СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 п. Известковый»

(МКОУ СОШ № 9 п. Известковый)




Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

от «__»________2020г

Согласовано

зам. директора по УВР

______Шевченко Г. Ф.

«__»________2020г


Утверждено

Приказом директора №___

от «__»________2020г

Директор____Шумилина Л. С.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной русской литературе

для 9 класса

(базовый уровень)








Составитель:

Бармина Галина Вадимовна,

учитель






с. Двуречье, 2020 год




Планируемые результаты освоения учебного предмета


Рабочая программа по русской родной литературе для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р..

Данная рабочая программа предусматривает изучение русской родной литературы в 9 классе в объеме 17 часов в год на базовом уровне. В соответствии с учебным планом лицея для изучения русской родной литературы предусмотрено 0,5 часа в неделю. Преподавание предмета осуществляется по учебнику Литература. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2015-2018. Данная рабочая программа предусматривает изучение русской родной литературы в 9 классе в объеме 17 часов в год на базовом уровне. В соответствии с учебным планом лицея для изучения русской родной литературы предусмотрено 0,5 часа в неделю. Преподавание предмета осуществляется по учебнику Литература. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2015-2018.

Личностные результаты: - формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; - осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства; - формирование чувства любви к Родине и патриотизма; - формирование основ коммуникативной компетентности в общении; - совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты: - осознание значимости чтения и изучения русской родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - понимание русской родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений литературы своего народа, российской и мировой культуры; -воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; -развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; -овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Выпускник научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Выпускник получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

 формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

 выразительно читать тексты разных типов; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

 уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

 отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

 создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.


Содержание учебного предмета

Из русской литературы XVIII века (1 ч.)

Н.М.Карамзин.(1ч) «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

Из литературы XIX века (2 ч.)

Л.Н.Толстой(1ч). «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

А.П. Чехов.(1ч) «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Из литературы XX века (4 ч.)

В.В.Вересаев(1). «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д.Воробьёв.(1ч) «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Из современной русской литературы (9 ч.)

А.И.Солженицын. .(2ч) Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г.Распутин. .(1ч) «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Т.Н. Толстая. .(2ч) «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

В.Н. Крупин. .(1ч) Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Б.П. Екимов. (1ч) «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин. (1ч) «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Творчество поэтов Дальневосточников (1ч) (по выбору). Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.


Тематическое планирование

п\п

Тему урока

К-во часов

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. 1 2


Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.).


А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Нравственное перерождение героини. Стартовый контроль.


В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.


Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.


К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.


А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.


А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки». Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора


В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.


Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора.


Т.Н. Толстая. «Соня». Образ «вечной Сонечки». Символические образы.


В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в 1 рассказах. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение.


Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.


Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.


Промежуточная аттестация. Тестирование


Творчество поэтов Дальнего востока России.Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.


Творчество поэтов Дальнего востока России.Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.















Приложение 1.


Количество контрольных, практических работ



Содержание

Кол-во часов

уроки

Из русской литературы XVIII века

1


Из литературы XIX века

2


Из литературы XX века

4


Из современной русской литературы

9

















































Приложение 2.


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Родная литература (русская), 9 класс (ФГОС)


1. Нормативно-правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России

при получении основного общего образования

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об обра­зовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11.«Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644); приказ от 29 декабря 2014 г. N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897», Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:  воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;

 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

 получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования;

 освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Объект изучения в учебном процессе - литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы. В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы. Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века

Учебный план школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования в объеме 0,5 ч. в неделю (17 ч. в год) в 5, 6 и 9 классах.

Срок реализации программы -1 год

Содержание программы представлено темами:

Из русской литературы XVIII века-1ч

Из литературы XIX века - 2 ч

Из литературы XX века-4 ч

Из современной русской литературы- 9ч

Формы текущего контроля

- текущий – устные и письменные опросы, тестирование, индивидуальные карточки с заданиями, проверочные работы;

- тематический – проверочные и тестовые работы;

- итоговый – промежуточная аттестация.

