МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогческого совета МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска от «28» августа 2019 года №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Герасимова С.В./ «29» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска _______________Н.В. Белан Пр. от «30» августа 2019 г. №174 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной русской литературе
Уровень общего образования: основное общее образование
Класс 9
Количество часов 17
г. Волгодонск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для 9 классов разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС), на основе планируемых результатов основного общего образования, образовательной программы основного общего образования, образовательной программы МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска.
Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и учебному плану МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по литературе.
Цель учебного предмета:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;
знакомство с классическими образцами русской родной литературы;
расширение культурного кругозора;
формирование навыков смыслового чтения;
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре.
Задачи:
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого и интерпретирующего характера;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской родной литературы;
овладение приёмами смыслового анализа текста;
воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития.
Планируемые образовательные результаты учебного предмета.
Рабочая программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; понимать историю, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
проявлять целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
осознавать эстетическую ценность русской литературы;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты:
Познавательные.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;
смысловому чтению;
осуществлять запись указанной учителем информации;
применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели схемы по заданию учителя;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные.
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осуществлять контроль своей деятельности;
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
принимать решения в проблемных ситуациях;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владеть основами саморегуляции;
осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;
оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;
пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;
умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;
восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтение и адекватному восприятию;
умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написанию сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства;
пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлению заложенных в изучаемых произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;
оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей;
эстетическому восприятию произведений литературы; формированию эстетического вкуса.
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
Обучающийся научится
ученик должен знать: базовые теоретико-литературные понятия; содержание программных произведений; образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей
понимать закономерности происхождения литературы; жанровые особенности произведений;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; -определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
выполнять элементарные исследовательские работы.
Место предмета в учебном плане: предмет «Русская родная литература» изучается в 9 классе 1 час в неделю, всего 34 часа.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Она обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры.
Содержание курса «Русская родная литература»
ВВЕДЕНИЕ (1час)
Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков русской родной литературы
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(2 часа)
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.
Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (1час)
И.С.Тургенев.Автобиографические мотивы в повести «Ася». Характеры героев повести.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (5часов)
И.С.Шмелёв. Слово о писателе. Рассказы «Лето Господне». Внутренний мир человека, жизнь которого проникнута православным духом. Святая Русь в рассказах «Лето Господне».
А.С.Грин. Слово о писателе. Смысл рассказа «Зелёная лампа». Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.
М.Горький. Слово о писателе. Художественные особенности «Песни о Соколе»
К.Паустовский.Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.
Е.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Белый гусь». Роль пейзажа в рассказе. Юмор в рассказе.
Р.Р. Выразительное чтение. Художественный пересказ.
ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1 часа)
Д.Кедрин «Весь этот край, милый навеки…» Тема Родины в стихотворении.
Проект «Моё любимое стихотворение о Родине»
Великая Отечественная война в лирике (1час.)
Ю.Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…»
Н.Старшинов «Песня о пехоте», «Болота, населённые чертями…» Героизм, патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине в стихотворениях о войне.
ТЫ И ТВОЙ СОВРЕМЕННИК (1 час)
А.Алексин «Сигнальщики и горнисты». Смысл названия повести.
ИТОГОВЫЕ УРОКИ (2 ЧАСА)
Литературная игра «Знаешь ли ты родную русскую литературу?»Подведение итогов изучения курса.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ "Лицей №24" г.Волгодонска предусматривает обязательное изучение родной русской литературы на этапе основного общего образования в 9А, 9Г, 9Е классах в объеме 17 часов (0,5 урока в неделю). Но в 9Д классе – 4.11,9.03 являются праздничными днями, поэтому запланировано 15 часов.
Учебно-тематический план 9А, 9Г, 9Д классов
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольных работ ( в том числе тестовых) | Контрольные работы по развитию речи ( сочинения) |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Из древнерусской литературы | 2 | | |
3 | Из русской литературы XVIII века | 2 | | 1 |
4 | Из литературы XIX века | 1 | | |
5 | Из литературы XX века | 4 | | 1 |
6 | Из русской поэзии | 1 | | |
7 | Великая Отечественная война в лирике | 1 | | |
8 | Ты и твой современник | 1 | | |
9 | Подведение итогов | 1 | 1 | |
Итого часов- 17 | 14 | 1 | 2 |
Учебно-тематический план 9Д класса.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольных работ ( в том числе тестовых) | Контрольные работы по развитию речи ( сочинения) |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Из древнерусской литературы | 1 | | |
3 | Из русской литературы XVIII века | 2 | | 1 |
4 | Из литературы XIX века | 1 | | |
5 | Из литературы XX века | 4 | | |
6 | Из русской поэзии | 1 | | |
7 | Великая Отечественная война в лирике | 1 | | |
8 | Ты и твой современник | 1 | | |
9 | Подведение итогов | 1 | 1 | |
Итого часов- 15 | 13 | 1 | 1 |
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ "Лицей №24" г.Волгодонска предусматривает обязательное изучение родной русской литературы на этапе основного общего образования в 9А, 9Г, 9Е классах в объеме 17 часов (0,5 урока в неделю). Но в 9Д классе – 4.11,9.03 являются праздничными днями, поэтому запланировано 15 часов.
