СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе. 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе. 6 класс.»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Родная литература»


(базовый уровень)



Класс: 6


Уровень образования: основное общее образование








Составитель: учитель русского языка и

литературы Лебезова Любовь Ивановна

















2019 г.



Введение

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету „Родная литература“ является усвоение содермета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Программа предмета „Родная литература“ рассчитана на 17 часов
Главными задачами реализации учебного предмета «Родная литература» являются:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Технологии, используемые в обучении:

-технология дифференцированного обучения.
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению, 

-технология концентрированного обучения - особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки,

-технологии личностно-ориентированного образования. 
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.

-педагогические мастерские. 
Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. 

- модульное обучение.
Модульное обучение и его элементы базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий. 
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации. Во время учебного занятия роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности, координировании, консультировании и контроле. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия. 

- метод проектов.
Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. 
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. 

-обучение как исследование 
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся. 

-игровые технологии. 
Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. 

-диалоговые технологии обучения русскому языку. 
Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. 
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности 

-компьютерные технологии в обучении русскому языку. 
В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе 
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. 
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: 
-презентации 
-информационно-обучающие 
- тестирующие

Методы и формы контроля:

- устный опрос

Требует устного изложения учеником о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.

-самостоятельная работа

Небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач.

- сочинение (обучающее и контрольное)

Сочинения необходимо проводить в определенной системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном итоге система сочинений должна обеспечить умение учащихся рассказывать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать.

- тесты, диагностические работы.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тесты. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений учащегося по предмету - русский язык, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы. Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.


Формы промежуточной аттестации:

-комплексная работа

-диагностическая работа

-письменный ответ на вопрос;

-выразительное чтение (чтение наизусть);

-сочинение на литературоведческую тему;

-проект.


Пособие для педагога:

1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2011.

2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.:

Просвещение, 2013

3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 2012

4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. М.: Просвещение, 2011.

5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. –

М.: Просвещение, 2013.

6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение,2010.

7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М. Просвещение, 2012.

8. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просве-

щение, 2013.

9. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.

10. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.

11. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.


Электронные образовательные ресурсы:

Художественная литература:

1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор

2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки

3.http://old-russian.chat.ru–Древнерусская литература

4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы

5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.

Справочно-информационные и методические материалы:

1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Пер-

вому сентября»)

3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература»

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

ФГОС Основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

– личностным;

– метапредметным;

– предметным.

В таблице представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Родная литература»

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

6 класс


- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- потребность в самовыражении через слово.


- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.




II. Содержание программы предмета «Родная литература». 6 класс, 17часов

Раздел 1. Своеобразие родной литературы.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека (1час).

Раздел 2. Русский фольклор. Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений (2часа).

Раздел 3. Древнерусская литература. «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе (1час)

Раздел 4. Литература XIX века. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены». Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка (1 час).

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1час).

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим (1час).

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений (2 часа).

Раздел 5. Литература XX века. Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка (1 час).

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (1час).

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам (1час).

А. Алексин «Домашнее сочинение». Пора размышлений о жизни и о себе (1час).Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни (1 час).

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания (3 часа).


Календарно-тематическое планирование. 6 класс


Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/р

К/р

1111

Своеобразие родной литературы

1



Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2.

Русский фольклор

1

1


Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.

Древнерусская литература

1



«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4.

Литература XIX века









Поэтический образ Родины.

1



Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

1



Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1



Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

2



И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

5.

Литература XX века















Стихи о прекрасном и неведомом

1



Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

1



А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1



Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1



А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

1



Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

2

1


А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.


15 час

2






Примерные темы проектных и исследовательских работ. 6 класс


  1. Книги вчера, сегодня, завтра

  2. Литература и мой край

  3. Мои ровесники в литературных произведениях

  4. Знаменитые поэты и писатели моего города

  5. Что читают мои одноклассники

  6. Новаторство А.П. Чехова и значение его творчества