Родная (русская) литература 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона No 185- ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. No 1577);
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русская родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русская родная литература».
Программа по родной литературе (русской литературе) разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения), концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.
Программа рассчитана на 35 часа в год (1час в неделю)
Рабочая программа имеет целью формирование потребности в качественном чтении произведений русской литературы, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.
Программа по родной литературе (русской литературе) соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по родной литературе (русской литературе) - как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной литературе (русской литературе) связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, деятельностный метод обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская родная литература»
Личностные
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2.Смысловое чтение.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
4. Cистематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
5. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
6. Заполнять и дополнять таблицы, схемы.
Предметные
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
· восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
· обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
· развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
· овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
выявлять особенности языка и стиля писателя;
· определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
· объяснять свое понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений;
· постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
· выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
· пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
· представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;
· собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
· выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
· выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
· ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной (русский) язык». Родная (русская) литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» предназначена для изучения в 5-9 классах:
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
письменный ответ на вопрос;
выразительное чтение (чтение наизусть);
сочинение на литературоведческую тему;
проект.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература, 7 класс» используется УМК:
-учебник: В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю (35 часов).
II. Содержание учебного предмета.
Введение-1 ч.
Родная литература как национально-культурная ценность народа. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей Образ автора и образ рассказчика в литературном произведении.
Русский фольклор-2ч.
Пословицы и поговорки народов мира.
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.
Казачьи песни.
Древнерусская литература-1ч.
«Повесть о Евпатии Коловрате ». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Из литературы XVIII века 2ч.
И.И.Дмитриев. «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Отражение пороков человека в баснях. Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века-13 ч.
И.А. Крылов. « Воспитание Льва», « Два голубя». Нравственная проблематика басен.
Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись.
А.С. Пушкин. « Скупой рыцарь». Основной конфликт драмы.
«Моцарт и Сальери». Гений и злодейство – две вещи несовместные.
Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель»
И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», « Собака» , «Два богача» Нравственность и человеческие взаимоотношения в произведениях.
А.П.Чехов. « Размазня». Особенности рассказа.
Из литературы XX – XXI века -16ч.
А.А. Блок. « Ветер принёс издалёка», « Там, в ночной завывающей стуже…». Выражение душевных настроений, состояния человека в стихотворениях.
Л. Андреев. « Ангелочек». Особенности святочного рассказа.
«Кусака» Тема милосердия в рассказе.
К.Паустовский «Телеграмма» Проблема взаимоотношений детей и родителей.
В.А.Осеева «Бабка» Уроки доброты для взрослых и детей.
В.М.Шукшин. «Волки». «Срезал», «Микроскоп». Образ «чудика» в современной прозе.
Н.А.Заболоцкий. « Некрасивая девочка». Нравственные проблемы стихотворения.
В. Белов. « Мальчики».
Д. Василенко «Приказ командира»
Дети и война.
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке.» Кого можно считать настоящим человеком?
Изображение боевых подвигов и военных будней в стихотворениях русских поэтов (на выбор 1-2 автора)
.Е.И.Носов. «Тридцать зёрен». Смысл названия рассказа. Образ рассказчика: наблюдательность, мудрость, человечность.
Р.Бредбери «Каникулы» Проблематика произведения.
Тематическое планирование
№\п | Разделы, темы | Кол-во | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Инструмент оценки |
1. | Русский фольклор Пословицы и поговорки народов мира. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Казачьи песни. | 2ч. | выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; - видеть черты русского национального характера в произведениях УНТ | Личностные способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Смысловое чтение Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); . | письменный ответ на вопрос; выразительное чтение |
2. | Древнерусская литература «Повесть о Евпатии Коловрате ». Образное отражение жизни в древнерусской литературе. | 1ч | осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства | Личностные способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Смысловое чтение Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); . | Проект, устное высказывание, мини-сочинение, выразительное чтение, составление плана |