Календарно-тематическое планирование уроков русской родной литературы в 9А, 9Г, 9Е классах
№ п/п | Дата 9А | Дата 9Г | Дата 9 Е | Раздел, тема урока | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание |
Введение (1ч.) |
1 | 3.09.19 | 6.09.19 | 5.09.19 | Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков родной русской литературы | участие в коллективном диалоге, подбор примеров, формулирование выводов | Ответить на вопросы: когда возникла древнерусская литература? Произведения каких жанров вы читали? |
Из древнерусской литературы (2ч.) |
2 | 17.09.19 | 20.09.19 | 19.09.19 | Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. | конспектирование лекции учителя, подбор примеров, участие в коллективном диалоге | Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем», ответить на вопросы |
3 | 1.10.19 | 4.10.19 | 3.10.19 | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | выразительное чтение, характеристика героев, устный монологический ответ по плану | Подготовить небольшой рассказ о писателе Н.М.Карамзине, используя материалы интернета, прочитать повесть «Наталья, боярская дочь» |
Из литературы XVIII века (3ч.) |
4 | 15.10.19 | 18.10.19 | 17.10.19 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь» | участие в коллективном диалоге, составление лексических комментариев | Ответить на вопросы: какова главная мысль повести? Кто её герои? Кто из них вызвал ваши симпатии? |
5 | 5.11.19 | 8.11.19 | 7.11.19 | События повести и характеры героев. | пересказ, устный анализ, характеристика героев, формулирование выводов | Составить план ответа на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь» |
6 | 19.11.19 | 22.11.19 | 21.11.19 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь» | участие в коллективном диалоге, письменный ответ на проблемный вопрос | Задания по группам: подготовить материал для характеристики Аси (1 группа), господина Н.Н. (2 группа), Гагина (3 группа) |
Из русской литературы XIX века (1ч.) |
7 | 3.12.19 | 6.12.19 | 5.12.19 | И.С.Тургенев. Автобиографические мотивы в повести «Ася». Характеры героев повести. | устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, пересказ | Подготовить рассказ о писателе А.С.Грине, прочитать рассказ « Зелёная лампа» |
Из русской литературы XX века (5ч) |
8 | 17.12.19 | 20.12.19 | 19.12.19 | А.С.Грин. Слово о писателе. Смысл названия рассказа «Зеленая лампа». | устный рассказ о писателе, анализ, выразительное чтение, устный ответ на проблемный вопрос | Подготовить рассказ о писателе М.Горьком |
9 | 14.01.20 | 17.01.20 | 16.01.20 | М.Горький. Личность писателя. Художественные особенности «Песни о Соколе» | устный рассказ о писателе, восприятие текста, участие в коллективном диалоге | Подготовить выразительное чтение «Песни…», повторить определения тропов, подготовить рассказ о писателе К.Г.Паустовском |
10 | 28.01.20 | 31.01.20 | 30.01.20 | К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция рассказа. | устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, составление небольшого монологического высказывания | Письменный ответ на вопрос: каковы способы выражения авторской позиции в рассказе? |
11 | 11.02.20 | 14.02.20 | 13.02.20 | Р.Р. Рецензия на рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского. | написание рецензии на рассказ | Подготовить рассказ о писателе Е.Носове, прочитать рассказ «Белый гусь» |
12 | 25.02.20 | 28.02.20 | 27.02.20 | Е.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Белый гусь». Юмор в рассказе. | устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, формулирование выводов | Подготовить небольшое сообщение о жизни и творчествеД.Кедрина. |
Из русской поэзии (1ч.) |
13 | 10.03.20 | 13.03.20 | 12.03.20 | Д.Кедрин. Тема Родины в стихотворении «Весь этот край, милый навеки…» Проект «Моё любимое стихотворение о Родине» | восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве писателя Б.Васильева |
Великая Отечественная война в лирике (1ч.) |
14 | 31.03.20 | 3.04.20 | 2.04.20 | Ю.Друнина. Стихотворения «Зинка», «Я только раз видаларукопашный…». Н.Старшинов. Стихотворения «Песня о пехоте», «Болота, населённые чертями…» | восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения» |
Ты и твой современник (1ч.) |
15 | 14.04.20 | 17.04.20 | 16.04.20 | А.Алексин «Сигнальщики и горнисты» Смысл названия повести. | участие в коллективном диалоге, подбор примеров, устный ответ на проблемный вопрос, формулирование выводов | Повторить изученный материал, подготовиться к литературной игре (выразительное чтение стихотворения, знание текстов изученных произведений, теория литературы) |
Подведение итогов (2ч.) |
