СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заводская средняя общеобразовательная школа




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Алабушева И.В./

Протокол заседания №1

от «30 » августа 2020 г.

Принято

Педагогическим советом

МБОУ Заводская СОШ

Протокол заседания №1

от « 30 » августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Заводская СОШ

____________/Князев В.Ю./

Приказ № 66/2

от «31 » августа 2020 г.









Рабочая программа

по предмету «Русская родная литература»

5 класс






Составитель: Мельникова О.А.,

учитель русского языка и литературы















2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русская родная литература» разработана для обучения учащихся 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”; с учетом «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155; перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08) и на основе учебного плана МБОУ Заводской СОШ.

Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы /М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5 класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.

В соответствии с учебным планом школы в 2020-2021 учебном году на изучение предмета «Русская родная литература (русская)» в 5 классе отводится 1 час  в неделю, 35 часов в год.

Данная рабочая программа составлена к учебнику «Литература. 5 класс» в 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2016.



Цель программы:

- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

- воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русская родная литература»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения

к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;


2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;


4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;


5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;


7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости, бережного отношения к окружающей среде;


9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты: 


- учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя).


Предметные результаты: 


Обучающийся научится:

– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Обучающийся получит возможность научиться:

– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; регуляции своей деятельности;

- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.


Содержание учебного предмета




Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Бытование фольклорных произведений в современной жизни. 

Сказки родного края («Сказки бабушки Куприянихи»)


Древнерусская литература

Легенды и предания. О граде Китеже. Легенда о Кургане. Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы.


Из литературы 18 века

Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством Державина Гаврилы Романовича (1743-1816).

Знакомство с творчеством Карамзина Николая Михайловича (1766-1826). 


Из русской литературы 19 века

Александр Сергеевич Пушкин. Любимые сказки. «Сказка о золотом петушке».

Толстой Л.Н. Рассказы (Лев и собачка. Девочка и грибы. Пожарные собаки. Лебеди. Косточка. Зайцы. Булька и кабан. Прыжок. Рассказ аэронавта).


Из русской литературы 20 века

Л. Соболев. Рассказы «Морская дуща», «Воробьевская батарея».

А.И. Куприн. Рассказы «Счастье», «Слон».

А. П. Гайдар. «Голубая чашка», «Тимур и его команда».

Л. Пантелеев. «Шкидские рассказы».


Литературное краеведение

Знакомство с творчеством воронежских поэтов А.В. Кольцова и И. С. Никитина

Знакомство с творчеством современных писателей и поэтов Воронежского и Калачеевского края. 





Тематическое планирование

п/п

Раздел. Тема.

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

1

2

Древнерусская литература

2

3

Из литературы 18 века

2

4

Из русской литературы 19 века

7

5

Из русской литературы 20 века -

16

6

Литературное краеведение

7

7

Итого

35


































Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

дата

Раздел. Тема урока.

план

факт

Устное народное творчество - 1 час

1



Фольклор – коллективное устное народное творчество. Бытование фольклорных произведений в современной жизни. Сказки родного края («Сказки бабушки Куприянихи»)

Древнерусская литература - 2 часа

2



Легенды и предания. О граде Китеже. Легенда о Кургане. Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы.

3



Легенды и предания. О граде Китеже. Легенда о Кургане. Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы.

Из литературы 18 века - 2 часа

4



Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством Державина Гаврилы Романовича (1743-1816)

5



Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством Карамзина Николая Михайловича (1766-1826).

Из русской литературы 19 века - 7 часов

6



Александр Сергеевич Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

7



Александр Сергеевич Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

8



Александр Сергеевич Пушкин. Любимые сказки.

9



Толстой Л.Н. Рассказы. (Лев и собачка. Девочка и грибы.)

10



Толстой Л.Н. Рассказы. (Пожарные собаки. Лебеди).

11



Толстой Л.Н. Рассказы. (Косточка. Зайцы)

12



Толстой Л.Н. Рассказы (Булька и кабан. Прыжок. Рассказ аэронавта).

Из русской литературы 20 века - 16 часов

13



Л. Соболев. Рассказы. «Морская дуща».

