СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе»

Содержание учебного курса

Программа «Литературное чтение на родном языке» является составляющей предметной области «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»

Цель: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно- эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения

Задачами курсами являются:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, развивать образное мышление

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

- работать с различными типами текстов

Место учебного предмета в учебном плане

Программа по «Литературному чтению на родном языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте 16 часов в 1 классе, 17 часов во 2-4 классах

Планируемые результаты усвоение учебного предмета:

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родномязыке» являются:

- следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– умение осознавать и определять эмоции других людей;

- сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении;

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: -

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами являются:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст.

2 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста;

- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст.

3 – 4 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- умение любить и уважать свое Отечество, язык, культуру;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- потребность в чтении.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ прочитанного текста;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

3 класс

Сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам.

- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

- стремиться к совершенствованию своей речи.

4 класс

- пользоваться словарями;

- осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;

- самостоятельно осмысливать текст;

-делить текст на части;

- составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение

Основные виды деятельности учащихся

Предметные результаты

Учебно-методическое обеспечение

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

«Россия- наша Родина ( 2ч)


П.Воронько «Лучше нет родного края»


Г.Ладонщиков «Родное гнездышко», «Наша Родина»

Отвечать на вопросы по содержанию текста


Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание


Восприятие на слух звучащей речи


Адекватное понимание содержания звучащей речи.


Осознание смысла произведения при чтении про себя.


Участие в коллективном обсуждении


Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка


Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей


Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей



Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги


Вступать в диалог, отвечать на вопросы


Организовывать рабочее место


Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре


Оценивать свой ответ


Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре


Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры


Осознавать значимость чтения для личного развития

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору


Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного


Использовать различные формы интерпретации содержания текстов

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста


Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст


- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства


Составлять по аналогии устные рассказы

Учебники


Портреты поэтов и писателей


Сюжетные картины

2

«Фольклор нашего народа» (6 ч)


- пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о дружбе


- Русские народные потешки и прибаутки, небылица


- русские народные игры. Считалки


- народные загадки в стихах и прозе


- русские народные сказки

3

О братьях наших меньших (7 ч)


-М.М. Пришвин «Журка»


- Н.И. Сладков «Весенняя баня»


- С.Я. Маршак «Зоосад»


- Б.В. Заходер «Птичья школа»


- В.В. Бианки «Музыкальная канарейка»


2 класс

п/п

Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение

Основные виды деятельности учащихся

Предметные результаты

Учебно-методическое обеспечение

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Времена года (8ч)


И.Соколов-Микитов «Осень»


- К.Ушинский «Выпал снег»


-Н.Некрасов «Новогоднее поздравление снеговика»


- М.Пришвин «Цветут березки»


- Жуковский В.А «Жаворонок»


- И.С. Микитов «Лето в лесу»


- А.Фет «Летний вечер»

Отвечать на вопросы по содержанию текста


Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание


Восприятие на слух звучащей речи


Адекватное понимание содержания звучащей речи.


Осознание смысла произведения при чтении про себя.


Участие в коллективном обсуждении


Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка


Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей


Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги


Вступать в диалог, отвечать на вопросы


Организовывать рабочее место


Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре


Оценивать свой ответ


Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре


Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры


Осознавать значимость чтения для личного развития

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору


Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного


Использовать различные формы интерпретации содержания текстов

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста


Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст


- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства


Составлять по аналогии устные рассказы

Учебники


Портреты поэтов и писателей


Сюжетные картины

2

Маленькие и большие секреты страны Литературии (9 ч)


- К.Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому»


- Г.Юдин «Почему А первая»


- Т.Коти «Катя и буквы»


- Н.Кончаловская «Козлята»


- В.Лунин «Волк»


- Т.Павлова «Рассказ мудрой вороны»


- Е.Благинина «Четыре Анюточки»


- С.Маршак «Курочка ряба и десять утят»


3 класс

п/п

Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение

Основные виды деятельности учащихся

Предметные результаты

Учебно-методическое обеспечение

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Сказки народов мира (5ч)


- «Два лентяя» татарская народная сказка


- «Заяц и черепаха» ингушская народная сказка


- сказка «Семь Симеонов – семь работников»


- Василиса Прекрасная


- «Сказка о царе Салтане»

Отвечать на вопросы по содержанию текста


Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание


Восприятие на слух звучащей речи


Адекватное понимание содержания звучащей речи.


Осознание смысла произведения при чтении про себя.


Участие в коллективном обсуждении


Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка


Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей


Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги


Вступать в диалог, отвечать на вопросы


Организовывать рабочее место


Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре


Оценивать свой ответ


Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре


Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры


Осознавать значимость чтения для личного развития

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору


Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного


Использовать различные формы интерпретации содержания текстов

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста


Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст


- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства


Составлять по аналогии устные рассказы

Учебники


Портреты поэтов и писателей


Сюжетные картины

2

«Россия- наша Родина» (2ч)


- З.Александрова «Родина


- А.Пришелец «Наш край»

3

«Фольклор нашего народа» (10 ч)


- П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили»


-Народные заклички, приговорки


-Народные потешки, небылицы


- В.И.Даль Пословицы и поговорки русского народа


- Собиратели русских народных сказок Афанасьев, Даль


- народные сказки, присказка


-Русская народная сказка «Летучий корабль»


- Русская народная сказка «Белая уточка»

4 класс

п/п

Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение

Основные виды деятельности учащихся

Предметные результаты

Учебно-методическое обеспечение

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

О братьях наших меньших (7ч)


- К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома»


- Г.А.Скребицкий «Сиротка»


- Н.И.Сладков «Непослушные малыши»


- Б.С.Житков «Охотник и собаки»


- И.Токмакова «Котята»


- Самые интересные книги, прочитанные дома

Отвечать на вопросы по содержанию текста


Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание


Восприятие на слух звучащей речи


Адекватное понимание содержания звучащей речи.


Осознание смысла произведения при чтении про себя.


Участие в коллективном обсуждении


Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка


Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей


Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги


Вступать в диалог, отвечать на вопросы


Организовывать рабочее место


Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре


Оценивать свой ответ


Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре


Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры


Осознавать значимость чтения для личного развития

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору


Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного


Использовать различные формы интерпретации содержания текстов

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста


Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст


- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства


Составлять по аналогии устные рассказы

Учебники


Портреты поэтов и писателей


Сюжетные картины

2

Времена года (10ч)


-самые интересные книги, прочитанные дома

- осень в стихах и музыке


- К.Паустовский «Какие бывают дожди»


- А.Толстой «Сугробы»


- Н. Асеев «Лыжи»


-К.Паустовский «Стальное колечко»


- И.Соколов- Микитов «Сказки о природе»


- стихотворения о весне