16 | 28.04.20 | 8.05.20 | 30.04.20 | Контрольная работа «Знаешь ли ты родную русскую литературу» | Контрольное тестирование | Подготовить проект на тему «Любимые книги и их герои» |
17 | 19.05.20 | 22.05.20 | 14.05.20 | Подведение итогов изучения курса. Рекомендации для летнего чтения. | составление небольшого монологического высказывания, устные ответы на вопросы, составление викторины по прочитанным произведениям | |
Календарно-тематическое планирование уроков русской родной литературы в 9Д классе
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание |
Введение (1ч.) |
1 | 2.09.19 | Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков родной русской литературы | участие в коллективном диалоге, подбор примеров, формулирование выводов | Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем», ответить на вопросы |
Из древнерусской литературы (1ч.) |
2 | 16.09.19 | Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | конспектирование лекции учителя, подбор примеров, участие в коллективном диалоге | Подготовить небольшой рассказ о писателе Н.М.Карамзине, используя материалы интернета, прочитать повесть «Наталья, боярская дочь» |
Из литературы XVIII века (3ч.) |
3 | 30.09.19 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь» | участие в коллективном диалоге, составление лексических комментариев | Ответить на вопросы: какова главная мысль повести? Кто её герои? Кто из них вызвал ваши симпатии? |
4 | 14.10.19 | События и характеры героев повести «Наталья, боярская дочь». | пересказ, устный анализ, характеристика героев, формулирование выводов | Составить план ответа на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь» |
5 | 11.11.19 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь» | участие в коллективном диалоге, письменный ответ на проблемный вопрос | Задания по группам: подготовить материал для характеристики Аси (1 группа), господина Н.Н. (2 группа), Гагина (3 группа) |
Из русской литературы XIX века (1ч.) |
6 | 25.11.19 | И.С.Тургенев. Автобиографические мотивы в повести «Ася». Характеры героев повести. | устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, пересказ | Подготовить рассказ о писателе А.С.Грине, прочитать рассказ « Зелёная лампа» |
Из русской литературы XX века (4ч) |
7 | 9.12.19 | А.С.Грин. Слово о писателе. Смысл названия рассказа «Зеленая лампа». | устный рассказ о писателе, анализ, выразительное чтение, устный ответ на проблемный вопрос | Подготовить рассказ о писателе М.Горьком |
8 | 23.12.19 | М.Горький. Личность писателя. Художественные особенности «Песни о Соколе» | устный рассказ о писателе, восприятие текста, участие в коллективном диалоге | Подготовить выразительное чтение «Песни…», повторить определения тропов, подготовить рассказ о писателе К.Г.Паустовском |
9 | 20.01.20 | К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция рассказа. | устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, составление небольшого монологического высказывания | Подготовить рассказ о писателе Е.Носове, прочитать рассказ «Белый гусь» |
10 | 3.02.20 | Е.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Белый гусь». Юмор в рассказе. | устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, формулирование выводов | Подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве Д. Кедрина. |
Из русской поэзии (1ч.) |
11 | 17.02.20 | Д.Кедрин. Тема Родины в стихотворении «Весь этот край, милый навеки…» Проект «Моё любимое стихотворение о Родине» | восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве писателя Б.Васильева |
Великая Отечественная война в лирике (1ч.) |
12 | 16.03.20 | Ю.Друнина. Стихотворения «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…». Н.Старшинов. Стихотворения «Песня о пехоте», «Болота, населённые чертями…» | восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения» |
Ты и твой современник (1ч.) |
13 | 6.04.20 | А.Алексин «Сигнальщики и горнисты» Смысл названия повести. | участие в коллективном диалоге, подбор примеров, устный ответ на проблемный вопрос, формулирование выводов | Повторить изученный материал, подготовиться к литературной игре (выразительное чтение стихотворения, знание текстов изученных произведений, теория литературы) |
Подведение итогов (2ч.) |
14 | 20.04.20 | Контрольная работа «Знаешь ли ты родную русскую литературу» | Контрольное тестирование | Подготовить проект на тему «Любимые книги и их герои» |
15 | 18.05.20 | Подведение итогов изучения курса. Рекомендации для летнего чтения. | составление небольшого монологического высказывания, устные ответы на вопросы, составление викторины по прочитанным произведениям | |