СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе в 6 классе»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родной литературе (черкесской) для 6 класса составлена в соответствии с п.1,ч.1 ст.48 федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-Ф3, с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования,на основе проекта «Программы по кабардино-черкесскому языку и литературе 5-11 классов» под редакцией Баковой М.И., Куржевой Т.И.,ОАО «Полиграф-Юг», Майкоп,2012г, с учетом требований ФГОС ООО. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в 6 классе –34 часа (из расчета 1 ч. в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета.

Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры адыгского народа, средством приобщения к богатствам адыгской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Родная литература » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности литература обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.Курс родной литературы для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.


Планируемые результаты учебного предмета

Личностные

1)  понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в  процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать литературу как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли литературы в жизни человека и общества;

2) понимание места литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) освоение базовых понятий лингвистики;

4) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии родного  языка;

5) проведение различных видов анализа слова

6) понимание  и осознание эстетической функции родной литературы


Содержание учебного предмета

Развитие речи -8 ч.

В неделю 1 ч.

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.

- Произведения писателей и поэтов ;

- Интернет ресурсы;

- Тесты.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ЧЕРКЕССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

Введение

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства.

Устное народное творчество

Предания о нартах. Батэрэз Нэсрэн-жьакIэ хуит къызэрищIыжар» («Как Батараз спас Насран-Жаче»), «Нарт Бэдынокъуэрэ иныжьымрэ» («Нарт Бадиноко и великан»), «Ашэмэз и пшыналъэ»

(«Наигрыши Ашемеза»), «Лъэпщ Iэдэ зэрищIар» («Как Тлепш смастерил щипцы»). Образы нартских

героев. Жанровые признаки. Реальное и вымышленное в предании. Народная мудрость и мораль преданий. Сюжетно-композиционное построение.Теоретико-литературные понятия: изобразительно-выразительные средства, используемые в нартском эпосе. Предание «Андемыркъан и хъыбар» («Предание об Андемиркане»). Образ Андемиркана как освободителя угнетенных. Сила и отвага богатыря в борьбе со злом.

Творчество адыгских джэгуакIуэ (джегуако-сказителей)

Пачев Б. Стихотворение «Псалъэ пэжхэр» («Правдивые слова»). Основная мысль стихотворения. Наставления в форме стихов.

Литература кавказских народов

Шогенцуков А. Повесть «Хьэжыгъэ пут закъуэ» («Пуд муки»). Сюжет и композиция произведения. Образы Хасета и Хамида. Проблема социального неравенства в обществе. Теоретико-литературные понятия: стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Дзасежев Х. Рассказ «Уэкъулэ» («Просьба о помощи»). Сюжет произведения. Образы детей в произведении. Проблема социального неравенства в обществе.

Кешоков А. Поэма «Адэ» («Отец»). Тема патриотизма в поэме. Проблема сохранения верности своей Родине в суровых условиях войны. Образы героев. Межпредметная связь с предметом «Литература»: Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». И поэма «Адэ» А. Кешокова, и повесть «Тарас Бульба» о любви к Родине и предательстве одного из сыновей. Теоретико-литературные понятия: поэма.

Налоев З. Рассказ «Дыгъэ шыщIэ» («Солнечный жеребенок»). Сюжет и композиция произведения. Проблема выбора между долгом и сердцем.Теоретико-литературные понятия: идея произведения.

Черкесская литература 20-30-х годов ХХ века

Охтов А. Биография и творчество. Рассказ «Дудакъ» («Дрофа»). Тема и идея рассказа. Тема нравственности. Бережное отношение к природе, к животным. Тема экологии в творчестве писателя.

Черкесская литература 40-50-х годов ХХ века

Хахандуков Р. Предание «Шыхъуэ щIалэм и лIыгъэ» («Смелость табунщика»). Сюжет предания. Проблема взаимоотношения личности и истории, человека и окружающего его мира. Образы героев произведения. Отличие народных преданий от авторских.

Ханфенов А. Стихотворение «Къущхьэдэс къалэ Черкесск» («Горный город Черкесск»). Поэтический образ родного города. Музыкальность и поэтическая глубина изображения.

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века

Абитов Х. Биография и творчество. Стихотворения «Уэшх мыухыж» («Нескончаемый дождь»), «Жыгхэр згъэкуэшахэт» («Я пересадил деревья»), «ЩIыгу здалъхуар зэрамыIэжым» («У них нет уже Родины»). Мотивы стихотворений. Тема патриотического воспитания детей. Изображение судьбы нации, народа в образах корабля, бури, волны и пропасти. Связь человека с миром, единство с природой.

Братов Г. Повесть «Гугъэр адэжь щIэинщ» («Надежда – наследство предков»). Сюжет повести. Нравственная сторона произведения. Психологический образ литературного героя. Образы героев произведения.

Шоров Х. Стихотворение «Адэм и фэеплъ» («Память отца»). Мотив произведения. Восхваление храбрости и мужества советского солдата. Чувство долга перед Родиной и чувство ответственности перед родителями.

