СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями), с Федеральным Законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной (русской) литературе



Класс: 9

Учебный год: 2021-2022

Количество часов по учебному плану: всего 17 часов; 0,5 часа в неделю








СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Заместитель директора на заседании МО учителей

по учебно-воспитательной работе социально-гуманитарного цикла

_____ Т.А.Судак _____ В.Э. Алиумерова


















с. Войково, 2021г.

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями), с Федеральным Законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и Приказом Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

Программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №3/20 от 17 сентября 2020 года) и ориентирована на использование учебников из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Согласно учебному плану МБОУ Войковская школа на изучение родной (русской) литературе в 9 классе отводится 0,5 часа в неделю (17 часов в год).



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные:

регулятивные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

познавательные:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение;

коммуникативные:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;



Предметные:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ  (6ч.)

 «Преданья старины глубокой».

        Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

        Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня)

        А.С. Пушкин«Бородинская годовщина» (фрагмент)

        М.И. Цветаева«Генералам двенадцатого года»

Города земли русской. Петербург в русской литературе         (1ч.) 

        А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

Родные просторы (1ч.)

        А.П. Чехов. «Степь» (фрагмент)


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3ч)

Праздники русского мира. Августовские Спасы. (2ч)

К. Д. Бальмонт. «Первый спас»

Тепло родного дома. Родительский дом (1ч)

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8ч.)

Не до ордена – была бы Родина. Великая Отечественная война (2ч)

        А.П. Кешоков. «Незавершенный портрет»

        Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов (2 ч)

        Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

О ваших ровесниках. Прощание с детством (2 ч)

        Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана. «Припадаю к великой реке…» (1 ч)

        И.А. Бродский. «Мой народ».

        С.А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

           ИТОГОВЫЙ УРОК. КОТРОЛЬНАЯ РАБОТА






III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Содержание раздела программы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

1.

Россия - Родина моя.

День знаний Международный день распространения грамотности

6

2.

Русские традиции.

Всемирный день приветствий. День народного единства

3

3.

Русский характер – русская душа.

День Российской науки День славянской письменности и культуры

8


Всего


17

















IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Дата

Примечание

по плану

по факту


Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 часов)

1

Преданья старины глубокой. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе




2

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня)




3

А.С. Пушкин. «Бородинская годовщина» (фрагмент)




4

М.И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»




5

Города земли русской. Петербург в русской литературе. А.С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»




6

Родные просторы. А.П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

Проверочная работа.





Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 часа)

7

Праздники русского мира.




8

Августовские Спасы.

К.Д. Бальмонт. «Первый спас»




9

Тепло родного дома. Родительский дом.





Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8 часов)

10

Не до ордена – была бы Родина. Великая Отечественная война




11

Е. И. Носов. «Переправа».




12

Загадки русской души.




13

Судьбы русских эмигрантов. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».




14

О ваших ровесниках. Прощание с детством.

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).




15

О ваших ровесниках. Прощание с детством.

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»




16

Лишь слову жизнь дана. «Припадаю к великой реке…». И.А. Бродский. «Мой народ». С.А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»




17

Итоговый урок. Контрольная работа.