СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Рисованию" 5 кл.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Рисованию" 5 кл.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:

«Рисование»

5А класс

Учитель: Ю.А. Лукашенко

Курск 2020







РИСОВАНИЕ 5А класс


П.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,

в которой конкретизируются общие цели образования с учётом

специфики учебного предмета

Рабочая программа разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их возрастных и типологических психофизических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.

Рабочая программа разработана на основе:

- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ОКОУ «Курская школа».

- базисного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2004г. №29/2065-п.

Перечень нормативных документов для проектирования рабочей программы по учебному предмету:

1. Конституция РФ ст.43 «Каждый имеет право на образование» (1993г.)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599.

3. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее – приказ Минобрнауки РФ № 1015).

6. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ150/06.

7. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.

9. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

10. Учебный план для обучающихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья ОКОУ «Курская школа» на 2020 - 2021 учебный год.

Программа по предмету «Рисование» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

При разработке рабочей программы соблюдены основополагающие принципы специальной педагогики, обеспечивающие преемственность изучения предмета на разных уровнях общего образования и практико-ориентированную направленность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса.

Главная цель изучения предмета заключается:

- во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

- в формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации);

- в развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

- в развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

- Воспитание интереса к изобразительному искусству.

- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.

- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты

окружающего мира, художественного вкуса.

- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах

Изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора.

- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).


П.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

Рисование занимает важное место в работе с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительном искусстве материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. В ходе изучения рисования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется дифференцированный подход, обеспечивающий разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Использование деятельностного подхода определяет характер организации доступной для учащихся предметно-практической и учебной деятельности и обеспечивает прочное усвоение обучающимися знаний и приобретение нового опыта разнообразной деятельности и поведения, повышение мотивации и интереса к изучаемому предмету, создает условия для общекультурного и личностного развития.

При составлении программы по рисованию учтен принцип коррекционно-развивающей направленности, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Программа по «Рисованию» строится на основе формирования базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности, и подразумевающих обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания учебного предмета. Преемственность обучения на всех уровнях образования, развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с учётом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в опоре на организационную помощь педагога. Для этого определены функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности обучающихся, определены связи базовых учебных действий с содержанием учебной программы по «Рисованию». Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. В составе основных видов БУД выделяют четыре блока: личностный, коммуникативный, регулятивный, познавательный.

Личностные базовые учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации:

-испытывать чувство гордости за свою страну;

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные базовые учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях:

-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и делаются выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Согласно требованиям ФГОС уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в начальной школе.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы по учебному предмету «Рисование» направлена на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование базовых учебных действий; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Оценивая достижения по данному учебному предмету учитываются типологические и индивидуальные особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, динамика их достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«5», «отлично» ставится, если обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; устанавливает причинно-следственные связи; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, различает цвета и их оттенки, называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; анализирует свой рисунок, сравнивая его с образцом; допускает единичные ошибки в выполнении практического задания, которые сам исправляет.

«4», «хорошо» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы, пользуясь простейшими вспомогательными линиями; умеет пользоваться основными предметами для рисования; сравнивает свой рисунок с образцом; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное; допускает некоторые ошибки при выполнении практического задания, которые исправляет при помощи учителя.

«3», «удовлетворительно» ставится, если обучающийся слабо справляется с целью урока, обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но выполняет задание недостаточно полно и последовательно, способен ориентироваться на листе бумаги по образцу, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету, по шаблону; умеет избирательно пользоваться основными инструментами для рисования; различает основные цвета и соотносит их с образцом; допускает ряд ошибок при выполнении практического задания, затрудняется самостоятельно их исправить и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

П.3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Рисование» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.

На реализацию программы по рисованию в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 65 часов, 2 час в неделю:

П.4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

1. Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности, понятие и принятие своей роли в семье, школе, детском коллективе, определение своего места в социальном окружении;

2. Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

3. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

4. Учебно - познавательный интерес к учебному материалу;

5. Развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

6. Умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;

7. Умение осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации;

8. Принятие окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

9. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

10. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия;

11. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

12. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление

Социально- значимых мотивов учебной деятельности;

13. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

14. Уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

Предметные:

1. Знание названий художественных материалов, инструментов, приспособлений, их свойств и назначения, правил хранения и обращения с ними, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

2. Знание элементарных правил композиции и цветоведения, передачи формы предметов;

3. Элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;

4. Овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных техниках изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;

5. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого», понимание красоты как ценности;

6. Потребность в художественном творчестве;

7. Развитие практических умений самовыражения средствами рисования;

8. Приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значения в жизни человека и общества;

9. Развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;

10. Развитие наблюдательности и творческого воображения;

11. Формирование эстетического отношения к предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

12. Начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;

13. Формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши)

14. Понимание и соблюдение простой инструкции при выполнении учебного задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, самостоятельная организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

15. Умение адекватно откликаться на произведения живописи, бережно относиться к культурному наследию родного края и страны.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данного учебного предмета, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;

- осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;

- передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентировка в пространстве листа;

- размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

- применение разных способов лепки;

- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Учащимся 5 класса нужно знать:

- названия художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойства и назначение, правила хранения и обращения;

- элементарные правила композиции, цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, передачи формы предмета;

- названия основных цветов и элементарные правила их смешивания;

- некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «цвет»;

- названия предметов, подлежащих рисованию;

- основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости, художественное конструирование на плоскости, украшение с использованием художественных различных материалов;

- основные жанры изобразительного искусства: портрет, натюрморт, пейзаж;

- названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Каргополь, Хохлома);

- основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, выразительные возможности художественных материалов: гуашь, мелки, карандаш, пластилин;

- значение слов: аппликация, изображение, форма, линия, плоскость, орнамент.

Учащимся 5 класса нужно уметь:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы (правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть);

- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

- рационально организовывать свою изобразительную деятельность, планировать работу, осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции, передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

- применять приемы работы карандашом, акварельными красками, гуашью с целью передачи фактуры предмета;

- ориентироваться в пространстве листа, размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;

- передавать в рисунке и аппликации простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;

- пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;

- узнавать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия;

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.

П.5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изучение учебного предмета «Рисование» обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в 5 классе в течение всего года. При изучении «Рисования» в 5 классе используются технология разноуровневого, проблемного обучения, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие и игровые технологии. Уроки «Рисования» оказывают существенное воздействие на развитие интеллектуальной, эмоциональной и двигательной сфер, способствуют формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных привычек. Обучение «Рисованию» в 5 классе носит предметно-практический характер, связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Содержание программы направлено на закрепление и расширения учебного материала по изобразительному искусству, пройденного на занятиях с 1 по 4 класс, а так же на усвоение новых знаний и формирование новых умений у школьников. Содержание программы отражено в четырех направлениях:

- умение анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство;

- восприятие цвета предмета и явлений окружающей природной среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварелью и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге) и другими художественными материалами (цветными карандашами, мелками, фломастерами);

- умение работать над композицией в практической деятельности (выделения центра композиции способом центрального расположения главного объекта, выделения цветом);

- более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства, а так же восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятий (уметь их рассматривать и рассказывать об их содержании). Обещающиеся знакомятся биографиями известных художников и историей создания знаменитых произведений. В рамках изучения особенностей декоративно-прикладного искусства школьники узнают о приемах работы мастеров, создающих шедевры народных промыслов.

Разработанное содержание способствует дальнейшему формированию у детей базы для творческой деятельности (расширяет опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлений окружающей действительности, а так же способ изображения увиденного, запечатленного). Наряду с этим у школьников развиваются умения трансформировать образы действительные в сказочные.

Программой предусматриваются сходные по содержанию блоки:

  1. Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окрасе уходящего лета и наступающей осени. Развитие умений обещающихся наблюдать объекты с целью последующего правдивого изображения их формы и цвета; закрепление умений в работе с акварельными красками по сырой бумаге; развитие эстетического восприятия листьев деревьев в разной окраске, отражающей признаки уходящего лета и наступающей осени.

  2. Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзажах). Художники-пейзажисты и их картины А.Саврасов. И. Шишкин. В 5 классе нужно актуализировать знания школьников об этом жанре изобразительного искусства, полученные в 4 классе. Необходимо расширять и уточнять представления детей о вариантах пейзажной живописи и их названиях («деревенский пейзаж», «городской пейзаж», «горный пейзаж», «морской пейзаж», пейзажи в разное время года: «весенний пейзаж», «летний пейзаж», «осенний пейзаж», «зимний пейзаж»), при этом развивая умения обучающихся рассматривать картину пейзажа и описывать ее содержание в определенной последовательности (с помощью учителя).

  3. Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли). Расширить представления детей о вариантах натюрморта в живописи и их названиях («цветочный натюрморт», «натюрморт с изображением листьев и злаков», «натюрморт с изображением фруктов и овощей», «натюрморт с изображением разного рода посудой» и др.) развивать умения обучающихся рассматривать картину-натюрморт, восхищаться ее красотой в целом и подробно описывать содержание, перечисляя изображенные предметы, учить школьников отвечать на вопросы. Познакомиться с приемом включения – использованием натюрморта в картинах сюжетного содержания, при изображении портрета или интерьера.

  4. Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее. Расширение знаний обучающихся о видах портрета – о разных положениях портретируемого при создании картины (фронтальном, профильном слева и справа, виде со спины и виде сзади), что позволяет художнику раскрыть особенности внешности человека, его характера, показать движение.

  5. Как построена книга. Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга. Актуализация имеющихся знаний о книгах и расширение знаний обучающихся по этой теме (кто работает над книгой, как она создается, из каких частей она состоит, иллюстрации в книге).

  6. Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные средства, используемые художником. Формирование умения последовательно рассматривать картину, выделять в ней главные и второстепенные объекты, устанавливать их взаимодействие и понимать в целом содержание картины.

  7. Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. Закрепление и расширение полученных знаний о скульптурах, ее видах, размеров, материалов из которых выполняются скульптуры. Знакомство с Красной книгой и для чего она нужна.

  8. Народное искусство. Дополнением и расширением знаний о народных промыслах вступает две новые темы «Богородские игрушки» и «Хохломские изделия».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно – тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.

5 класс

Разделы (темы)

Кол-во часов

Примечания

I.

ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

(восприятие смены времени года, как искусство, народное искусство)


17


II.

ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(портрет, натюрморт, пейзаж)

15


III.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ

(скульптура)

17


IV.

Иллюстрации. Красная книга.

16


ИТОГО часов

65




Календарно-тематическое планирование

№Урока

Тема урока


Дата.


1 четверть



1

Изображение растений.

1

2.09

2

Рисование с натуры веточки деревьев с листьями, семенами и плодами.

1

3.09

3

Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников в осенней окраске.

1

9.09

4

Беседа о художниках пейзажистах и их картинах.

1

10.09

5

Беседа. Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина «Грачи прилетели». Зарисовка картины.

1

16.09

6

Русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин.

1

17.09

7

Рисование пейзажа.

1

23.09

8

Рисование пейзажа. Небо.

1

24.09

9

Рисование пейзажа. Река, море.

1

30.09

10

Беседа. Узнай больше о натюрморте. Правила рисования натюрморта.

1

1.10

11

Беседа. Портрет. Сюжет. Натюрморт. Правила рисования портрета.

1

7.10

12

Рисование натюрморта (кринка и стакан).

1

8.10

13

Рисование натюрморта (букет в вазе и оранжевый апельсин).

1

14.10

14

Рисование натюрморта (кувшин, яблоко, слива).

1

15.10

15

Рисование сценки из жизни: «Мама готовит обед на кухне».

1

21.10

16

Рисование сценки из жизни: «Я сижу за столом и готовлю уроки». «Я сижу за столом и завтракаю». Составить описание картины.

1

22.10


2 четверть



1

Беседа. Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор, стекло, металл).

1

11.11

2

Аппликация. «Кринка, кувшин, бутылка».

1

12.11

3

Рисование. «Кринка, кувшин, бутылка».

1

18.11

4

Беседа. Портрет. (Наблюдай, рассматривай, изображай).

1

19.11

5

Беседа. Изучаем внешность людей. Какие они?

1

25.11

6

Рисование. Портрет человека в профиль.

1

26.11

7

Рисование портрета человека в профиль (мама, папа, брат и т. д).

1

2.12

8

Фигура человека (модель).

1

3.12

9

Создание шаблона для сборки частей тела человека для двух моделей.

1

9.12

10

Изображение разных движение фигуры человека с помощью разных положений частей тела модели (при наблюдении спереди).

1

10.12

11

Срисовывание фигуры человека с подвижной модели (при наблюдении спереди).

1

16.12

12

Дорисовывание фигуры человека по точкам.

1

17.12

13

Изображение разных движений фигуры человека с помощью разных положений (при наблюдении сбоку).

1

23.12

14

Срисовывание фигуры людей с подвешенной модели (при наблюдении сбоку).

1

24.12


3 четверть



1

Дорисовывание фигуры человека по точкам (при наблюдении сбоку).

1

13.01

2

Развлечения зимой. Дети катаются с горки.

1

14.01

3

Развлечения зимой. Ребята строят снежную крепость.

1

20.01

4

Развлечения зимой. Дети лепят снежную бабу.

1

21.01

5

Развлечения зимой. Ребята катаются на лыжах.

1

27.01

6

Беседа. Как построена книга? Иллюстрация к книге.

1

28.01

7

Рисование обложки к книге.

1

3.02

8

Рисование иллюстрации к книге.

1

4.02

9

Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг.

1

10.02

10

Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

1

11.02

11

Сравниваем размер (величину) изображений. Рисуем много ёлок разной величины.

1

17.02

12

Рисование. Яблоки и груши разной формы и размера.

1

18.02

13

Рисование. Ветка винограда. Виноградины разной величины.

1

24.02

14

Лепка персонажей к сказке «Маша и медведь».

1

25.02

15

Рисование иллюстрации (срисовывание персонажей) к сказке «Маша и медведь».

1

3.03

16

Беседа. Узнай больше о работе скульптора. Животные в скульптуре.

1

4.03

17

Лепка памятника для любимого животного.

1

10.03

18

Рисование памятника для любимого животного.

1

11.03

19

Беседа. Зачем была создана красная книга?

1

17.03

20

Беседа. Узнай больше о художниках и скульпторах изображающих животных.

1

18.03


4 четверть



1

Лепка белого медведя.

1

1.04

2

Рисование белого медведя.

1

7.04

3

Лепка стерха.

1

8.04

4

Рисование стерха.

1

14.04

5

Беседа. Животные изображенные в скульптурах и на рисунках.

1

15.04

6

Сажаем деревья, встречаем птиц. Лепка зарисовка картины, как люди встречают весну.

1

21.04

7

Беседа. Народное искусство. Богородские игрушки.

1

22.04

8

Беседа. Хохломские изделия.

1

28.04

9

Украшение посуды хохломской росписью.

1

29.04

10

Элементы узоров «золотой хохломы». Рисование и раскрашивание солонки, вазочки.

1

5.05

11

Беседа. Плакат, открытка.

1

6.05

12

Рисование плаката, призывающего людей охранять природу.

1

12.05

13

Рисование открыток с праздниками весны.

1

13.05

14

Беседа. Музеи России. Музеи мира.

1

19.05

15

Игра-викторина «Народные промыслы и виды росписи»

1

20.05

П.7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает:

- Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;

- Натуральные объекты: овощи, фрукты, посуда, игрушки, изделия из глины, муляжи, гербарии, предметы быта и др.

- Печатные пособия: портреты русских художников, таблицы по цветоведению, репродукции картин, изображения (картинки, фотографии) предметов, готовых изделий, схемы последовательности рисования; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы, дидактический раздаточный материал;

- Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие художественные программы, экранно-звуковые пособия, видеофильмы, презентации, аудиозаписи; музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; классная магнитная доска с приспособлениями для крепления пособий;

- Расходные материалы для рисования: альбомы, клей, карандаши (простые, цветные), мелки, фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования, кисти, стеки, ножницы, тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования, шаблоны и трафареты; пластилин.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. «Изобразительное искусство». 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. Москва. «Просвещение», 2019г.

3. Multimedia- поддержка: сайт «Pedsovet.su» http: pedsovet.su|lood|324

4. Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!