Охтов М. Биография и творчество. Повесть «Къопс дыгъэр» («Солнце светит»). Сюжет и композиция произведения. Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев во время Великой Отечественной войны.

Добагов М. Биография и творчество. Повесть «Атакэ нэужьым» («После атаки»). Тема войны. Идея моральной ответственности человека за свое поведение в условиях войны. Система образов.

Теоретико-литературные понятия: проза, рассказ, повесть.

Китов Ф. Биография и творчество. Рассказ «ГъащIэм щыщ ткIуэпс» («Капля жизни»). Сюжет произведения. Тема мужества и героизма в мирное время. Отношение автора к образу Даду.

Хакунов И. Стихотворение «Кавказ». Пейзажная лирика и авторская позиция. Природа как средство художественного изображения малой Родины. Межпредметная связь с предметом «Литература»: описание Кавказа А. С. Пушкиным в стихотворении «Кавказ» и М. Ю. Лермонтовым в

стихотворении «Кавказ». Выразительные средства, используемые поэтами для описания Кавказа.

Теоретико-литературные понятия: ритм и рифма стихотворения.

Хапанцев С. Биография и творчество. Рассказ «УщыкIмэ Iуэхущ» («Плохо, когда ты избалован»). Сюжет и композиция произведения. Проблема нравственности. Авторская позиция в отношении героев произведения.

Кантемиров Т. Сатирические рассказы «КIасэу къыгурыIуащ» («Поздно понял»), «Рэмэд танэм зэригъэсар» («Как теленок учил Рамада»). Сюжет рассказов. Идейно-тематическое своеобразие произведений. Главные герои.

Гозгешев Х. Биография и творчество. Басня «Вымрэ жэмымрэ» («Бык и корова»). Тема и идея басни. Образы героев басни. Межпредметная связь с предметом «Литература»: басни И. А. Крылова.

Теоретико-литературные понятия: басня.

Кохов Т. Биография и творчество. Стихотворение «Анэхэр фхъумэ» («Берегите матерей»). Тема бережного отношения к матери. Назидательный характер стихотворения.

Современная черкесская литература

Бакова М. Рассказ «ЩIакхъуэ» («Хлеб»). Идейно-тематическое содержание произведения. Художественные приемы воссоздания образов. Приемы психологической обрисовки образа матери.

Развитие речи. Создание устного рассказа и иллюстраций к старинным песням. Сочинение на тему «Нанэ и таурыхъхэр» («Сказки моей бабушки»).

Календарно-тематическое планирование по родной литературе в 6 классе

под редакцией Баковой М.И., Куржевой Т.И., ОАО «Полиграф-Юг», Майкоп 2012 г.

(1 час в неделю 34 часа)


п/п

Темы уроков

Кол-во часов

По

плану

По

факту


1

Нартский эпос.

1



2

У.Н.Т. "Батэрэз Нэсрэн-ЖьакIэ къызэрихьыжар".

1



3

У. Н. Т. «Ашэмэз и пшыналъэ.»

1



4

У. Н. Т. "Нарт Бэдынокъуэрэ Иныжьымрэ".

1



5

У. Н. Т. «Лъэпщ Iэдэ зэрищIар»

1



6

Р/р. Сочинение по картине

1



7

Пачев Б. «Псалъэ пэжхэр»

1



8

Шогенцуков А. «Хьэжыгъэ пут закъуэ»

1



9

Развитие речи. Создание устного рассказа и иллюстраций к старинным песням

1



10

Хахандуков Р. "Шыхъуэ щIалэм и лIыгъэ"

1



11

Дзасежев Х. «Уэкъулэ»

1



12

Проектная работа «Си лъэпкъым срогушхуэ» («Я горжусь своим родом»)

1



13

Абитов Х « Уэшх мыухыж»

1



14

Братов Х. « Гугъэр адэжь щIэинщ»

2



15

Развитие речи Сочинение на тему «Нанэ и таурыхъхэр» («Сказки моей бабушки»)

1



16

Шоров Х. « Адэм и фэеплъ»

1



17

Кешоков А. «Адэ»

1



18

Кешоков А. «Гъуэгу къежьапIэ». Тест

1



19

Охтов М. «Къопс дыгъэр»

1



20

Бакова М. "ЩIакхъуэ".

1



21

Добагов М. «Атакэ нэужьым»

1



22

Налоев З. «Дыгъэ шыщIэ»

2




Китов Ф. " ГъащIэм щыщ ткIуэпс"

1



23

Охтов А. Рассказ «Дудакъ»

2



24

Хакунов И. "Кавказ".

1



25

Хапанцев С. «УщыкIмэ Iуэхущ»

1



26

Кантемиров Т. «КIасэу къыгурыIуащ»

1



27

Кантемиров Т. «Рэмэд танэм зэригъэсар»

1



28

Газгешев Х «Вымрэ жэмымрэ»

1



29

Промежуточная аттестация

1



30

Кохов Т. «Анэхэр фхъумэ»

1



31

Ханфенов А. Стихотворение «Къущхьэдэс къалэ Черкесск»

1




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!