Ростовская область, Октябрьский район, х. Маркин
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
с
редняя общеобразовательная школа № 6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
на 2019 - 2020 учебный год
Основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 17
УМК: «Литература Дона» Пособие для общеобразовательных школ
Учитель:
Родная русская литература 9 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
• осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
• развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В результате изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для народных сказок художественные приѐмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать
литературную сказку от фольклорной;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;
• употреблять стилистические средства лексики и грамматики в художественных произведениях;
• научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
• научится применять средства художественной изобразительности;
• находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;
• научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;
• понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Содержание программы
9 класс
Своеобразие родной литературы (1 ч.)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Древнерусская литература (2 ч.)
Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы . «Задонщина»-фрагменты поэмы.
Литература XVIII века (2 ч.)
Читать выразительно фрагменты произведений литературы XVIII века. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Г.Р. Державина, В.А. Жуковского. Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII века темы, образы и приемы изображения человека
Г.Р Державин «Атаману и Войску Донскому», В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
Литература XIX века (3ч.)
Поэты пушкинской поры.
Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений. Предшественники и современники А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин «Казак», «Калмычке». Пушкин на Дону.
М.Ю. Лермонтов «Два сокола» Образы и мотивы. Гармония звучания и содержания
А.В. Кольцов «Косарь»Жизнь и творчество поэта.
Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.
Русская литература XX века (7ч.) Проза Донских писателей
Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений.
Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 20 века. Характеризовать героя литературы 20 века. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчеству писателей, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
А.С. Серафимович «Чибис», «На хуторе»
В.А. Закруткин «Матерь человеческая»(фрагменты произведения)
Литературное краеведение(2ч)
И.А. Балашова. Пушкин и Раевская в Ростове –на -Дону
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
9 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов по плану |
| | Своеобразие родной литературы | 1 |
1 | | Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому | 1 |
| | Древнерусская литература | 2 |
2 3 | | Роль выразительных средств в древнерусской поэме «Задонщина» | 2 |
| | Литература XVIII века | 2 |
4 | | Г.Р Державин «Атаману и Войску Донскому» Многообразие языковых средств | 1 |
5 | | В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» «Многообразие языковых средств | 1 |
| | Литература XIX века | 3 |
6 | | Поэты пушкинской поры. А.С. Пушкин «Казак», «Калмычке». Пушкин на Дону. | 1 |
7 | | М.Ю. Лермонтов «Два сокола» Образы и мотивы. Гармония звучания и содержания | 1 |
8 | | А.В. Кольцов Жизнь и творчество поэта«Косарь»Средства выразительности языка | 1 |
| | Русская литература XX века. Проза Донских писателей. | 5 |
9-10 | | А.С. Серафимович Биография писателя Рассказ«Чибис» Языковые средства изображения жизни . Выражение точки зрения автора в рассказе «На хуторе» | 1 1 |
11 12 13 | | В.А. Закруткин «Матерь человеческая»(фрагменты произведения) По страницам биографии. Нравственные проблемы повести. Война и человек. Проблема выбора. | 3 |
14 15 | | Литературное краеведение(4ч) В.Д. Седегов. Родной край в произведениях А.П. Чехова | 2 |
16 17 | | И.А.Балашова. Пушкин и Раевская в Ростове-на-Дону | 2 |