СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку 10-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чувашскому языку. Один час в неделю для русскоязычных школ. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (чувашскому) языку 10-11 классы»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство науки и образования Республики Башкортостан

МКУ УО Муниципального района Ермекеевский район РБ

МОБУ СОШ с.Нижнеулу-Елга




РАССМОТРЕНО

на заседании педсовета

________________________

Протокол №1

от «30» 08 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________________________

Ванюшина Г.М.

от «30» 08 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Корнилова Н.Л.

Приказ №135

от «30» 08 2024 г.






Рабочая программа


учебного предмета «Родной (чувашский) язык »

для обучающихся 10-11 классов




Составитель: учитель

Ильина Марина Станиславовна




















с.Нижнеулу-Елга 2024








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку и литературе предназначена для обучающихся 10-11 класса муниципального образовательного учреждения Нижнеулу-Елгинской средней общеобразовательной школы и составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федерального государственного образовательного стандар а основного общего образования (Приказ Министерства Образования и Науки № 1897 от 17 декабря 2010 );

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержден Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N Пр-271);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (протокол от 08.04.15 №1/15)

- Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ средней общеобразовательной школы с. Нижнеулу-Елга.

-Учебный план МОБУ Нижнеулу-Елгинской средней общеобразовательной школы на учебный год.

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного и полного общего образования по чувашскому языку в 10-11 классе «Чувашский язык» под редакцией В.А.Андреева, рекомендованных для изучения.


Основными целями обучения в организации учебного процесса в 10-11 классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения;

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству чувашской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

- расширить читательский кругозор учащихся;

- повысить качество чтения;

- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

- активизировать художественно-эстетические потребности детей;

- развить их литературный вкус;

- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

- стимулировать творческую активность детей;

- формировать навык выразительного чтения;

- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к чувашской литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование начальных представлений о специфике чувашской литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержании, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории чувашской литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования чувашского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Данные цели обусловливают решение следующих задач:

• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо;

• формирование общеучебных навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате изучения чувашского языка и литературы ученик 10-11 классах должен

знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, маль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

  • изученные теоретико-литературные понятия.


уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений

  • выделять общие свойства произведений

  • осмысливать роль художественной детали

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

  • выявлять конфликт и этапы его развития

  • сравнивать авторские позиции

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному произведению;

  • выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • писать сочинение на литературную или публицистическую тему;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В области личностных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • осознавать себя гражданином многонационального Российского государства;

  • понимать, что чувашский язык является частью чувашской национальной духовной культуры;

  • понимать ценность культур разных народов (в том числе и чувашей), составляющих многонациональное Российское государство;

  • осознавать значение чувашского языка как государственного языка Чувашской Республики;

  • осознавать необходимость владения чувашским языком для учебной деятельности, самореализациии и социализации;

  • уважительно относиться к иным, отличным от своих, нормам этикета и поведения других народов;

  • отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

  • объяснять положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к изучению чувашского языка, нахождению разных способов решения учебной задачи, исследовательской и творческой деятельности;

  • практически использовать чувашский язык в межличностном общении;

  • уважительно и с любовью относиться к многонациональному Отечеству, в том числе к чувашскому народу, его языку и культуре, традициям;

  • быть толерантным при межкультурном общении.

Метапредметные результаты

В области познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • свободно работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и словарем, текстом и иллюстрацией к тексту);

  • ориентироваться в структуре учебника;

  • читать язык условных обозначений, быстро находить нужный текст, нужные упражнения и задания, выделенные строчки и слова на странице и развороте, нужную информацию в специально выделенных разделах;

  • свободно работать с таблицами, правилами, схемами, иллюстрациями;

  • свободно ориентироваться в двуязычном словаре (находить слово в словаре по алфавиту, определить значение слова);

  • работать с прослушанным / прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, объяснять значение прочитанного, извлекать необходимую информацию, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • анализировать, перерабатывать полученную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

  • находить ответы на поставленные вопросы, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт;

  • объяснять языковые явления, процессы, связи, отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач;

  • использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

  • находить пути решения проблем творческого и поискового характера;

  • ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

  • владеть общими приемами решения поставленных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно добывать знания, осуществляя поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), ресурсов Интернета;

  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для выполнения заданий;

  • выполнять универсальные логические действия (анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения, лексические единицы по тематическому принципу, частям речи, сравнивать способы чтения букв, анализировать структуру предложения в чувашском и русском языке и т.д.);

  • решать проблемы творческого и поискового характера;

  • самостоятельно проводить мини-исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • самостоятельно делать выводы на основе аргументов;

  • перерабатывать информацию;

  • строить сообщение исследовательского характера в устной форме;

  • контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

  • рационально организовывать свой труд в классе и дома.

