СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по предмету" Родной( русский язык)" предназначена для 9 класса. Составлена на 2019-2020 уч год. Расчитана на 17 уч часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе»


Ростовская область, Октябрьский район, х. Маркин

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

с редняя общеобразовательная школа № 6




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ


на 2019 - 2020 учебный год

Основное общее образование, 9 класс


Количество часов: 17


УМК: «Литература Дона» Пособие для общеобразовательных школ




Учитель:


Родная русская литература 9 класс

Планируемые результаты

Личностные результаты:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

 формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты:

 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической

контекстной речью;

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:

• осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного

диалога;

• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В результате изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи

характерные для народных сказок художественные приѐмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать

литературную сказку от фольклорной;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;

• употреблять стилистические средства лексики и грамматики в художественных произведениях;

• научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;

• научится применять средства художественной изобразительности;

• находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;

• научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;

• понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.


Содержание программы


9 класс

Своеобразие родной литературы (1 ч.)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Древнерусская литература (2 ч.)

Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы . «Задонщина»-фрагменты поэмы.

Литература XVIII века (2 ч.)

Читать выразительно фрагменты произведений литературы XVIII века. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Г.Р. Державина, В.А. Жуковского. Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII века темы, образы и приемы изображения человека

Г.Р Державин «Атаману и Войску Донскому», В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

Литература XIX века (3ч.)

Поэты пушкинской поры.

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений. Предшественники и современники А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин «Казак», «Калмычке». Пушкин на Дону.

М.Ю. Лермонтов «Два сокола» Образы и мотивы. Гармония звучания и содержания

А.В. Кольцов «Косарь»Жизнь и творчество поэта.

Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Русская литература XX века (7ч.) Проза Донских писателей

Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 20 века. Характеризовать героя литературы 20 века. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчеству писателей, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

А.С. Серафимович «Чибис», «На хуторе»

В.А. Закруткин «Матерь человеческая»(фрагменты произведения)

Литературное краеведение(2ч)

И.А. Балашова. Пушкин и Раевская в Ростове –на -Дону


Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

9 класс

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов по плану



Своеобразие родной литературы

1

1


Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому

1



Древнерусская литература

2

2

3


Роль выразительных средств в древнерусской поэме «Задонщина»

2



Литература XVIII века

2

4


Г.Р Державин «Атаману и Войску Донскому» Многообразие языковых средств

1

5


В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» «Многообразие языковых средств

1



Литература XIX века

3


6


Поэты пушкинской поры. А.С. Пушкин «Казак», «Калмычке». Пушкин на Дону.


1


7


М.Ю. Лермонтов «Два сокола» Образы и мотивы. Гармония звучания и содержания


1

8


А.В. Кольцов Жизнь и творчество поэта«Косарь»Средства выразительности языка

1



Русская литература XX века. Проза Донских писателей.

5

9-10



А.С. Серафимович Биография писателя Рассказ«Чибис» Языковые средства изображения жизни .

Выражение точки зрения автора в рассказе «На хуторе»


1


1

11

12

13


В.А. Закруткин «Матерь человеческая»(фрагменты произведения) По страницам биографии. Нравственные проблемы повести. Война и человек. Проблема выбора.


3

14

15


Литературное краеведение(4ч)

В.Д. Седегов. Родной край в произведениях А.П. Чехова



2

16

17


И.А.Балашова. Пушкин и Раевская в Ростове-на-Дону

2