Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 5 от 24 мая 2022 г. | СОГЛАСОВАНО З аместитель директора по УВР _____ /_Алексеева И.Ю./ Протокол №64 от "19" августа 2022 г | УТВЕРЖДАЮ П риказ № 65 от 22.09. 2022 г. Директор школы ____________/Михеева Л.А./ |
Николаевская средняя общеобразовательная школа Зейского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (русской) литературе
8-9 класс
/базовый уровень/
Учитель: Бачурина Наталья Игоревна.
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА …...................................................................................................стр.4-7
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА................................стр.8-9
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.....................стр.10
РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.............................................................................................стр.11-14
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015, 11.12.2020 г. Примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе В. Я. Коровиной (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2012 год), основной образовательной программы МБОУ Николаевская СОШ, учебного плана школы.
УМК: Родная русская литература: 8-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
УМК: Родная русская литература: 9-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом школы и Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 17 часов в год при 1 часе в неделю (34 учебных недель), в 9 классе 17 часов в год при 1 часе в неделю (34 учебных недели).
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения родной (русской) литературы в 8-9 классе, обучающиеся получат следующие результаты:
Личностные результаты:
Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
Различать основные нравственно-эстетические понятия.
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Уважительно относиться к родной литературе.
Оценивать свои и чужие поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
Анализу достижения цели.
Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Коммуникативные УУД:
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные УУД:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные результаты:
Ученик научится:
читать фольклорные и художественные произведения, и произведения отечественной и зарубежной литературы с нравственной проблематикой;
определять свои читательские предпочтения;
передавать свои впечатления от прочитанного произведения;
выразительно читать наизусть не менее 7 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу;
определять и формулировать идею прочитанных произведений;
рассуждать о произведениях, использовать изученные теоретико литературные понятия;
различать основные жанры фольклора и художественной литературы (в том числе балладу, драматургическую сказку), выявлять конфликт в произведении;
называть отличия прозаических текстов от поэтических;
формулировать вопросы, связанные с содержанием прочитанного произведения; сопоставлять персонажей одного произведения и разных произведений по сходству или контрасту;
характеризовать выраженное в стихотворении настроение;
характеризовать авторское отношение к изображаемому в произведении;
характеризовать особенности строения сюжета;
сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения;
комментировать музыкальные, живописные произведения, связанные с литературой, кинематографические версии художественных произведений;
составлять словарь новых слов, подбирать афоризмы из художественных произведений и т. п.;
использовать различные виды цитирования;
владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
составлять сложный план художественного произведения (или фрагмента);
участвовать в беседе о прочитанном, строя развернутое устное высказывание, связанное со знанием и пониманием литературного произведения;
писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 100 слов).
Ученик получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
понимать специфику литературы как одной из основных культурных ценностей народа; осмысление собственной национально культурной идентичности гражданина и патриота своей страны;
понимать особенность литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
формировать потребность в систематическом чтении как способе познания мира и себя в этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средстве гармонизации отношений человека и общества;
получать представление о богатстве культуры народов России и всего человечества;
опознавать в художественных произведениях изображение иных этнокультурных традиций и укладов, замечать их сходство с родными традициями и укладом и различия между ними;
формировать представление о национальных и общечеловеческих ценностях, воплощенных в фольклоре и художественной литературе; представление об эстетической значимости фольклора как способа отражения народного сознания и восприятие фольклора своего народа в сопоставлении с устным народным творчеством других народов;
уметь соотносить содержание и проблематику фольклорных и художественных произведений с историей и различными художественными системами на основе освоения учебных предметов;
знать важнейшие факты биографии писателей (М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя), помогающих понять особенность исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематику произведения);
уметь рассматривать изученные произведения в рамках единого историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к определенному литературному направлению на основе знания особенностей классицизма, сентиментализма, романтизма и начальных представлений о реализме);
развивать способности глубокого понимания содержания фольклорных и художественных произведений; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;
формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении в плане как эмоционального восприятия, так и интеллектуального осмысления: интерпретировать литературные произведения с учетом неоднозначности художественных смыслов;
определять наиболее существенные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить ключ к пониманию текста с учетом авторского пафоса (героический, трагический, сатирический, комический), родовой принадлежности произведения (лирика, эпос, драма, лироэпос), жанровой формы (рассказ, повесть, роман, пьеса, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма);
владеть теоретико-литературными понятиями и использовать их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретированных высказываний;
сравнивать произведения и их фрагменты, сопоставлять образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, микроэлементы текста (с выявлением общего и различного, аргументацией выводов);
сопоставлять произведения художественной литературы с произведениями других искусств (живопись, театр, музыка);
осознавать коммуникативно-эстетических возможностей русского языка и литературы на основе изучения выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы;
формировать квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом; овладение коммуникативными умениями: выразительно читать произведения литературы, в том числе наизусть не менее 12 поэтических фрагментов и лирических стихотворений; отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к нему; использовать различные виды пересказа текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
применять различные виды цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать свои и чужие тексты;
уметь вести диалог о прочитанном, участвовать в дискуссии ;
уметь ставить проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной, исследовательской работы и (или) создания проекта на заданную или самостоятельно определенную тему (в каждом классе – на своем уровне);
использовать в процессе анализа произведений необходимую литературоведческую литературу, ссылаясь на источники;
уметь использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе обучения (составление планов, таблиц, схем);
уметь планировать свое досуговое чтение, формировать и обогащать собственный круг чтения (вести рабочие тетради, читательский дневник, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем).
