СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс.»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» 9 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

  • Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).

  • В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

  • А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

  • М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

  • И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской

Петербург в русской литературе

  • А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

  • О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

  • А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

  • Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

  • Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы

Степь раздольная

  • «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

  • П. А. Вяземский. «Степь».

  • И. З. Суриков. «В степи».  

  • А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

Августовские Спасы

  • К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

  • Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

  • Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

  • Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома

Родительский дом

  • А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

  • В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» ( «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

Великая Отечественная война

  • Н. П. Майоров. «Мы».

  • М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

  • Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

  • Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов

  • Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

  • А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках

Прощание с детством

  • Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана

«Припадаю к великой реке…»

  • И. А. Бродский. «Мой народ».

  • С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Целевые приоритеты воспитания

Целевой приоритет на уровне ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживанию отношений с коллегами по работе в будущем и созданию благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


№№

Название темы, раздела, модуля, блока

Количество часов

(0,5 часа в неделю)

Формируемые социально значимые и ценностные отношения (№)

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

1

3,4,7,9

Петербург в русской литературе

2

3,4,7,9

Степь раздольная

2

3,4,7,9

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Августовские Спасы

1

1,3,5,7,9

Родительский дом

3

1,3,5,7,9

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

3

3,5,7,9,10

Загадки русской души

2

3,5,7,9,10

О ваших ровесниках

1

3,5,7,9,10

Лишь слову жизнь дана

2

3,5,7,9,10

Всего


17 часов