СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций М.И. Шутана, заведующего кафедрой словесности и культурологии НИРО, утвержденных на заседании кафедры от 18.01.2019 г. (протокол №1).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»

Принята на заседании

педагогического совета

30.08.2021 протокол №1



Утверждена

приказом директора школы

от 31.08.2021 №1

Рабочая программа

по русской родной литературе для 5 класса

на 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа по родной литературе для 5 класса составлена на основе:


- методических рекомендаций к учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература». Автор: Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии Нижегородского института развития образования, утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1)


- УМК:

  • В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5—11 классы (базовый и профильный уровни) / Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Дрофа. 2012.

  • Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2015.

Программа рассчитана на 17 часов, 0.5 часа в неделю.



Автор-составитель:

Минеева Е.А.,

учитель русского языка и литературы





Кстово 2021

Содержание

  1. Планируемые результаты


Стр.3 - 7

  1. Содержание учебного предмета


Стр. 7 - 8

  1. Тематическое планирование уроков

Стр. 8

















































  1. Планируемые результаты

по учебному предмету «Русская родная литература»

В соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577) предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература»должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Изучение предметной области «Родная литература (русская)» должно

обеспечить:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

2) приобщение к литературному наследию своего народа;

3) формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у

обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

5) получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

• выделять общую точку зрения в дискуссии;

• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


  1. Содержание учебного предмета «Русская родная литература»

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ) Пятый класс

Главная тема курса в пятом классе – «Русская литература и реальность». Изучая произведения, ученики должны понять, как эти произведения соотносятся с самой жизнью. В планировании представлены две формы художественного отражения реальности: вторичная художественная условность и жизненное правдоподобие.

Русская литература XIX века. 12 ч.

Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова («Ворона и Лисица»,

«Дуб и Трость», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей»).

Своеобразие басенных персонажей. Связь басен с традицией

русского устного народного творчества.

Сопоставление сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина

«Спящая царевна» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи

богатырях».

Отечественная война 1812-го года в поэзии М.Ю. Лермонтова

(«Бородино», «Два великана», «Поле Бородина»). Образы

русских солдат и образ Бородинской битвы. Приёмы создания образа боя. Обобщение изученного.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана

Купала».

Образ времени года в стихотворениях Ф.И. Тютчева

(«Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится…»,

«Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…») и

А.А. Фета («Чудная картина…», «Я пришёл к тебе с

приветом…»). Картины природы и отражение настроения

человека в литературном произведении. Образ времени года и

образ человека. Статическое и динамическое в изображении

природы. Символический смысл картин природы. Средства

создания образа времени года.

Человек и животное в русской литературе XIX века (И.С.

Тургенев «Муму», «Воробей»; Н.А. Некрасов («Дедушка Мазай и

зайцы»). Обобщение изученного.

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Образ родины в русской поэзии.

Мир в слове: родина. На примере стихотворений И.С.

Никитина («Русь»), А.К. Толстого («Край ты мой, родимый

край…»), И. Северянина («Запевка»), Н.М. Рубцова («Родная

деревня»). Картины родной природы, обращение к страницам

русской истории, изображение жизни русских людей,

национальных характеров, традиций. Особенности

художественного воплощения образа России в стихотворениях

разных поэтов.

Русская литература ХХ века. 5 ч.

Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Синюшкин колодец» или

«Каменный цветок». Сочетание реального и фантастического.

Сказовая манера повествования.

Внеклассное чтение. А.С. Грин «Зелёная лампа».

Образ цветка в произведениях А.П. Платонова

(«Неизвестный цветок», «Цветок на земле»).

Внеклассное чтение. Человек и животные в рассказах В.П.

Астафьева («Удар сокола», «Зачем я убил коростеля»).

Русская литература и реальность (обобщение).


  1. Тематическое планирование уроков

Тема

Количество часов

1

Русская литература XIX века. 12 ч.

Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова. Связь басен с традицией

русского устного народного творчества.


1

2

Сопоставление сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина «Спящая царевна» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

3

Отечественная война 1812-го года в поэзии М.Ю. Лермонтова («Бородино», «Два великана», «Поле Бородина»). Образы

русских солдат и образ Бородинской битвы. Приёмы создания образа боя. Обобщение изученного. .

1

4

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала».

1

5

Образ времени года в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

4

6

Человек и животное в русской литературе XIX века.

1

7

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

1

8

Образ родины в русской поэзии.

2

9

Русская литература ХХ века. 5 ч.

Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Синюшкин колодец» ,«Каменный цветок».

1

10

Внеклассное чтение. А.С. Грин «Зелёная лампа».

1

11

Образ цветка в произведениях А.П. Платонова.

1

12

Внеклассное чтение. Человек и животные в рассказах В.П. Астафьева.

1

13

Русская литература и реальность (обобщение).

1


Итого:

17 ч.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!