, кормушка | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении |
3 | Перелетные птицы: грач и скворец. | 2 | картинки, открытки, таблица «Перелетные птицы» | грач, клюв, оперенье, санитар, птенец, скворчонок, яйца | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие связной речи при составлении рассказа – описания. |
4 | Домашние птицы: курица, утка | 2 | картинки, открытки, таблица «Домашние птицы» | петух, курица, цыпленок, курятник, насест, шпора, селезень, утка, утенок, перепонка, «птичий двор» | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении. |
5 | Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия) | 1 | | январь, зима, метель, снег, месяц, гололед | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении |
6 | Февральские приметы | 2 | сюжетные картинки зимней природы | уборка снега, холод, игры, гололед, заносы, вьюга, пурга, снегопад | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении |
7 | Зима – время года. Труд людей города и села зимой. | 2 | картинки зимних пейзажей, сюжетные картинки | машины, ремонт, снегозадержание, уборка | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
8 | Домашние животные: коза, овца | 2 | картинки, карточки, таблица «Домашние животные» | коза, козел, козленок, овца, баран, ягненок, голова, морда, уши, лапы, рога, шерсть, хвост | Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. Коррекция мышления. |
9 | Дикие животные: ёж, медведь | 2 | картинки, таблица «Дикие животные», раскраски | ёж, ежиха, ежонок, иголки, нора, медведь, медведица, медвежонок, лес, берлога | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении |
10 | Растения и животные весной. (экскурсия) | 2 | | весна, оттепель, птицы, растения, животные, свежесть | Коррекция внимания и зрительной памяти, развитие речи |
11 | Март – весенний месяц. | 2 | сюжетные картинки, картины русских авторов о весне | погода, дни, весна, солнце, небо, проталины составлять рассказ основываясь на свои наблюдения. | Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками, развитие речи при описании по картине |
4 четверть – 18 ч |
1 | Комнатные растения: герань, традесканция. | 2 | картинки, открытки, комнатные растения | вода, воздух, солнце, земля, отросток, горшок, лейка, герань, традесканция | Коррекция внимания на основе практических упражнений в уходе за растениями |
2 | Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга | 2 | красная книга, гербарий, открытки, картинки | цветы, подснежник, мать-и-мачеха чтение рассказов о растения, которые занесены в Красную книгу. | Коррекция внимания при описании и различении раннецветущих растений |
3 | Насекомые: муравей. | 2 | коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы | голова, усы, лапки, кокон, куколка, польза, корм, муравейник | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. |
4 | Насекомые: муха. | 2 | коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы | вред, крылья, корм, вредное, надоедливое, летающее | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. |
5 | Разнообразие животного мира. Охрана животных. | 2 | выставка рисунков, энциклопедия, таблица «Животные» | звери, птицы, насекомые, охранять, остерегаться, беречь | Коррекция мышления, развитие связной речи |
6 | Экология воздуха и охрана окружающей среды | 2 | картинки с изображением природы | кислород, воздух, загрязнение, охрана, экология, болезни, гибель, сохранение, «легкие планеты» отвечать полными ответами на поставленные вопросы | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |
7 | Охрана здоровья. Мой организм и органы чувств и зрения | 2 | сюжетные картинки, таблица с изображением органов чувств и зрения | здоровье, части тела, зрение, слух, обоняние, слепота, глаза, белок, зрачок, роговица | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |
8 | Органы слуха и обоняния. | 2 | сюжетные картинки, таблица с изображением органов слуха и обоняния | ухо, слух, громкость, глухота, нос, запах, насморк, обоняние | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении |
9 | Орган осязания. Зубы. | 2 | сюжетные картинки, таблица с изображением зубов | язык, вкус, осязание, орган | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |