МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГОГО ЯЗЫКА №2»
ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
`
Принято на педагогическом совете. Протокол от ____ августа 2018 года №_____ | Утверждаю. _________ Н.Н. Хачанова Приказ от _______ августа 2018 года №______ |
Рабочая программа
по ритмике
(предмет)
1-4 класс
(разработана на основе авторской программы
В.И. Лях, А.А. Зданевич;
1 час в неделю, 135 часов в год:
1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа)
Составитель программы:
Нагаева И.Х.
(ФИО учителя-составителя)
город-курорт Кисловодск
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике для 1 – 4 классов составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, примерной программы начального общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2009г;, «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2012; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №2», с учетом планируемых к использованию методических материалов (Предметная линия учебников под редакцией И. А. Винер. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И. А. Винер, Н. М. Горбулина, О. Д. Цыганкова. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с. — ISBN 978-5-09-023276-0. В основу программы положена авторская методика обучения детей заслуженного тренера России, доктора педагогических наук, профессора И. А. Винер.
Целью данного курса является формирование основ здорового образа жизни, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию школьников.
Реализации этой цели будет способствовать решение следующих задач:
укрепление здоровья школьников;
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения детей подвижным играм, физическим упражнениям;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
овладение формами коллективного взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2»на 2018-2019 учебный год на изучение ритмики отводится 135 часов: в 1 классе начальной школы отводится 33 часа: 1 час в неделю, 33 учебные недели; во 2-4 классах - по 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебные недели. Этот учебный план полностью соответствует количеству часов, предусмотренных авторской программой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
— формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях условиях;
— проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления разных формах и видах физкультурной деятельности;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках и во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
— умение осуществлять информационную, познавательную практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
— формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о позитивном влиянии физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
— овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
— формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости);
— обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
— взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга;
— измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
— развитие основных физических качеств;
— оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
— организация и проведение со сверстниками подвижных музыкальных и сценических игр, спортивных эстафет; подготовка собственных программ (комплексов) и показательных выступлений на базе изученных упражнений, осуществление объективного судейства программ своих сверстников;
— анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
— видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
— выполнение технических действий с предметами без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением;
— выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура. Понятие «физическая культура». Основные организации российского спорта. Олимпийский комитет России. Паралимпийский комитет России. Олимпийские виды спорта. Распорядок дня. Личная гигиена. Профилактика травматизма во время занятий гимнастикой. Одежда, инвентарь и место для самостоятельных занятий.
Из истории физической культуры. Из истории возникновения и развития Олимпийских игр.
Гимнастические упражнения (с предметами и без предметов). Гимнастическая ходьба, бег, прыжки, повороты, наклоны, вращения, упоры как жизненно важные способы передвижения человека. Гимнастические упражнения, их влияние на физическое развитие. Виды гимнастической разминки. Основные способы удержания и передачи гимнастических предметов. Работа с предметами как средство развития моторики.
Танцевальные движения. Основы хореографической подготовки и музыкального восприятия, как средства эстетического воспитания. Основные танцевальные движения. Ритм и пластика в движении под музыку.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление распорядка дня. Подбор упражнений для утренней гимнастики и самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств. Выполнение упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Выполнение элементов гимнастических упражнений для проведения оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за гармоничным физическим развитием. Измерение длины и массы тела, сравнение их с собственными показателями, полученными ранее. Самоконтроль за осанкой и дыханием при выполнении упражнений. Наблюдение за влиянием упражнений на развитие различных групп мышц.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение музыкально-сценических, музыкально-танцевальных игр, спортивных эстафет.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики и проведение ежедневных самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств (гармоничного развития, формирования правильной осанки).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Выполнение гимнастических, акробатических, танцевальных движений в сочетании с музыкой или установленным ритмом. Ходьба «гимнастическим» шагом. «Гимнастический» бег. Упражнения для общей, партерной разминки и разминки у опоры. Упражнения для развития гибкости, выносливости, координации, силы, быстроты.
Упражнения в ходьбе и беге; шаги, прыжки, упоры, седы, перекаты; подводящие упражнения для выполнения гимнастических и акробатических упражнений; комбинации гимнастических и акробатических упражнений под музыкальное сопровождение и/или ритм.
Хореографическая подготовка. Танцевальные шаги, основные элементы танцевальных движений. Хореографические позиции ног. Шаги с подскоками вперед, назад, с поворотами; шаги галопа в сторону, вперед; полька, шаги польки в сочетании с различными подскоками; элементы танцевальных движений: «Ковырялочка», «Припадания», чередование шагов на полупальцах, на пятках; хореографический бег на высоких полупальцах.
Упражнения с предметами. Соединение и демонстрация в композиции работы с предметами с основными гимнастическими, акробатическими упражнениями под музыкальное сопровождение и без него.
Упражнения со скакалкой. Различные виды удержания, передачи и вращения скакалки, сложенной вдвое в различных плоскостях; прыжки с проходом в скакалку; комбинации различных вращений скакалки в сочетании с простейшими движениями тела и танцевальными шагами.
Упражнения с обручем. Различные виды удержания; передачи и броски обруча; вращение обруча в различных плоскостях и на талии, прыжки.
Упражнения с мячом. Удержание мяча и передача его из руки в руку; одиночный отбив мяча от пола и его удержание; серия отбивов мяча от пола; броски мяча.
Упражнения с булавами. Правильное удержание булав и передача их из руки в руку; правильное удержание булав для покачиваний, вращений, бросков, броски.
Музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры, спортивные эстафеты. Правила игр и спортивных эстафет. Игровые задания с использованием гимнастических упражнений, гимнастических предметов, элементов хореографии, упражнений для развития внимания, физических качеств, а также музыкального слуха и воображения.
Подготовка к показательным выступлениям. Подбор упражнений для включения в показательные выступления; подбор музыкальных фрагментов; составление комбинаций упражнений под музыкальное сопровождение.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Физическая культура | 5 |
| Гимнастические упражнения | 14 |
| Элементы акробатических упражнений | 2 |
| Хореографическая подготовка | 4 |
| Музыкально-сценические, танцевальные игры и спортивные эстафеты | 6 |
| Подготовка к итоговому показательному выступлению | 2 |
| Итого | 33 |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Физические качества | 2 |
| Гимнастические упражнения | 16 |
| Акробатические упражнения | 3 |
| Хореографическая подготовка | 4 |
| Работа с предметами | 3 |
| Музыкально-сценические, подвижные игры и спортивные эстафеты | 4 |
| Подготовка к итоговому показательному выступлению | 2 |
| Итого | 34 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Олимпийские виды гимнастики | 1 |
| Гимнастические упражнения | 7 |
| Акробатические упражнения | 6 |
| Хореографическая подготовка | 6 |
| Работа с предметами | 6 |
| Музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры и спортивные эстафеты | 6 |
| Подготовка к итоговому показательному выступлению | 2 |
| Итого | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Международные соревнования по гимнастике | 1 |
| Гимнастические упражнения | 13 |
| Акробатические упражнения | 4 |
| Хореографическая подготовка | 6 |
| Работа с предметами | 8 |
| Подготовка к итоговому показательному выступлению | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Физическая культура (5 часов) |
| | Возникновение физической культуры и спорта | | | | |
| | Олимпийские игры. | | | | |
| | Темп т ритм | | | | |
| | Распорядок дня и личная гигиена. | | | | |
| | Гармоничное развитие | | | | |
Гимнастические упражнения (14 часов) |
| | Виды гимнастической разминки. | | | | |
| | Общая разминка. Учимся правильно держать осанку и правильно ходить. Упражнения «Пава», «Казачок» | | | | |
| | Учимся правильно держать осанку и правильно ходить. Упражнения «Жираф», «Петушок»,«Страусенок»,«Конькобежец», «Гусенок». | | | | |
| | Учимся бегать и прыгать. «Олененок» — бег вперед. | | | | |
| | Партерная разминка. Упражнения партерной разминки «Лягушонок» на спине, «Велосипед» | | | | |
| | Упражнения партерной разминки «Тутти», «Коробочка», «Веревочка», | | | | |
| | Упражнения партерной разминки «Рыбка», «Березка», «Неваляшка». | | | | |
| | Разминка у опоры. Выполняем упражнения у опоры. «Цыпочка», «Потягушки» | | | | |
| | Выполняем упражнения у опоры. «Страусенок» с поворотом. | | | | |
| | Подводящие упражнения. Выполняем подводящие упражнения. «Ящерка», «Коромысло». | | | | |
| | Выполняем подводящие упражнения. «Жеребенок». | | | | |
| | Равновесие. Выполняем упражнения для развития равновесия. «Пассе» в опоре на стопу. | | | | |
| | Выполняем упражнения для развития равновесия. Наклоны туловища вперед в опоре на стопу одной ноги. «Флажок», «Батман». | | | | |
| | Гибкость. Выполняем упражнения для развития гибкости. Наклон туловища назад в опоре на коленях; «волна» вперед, «волна» назад | | | | |
Элементы акробатических упражнений (2 часа) |
| | Подводящие элементы к акробатическим упражнениям. | | | | |
| | Группировка «Ванька-встанька» | | | | |
Хореографическая подготовка (4 часа) |
| | Танцевальные шаги. Шаги с подскоками вперед и с поворотом — «Зайчик». | | | | |
| | Шаги с подскоками вперед и с поворотом — «Зайчик». | | | | |
| | Шаги «галопа»: галоп вперед; галоп в сторону — «Жеребенок» | | | | |
| | Шаги «галопа»: галоп вперед; галоп в сторону — «Жеребенок» | | | | |
Музыкально-сценические, танцевальные игры и спортивные эстафеты (6 часов) |
| | Играем в музыкально-сценические игры. «Бабочка». | | | | |
| | Играем в музыкально-танцевальные игры. «Веселю свою игрушку». | | | | |
| | Участвуем в спортивных эстафетах. «Динозаврик», «Коридор». | | | | |
| | Участвуем в спортивных эстафетах. «Два арбуза». | | | | |
| | Эстафеты с обручем. «Пройди в ворота» | | | | |
| | Эстафеты с мягкой игрушкой. «С кочки на кочку» | | | | |
Подготовка к итоговому показательному выступлению (2 часа) |
| | Готовим номер. Сценка из музыкально-танцевальной игры «Веселю свою игрушку». | | | | |
| | Готовим номер. Сценка из музыкально-танцевальной игры «Веселю свою игрушку». | | | | |
3 класс
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание Причина корректировки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Олимпийские виды гимнастики (1 ч) |
| | Виды гимнастики, которые входят в программу олимпийских видов спорта. Сборные команды России по видам гимнастики для выступлений на Олимпийских играх | 1 | | | |
Гимнастические упражнения (7 ч) |
| | С чего лучше начинать разминку. Почему для разминки важно выполнять упражнения и стоя, и лежа, и у опоры. | 1 | | | |
| | Учимся выполнять упражнения партерной разминки. Упражнения «Циркуль» | 1 | | | |
| | Учимся выполнять упражнения партерной разминки. Упражнения «Коромысло», «Арлекино». | 1 | | | |
| | Учимся выполнять упражнения партерной разминки. Упражнение «Каракатица» | 1 | | | |
| | Учимся выполнять упражнения партерной разминки. Упражнение «Сороконожка» | 1 | | | |
| | Развиваем равновесие. Упражнение «Арабеск» | 1 | | | |
| | Развиваем равновесие. Упражнение «Ласточка» | 1 | | | |
Акробатические упражнения (6 ч) |
| | Совершенствуем технику выполнения разученных акробатических упражнений. | 1 | | | |
| | Совершенствуем технику выполнения разученных акробатических упражнений. | 1 | | | |
| | Осваиваем новые акробатические упражнения. Стойка на руках. | 1 | | | |
| | Осваиваем новые акробатические упражнения. Стойка на руках. | 1 | | | |
| | Осваиваем новые акробатические упражнения. «Мост» и выход из «Моста» | 1 | | | |
| | Осваиваем новые акробатические упражнения. «Мост» и выход из «Моста» | 1 | | | |
Хореографическая подготовка (6 ч) |
| 1 | Разучиваем новые танцевальные движения. | 1 | | | |
| 2 | Разучиваем новые танцевальные движения. | 1 | | | |
| 3 | Разучиваем новые танцевальные движения. «Полька». | 1 | | | |
| 4 | Разучиваем новые танцевальные движения. «Полька». | 1 | | | |
| 5 | Комбинируем танцевальные движения | 1 | | | |
| 6 | Комбинируем танцевальные движения | 1 | | | |
Работа с предметами (6 ч) |