Форма промежуточной аттестации. Авторская программа отводит на изучение темпо родной русской литературе 17 часов, рабочая программа отводит 16 часов и 1 час на проведение тестирования.

Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

    1. Научно – популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)

    2. Портреты писателей

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

презентации к урока





Приложение 3.


Требования к оцениванию знаний и умений учащихся по учебному предмету «Родная литература»

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными

критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного

произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при

анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими

идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и

последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое

понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер

и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и

навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для

аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно

глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и

понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение

монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов

содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания

произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение

монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств

языка.

Оценка сочинений

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные

страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3-4.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные

критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов,

правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического

содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,

важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;

соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами

языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки

знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном

знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее

содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание

литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а

также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или

недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании

текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и

обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между

частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59%



Приложение 4.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО РОДНОЙ литературе


Спецификация контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации по родной литературе в 9 классе

1.Назначение КИМ – оценить уровень образовательных достижений учащихся по родной литературе за курс 9 класса.

2. КИМ по родной литературе для промежуточной аттестации в 9 классе в форме тестирования составлены в соответствии с:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

3. Учебным планом МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.

4. Основной образовательной программы МБОУ Пригорская СШ

5. Рабочей программы по родной литературе в 9 классе


Тематика и содержание заданий охватывают требования рабочей программы по родной литературе в 9 классе.

3. Характеристика структуры и содержания КИМ

КИМ содержит 8 заданий

Часть А содержит 4 задания базового уровня. К каждому заданию приведены варианты ответов, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа или соединить стрелками. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -9 баллов.

Часть В содержит 4 задания повышенного уровня. Эта часть вопросов требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. За каждое верное выполненное задание части В начисляется 2 балла . Максимальное количество баллов – 14. Исправления и зачеркивания, если они сделаны аккуратно, в каждой части теста, не являются поводом для снижения оценки.

Итого: 23 баллов

4. Продолжительность работы и условия её проведения

На выполнение работы отводится 45 минут.

5. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий

Требования к уровню подготовки обучающихся

Код контролируемого элемента

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Знание фактического материала.

2

Умение определять теоретико-литературные понятия.

3

Знание содержания произведения.

4

Знание терминологии.

5

Знание биографического материала.

6

Знание теста.

7

Знание изобразительно-выразительных средств.

8

Умение соотносить характеристику героя с текстовым материалом.

Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации


Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе промежуточной аттестации


1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1

Литературные роды и жанры

1.2

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1.3

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

2

Из русской литературы XVIII в.

2.1

Н.М. Карамзин. Новелла «Сиерра-Морена»

3

Из русской литературы второй половины XIX в.

3.1

А.П. Чехов «В Рождественскую ночь»

4.

Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.

4.1

Ю.П. Казаков «Двое в декабре»

4.2

К.Д. Воробьёв «Гуси-лебеди»

4.3

Б.П. Екимов «Ночь исцеления»

4.4

В. Г. Распутин «Женский вопрос»

4.5

З. Прилепин «Белый квадрат»

4.6

Т.Н. Толстая. «Соня»




6. Таблица перевода тестового балла в школьную отметку

Тестовый балл

Школьная отметка

0 – 11

«2»

12 – 15

«3»

16 – 20

«4»

21 - 23

«5»