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Введение (1 урок)
Своеобразие курса родной (русской) литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Устное народное творчество (2 урока)
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях А.С. Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»
или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская литература (2 урока)
Рассказы русских летописей XII–XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Жанр хождений в древнерусской литературе. Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря»; «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей.
Литература XVIII века (2 урока)
Н.М. Карамзин. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.
Литература XIX века (4 урока)
Е.А. Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.
Л.А. Чарская. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды (1 урок)
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе» (1 урок)
Литература XX века (1 урок)
Л. Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике (1 урок)
Сочинение по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя) (1 урок)
Творчество поэтов Амурской области. О.Маслов . Лирика (1 урок).
9 класс
Русская литература XVIII века (2 урока)
Н.М. Карамзин. «Сиерра Морена». Главная героиня, её образ. Проблематика.
Русские баснописцы 18 века. В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса».
Литература XIX века (2 урока)
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
Литература XX века (3 урока)
В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос). (1 урок)
Современная русская литература (4 урока)
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Сочинение «Диалог поколений» по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя) (1 урок)
Творчество поэтов и писателей Амурской области (1 урок).
Н.Фотьев «Тимофеевский берег». Любовь к малой родине.
Подведение итогов изучения курса «Родная (русская) литература». (2 урока)
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по родной (русской) литературе для 8-го – 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
Развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.
Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человек радость.
№п/п | Раздел | количество часов 8 класс | количество часов 9 класс |
1 | Введение | 1 | |
2 | Устное народное творчество | 2 | |
3 | Древнерусская литература | 2 | |
4 | Русская литература XVIII в. | 2 | 2 |
5 | Русская литература первой половины XIX в. | 2 | 2 |
6 | Русская литература второй половины XIX в. | 2 | 2 |
7 | Русская литература первой половины XX в | 2 | 2 |
8 | Русская литература второй половины XX в. | 2 | 2 |
9 | Современная русская литература | 1 | 5 |
10 | Творчество поэтов и писателей Амурской области | 1 | 1 |
11 | Резерв | | 1 |
| Всего: | 17 | 17 |
РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
8 класс
Количество часов в год – 17. Количество часов в неделю –1
Составлено на основе с авторской программы по литературе В. Я. Коровиной (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2012 год).
Учебник: Родная русская литература: 8-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока |
План | Факт |
1 | | | 1 | Введение. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. |
2 | | | 1 | Устное народное творчество. 2 часа Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях А.С. Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» |
3 | | | 1 | Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки). |
4 | | | 1 | Древнерусская литература. 2 часа Русские летописи XII–XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Урок-проект. |
5 | | | 1 | Жанровые особенности «хождений» (хожений). Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря». Первое русское произведение, описывающим торговое и нерелиги-озное путешествие. Раскрытие внутреннего мира автора. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей. |
6, 7 | | | 2 | Литература XVIII века. 2 часа Н.М. Карамзин. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов. |
8 | | | 1 | Литература XIX века. 4 часа Е.А. Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». |
9 | | | 1 | А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. |
10 | | | 1 | Л.А. Чарская. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. |
11 | | | 1 | А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного. |
12 | | | 1 | Теория литературы Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. Урок-проект. |
13 | | | 1 | Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе» |
14 | | | 1 | Литература XX века Л. Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире. |
15 | | | 1 | Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава. «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич. «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. |
16 | | | 1 | Сочинение по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя) |
17 | | | 1 | Творчество поэтов и писателей Амурской области О. Маслов. Лирика. Бескорыстная любовь к родной земле. Урок-проект. |
Итого: 17 часов. Из них 3 часа отведено под краткосрочные проекты.
9 класс
Количество часов в год – 17. Количество часов в неделю –1
Составлено на основе с авторской программы по литературе В. Я. Коровиной (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2012 год).
Учебник: Родная русская литература: 8-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока |
План | Факт |
1 | | | 1 | Литература XVIII века. 2 часа Н.М. Карамзин. « Сиерра Морена». |
2 | | | 1 | Русские баснописцы 18 века. В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса». |
3 | | | 1 | Литература ХIХ века. 2 часа. А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. |
4 | | | 1 | Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). |
5 | | | 1 | Литература XX века. 4 часа. В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. |
6 | | | 1 | Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. |
7 | | | 1 | К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. |
8 | | | 1 | Письменная работа. Ответ на проблемный вопрос |
9 | | | 1 | Современная русская литература. 5 часов. А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. |
10 | | | 1 | В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. |
11 | | | 1 | В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. |
12 | | | 1 | Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. |
13 | | | 1 | Сочинение «Диалог поколений» (по произведениям писателей, творчеству которых посвящен раздел (по выбору учителя)) |
14 | | | 1 | Творчество поэтов и писателей Амурской области Н. Фотьев «Тимофеевский берег» Любовь к малой родине. Урок-проект |
15-16 | | | 2 | Заключительные уроки. Подведение итогов изучения курса «Родная (русская) литература». (круглый стол, конференция, «Игра в бисер», защита проектов и др., по выбору учителя и учащихся) Урок-проект |
17 | | | 1 | Резерв |
Итого: 17 часов. Из них 2 часа отведено под краткосрочные проекты.
16