Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Тубольская основная общеобразовательная школа "
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании МС Зам.директора по УВР Приказом директора школы
Протокол № 1 от 29.08.2019г. ______________ Т.В.Дышева № 59 от 30.08.2019г
29.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
родной литературе (русской)
в 5 - 9 классах
Программу разработала
Покунова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тубольская ООШ»
на 2019-2020у.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом.
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане.
Программа по родной литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с учебным планом общеобразовательной организации на текущий учебный год и рассчитана на следующую учебную нагрузку:
5 класс – 17 часов,
6 класс – 17 часов,
7 класс – 17 часов,
8 класс – 34 часа,
9 класс – 34 часов
Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература (русская)».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература (русская) » являются:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература (русская)»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служит технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Родная литература (русская)» является сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Важнейшие умения в 5–9 классах следующие:
правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;
выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
осмысливать, характеризовать (5–6 классы), анализировать (7–9 классы)
изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении;
выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения, доклады, рефераты;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения;
высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по
картине.
Выпускник научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Выпускник получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Содержание курса «Родная литература (русская)» 5 класс
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа. (1час)
Понятие о фольклоре. Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Нравоучительный и философский характер сказок. «Илья Муромец и Соловей разбойник». (1 час)
Древнерусская литература.
А.Никитин – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель. Из «Хождения за три моря». (1час)
Из литературы 18 века.
Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Лишь только дневный шум умолк…» (1 час)
Из русской литературы 19 века.
Русские басни. И. А. Крылов. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). «Лебедь, рак и щука» «Мартышка и очки» и др. (1 час).
А. С. Пушкин. Народный поэт, воспевающий красоту родной природы. «Кто видел край, где роскошью природы…», «Зимняя дорога», «О весне». Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке». (2 часа)
Н.В.Гоголь. «Страшная месть». Нравственные проблемы повести и роль композиции в их раскрытии. Народные истоки повести. (2 часа)
Д.В. Григорович. «Несчастный мальчик» по повести «Гуттаперчевый мальчик». (1 час)
В. М. Гаршин. Сказка «О жабе и розе». Мир природы и мир души человека в сказке. Изображение столкновения красоты и уродства, добра и зла, представлений о счастье и смысле жизни. (1 час)
Из русской литературы 20 века.
А.И Куприн. Тема добра и сострадания в рассказе «Чудесный доктор». (1 час)
П.П.Бажов. Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе «Каменный цветок». (1 час)
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века. (1 час).
Е.И. Носов. «Варька». Образ главной героини рассказа. (1 час).
В.П. Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Зачем я убил коростеля?» (1 час)
Итоги года (1час)
Содержание курса «Родная литература (русская)» 6 класс
Введение. Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. (1час )
Русский фольклор.
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. (1час)
Древнерусская литература.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля». (1час)
Из литературы 18 века.
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). (1час)
Из русской литературы 19 века.
Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. (1час)
Литературные сказки. Гарин – Михайловский Н.Г.Образы и сюжеты сказки «Книжка счастья». Социально – нравственная проблематика произведения. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в мире); своеобразие языка.(1час)
Родная природа в стихах поэтов XIX века.(2 часа)
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы ее раскрытия. Сравнение и олицетворение в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. (1час)
Творчество поэтов и писателей XIX века. Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди». (1 час)
Из русской литературы 20 века.
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблема зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки. (1час)
Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. (1час)
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. (1час)
Воробьев К.Д. «Гуси – лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. (1час)
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. (1час)
Стихи о прекрасном и неведомом. Анненский И. Из книги «Кипарисовый ларец» (по выбору). Брюсов В.Я. «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. (1час)
Итоги года (1час)
Содержание курса «Родная литература (русская)» 7 класс
Введение. Своеобразие родной литературы.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора и образ рассказчика в литературном произведении. (1час)
Русский фольклор.
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в музыке. (1час)
Древнерусская литература.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате». (1 час)
Из литературы 18 века.
