Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заводская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Алабушева И.В./ Протокол заседания №1 от «30 » августа 2020 г. | Принято Педагогическим советом МБОУ Заводская СОШ Протокол заседания №1 от « 30 » августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Заводская СОШ ____________/Князев В.Ю./ Приказ № 66/2 от «31 » августа 2020 г. |
Рабочая программа
по предмету «Русская родная литература»
5 класс
Составитель: Мельникова О.А.,
учитель русского языка и литературы
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русская родная литература» разработана для обучения учащихся 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”; с учетом «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155; перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08) и на основе учебного плана МБОУ Заводской СОШ.
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы /М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5 класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.
В соответствии с учебным планом школы в 2020-2021 учебном году на изучение предмета «Русская родная литература (русская)» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Данная рабочая программа составлена к учебнику «Литература. 5 класс» в 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2016.
Цель программы:
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русская родная литература»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Обучающийся получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; регуляции своей деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
Бытование фольклорных произведений в современной жизни.
Сказки родного края («Сказки бабушки Куприянихи»)
Древнерусская литература
Легенды и предания. О граде Китеже. Легенда о Кургане. Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы.
Из литературы 18 века
Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством Державина Гаврилы Романовича (1743-1816).
Знакомство с творчеством Карамзина Николая Михайловича (1766-1826).
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Любимые сказки. «Сказка о золотом петушке».
Толстой Л.Н. Рассказы (Лев и собачка. Девочка и грибы. Пожарные собаки. Лебеди. Косточка. Зайцы. Булька и кабан. Прыжок. Рассказ аэронавта).
Из русской литературы 20 века
Л. Соболев. Рассказы «Морская дуща», «Воробьевская батарея».
А.И. Куприн. Рассказы «Счастье», «Слон».
А. П. Гайдар. «Голубая чашка», «Тимур и его команда».
Л. Пантелеев. «Шкидские рассказы».
Литературное краеведение
Знакомство с творчеством воронежских поэтов А.В. Кольцова и И. С. Никитина
Знакомство с творчеством современных писателей и поэтов Воронежского и Калачеевского края.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема. | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 1 |
2 | Древнерусская литература | 2 |
3 | Из литературы 18 века | 2 |
4 | Из русской литературы 19 века | 7 |
5 | Из русской литературы 20 века - | 16 |
6 | Литературное краеведение | 7 |
7 | Итого | 35 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Раздел. Тема урока. |
план | факт |
Устное народное творчество - 1 час |
1 | | | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Бытование фольклорных произведений в современной жизни. Сказки родного края («Сказки бабушки Куприянихи») |
Древнерусская литература - 2 часа |
2 | | | Легенды и предания. О граде Китеже. Легенда о Кургане. Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы. |
3 | | | Легенды и предания. О граде Китеже. Легенда о Кургане. Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы. |
Из литературы 18 века - 2 часа |
4 | | | Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством Державина Гаврилы Романовича (1743-1816) |
5 | | | Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством Карамзина Николая Михайловича (1766-1826). |
Из русской литературы 19 века - 7 часов |
6 | | | Александр Сергеевич Пушкин. «Сказка о золотом петушке». |
7 | | | Александр Сергеевич Пушкин. «Сказка о золотом петушке». |
8 | | | Александр Сергеевич Пушкин. Любимые сказки. |
9 | | | Толстой Л.Н. Рассказы. (Лев и собачка. Девочка и грибы.) |
10 | | | Толстой Л.Н. Рассказы. (Пожарные собаки. Лебеди). |
11 | | | Толстой Л.Н. Рассказы. (Косточка. Зайцы) |
12 | | | Толстой Л.Н. Рассказы (Булька и кабан. Прыжок. Рассказ аэронавта). |
Из русской литературы 20 века - 16 часов |
13 | | | Л. Соболев. Рассказы. «Морская дуща». |
14 | | | Л. Соболев. Рассказы. «Воробьевская батарея». |