  1. Ответы КИМ по родной литературе в 9 классе

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Часть А


1

1-в, 2-а, 3-в

1-в, 2-а, 3-в

1-в, 2-а, 3-в

1-в, 2-а, 3-в

2

1-в, 2-а, 3-б

1-в, 2-а, 3-б

1-в, 2-а, 3-б

1-в, 2-а, 3-б

3

А

А

А

А

4

В

Б

Б

В

5

В

Б

В

Б

Часть В


1

А-пейзаж

Б – новелла

В-сентиментализм

А-новелла

Б- ирония

В-сентиментализм

А-новелла

Б- ирония

В-сентиментализм

А-пейзаж

Б – новелла

В-сентиментализм

2

З. Прилепин «Белый квадрат», Саша

Ю.П. Казаков «Двое в декабре», Она

З. Прилепин «Белый квадрат», Саша

Ю.П. Казаков «Двое в декабре», Она

3

«Сиерра-Морена» Н.М. Карамзин

«В Рождественскую ночь» А.П. Чехов

«В Рождественскую ночь» А.П. Чехов

«Сиерра-Морена» Н.М. Карамзин

4

«Загадка» В.В. Вересаев

«Ночь исцеления» Б.П. Екимов

«Ночь исцеления» Б.П. Екимов

«Ночь исцеления» Б.П. Екимов

5

Бабушка Наталья, В.Г. Распутин

З. Прилепин, Саша

Бабушка Наталья, В.Г. Распутин

З. Прилепин, Саша


Контрольно-измерительные материалы по родной литературе для проведения промежуточной аттестации в 9 классе

Итоговая контрольная работа по родной литературе

Вариант 1

Часть А

1.Соедините   фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1.А.П. Чехов а. «Двое в декабре»

2.Ю.П. Казаков б. «Женский разговор»

3.В.Г. Распутин в.«В Рождественскую ночь»

2. Из каких произведений эти герои?

 1.«В Рождественскую ночь»                                          а Алонзо

2.«Сиерра - Морена»                                                                  б Захарка

3.«Белый квадрат»                                                                     в. Наталья Сергеевна            

3. Какие средства выразительности использовал З. Прилепин в строке:

«Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь..»

А) Эпитеты Б) Сравнения В) Метафоры Г) Гипербола

4. Какие средства выразительности использовал Вересаев в строке:

«Огни города давно скрылись. Кругом лежали поля»

А) Антитеза Б) Сравнения В) Олицетворение Г) Литота

5Какую проблему поднимает З. Прилепин в своём рассказе «Белый квадрат»?

А) проблемы экологии Б) проблему истинной любви

В) проблема памяти Г) проблема человека и власти

Часть В

1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- изображение в литературном произведении картин природы.

Б) ______________________- повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка.

В) ______________________- направление  в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

2. Чей это портрет? Укажите имя героя, название и автора произведения.

«Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам и спрашивал: “Как дела?” Жал руку по-мужски. Сердце прыгало ему навстречу».

3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор? «Сия ужасная весть сразила Эльвиру. Жизнь ее была в опасности... Наконец отчаяние превратилось в тихую скорбь и томность. Она соорудила мраморный памятник любимцу души своей и каждый день орошала его жаркими слезами».

4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

« Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. Но что это была за импровизация! Прошло пять минут, десять, а я стоял не шевелясь и жадно слушал»

5. О ком идёт речь, кто автор отрывка? «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна»

Итоговая контрольная работа по литературе

Вариант 2

Часть А

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1.З. Прилепин а. «Сиерра-Морена»

2.Н.М. Карамзин б. «Женский разговор»

3.В.Г. Распутин в. «Белый квадрат»

2. Из каких произведений эти герои?

1. «Женский разговор»                                         а. Алонзо

2.«Сиерра Морена»                                                                      б. Захарка

3.«Белый квадрат»                                                                     в. бабка Наталья

3. Какие средства выразительности использовал Н.М. Карамзин в строке:

«В цветущей Андалузии -- там, где шумят гордые пальмы, где благоухают миртовые рощи, где величественный Гвадальквивир катит медленно свои воды…»

А) Эпитеты Б) Сравнения В) Метафоры Г) Гипербола

4. Какие средства выразительности использовал Вересаев в строке:

«Над всем властно царили несшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента…»

А) Антитеза Б) Метафора В) Сравнение Г) Литота

5. Какую проблему поднимает Распутин в своём рассказе «Женский разговор»?

А) проблемы экологии Б) проблему нравственной чистоты

В) проблема человека и его окружения Г) проблема человека и власти

Часть В

1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка.

Б) ______________________- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

В) ______________________- направление  в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

2. Чей это портрет? Укажите имя героя, название и автора произведения.

