ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя по предмету «Родная литература (русская)»
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».
Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области».
«Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1, 12.2; п. 19.3). р
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
«Примерная основная образовательная программа основного общего образования» http://fgosreestr.ru/.
«Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» http://fgosreestr.ru/.
Приказ комитета образования и науки Курской области от 28.01.2013
№ 1-47 «Об утверждении перечня апробационных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ комитета образования и науки Курской области от 29.03.2019 г. №1-331 «Об апробации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базе общеобразовательных организаций Курской области и муниципальных общеобразовательных организаций.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».
Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 6 декабря 2017 года № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации».
Учебного плана МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».
Положения о рабочей программе основного общего образования по ФГОС в МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».
Место курса «Родная (русская) литература» в учебном плане
Данная программа рассчитана на 119 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1). Обязательное изучение родной литературы осуществляется в объёме:
5 класс — 17 ч,
6 класс — 17 ч,
7 класс— 17 ч,
8 класс — 34 ч,
9 класс — 34 ч.
В соответствии с учебным планом школы курс «Родная литература» изучается в объёме119 ч,предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации
Программа содержит следующие разделы:
планируемые результаты изучения предмета.
содержание учебного предмета;
тематическое планирование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Родная (русская) литература»
Родная (русская) литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения предмета «Родная (русская) литература» :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
5 класс
(0,5 часа в неделю)
Русский фольклор. Виды сказок (волшебная, бытовая, сказки про животных)
Сказки «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы: пословицы, поговорки; антитеза, антонимы, иносказание. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки, сочинение собственной сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или «Русские сказки».
Краеведение: народная сказка в Курской области.
Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.
Литературная сказка
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.
Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочинение собственной сказки.
Древнерусская литература
Завещание Ярослава Мудрого сыновьям
Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен.
В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса». Краткие сведения о писателе.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные фильмы по басням И.А. Крылова.
Литература XIX века
НК.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому человеку.
Теория литературы: эпитет, инверсия, диалог, характеристика- портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. Пушкин. «Выстрел»
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические особенности произведения.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжетная линия.
Развитие речи: краткий и подробный пересказ.
И.С. Никитин «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта. Я.П. Полонский «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения. А.Н. Майков «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…»
Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Краеведение: виртуальная экскурсия в дом-музей И.С.Никитина в
г.Воронеже (http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html).
Д.В. Давыдов. «1812 Год» (отрывок из дневника). Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника.
Теория литературы: особенности эпистолярного жанра
Развитие речи: краткий и подробный пересказ
Связь с другими искусствами: «Поэт, гусар и партизан Денис Давыдов в кругу однополчан». Художник – Е. Демаков. Источник – golos-epokhi.ru
Литература XX века
И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…»
И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька»,
«Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы
Развитие речи: дискуссия
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы.
Развитие речи: рассказ о герое по плану, краткий выборочный пересказ.
Связь с другими искусствами: художественный короткометражный фильм «Варька» 1971 год, СССР, режиссёр ТанасисПапастергиу.
Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».
Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться»,
«распуститься», подобно багульнику?
Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?
Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки.
Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
А.И. Приставкин. «Портрет Отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.
Теория литературы: тяготы детей войны в произведениях.
Развитие речи: различные виды чтения, письмо ребенку, потерявшему родителей на войне.
Связь с другими искусствами: выставка (виртуальная) фотографий «детей войны».
Современная литература
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.
6 класс(0,5 часа в неделю)
Русский фольклор
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».Отражение быта, традиций, обрядов, национального характера.
Древнерусская литература
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие, воинская повесть).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Литература XVIII века
Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения.
Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Литература XIX века
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест».
История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по
творчеству поэта.
Литература XX века
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимостьдуши подростка.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная
идея.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро»
Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природыТеория литературы: художественная идея.
А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе
«Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа.
Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.
Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.
Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.
Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.
Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев).
К.Д.Воробьев Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы К. Д. Воробьева. Смысл названия рассказа «Первое письмо». Способы характеристики персонажа.
Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.
7 класс(0,5 часа в неделю)
Русский фольклор
Фольклор. Былины. Фольклор Курского края.
Древнерусская литература
Житие Серафима Саровского.
Литература XVIII века
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин
Литература XIX века
Жизнь и творчество А.А.Фета. Стихотворения"Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, радость эта...".
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби"
Литература XX века
Литература 20 века. Предметно-поэтический мир в стихотворениях С. А. Есенина «В хате».
И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Октябрьский рассвет".
А. П.Гайдар «Тимур и его команда».
А. П. Гайдар "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни в произведении.
К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя".
В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка,
умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего
мира.
Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества.
"Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.
Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.
Родная земля в произведениях курских поэтов
Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы". В.С.Алехин. Стихотворения "Отчий край", "Люблю весной
зимы упрямство..." Е.И.Полянский. Стихотворения "Антоновка", "Приглашение в
Курск". В.Н. Корнеев. Стихотворения "Горячие травы июля", "Купание в
сентябре", "Журавли" (на выбор)
8 класс(1 час в неделю)
Русский фольклор
Фольклор. Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Особенности лирических песен Курского края.
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы.
«Житие Феодосия Печерского» . Путь от инока до игумена.
Литература XVIII века
И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.
Литература XIX века
Традиции литературы XIX века. Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Образ М.И.Кутузова в баснях.«Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».
Литература XX века
Предромантизм. Патриотическая лирика В.А.Жуковского.К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки
Неповторимые особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин".
Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации
Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей.
Развитие демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».
К.Д.Воробьев. "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.
Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы"
Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства".
9 класс(1 час в неделю)
Русская литература конца XIX – начала XX веков.
А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”»
И.А.Бунин – певец русской природы. («Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»)
Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»
Урок-беседа по проблемному вопросу «Кого мы называем подлинными друзьями?» (По миниатюре «Молодость – вся жизнь»).
«В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж». Урок-беседа по проблемным вопросам «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»
К.Г.Паустовский. Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.
К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль»
В.П.Астафьев . Рассказы
Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.
Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»
Стихи о войне. Ю.Друнина «Бинты», Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной»
Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рас-
сказе. Смысл названия.
Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?
К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник».
История подвига матери в рассказе.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Введение. Русский фольклор | 3 |
2. | Древнерусская литература | 1 |
3. | Русская басня | 2 |
4. | Литература XIX века | 4 |
5. | Литература XX века | 6 |
6. | Современная литература | 1 |
| Итого: | 17 |
6 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Своеобразие родной литературы. | 1 |
2. | Устное народное творчество | 2 |
3. | Из древнерусской литературы | 1 |
4. | Из литературы XIX века | 6 |
5. | Из литературы XX века | 7 |
| Итого | 17 |
7 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Введение. Устное народное творчество | 2 |
2. | Из древнерусской литературы | 1 |
4. | Из русской литературы XVIII века | 1 |
5. | Из литературы XIX века | 2 |
6. | Из литературы XX века | 11 |
| Итого | 17 |
8 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество | 2 |
3. | Из литературыXVI века | 5 |
4. | Из русской литературы XVIII века | 5 |
5. | Из литературы XIX века | 21 |
| Итого | 34 |
9 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1. | ВведениеРусская литература конца XIX – начала XXвеков. | 4 |
2. | Из литературы XX века | 14 |
3. | Произведения о ВОВ | 10 |
4 | Итоговый контроль«Литературные места города Курска» | 6 |
| Итого | 34 |