Н. Карамзин «Прекрасная царевна и счастливый карла». (1час)
Из русской литературы 19 века.
Басни. Нравственная проблематика басен В. Майкова. (1час)
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись. (1час)
Творчество поэтов и писателей XIX века. Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. (1час)
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания. (1 час)
Из русской литературы 20 века.
Фантастика в произведениях Толстого А.Н. «Аэлита». (1час)
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. (1час)
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». (1 час)
Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведения. (1час)
Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». (1 час)
Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. (1 час)
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен….». Единство человека и природы. (1 час)
Итоги года (1час)
Содержание курса «Родная литература (русская)» 8 класс
Введение.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни. ( 1 час )
Из устного народного творчества.
Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен в раскрытии идейного содержания произведений. ( 1 час )
Из древнерусской литературы.
Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль жития. Влияние жанра жития на последующую литературу. Житие Сергия Радонежского. Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. ( 2 часа )
Из русской литературы 18 века.
Сентиментально-романтическая повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. События повести и характеры героев. ( 2 часа )
Из русской литературы 19 века.
К.Ф.Рылеев. Дума «Иван Сусанин». Образ национального героя. ( 1 час )
Романтическая поэма А.С.Пушкина «Цыганы». Проблема свободы в поэме. Образ Алеко. ( 2 часа )
М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец». Тема Родины и свободы. Идейно-художественное своеобразие поэмы. ( 2 часа )
Н.В.Гоголь. Комедия "Женитьба". Убожество и ничтожность интересов героев комедии. Идейно-художественное своеобразие комедии. ( 2 часа )
И.С.Тургенев. Повесть «Ася». Образ «тургеневской девушки». Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Особенности прозы И.С.Тургенева. ( 2 часа )
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека». ( 2 часа )
Своеобразие русской поэзии 19 века. ( 2 часа )
Урок развития речи. Сочинение по русской литературе 19 века. ( 1 час )
Из русской литературы 20 века.
В.Г.Короленко. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе «Парадокс».
( 1 час )
« Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. (1час)
Проблема героизма в рассказе А.Н.Толстого «Русский характер». ( 1 час )
Нравственные уроки рассказа А.С. Грина «Зеленая лампа». ( 1 час )
Закон доброты. Рассказ В.П. Астафьева «Ангел – хранитель». ( 1 час )
Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра. ( 1 час )
Что такое правда и ложь? Рассказ В. В.Быкова «Крутой берег реки». ( 1 час )
Суровая правда жизни. Рассказ К.Д. Воробьева "Немец в валенках". ( 1 час )
Героический подвиг защитников Брестской крепости в рассказе С.П.Алексеева «Брестская крепость». ( 1 час )
Эхо войны. Рассказ Б.П.Екимова «Ночь исцеления». ( 1 час )
«Дети блокадного Ленинграда». Повесть В. В. Конецкого «Кто смотрит на облака».
( 2 часа )
Урок развития речи. Сочинение по русской литературе 20 века. ( 1 час )
Итоги года. ( 1 час)
Содержание курса «Родная литература (русская) » 9 класс
Введение.
Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни. ( 1 час )
Из древнерусской литературы.
Памятник древнерусской литературы – повесть «Задонщина». Тема единения Русской земли. ( 2 часа )
Из русской литературы 18 века.
Русские баснописцы 18 века. ( 2 часа )
Из русской литературы 19 века.
Поэты пушкинской поры. «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Литературные общества и кружки. ( 1 час )
К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» и другие стихотворения. ( 1 час )
Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...») и другие стихотворения. ( 1 час )
К.Ф.Рылеев. «К временщику», «Гражданин» и другие стихотворения. ( 1 час )
Развитие речи. Защита реферата. Особенности художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. ( 2 часа )
А.С.Пушкин. Трагедия «Скупой рыцарь». Основной конфликт. Смысл названия трагедии. ( 2 часа )
М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад». Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы. ( 2 часа )
Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект». Образ Петербурга. ( 1 час )
А.Н.Островский. Комедия «Бедность не порок». Основной конфликт. Образы героев. Обличение социальных пороков. ( 2 часа )
И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Загадки и тайны первой любви. ( 2 часа )
А.П.Чехов. Тема любви в рассказе «Дама с собачкой». ( 1 час )
А.П. Чехов. Уроки жизни в рассказе «Невеста». ( 1 час )
А.П. Чехов. Рассказ «Попрыгунья». Психологический портрет героини. ( 1 час )
Из русской литературы 20 века.