3. | Русская литература 18 века И.И.Дмитриев. «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Отражение пороков человека в баснях. Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. | 2 ч | -воспринимать художественный текст как произведение искусства; - определять для себя цели чтения художественной литературы; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; | Личностные способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Смысловое чтение Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); выявлять особенности языка и стиля писателя; определять родо-жанровую специфику художественного произведения . | Письмен ный и устный ответ на вопрос по заданному плану, выразитель ное чтение. |
4. | Русская литература 19 века И.А. Крылов. « Воспитание Льва», « Два голубя». Нравственная проблематика басен. Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись. А.С. Пушкин. « Скупой рыцарь». Основной конфликт драмы. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство – две вещи несовместные. Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель» И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», « Собака» , «Два богача» Нравственность и человеческие взаимоотношения в произведениях. А.П.Чехов. « Размазня». Особенности рассказа. | 13 ч | -воспринимать художественный текст как произведение искусства; - определять для себя цели чтения художественной литературы; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; | Личностные способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Смысловое чтение Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); выявлять особенности языка и стиля писателя; определять родо-жанровую специфику художественного произведения представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии | Письмен-ный и устный ответ на вопрос по заданному плану, выразитель- ное чтение. |
5 | Русская литература 20-21 века А.А. Блок. « Ветер принёс издалёка», « Там, в ночной завывающей стуже…». Выражение душевных настроений, состояния человека в стихотворениях. Л. Андреев. « Ангелочек». Особенности святочного рассказа. «Кусака» Тема милосердия в рассказе. К.Паустовский «Телеграмма» Проблема взаимоотношений детей и родителей. В.А.Осеева «Бабка» Уроки доброты для взрослых и детей. В.М.Шукшин. «Волки». «Срезал», «Микроскоп». Образ «чудика» в современной прозе. Н.А.Заболоцкий. « Некрасивая девочка». Нравственные проблемы стихотворения. В. Белов. « Мальчики». Д. Василенко «Приказ командира» Дети и война. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке.» Кого можно считать настоящим человеком? Изображение боевых подвигов и военных будней в стихотворениях русских поэтов (на выбор 1-2 автора) .Е.И.Носов. «Тридцать зёрен». Смысл названия рассказа. Образ рассказчика: наблюдательность, мудрость, человечность. Р.Бредбери «Каникулы» Проблематика произведения. | 16 | - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; | Личностные способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Смысловое чтение Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); выявлять особенности языка и стиля писателя; определять родо-жанровую специфику художественного произведения представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии | Сочинение, составление плана по тексту |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы уроков | Инструмент оценки | Дата |
1 | Введение-1ч. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Образ человека в литературном произведении. | Текущий | |
2 | Русский фольклор-2ч. Пословицы и поговорки народов мира. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. | Текущий | |
3. | Лирические казачьи песни | Текущий | |
3 | Древнерусская литература-1ч. Образное отражении жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате». | Текущий | |
4 | Из литературы XVIII века-2ч. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» | Текущий | |
5 | Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. | Текущий | |
6 | Из литературы XIX века-13ч. Нравственная проблематика басен И.А. Крылова « Воспитание Льва», « Два голубя». | Текущий | |
7 | Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись. | Текущий | |
8 | Основной конфликт драмы А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» | Текущий | |
9 | «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство – две вещи несовместные | Текущий | |
10-11 | Образ маленького человека в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | Текущий | |
12-13 | Проблема судьбы в повести А.С.Пушкина «Метель» | Текущий | |
14-15 | Нравственность и человеческие взаимоотношения в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева: « Нищий», «Воробей», « Собака» | Текущий | |
16-17 | Анализ текста | Сочинение | |
18 | « Грустный» юмор А.П.Чехова. Особенности рассказа « Размазня». | Текущий | |
19 | Из русской литературы XX века-16ч. Выражение душевных настроений, состояния человека в стихотворениях А.А. Блока « Ветер принёс издалёка», « Там, в ночной завывающей стуже…». | Текущий | |
20 | Л. Андреев « Ангелочек». Святочный рассказ. | Текущий | |
21 | Л.Андреев «Кусака» . Тема милосердия в рассказе | Текущий | |
22 | К.Паустовский «Телеграмма». Проблема взаимоотношений детей и родителей | Текущий | |
23 | В.А.Осеева «Бабка». Уроки доброты детям и взрослым. | Текущий | |
24 | Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки», «Срезал». «Микроскоп» | Текущий | |
25 | Н.А.Заболоцкий « Некрасивая девочка». Нравственные проблемы стихотворения. | Текущий | |
26 | В. Белов « Мальчики». Дети и война | Текущий | |
27 | И.Д.Василенко «Приказ командира». Дети и война. | Текущий | |
28-29 | Б .Полевой «Повесть о настоящем человеке» Кого можно считать настоящим человеком? | Развернутый ответ | |
30-31 | Изображение боевых подвигов и военных будней в стихотворениях русских поэтов (на выбор 1-2 автора). | Анализ стихотворения | |
32 | Е.И.Носов « Тридцать зёрен». Смысл названия рассказа. Образ рассказчика: наблюдательность, мудрость, человечность. | Текущий | |
33-34 | Р.Бредбери «Каникулы». Проблематика произведения. | Текущий | |
35 | Заключительный урок. | | |
Используемая литература
1..Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е
Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., ЧалмаевВ.А.М.:«Русское слово»,2009.
2.учебник: В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.
3.. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва:
«Просвещение»,2004.
4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2017.
5. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.