| | Осваиваем вращение скакалки с различными типами сложения и удержания. | 1 | | | |
| | Совершенствуем технику выполнения упражнений со скакалкой | 1 | | | |
| | Осваиваем вращение скакалки с различными типами сложения и удержания | 1 | | | |
| | Совершенствуем технику выполнения упражнений со скакалкой | 1 | | | |
| | Совершенствуем технику выполнения упражнений со скакалкой | 1 | | | |
| | Совершенствуем технику выполнения упражнений со скакалкой | 1 | | | |
Музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры и спортивные эстафеты (6 ч) |
| 1 | Осваиваем музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры. | 1 | | | |
| 2 | Осваиваем музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры. | 1 | | | |
| 3 | «Танцуем Золушку» (музыкально-танцевальная игра). | 1 | | | |
| 4 | «Танцуем Золушку» (музыкально-танцевальная игра). | 1 | | | |
| 5 | «Доктор Айболит» (музыкально-сценическая игра) | 1 | | | |
| 6 | «Доктор Айболит» (музыкально-сценическая игра) | 1 | | | |
Подготовка к итоговому показательному выступлению (2 ч) |
| 1 | Учимся составлять программу выступления | 1 | | | |
| 2 | Учимся составлять программу выступления | 1 | | | |
4 класс
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Международные соревнования по гимнастике (1 час) |
| | Знакомство с мастерами художественной (ритмической) гимнастики. Показательные выступления гимнастов. | | | | |
Гимнастические упражнения (13 часов) |
| | Знакомство с календарем международных соревнований по гимнастике, организациями, проводящими эти соревнования. | | | | |
| | Комплекс упражнений по видам разминок. Игра «Кто раньше». Общая разминка. | | | | |
| | Общеразвивающие упражнения. Игра « Переноска мяча». | | | | |
| | Ритмико-гимнастические упражнения. Разучивание танца «Гномы» | | | | |
| | Движение на развитие координации. Элементы асимметричной гимнастики. | | | | |
| | Позиции рук. Тренировочный танец “Ладошки”. | | | | |
| | Позиции ног. Постановка танца “Ромашки”. Отработка движений. | | | | |
| | Упражнения партерной разминки. Постановка танца “Ромашки”. Отработка движений. | | | | |
| | Парные упражнения в различных комбинациях: лицом друг к другу, боком друг к другу, лицом к опоре, спиной к опоре. | | | | |
| | Комбинации танцевальных упражнений с элементами гимнастики . | | | | |
| | Упражнения у опоры и без нее. | | | | |
| | Ходьба в различном темпе в сопровождении музыки. | | | | |
| | Музыкально-ритмические игры разных народов «Медведи и пчелы», «Яблоки». | | | | |
Акробатические упражнений (4 часа) |
| | Подводящие элементы к акробатическим упражнениям. «Шпагат». «Мост» | | | | |
| | Кувырки вперед, назад, в сторону; перевороты вперед. | | | | |
| | Перевороты боком на одну руку. Игры | | | | |
| | Серии и комбинации переворотов. Игры | | | | |
Хореографическая подготовка (6 часа) |
| | Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка. | | | | |
| | Движения по линии танца. Музыкально-ритмические игры. | | | | |
| | Разучивание движений и постановка танца «Кадриль». | | | | |
| | Упражнения на развитие координации. Разучивание движений и постановка танца «Моряки». | | | | |
| | Танец “Вальс”. Понятие о сложной координации. Ведение в паре. | | | | |
| | Танец “Вальс”. Понятие о сложной координации. Ведение в паре. | | | | |
Работа с предметами (8 часов) |
| | Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры с мячом . | | | | |
| | Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры со скакалкой. | | | | |
| | Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры с лентой. | | | | |
| | Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры с обручем «Пройди в ворота» | | | | |
| | Общеразвивающие упражнения. Выполнение комбинаций гимнастических упражнений с предметами. | | | | |
| | Участвуем в спортивных эстафетах с применением различных предметов. | | | | |
Подготовка к итоговому показательному выступлению (2 часа) |
| | Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку). | | | | |
| | Урок-смотр знаний. | | | | |
15