Развитие внутреннего мира человека на страницах произведений русской литературы. ( 3 часа )
С.С.Качалков «Картина»
А.М.Горький «Челкаш»
С.Черный «Игорь-Робинзон»
Проблема нравственного выбора героя в произведениях русской литературы. ( 2 часа )
А.П.Платонов «Возвращение»
А.И.Приставкин «Золотая рыбка»
Проблема добра и зла на страницах произведений русской литературы. ( 3 часа )
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
А. А.Лиханов «Голуби»
В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Роль драгоценных книг в жизни человека. ( 2 часа )
А. И.Приставкин «Рогожский рынок»
К.Г. Паустовский «Сказочник»
Тема дружбы в произведениях русских писателей. ( 3 часа )
Э. А.Асадов «Баллада о друге»
В.А. Солоухин «Мститель»
Ю. М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный»
Жизненные ценности - внутренний компас человека. ( 2 часа )
П.С. Романов «Яблоневый цвет»
В. А.Тузлуков «Сказка о мечте»
Великая тайна любви. ( 1 час )
В.С.Высоцкий «Баллада о Любви»
Тема материнской любви в произведениях русских писателей. ( 3 часа )
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Л.Е.Улицкая «Дочь Бухары»
В.А.Закруткин «Матерь Человеческая»
Роль настоящего искусства в жизни человека. ( 3 часа )
В.В. Вересаев «Состязание»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
К.Г. Паустовский «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками»
Неуверенность в себе - отрицательная самооценка личности. ( 1 час )
Л.Андреев «Петька на даче»
Сила духа - это внутренний стержень человека. Благодаря ей достигаются цели и покоряются вершины. ( 3 часа )
В.В.Быков «Сотников»
Г. Я. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»
Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Счастье - это гармония в душе человека. ( 1 час )
Л.А. Андреев «Праздник»
Что такое взаимовыручка? ( 2 часа )
Ю. Я. Яковлев «Мальчик с коньками»
Ю.М.Коротков «Седой»
В.Ф.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. ( 1 час )
А.Г.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести. ( 1 час )
Ю. В.Бондарев. Рассказ «Простите нас!». Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. ( 1 час )
Психологизм рассказа Ю. П.Казакова «Запах хлеба». ( 1 час )
Е. В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми. ( 1 час )
Е.Н.Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. ( 1 час )
Развитие речи. Сочинение – рассуждение по русской литературе 20 века. ( 2 часа )
Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!». ( 2 часа )
Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно». ( 2 часа )
Из русской литературы 21 века.
