САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОС. ЖУРАВЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443531, Россия, Самарская область, Волжский р-н, пос. Журавли, ул. Школьная, 1, тел.:999-71-32
«Утверждаю» Директор ГБОУ ООШ пос. Журавли Приказ №___от________ __________ М.Ю. Зверева «___»____________ 2020г. | «Согласовано» Ответственный за организацию работы по учебной деятельности школы Протокол №___от_______ __________ М.Ю. Зверева «___»___________2020г. | «Рассмотрено» на заседании МО Протокол №___от_______ _________ Н.В. Борисова «___»___________2020г. |
Рабочая программа
по предмету «Родная (русская) литература»
для 5класса
Составитель(и):
Зверева Мария Юрьевна – учитель русского языка
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (1 час)
Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.
Устное народное творчество. (2 часа)
Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.
Литературные сказки.(1 час)
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
Из русской литературы XIX века. ( 5 часов)
И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).
Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
Л.Н.Толстой Краткий рассказ о жизни писателя.
Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный
червь» и др. (по выбору).
Из русской литературы XX века.(7 часов)
П.П.Бажов «Каменный цветок».
Теория литературы. Сказ как жанр литературы.
А.И.Куприн «Ю-ю».
Е.Носов «Белый гусь»
И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался
с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное
Писатели - детям (6 ч.)
Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты).
Современная детская литература (2ч.)
Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога»
Писатели Крыма (5ч.)
В.А.Бахревский «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору).
Е.Белоусов «Сказка древнего леса»
В.Килеса «Четыре брата»
Л. Огурцова, И.Козеева, Л.Кондрашенко Поэзия.
РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование раздела (темы) | Кол-во часов в примерной (авторской) программе | Кол-во часов в рабочей программе |
| Введение | 1ч | 1ч |
| Из литературы XIX века | 4ч | 4ч |
| Поэзия ХIХ века о родной природе | 2ч | 2ч |
| Из литературы XX века | 6ч | 6ч |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века | 3ч | 3ч |
| Творчество поэтов Белгородской области | 1ч | 1ч |
| | | | |
| Итого | 17ч | 17ч |
Сводная таблица по выполнению практической части рабочей программы.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ | 5 класс |
Количество часов в неделю | 1 ч/н |
Контрольная работа | 1 |
Уроков развития речи | 2 |
№ п.п | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени | Сроки прохождения учебного материала | Примечание |
| | | | по плану | фактически | |
| Введение | | 1 | | | |
| Слово как средство создания образа. | Формирование умений активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; — развитие умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | 1 | 1 | 1 | |
| Из литературы XIX века. | 4 | | | |
| Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. | Углубление знаний о жанре басни, формирование диалоговой культуры и повышение мотивации к чтению, обогащение навыками анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); умение давать речевые характеристики, определять отношения с другими героями, давать оценку поступкам. | 1 | 1 | 1 | |
3. | В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. | Освоение понятия «авторская сказка». Беседовать, применять художественный пересказ, создавать комментарии к иллюстрациям, создавать словесные иллюстрации к тексту, обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; | 1 | 1 | 1 | |
4. | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. | Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному | 1 | 1 | 1 | |
5. | Сочинение «Зло и добро в сказке». | Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, беседа, конструирование начала и финала сочинения. | 1 | 1 | 1 | |
| | Поэзия ХIХ века о родной природе | 2ч | | | |
6. | П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов. | Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие навыков чтения (ознакомительного, просмотрового), умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивание средствами аргументации и выразительности; | 1 | 1 | 1 | |
7. | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы | Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие умений навыков чтения, распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; | 1 | 1 | 1 | |
| | Из литературы XX века | 6ч | | | |
8 | Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. | Формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, осваивание произведения как искусство слова, формирование речевых умений, умение составить план и пересказать прочитанное. | 1 | 1 | 1 | |
9. | В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала. | формирование представления о безмерной материнской любви, умений соотносить прочитанное с собственным чувством ; определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма),умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении | 1 | 1 | 1 | |
10. | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. | Формирование умений творческого углубленного чтения, формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания | 1 | 1 | 1 | |
11. | Сочинение «Мир глазами ребёнка». | Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, беседа, конструирование начала и финала сочинения. | 1 | 1 | 1 | |
12. | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | Формирование умений творческого углубленного чтения, формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания | 1 | 1 | 1 | |
13 | В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе-земляке. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. | Развитие навыков выразительного чтения, умение проводить лексическую работу, исследовательскую работу с текстом. | 1 | 1 | 1 | |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века | 3ч | | | |
14. | В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов | Умение знакомиться с особенностями воспроизве-дения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХIХ века, умение сопоставлять их с изученными лирическими произведениями | 1 | 1 | 1 | |
15. | М.А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. | Умение знакомиться с особенностями воспроизведения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХХ века. Развитие умений сопоставлять их с изученными лирическими произведениями. Умение заниматься исследовательской работой с текстом, выразительно читать, беседовать. | 1 | 1 | 1 | |
16. | Практикум выразительного чтения. | Развивать умение выразительно читать произведения или отрывки из произведений ; | 1 | 1 | 1 | |
| | Творчество поэтов Белгородской области | 1ч | | | |
17. | В. Ерошенко. Трагическая судьба. Творчество слепого путешественника. | Умение актуализировать знания о творчестве писателя, выразительно читать фрагменты произведений; готовить художественный пересказ; | 1 | 1 | 1 | |