Содержание учебного курса
Программа «Литературное чтение на родном языке» является составляющей предметной области «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»
Цель: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно- эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения
Задачами курсами являются:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, развивать образное мышление
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
- работать с различными типами текстов
Место учебного предмета в учебном плане
Программа по «Литературному чтению на родном языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте 16 часов в 1 классе, 17 часов во 2-4 классах
Планируемые результаты усвоение учебного предмета:
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родномязыке» являются:
- следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей;
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: -
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами являются:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст.
2 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике, в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста;
- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст.
3 – 4 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- умение любить и уважать свое Отечество, язык, культуру;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ прочитанного текста;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
3 класс
Сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам.
- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- стремиться к совершенствованию своей речи.
4 класс
- пользоваться словарями;
- осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;
- самостоятельно осмысливать текст;
-делить текст на части;
- составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение | Основные виды деятельности учащихся | Предметные результаты | Учебно-методическое обеспечение |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | «Россия- наша Родина ( 2ч) П.Воронько «Лучше нет родного края» Г.Ладонщиков «Родное гнездышко», «Наша Родина» | Отвечать на вопросы по содержанию текста Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание Восприятие на слух звучащей речи Адекватное понимание содержания звучащей речи. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Участие в коллективном обсуждении Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений | Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги Вступать в диалог, отвечать на вопросы Организовывать рабочее место Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре Оценивать свой ответ Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры Осознавать значимость чтения для личного развития Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного Использовать различные формы интерпретации содержания текстов | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст - устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства Составлять по аналогии устные рассказы | Учебники Портреты поэтов и писателей Сюжетные картины |
2 | «Фольклор нашего народа» (6 ч) - пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о дружбе - Русские народные потешки и прибаутки, небылица - русские народные игры. Считалки - народные загадки в стихах и прозе - русские народные сказки |
3 | О братьях наших меньших (7 ч) -М.М. Пришвин «Журка» - Н.И. Сладков «Весенняя баня» - С.Я. Маршак «Зоосад» - Б.В. Заходер «Птичья школа» - В.В. Бианки «Музыкальная канарейка» |
2 класс
№ п/п | Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение | Основные виды деятельности учащихся | Предметные результаты | Учебно-методическое обеспечение |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Времена года (8ч) И.Соколов-Микитов «Осень» - К.Ушинский «Выпал снег» -Н.Некрасов «Новогоднее поздравление снеговика» - М.Пришвин «Цветут березки» - Жуковский В.А «Жаворонок» - И.С. Микитов «Лето в лесу» - А.Фет «Летний вечер» | Отвечать на вопросы по содержанию текста Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание Восприятие на слух звучащей речи Адекватное понимание содержания звучащей речи. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Участие в коллективном обсуждении Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений | Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги Вступать в диалог, отвечать на вопросы Организовывать рабочее место Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре Оценивать свой ответ Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры Осознавать значимость чтения для личного развития Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного Использовать различные формы интерпретации содержания текстов | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст - устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства Составлять по аналогии устные рассказы | Учебники Портреты поэтов и писателей Сюжетные картины |
2 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (9 ч) - К.Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому» - Г.Юдин «Почему А первая» - Т.Коти «Катя и буквы» - Н.Кончаловская «Козлята» - В.Лунин «Волк» - Т.Павлова «Рассказ мудрой вороны» - Е.Благинина «Четыре Анюточки» - С.Маршак «Курочка ряба и десять утят» |
3 класс
№ п/п | Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение | Основные виды деятельности учащихся | Предметные результаты | Учебно-методическое обеспечение |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Сказки народов мира (5ч) - «Два лентяя» татарская народная сказка - «Заяц и черепаха» ингушская народная сказка - сказка «Семь Симеонов – семь работников» - Василиса Прекрасная - «Сказка о царе Салтане» | Отвечать на вопросы по содержанию текста Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание Восприятие на слух звучащей речи Адекватное понимание содержания звучащей речи. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Участие в коллективном обсуждении Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений | Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги Вступать в диалог, отвечать на вопросы Организовывать рабочее место Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре Оценивать свой ответ Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры Осознавать значимость чтения для личного развития Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного Использовать различные формы интерпретации содержания текстов | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст - устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства Составлять по аналогии устные рассказы | Учебники Портреты поэтов и писателей Сюжетные картины |
2 | «Россия- наша Родина» (2ч) - З.Александрова «Родина - А.Пришелец «Наш край» |
3 | «Фольклор нашего народа» (10 ч) - П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» -Народные заклички, приговорки -Народные потешки, небылицы - В.И.Даль Пословицы и поговорки русского народа - Собиратели русских народных сказок Афанасьев, Даль - народные сказки, присказка -Русская народная сказка «Летучий корабль» - Русская народная сказка «Белая уточка» |
4 класс
№ п/п | Название разделов и тем с указанием количества часов на его усвоение | Основные виды деятельности учащихся | Предметные результаты | Учебно-методическое обеспечение |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | О братьях наших меньших (7ч) - К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома» - Г.А.Скребицкий «Сиротка» - Н.И.Сладков «Непослушные малыши» - Б.С.Житков «Охотник и собаки» - И.Токмакова «Котята» - Самые интересные книги, прочитанные дома | Отвечать на вопросы по содержанию текста Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание Восприятие на слух звучащей речи Адекватное понимание содержания звучащей речи. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Участие в коллективном обсуждении Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений | Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ориентироваться в учебнике, различать элементы книги Вступать в диалог, отвечать на вопросы Организовывать рабочее место Познакомиться с устным народным творчеством, формировать представление о русском фольклоре Оценивать свой ответ Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Понимать литературу как явления национальной и мировой культуры Осознавать значимость чтения для личного развития Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного Использовать различные формы интерпретации содержания текстов | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст - устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства Составлять по аналогии устные рассказы | Учебники Портреты поэтов и писателей Сюжетные картины |
2 | Времена года (10ч) -самые интересные книги, прочитанные дома - осень в стихах и музыке - К.Паустовский «Какие бывают дожди» - А.Толстой «Сугробы» - Н. Асеев «Лыжи» -К.Паустовский «Стальное колечко» - И.Соколов- Микитов «Сказки о природе» - стихотворения о весне |