М.Ботнева. Сборник повестей «Мороженое в вафельных стаканчиках». Жизнь современных подростков. ( 3 часа )
Итоги года. Выявление уровня литературного развития учащихся. ( 1 час )
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока, наименование разделов | Кол-во часов |
Введение |
1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа. | 1 |
Понятие о фольклоре. Устное народное творчество. |
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Нравоучительный и философский характер сказок. «Илья Муромец и Соловей разбойник». | 1 |
Древнерусская литература. |
3 | А.Никитин – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель. Из «Хождения за три моря». | 1 |
Из литературы 18 века. |
4 | Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Лишь только дневный шум умолк…» | 1 |
Из русской литературы 19 века. |
5 | Русские басни. И. А. Крылов. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). «Лебедь, рак и щука» «Мартышка и очки» | 1 |
6 | А. С. Пушкин. Народный поэт, воспевающий красоту родной природы. «Кто видел край, где роскошью природы…», «Зимняя дорога», «О весне». | 1 |
7 | Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке». | 1 |
8 | Н.В.Гоголь. «Страшная месть». Нравственные проблемы повести и роль композиции в их раскрытии. | 1 |
9 | Н.В.Гоголь. «Страшная месть». Народные истоки повести. | 1 |
10 | Д.В. Григорович. «Несчастный мальчик» по повести «Гуттаперчевый мальчик» | 1 |
11 | В. М. Гаршин. Сказка «О жабе и розе». Мир природы и мир души человека в сказке. Изображение столкновения красоты и уродства, добра и зла, представлений о счастье и смысле жизни. | 1 |
Из русской литературы 20 века. |
12 | А.И Куприн. Тема добра и сострадания в рассказе «Чудесный доктор | 1 |
13 | П.П.Бажов. Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе «Каменный цветок». | 1 |
14 | Родная природа в произведениях поэтов ХХ века. | 1 |
15 | Е.И. Носов. «Варька». Образ главной героини рассказа. | 1 |
16 | В.П. Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Зачем я убил коростеля?» | 1 |
Итоги года. |
17 | Контрольная работа за год по изученным произведениям | 1 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
Введение. Своеобразие родной литературы. |
1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. | 1 |
Русский фольклор. |
2 | Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. | 1 |
Древнерусская литература. |
3 | Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля». | 1 |
Из литературы 18 века. |
4 | Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). | 1 |
Из русской литературы 19 века. |
5 | Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. | 1 |
6 | Литературные сказки. Гарин – Михайловский Н.Г.Образы и сюжеты сказки «Книжка счастья». Социально – нравственная проблематика произведения. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в мире); своеобразие языка. | 1 |
7 | Родная природа в стихах поэтов XIX века | 1 |
8 | Родная природа в стихах поэтов XIX века | 1 |
9 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы ее раскрытия. Сравнение и олицетворение в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. | 1 |
10 | Творчество поэтов и писателей XIX века. Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди». | 1 |
Из русской литературы 20 века. |
11 | Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблема зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки. | 1 |
12 | Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. | 1 |
13 | Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | 1 |
14 | Воробьев К.Д. «Гуси – лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. | 1 |
15 | Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | 1 |
16 | Стихи о прекрасном и неведомом. Анненский И. Из книги «Кипарисовый ларец» (по выбору). Брюсов В.Я. «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. | 1 |
Итоги года. |
17 | Контрольная работа за год по изученным произведениям | 1 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Введение. Своеобразие родной литературы. |
1 | Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора и образ рассказчика в литературном произведении. | |
Русский фольклор. |
2 | Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в музыке. | 1 |
Древнерусская литература |
3 | Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате». | 1 |
Из литературы 18 века. |
4 | Н. Карамзин «Прекрасная царевна и счастливый карла». | 1 |
Из русской литературы 19 века |
5 | Басни. Нравственная проблематика басен В. Майкова. | 1 |
6 | Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись. | 1 |
