СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 9 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1

г. Морозовска Ростовской области

«Утверждаю»:

директор МБОУ СОШ№1

__________/И. С. Швец/



Приказ от « 30» августа 2019г. №1



Рабочая учебная программа

по предмету « родная литература»

для 9 класса

(базовый уровень обучения)

Количество часов – 34 часа

Учитель: Сергиенко Светлана Ивановна

Программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А.«Русское слово », 2019 (С.А.Зинин.;В.И.Сахаров., Чалмаев В.А.).




2019-2020г.




















































Пояснительная записка


Программа по родной (русской) литературе для 9 класса  составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, разработана на основе авторской программы под редакцией С.А.Зинина .Литература в 2 – х частях Москва.»Русское слово». 2019 г..

Программа детализирует, раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Программа рассчитана на 34 ч, по учебному плану школы на изучение курса родной (русской) литературы в 9 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю).


Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 


 Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты обучения:

- формировать понимание важности процесса обучения;

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения родной литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире и процессе чтения;

- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;


Регулятивные УУД.

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.


Предметные результаты обучения:


Выпускник научится:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Выпускник получит возможность научиться:


  • сравнивая произведения, принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной произведении, обосновывая свой выбор;

  • создавать тексты или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения, определять черты национального характера; выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).



Содержание программы.

Древнерусская литература

Особенности древнерусской литературы. Жанровое своеобразие.

«Повесть временных лет»

Русская литература XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм.

Д.И. Фонвизин «Бригадир»

Русская литература XIX века

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародия, приёмы пародирования. Пародии в творчестве А.С. Грибоедова

Комедия «Студент»

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Проза. Реализм (развитие понятия).

«История села Горюхина», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Драматургия М.Ю. Лермонтова. Драма как род литературы (развитие понятия).

Драма «Маскарад»

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир Н.В. Гоголя.

Пьеса «Женитьба»

А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). А.Н. Островский и русский театр.

Пьесы.

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Психологизм литературы (развитие понятия).

Повесть «Село Степанчиково и его обитатели»

Русская литература XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева»

Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»

Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам:

Александр Александрович Блок. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта.

Владимир Владимирович Маяковский. Новаторство Маяковского-поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.

Анна Андреевна Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Борис Леонидович Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака.

Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.



А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание»

Структура курса


№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

На развитие речи в том числе

Введение

1


Древнерусская литература

1


Литература 18 века

2


Литература 19 века

20

3

Литература 20 века

9

3

Резерв

1


ИТОГО:

34

6

























Календарно-тематическое планирование .

№ урока

Наименования разделов и тем

Дата

1

Введение

4.09


Древнерусская литература (1 ч.)


2

Особенности древнерусской литературы. Её жанровое своеобразие. «Повесть временных лет»

11.09


Русская литература XVIII века (2 ч.)


3

Характеристика русской литературы XVIII века. Теория. Классицизм.

18.09

4

Д.И. Фонвизин «Бригадир»

25.09


Русская литература XIX века (20 ч.)



5

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародии в творчестве А.С. Грибоедов

2.10

6

Теория. Пародия, приёмы пародирования.

9.10

7

А.С. Грибоедов. Комедия «Студент»

Инсценированное чтение

16.10

8

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики.

23.10

9

Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Теория. Проза. Реализм (развитие понятия).

6.11

10

А.С. Пушкин «История села Горюхина»

13.11

11

А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»

20.11

12 Р.р.

Творческая работа по произведениям А.С. Пушкина

27.11

13

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Драматургия М.Ю. Лермонтова.

4.12

14

Теория. Драма как род литературы (развитие понятия).

11.12

15

М.Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад»

18.12

16 Р.р.

Практикум по творчеству М.Ю. Лермонтова

25.12

17

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

15.01

18

Художественный мир Н.В. Гоголя.

22.01

19

Н.В. Гоголь. Пьеса «Женитьба». Инсценированное чтение.

29.01

20 Р.р.

Творческая работа по пьесе Н.В. Гоголя

5.02

21

А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор).

12.02

22

А.Н. Островский и русский театр. Пьесы.

19.02

23

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор).

Теория. Психологизм литературы (развитие понятия).

26.02

24

Ф.М. Достоевский. Повесть «Село Степанчиково и его обитатели»

4.03


Русская литература XX века ( 9 ч.)


25

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

11.03

26

И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева»

18.03

27

Теория. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

1.04

28

М.А. Шолохов «Донские рассказы»

8.04

29

Из русской поэзии XX века (обзор). Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

15.04

30 Р.р.

Штрихи к портретам: А. А. Блок. Образ родины в поэзии Блока. С. А. Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта.

22.04

31 Р.р.

Штрихи к портретам: В.В. Маяковский. Новаторство Маяковского-поэта. М.И. Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.

29.04

32 Р.р.

Штрихи к портретам: А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Б. Л. Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака.

Промежуточная аттестация. Защита презентаций.

Теория. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

6.05

33

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

13.05

34

Резерв

20.05

































Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета __________ Чипигина Е. В.

МБОУ СОШ№1

От «30_» августа 2019 года №_1_ «30» августа 2019г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!