ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4»
Принята на заседании педагогического совета 30.08.2021 протокол №1 | | Утверждена приказом директора школы от 31.08.2021 №1 |
Рабочая программа
по русской родной литературе для 5 класса
на 2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа по родной литературе для 5 класса составлена на основе:
- методических рекомендаций к учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература». Автор: Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии Нижегородского института развития образования, утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1)
- УМК:
В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5—11 классы (базовый и профильный уровни) / Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Дрофа. 2012.
Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2015.
Программа рассчитана на 17 часов, 0.5 часа в неделю.
Автор-составитель:
Минеева Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Кстово 2021
Содержание
Планируемые результаты | Стр.3 - 7 |
Содержание учебного предмета | Стр. 7 - 8 |
Тематическое планирование уроков | Стр. 8 |
Планируемые результаты
по учебному предмету «Русская родная литература»
В соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577) предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература»должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Изучение предметной области «Родная литература (русская)» должно
обеспечить:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
2) приобщение к литературному наследию своего народа;
3) формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
5) получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Содержание учебного предмета «Русская родная литература»
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ) Пятый класс
Главная тема курса в пятом классе – «Русская литература и реальность». Изучая произведения, ученики должны понять, как эти произведения соотносятся с самой жизнью. В планировании представлены две формы художественного отражения реальности: вторичная художественная условность и жизненное правдоподобие.
Русская литература XIX века. 12 ч.
Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова («Ворона и Лисица»,
«Дуб и Трость», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей»).
Своеобразие басенных персонажей. Связь басен с традицией
русского устного народного творчества.
Сопоставление сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина
«Спящая царевна» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи
богатырях».
Отечественная война 1812-го года в поэзии М.Ю. Лермонтова
(«Бородино», «Два великана», «Поле Бородина»). Образы
русских солдат и образ Бородинской битвы. Приёмы создания образа боя. Обобщение изученного.
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана
Купала».
Образ времени года в стихотворениях Ф.И. Тютчева
(«Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится…»,
«Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…») и
А.А. Фета («Чудная картина…», «Я пришёл к тебе с
приветом…»). Картины природы и отражение настроения
человека в литературном произведении. Образ времени года и
образ человека. Статическое и динамическое в изображении
природы. Символический смысл картин природы. Средства
создания образа времени года.
Человек и животное в русской литературе XIX века (И.С.
Тургенев «Муму», «Воробей»; Н.А. Некрасов («Дедушка Мазай и
зайцы»). Обобщение изученного.
Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
Образ родины в русской поэзии.
Мир в слове: родина. На примере стихотворений И.С.
Никитина («Русь»), А.К. Толстого («Край ты мой, родимый
край…»), И. Северянина («Запевка»), Н.М. Рубцова («Родная
деревня»). Картины родной природы, обращение к страницам
русской истории, изображение жизни русских людей,
национальных характеров, традиций. Особенности
художественного воплощения образа России в стихотворениях
разных поэтов.
Русская литература ХХ века. 5 ч.
Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Синюшкин колодец» или
«Каменный цветок». Сочетание реального и фантастического.
Сказовая манера повествования.
Внеклассное чтение. А.С. Грин «Зелёная лампа».
Образ цветка в произведениях А.П. Платонова
(«Неизвестный цветок», «Цветок на земле»).
Внеклассное чтение. Человек и животные в рассказах В.П.
Астафьева («Удар сокола», «Зачем я убил коростеля»).
Русская литература и реальность (обобщение).
Тематическое планирование уроков
№ | Тема | Количество часов |
1 | Русская литература XIX века. 12 ч. Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. | 1 |
2 | Сопоставление сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина «Спящая царевна» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
3 | Отечественная война 1812-го года в поэзии М.Ю. Лермонтова («Бородино», «Два великана», «Поле Бородина»). Образы русских солдат и образ Бородинской битвы. Приёмы создания образа боя. Обобщение изученного. . | 1 |
4 | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала». | 1 |
5 | Образ времени года в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 4 |
6 | Человек и животное в русской литературе XIX века. | 1 |
7 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». | 1 |
8 | Образ родины в русской поэзии. | 2 |
9 | Русская литература ХХ века. 5 ч. Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Синюшкин колодец» ,«Каменный цветок». | 1 |
10 | Внеклассное чтение. А.С. Грин «Зелёная лампа». | 1 |
11 | Образ цветка в произведениях А.П. Платонова. | 1 |
12 | Внеклассное чтение. Человек и животные в рассказах В.П. Астафьева. | 1 |
13 | Русская литература и реальность (обобщение). | 1 |
| Итого: | 17 ч. |