7 | Творчество поэтов и писателей XIX века. Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. | 1 |
8 | Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». | 1 |
9 | «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания. | 1 |
Из русской литературы 20 века. |
10 | Фантастика в произведениях Толстого А.Н. «Аэлита». | 1 |
11 | Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. | 1 |
12 | Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». | 1 |
13 | Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведения. | 1 |
14 | Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». | 1 |
15 | Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. | 1 |
16 | Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. | 1 |
Итоги года |
17 | Контрольная работа за год по изученным произведениям | 1 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | К-во часов |
Введение |
1 | Родная литература как способ познания жизни. | 1 |
Из устного народного творчества |
2 | Народные песни в произведениях русской литературы. | |
Из древнерусской литературы |
3 | Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского | 1 |
4 | Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. | 1 |
Из русской литературы 18 века. |
5 | Сентиментально-романтическая повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. | 1 |
6 | События повести и характеры героев. | 1 |
Из русской литературы 19 века. |
7 | К.Ф.Рылеев. Дума «Иван Сусанин». Образ национального героя. | 1 |
8 | Романтическая поэма А.С.Пушкина «Цыганы». | 1 |
9 | Проблема свободы в поэме. Образ Алеко. | 1 |
10 | М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец». Тема Родины и свободы. | 1 |
11 | Идейно-художественное своеобразие поэмы. | 1 |
12 | Н.В.Гоголь. Комедия "Женитьба". Убожество и ничтожность интересов героев комедии. | 1 |
13 | Н.В.Гоголь. Комедия "Женитьба". Идейно-художественное своеобразие комедии. | 1 |
14 | И.С.Тургенев. Повесть «Ася». Образ «тургеневской девушки». | 1 |
15 | Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Особенности прозы И.С.Тургенева. | 1 |
16 | Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. | 1 |
17 | Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Новаторство трактовки темы «маленького человека». | 1 |
18-19 | Своеобразие русской поэзии 19 века. | 2 |
20 | Р.р. Развёрнутый ответ на вопрос по русской литературе 19 века. | 1 |
Из русской литературы 20 века. |
21 | В.Г.Короленко. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе «Парадокс». | 1 |
22 | « Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. | 1 |
23 | Проблема героизма в рассказе А.Н.Толстого «Русский характер». | 1 |
24 | Нравственные уроки рассказа А.С. Грина «Зеленая лампа». | 1 |
25 | Закон доброты. Рассказ В.П. Астафьева «Ангел – хранитель». | 1 |
26 | Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра. | 1 |
27 | Что такое правда и ложь? Рассказ В. В.Быкова «Крутой берег реки». | 1 |
28 | Суровая правда жизни. Рассказ К.Д. Воробьева "Немец в валенках". | 1 |
29 | Героический подвиг защитников Брестской крепости в рассказе С.П.Алексеева «Брестская крепость». | 1 |
30 | Эхо войны. Рассказ Б.П.Екимова «Ночь исцеления». | 1 |
31 | Повесть В. В. Конецкого «Кто смотрит на облака». | 1 |
32 | Повесть В. В. Конецкого «Кто смотрит на облака». «Дети блокадного Ленинграда». | 1 |
33 | Урок развития речи. Развёрнутый ответ на вопрос по русской литературе 20 века. | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Введение |
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни. | 1 |
Из древнерусской литературы |
2 | Памятник древнерусской литературы – повесть «Задонщина». | 1 |
3 | Тема единения Русской земли. | 1 |
Из русской литературы 18 века |
4-5 | Русские баснописцы 18 века. | 2 |
Из русской литературы 19 века |
6 | Поэты пушкинской поры. «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Литературные общества и кружки. | 1 |
7 | К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» и другие стихотворения. | 1 |
8 | Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...») и другие стихотворения. | 1 |
9 | К.Ф.Рылеев. «К временщику», «Гражданин» и другие стихотворения. | 1 |
10-11 | Развитие речи. Защита реферата. Особенности художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. | 2 |
12 | А.С.Пушкин. Трагедия «Скупой рыцарь». Основной конфликт. | 1 |
13 | А.С.Пушкин. Трагедия «Скупой рыцарь».Смысл названия трагедии | 1 |
14 | М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад». Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. | 1 |
