СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе»


САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОС. ЖУРАВЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

443531, Россия, Самарская область, Волжский р-н, пос. Журавли, ул. Школьная, 1, тел.:999-71-32





«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ

пос. Журавли

Приказ №___от________

__________ М.Ю. Зверева

«___»____________ 2020г.



«Согласовано»

Ответственный за

организацию работы по учебной деятельности школы

Протокол №___от_______

__________ М.Ю. Зверева

«___»___________2020г.



«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №___от_______

_________ Н.В. Борисова

«___»___________2020г.





Рабочая программа


по предмету «Родная (русская) литература»

для 5класса




Составитель(и):

Зверева Мария Юрьевна – учитель русского языка





Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год



РАЗДЕЛ 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли.

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащиеся научатся:

• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо - жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. (1 час)

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

Устное народное творчество. (2 часа)

Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.

Литературные сказки.(1 час)

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Из русской литературы XIX века. ( 5 часов)

И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).

Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Л.Н.Толстой Краткий рассказ о жизни писателя.

Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный

червь» и др. (по выбору).

Из русской литературы XX века.(7 часов)

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Теория литературы. Сказ как жанр литературы.

А.И.Куприн «Ю-ю».

Е.Носов «Белый гусь»

И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался

с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное

Писатели - детям (6 ч.)

Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

Современная детская литература (2ч.)

Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога»

Писатели Крыма (5ч.)

В.А.Бахревский «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору).

Е.Белоусов «Сказка древнего леса»

В.Килеса «Четыре брата»

Л. Огурцова, И.Козеева, Л.Кондрашенко Поэзия.




РАЗДЕЛ 3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Кол-во часов в рабочей программе


Введение


Из литературы XIX века


Поэзия ХIХ века о родной природе


Из литературы XX века


Родная природа в произведениях поэтов XX века


Творчество поэтов Белгородской области







Итого

17ч

17ч


Сводная таблица по выполнению практической части рабочей программы.

Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

5 класс

Количество часов в неделю

1 ч/н

Контрольная работа

1

Уроков развития речи

2















№ п.п Наименование раздела программы, тема


Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)



Часы

учебного

времени

Сроки прохождения

учебного материала

Примечание





по плану фактически

Введение
1


Слово как средство создания образа. Формирование умений активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— развитие умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
1 1 1

Из литературы XIX века. 4


Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

Углубление знаний о жанре басни, формирование диалоговой культуры и повышение мотивации к чтению, обогащение навыками анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); умение давать речевые характеристики, определять отношения с другими героями, давать оценку поступкам.


1 1 1
3. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Освоение понятия «авторская сказка». Беседовать, применять художественный пересказ, создавать комментарии к иллюстрациям, создавать словесные иллюстрации к тексту, обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;


1 1 1
4.

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному


1 1 1
5. Сочинение «Зло и добро в сказке».

Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, беседа, конструирование начала и финала сочинения.

1 1 1


Поэзия ХIХ века о родной природе


6.

П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.

Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие навыков чтения (ознакомительного, просмотрового), умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивание средствами аргументации и выразительности;

1 1 1
7.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы

Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие умений навыков чтения, распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

1 1 1


Из литературы XX века


8

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

Формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания

художественного образа, осваивание произведения

как искусство слова, формирование речевых умений, умение составить план и пересказать прочитанное.

1 1 1
9.

В.А. Су­хом­линс­кий. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

формирование представления о безмерной материнской любви, умений соотносить прочитанное с собственным чувством ; определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма),умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении

1 1 1
10.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Формирование умений творческого углубленного чтения, формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою

очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания

1 1 1
11.

Сочинение «Мир глазами ребёнка».

Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, беседа, конструирование начала и финала сочинения.

1 1 1
12.

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Формирование умений творческого углубленного чтения, формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою

очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания

1 1 1
13

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе-земляке. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

Развитие навыков выразительного чтения, умение проводить лексическую работу, исследовательскую работу с текстом.

1 1 1

Родная природа в произведениях поэтов XX века




14.

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов

Умение знакомиться с особенностями воспроизве-дения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХIХ века, умение сопоставлять их с изученными лирическими произведениями

1 1 1
15.

М.А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.

Умение знакомиться с особенностями воспроизведения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХХ века. Развитие умений сопоставлять их с изученными лирическими произведениями. Умение заниматься исследовательской работой с текстом, выразительно читать, беседовать. 1 1 1
16.

Практикум выразительного чтения.

Развивать умение выразительно читать произведения или отрывки из произведений ;

1 1 1


Творчество поэтов Белгородской области


17.

В. Ерошенко. Трагическая судьба. Творчество слепого путешественника.

Умение актуализировать знания о творчестве писателя, выразительно читать фрагменты произведений; готовить художественный пересказ;

1 1 1