14



Л. Соболев. Рассказы. «Воробьевская батарея».

15



А.И. Куприн. Рассказы. «Счастье».

16



А.И. Куприн. Рассказы. «Слон».

17



С.А. Есенин. Стихотворения. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

18



А. А. Блок. Стихи о России.

19



Знакомство с поэзией А. Ахматовой и М. Цветаевой

20



А. П. Гайдар. «Голубая чашка»

21



А. П. Гайдар. «Голубая чашка»

22



А. П. Гайдар. «Голубая чашка»

23



А. П. Гайдар. «Тимур и его команда».

24



А. П. Гайдар. «Тимур и его команда».

25



Л. Пантелеев. «Шкидские рассказы».

26



Л. Пантелеев. «Шкидские рассказы».

27



Пришвин М.М. «Остров спасения»

28



Пришвин М.М. «Остров спасения»

Литературное краеведение –7 часов

29



Знакомство с творчеством воронежских поэтов А. Кольцова и И. С. Никитина

30



Знакомство с творчеством воронежских поэтов А. Кольцова и И. С. Никитина

31



Знакомство с творчеством современных писателей и поэтов Воронежского края.

32



Знакомство с творчеством современных писателей и поэтов Воронежского края.

33



Творчество современных поэтов Калачеевского района Воронежской области.

34



Защита проектов.

35



Итоговый урок.







































Приложение 2

Темы проектных работ

1.Фольклор моей семьи

2.Фольклорная шкатулка

3.Малые жанры фольклора

4.Красна речь пословицей

5. Мои любимые русские народные сказки

6.Книги вчера, сегодня, завтра

7.Мои ровесники в литературных произведениях

8.Мои любимые литературные герои

9.Что читают мои одноклассники

10. Памятники литературным героям

11.Моя любимая сказочница бабушка Куприяниха

12.Знаменитые поэты и писатели моего родного края

13.Великий поэт Воронежского края И. С. Никитин

14.Песни Кольцова

15.Слово об известном писателе-земляке Г. Троепольском

16.Творчество современных поэтов Калачеевского края.































Приложение 3


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Учебно-методический комплект учащихся

Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2015.


Учебно-методический комплект учителя

1. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.


2.Учебник «Литература»,5-9 класс, в двух частях: учеб. для общеобразоват. организаций / В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова.- М.: «Просвещение», 2019 - авторская программа Чертова В. Ф. по учебному курсу «Литература», 5-9 класс (базовый уровень)


Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, кластеров, схем, памяток, картинок.

2.Стенды с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, памяток.

3.Мультимедийный проектор.

4.Экспозиционный экран.

5.Персональный компьютер для учителя.

Экранно-звуковые пособия

1.Видеофильмы по тематике программы.

2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Материалы и инструменты

1.Раздаточный материал по темам программы


2.Дидактический материал.

5.Наглядный материал (таблицы)


Информационное обеспечение

Литература, использованная при подготовке программы

1. Федеральный государственный образовательный Стандарт основного общего образования второго поколения, М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29 декабря 2012

3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”


4.«Концепция преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637


5.«Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденная Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155

6. Перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08)


7. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo.

Дополнительная литература для учителя

1.Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс. – М.: Дрофа, 2013.


2.Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2012


3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.: Айрис-пресс. 2013

4. Книги из серии «Школа классики». М.: Олимп: ТКО АСТ.

5. Справочники по литературе


Цифровые образовательные ресурсы


Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. CD-ROM for Windows, 2010.


Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.


Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010.


Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f- 443c-860d-7732ffefb663.

Справочно-информационный Интернет-портал «Литература». - Режим доступа: http://www. gramota. ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru/

Интернет-ресурсы: – https://nsportal.ru/ – https://www.prodlenka.org – www.pedsovet.ru – сайт «Сеть творческих учителей»

Интернет-ресурсы: – https://www.prodlenka.org – www.pedsovet.ru – http:// mon.gov.ru/ – сайт Министерства образования и науки РФ.

https://knigogid.ru/books/ Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Родная (русская) литература».