15 | | | А.И. Куприн. Рассказы. «Счастье». |
16 | | | А.И. Куприн. Рассказы. «Слон». |
17 | | | С.А. Есенин. Стихотворения. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. |
18 | | | А. А. Блок. Стихи о России. |
19 | | | Знакомство с поэзией А. Ахматовой и М. Цветаевой |
20 | | | А. П. Гайдар. «Голубая чашка» |
21 | | | А. П. Гайдар. «Голубая чашка» |
22 | | | А. П. Гайдар. «Голубая чашка» |
23 | | | А. П. Гайдар. «Тимур и его команда». |
24 | | | А. П. Гайдар. «Тимур и его команда». |
25 | | | Л. Пантелеев. «Шкидские рассказы». |
26 | | | Л. Пантелеев. «Шкидские рассказы». |
27 | | | Пришвин М.М. «Остров спасения» |
28 | | | Пришвин М.М. «Остров спасения» |
Литературное краеведение –7 часов |
29 | | | Знакомство с творчеством воронежских поэтов А. Кольцова и И. С. Никитина |
30 | | | Знакомство с творчеством воронежских поэтов А. Кольцова и И. С. Никитина |
31 | | | Знакомство с творчеством современных писателей и поэтов Воронежского края. |
32 | | | Знакомство с творчеством современных писателей и поэтов Воронежского края. |
33 | | | Творчество современных поэтов Калачеевского района Воронежской области. |
34 | | | Защита проектов. |
35 | | | Итоговый урок. |
Приложение 2
Темы проектных работ
1.Фольклор моей семьи
2.Фольклорная шкатулка
3.Малые жанры фольклора
4.Красна речь пословицей
5. Мои любимые русские народные сказки
6.Книги вчера, сегодня, завтра
7.Мои ровесники в литературных произведениях
8.Мои любимые литературные герои
9.Что читают мои одноклассники
10. Памятники литературным героям
11.Моя любимая сказочница бабушка Куприяниха
12.Знаменитые поэты и писатели моего родного края
13.Великий поэт Воронежского края И. С. Никитин
14.Песни Кольцова
15.Слово об известном писателе-земляке Г. Троепольском
16.Творчество современных поэтов Калачеевского края.
Приложение 3
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект учащихся
Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2015.
Учебно-методический комплект учителя
1. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.
2.Учебник «Литература»,5-9 класс, в двух частях: учеб. для общеобразоват. организаций / В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова.- М.: «Просвещение», 2019 - авторская программа Чертова В. Ф. по учебному курсу «Литература», 5-9 класс (базовый уровень)
Технические средства обучения
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, кластеров, схем, памяток, картинок.
2.Стенды с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, памяток.
3.Мультимедийный проектор.
4.Экспозиционный экран.
5.Персональный компьютер для учителя.
Экранно-звуковые пособия
1.Видеофильмы по тематике программы.
2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Материалы и инструменты
1.Раздаточный материал по темам программы
2.Дидактический материал.
5.Наглядный материал (таблицы)
Информационное обеспечение
Литература, использованная при подготовке программы
1. Федеральный государственный образовательный Стандарт основного общего образования второго поколения, М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29 декабря 2012
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”
4.«Концепция преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637
5.«Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденная Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155
6. Перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08)
7. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
Дополнительная литература для учителя
1.Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс. – М.: Дрофа, 2013.
2.Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2012
3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.: Айрис-пресс. 2013
4. Книги из серии «Школа классики». М.: Олимп: ТКО АСТ.
5. Справочники по литературе
Цифровые образовательные ресурсы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. CD-ROM for Windows, 2010.
Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f- 443c-860d-7732ffefb663.
Справочно-информационный Интернет-портал «Литература». - Режим доступа: http://www. gramota. ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru/
Интернет-ресурсы: – https://nsportal.ru/ – https://www.prodlenka.org – www.pedsovet.ru – сайт «Сеть творческих учителей»
Интернет-ресурсы: – https://www.prodlenka.org – www.pedsovet.ru – http:// mon.gov.ru/ – сайт Министерства образования и науки РФ.
https://knigogid.ru/books/ Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Родная (русская) литература».