15 | М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад». Психологизм драмы. | 1 |
16 | Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект». Образ Петербурга. | 1 |
17 | А.Н.Островский. Комедия «Бедность не порок». Основной конфликт. Образы героев. | 1 |
18 | А.Н.Островский. Комедия «Бедность не порок». Обличение социальных пороков. | 1 |
19 | И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». | 1 |
20 | И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Загадки и тайны первой любви. | 1 |
21 | А.П.Чехов. Тема любви в рассказе «Дама с собачкой». | 1 |
22 | А.П. Чехов. Уроки жизни в рассказе «Невеста». | 1 |
23 | А.П. Чехов. Рассказ «Попрыгунья». Психологический портрет героини. | 1 |
Из русской литературы 20 века |
24 | Развитие внутреннего мира человека на страницах произведений русской литературы. С.С.Качалков "Картина" | 1 |
25 | А.М.Горький «Челкаш». Развитие внутреннего мира человека | 1 |
26 | Саша Чёрный "Игорь -робинзон" Развитие внутреннего мира человека | 1 |
27 | Проблема нравственного выбора героя в произведениях русской литературы. А.А.Платонов "Возвращение | 1 |
28 | А.И.Приставкин "Золотая рыбка". Проблема нравственного выбора героя | 1 |
29 | Проблема добра и зла на страницах произведений русской литературы В.П.Астафьев "Фотография, на которой меня нет"» | 1 |
30 | А.А.Лиханов "Голуби". Проблема добра и зла | 1 |
31 | В.Г.Короленко "В дурном обществе". Проблема добра и зла | 1 |
32 | Роль драгоценных книг в жизни человека. А. И.Приставкин "Рогожский рынок" | 1 |
33 | К.Г. Паустовский "Сказочник" | 1 |
34 | ТеТ Тема дружбы в произведениях русских писателей. Э.Асадов "Баллада о друг друге" | 1 |
35 | В.А. Солоухин «Мститель» | 1 |
36 | Ю. М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 |
37 | Жизненные ценности - внутренний компас человека. П.С.Романов "Яблоневый цвет" | 1 |
38 | В. А.Тузлуков «Сказка о мечте» | 1 |
39 | Великая тайна любви. В.С.Высоцкий «Баллада о Любви» | 1 |
40 | Тема материнской любви в произведениях русских писателей. К.Г.Паустовский "Телеграмма" | 1 |
41 | Л.Е.Улицкая «Дочь Бухары» | 1 |
42 | В.А.Закруткин «Матерь Человеческая» | 1 |
43 | Роль настоящего искусства в жизни человека. В.В. Вересаев «Состязание» | 1 |
44 | В. В.Г. Короленко «Слепой музыкант» | 1 |
45 | К.Г. Паустовский «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками» | 1 |
46 | Неуверенность в себе - отрицательная самооценка личности. Л Л.Андреев «Петька на даче» | 1 |
47 | Сила духа - это внутренний стержень человека. Благодаря ей достигаются и п и покоряются вершины. В.В.Быков «Сотников» | 1 |
48 | Г. Я. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние» | 1 |
49 | Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке» | 1 |
50 | Счастье - это гармония в душе человека. Л.А. Андреев «Праздник» | 1 |
51 | Что такое взаимовыручка? Ю. Я. Яковлев «Мальчик с коньками» | 1 |
52 | Ю.М.Коротков «Седой» | 1 |
53 | В.Ф.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. | 1 |
54 | А.Г.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести. | 1 |
55 | Ю. В.Бондарев. Рассказ «Простите нас!». Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. | 1 |
56 | Психологизм рассказа Ю. П.Казакова «Запах хлеба». | 1 |
57 | Е. В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия ман понимания между людьми. | 1 |
58 | Е.Н.Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Про Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя | 1 |
59 | Развитие речи. Развёрнутый ответ на вопрос по русской литературе 20 века. | 1 |
60 | Развитие речи. Развёрнутый ответ на вопрос по русской литературе 20 века. | 1 |
61 | Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны» | 1 |
62 | Основные темы лирики Е.Евтушенко «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!». | 1 |
63 | Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», | 1 |
64 | Основные темы лирики Р.Рождественского. «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно». | 1 |
Из русской литературы 21 века. |
65 | М.Ботнева. Сборник повестей «Мороженое в вафельных стаканчиках». | 1 |
68 | Итоги года. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 |
Аннотация
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом.
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане.
Программа по родной литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с учебным планом общеобразовательной организации на текущий учебный год и рассчитана на следующую учебную нагрузку:
5 класс – 17 часов,
6 класс – 17 часов,
7 класс – 17 часов,
8 класс – 34 часа,
9 класс – 34 часов
25