«Отчего вдруг ей стало сегодня так тяжело и несчастливо? Она не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает чтото новое и прежняя жизнь ей не интересна».

3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. В нем слышалось всё…».

4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»

5. О ком идёт речь, кто автор отрывка?

«Он позволял себе смеяться над местными криволицыми и кривоногими хулиганами — братьями Чебряковыми. Смотрел на них сужающимися глазами, не сметая улыбку с лица. Чебряковы были близнецами, старше Сашки на год. В детстве это большая разница. По крайней мере у пацанов».


Итоговая контрольная работа по литературе

Вариант 3

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1. З. Прилепин а. «Сиерра-Морена»

2. Н.М. Карамзин б. «Женский разговор»

3. В.Г. Распутин в. «Белый квадрат»

2. Из каких произведений эти герои?

1.  «В Рождественскую ночь»                                          а. Алонзо

2. «Сиерра - Морена»                                                                      б. Захарка

3. «Белый квадрат»                                                                     в. Наталья Сергеевна            

3. Какие средства выразительности использовал Н.М. Карамзин в строке:

«В цветущей Андалузии -- там, где шумят гордые пальмы, где благоухают миртовые рощи, где величественный Гвадальквивир катит медленно свои воды…»

А) Эпитеты Б) Сравнения В) Метафоры Г) Гипербола

4. Какие средства выразительности использовал Вересаев в строке:

«Над всем властно царили несшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента…»

А) Антитеза Б) Метафора В) Сравнение Г) Литота

5Какую проблему поднимает З. Прилепин в своём рассказе «Белый квадрат»?

А) проблемы экологии Б) проблему истинной любви

В) проблема памяти Г) проблема человека и власти

Часть В

1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка.

Б) ______________________- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

В) ______________________- направление  в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

2. Чей это портрет? Укажите имя героя, название и автора произведения.

«Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам и спрашивал: “Как дела?” Жал руку по-мужски. Сердце прыгало ему навстречу».

3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. В нем слышалось всё…».

4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково…»

5. О ком идёт речь, кто автор отрывка?

«Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна».


Итоговая контрольная работа по литературе

Вариант 4

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

1. А.П. Чехов а. «Двое в декабре»

2. Ю.П. Казаков б. «Женский разговор»

3. В.Г. Распутин в. «В Рождественскую ночь»

2. Из каких произведений эти герои?

1. «В Рождественскую ночь»                                          а. Алонзо

2. «Сиерра - Морена»                                                                     б. Захарка

3. «Белый квадрат»                                                                     в. Наталья Сергеевна            

3. Какие средства выразительности использовал З. Прилепин в строке:

«Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь..»

А) Эпитеты Б) Сравнения В) Метафоры Г) Гипербола

4. Какие средства выразительности использовал Вересаев в строке:

«Огни города давно скрылись. Кругом лежали поля»

А) Антитеза Б) Сравнения В) Олицетворение Г) Литота

5. Какую проблему поднимает Распутин в своём рассказе «Женский разговор»?

А) проблемы экологии Б) проблему нравственной чистоты

В) проблема человека и его окружения Г) проблема человека и власти

Часть В

1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- изображение в литературном произведении картин природы.

Б) ______________________- повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка.

В) ______________________- направление  в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

2. Чей это портрет? Укажите имя героя, название и автора произведения.

«Отчего вдруг ей стало сегодня так тяжело и несчастливо? Она не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает чтото новое и прежняя жизнь ей не интересна».

3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Сия ужасная весть сразила Эльвиру. Жизнь ее была в опасности... Наконец отчаяние превратилось в тихую скорбь и томность. Она соорудила мраморный памятник любимцу души своей и каждый день орошала его жаркими слезами».

4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»

4. О ком идёт речь, кто автор отрывка?

«Он позволял себе смеяться над местными криволицыми и кривоногими хулиганами — братьями Чебряковыми. Смотрел на них сужающимися глазами, не сметая улыбку с лица. Чебряковы были близнецами, старше Сашки на год. В детстве это большая разница. По крайней мере у пацанов».