В области коммуникативных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами чувашского языка;

  • владеть разными видами чтения;

  • воспринимать на слух тексты разных жанров;

  • создавать устные и письменные тексты;

  • находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач;

  • учитывать и сопоставлять разные мнения и интересы;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • управлять своим поведением, оценивать свои действия;

  • работать в паре, группе;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра;

  • проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

  • выслушивать мнение членов команды, работая над мини-проектами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, сотрудничать в поиске и сборе информации;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств и мыслей;

  • оценивать свою речь с точки зрения его содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать);

  • оказывать поддержку и содействие тем сверстникам, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • сопоставлять различные точки зрения;

понимать, что разные точки зрения имеют разные основания;

  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

  • излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая его фактами;

  • отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В области регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

  • ставить учебные цели и планировать пути их достижения;

  • понимать учебную задачу и придерживаться ее до конца выполнения учебного действия;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • прогнозировать развитие процесса деятельности и его результат;

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

  • в сотрудничестве с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели, выбирать наиболее эффективный способ для решения учебных и познавательных задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения своих действий, корректировать их в случае необходимости;

  • соблюдать нормы речевого поведения при обсуждении дискуссионных проблем;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать препятствия на пути достижения целей.

Предметные результаты

В коммуникативной сфере (т.е. владении чувашским языком как средством общения)

Речевая компетенция в основных видах речевой деятельности

Говорение. Диалогическая речь

Выпускник научится:

  • начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог);

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах изученной тематики с использованием усвоенного лексико-грамматического материала;

  • разыгрывать диалог.

Выпускник получит возможность научиться:

– брать и давать интервью.

Говорение. Монологическая речь

Выпускник научится

  • составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (о себе, семье, друзьях, школе, родном городе, Чувашской Республике, стране и т. д.) с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

  • описывать человека, животное, предмет, картину, события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

  • составлять краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

  • передавать основное содержание прочитанного или услышанного с опорой на текст, вопросы, ключевые слова, план;

  • передавать полное содержание прочитанного с опорой на текст, вопросы, ключевые слова, план;

  • пересказывать текст выборочно;

  • составлять тексты, устные рассказы по картинке с опорой на ключевые слова, план.

Выпускник получит возможность научиться:

  • кратко и полно пересказывать содержание прочитанного текста без опоры;

  • составлять тексты в пределах изученной тематики без опоры;

  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, объяснять своё отношение к прочитанному/прослушанному;

  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование

Выпускник научится:

  • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аудио- и видеотекстов, построенных на изученном языковом материале, содержащем небольшое количество неизученных языковых явлений;

  • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя основную/нужную информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов;

  • игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста;

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

  • отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

Чтение

Выпускник научится:

  • соблюдать основные правила чтения;

  • читать и понимать основное содержание несложных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

читать и находить нужную/интересующую информацию в несложных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

  • читать вслух несложные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, выборочный перевод, справочные материалы;

  • воспроизводить наизусть небольшие произведения в стихотворной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать и полностью понимать несложные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам;

  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;

  • пользоваться сносками.

Письменная речь

Выпускник научится:

  • владеть техникой письма;

  • выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

  • списывать небольшой текст с выполнением грамматического задания;

  • писать по памяти наиболее частотные слова;

  • выполнять письменные упражнения разного характера;

  • писать небольшие диктанты на основе изученных грамматических тем;

  • писать поздравления с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета;

  • писать личные письма с опорой на образец;

  • составлять план устного или письменного сообщения;

  • составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;

  • письменно отвечать на вопросы по тексту;

  • заполнять простую анкету.

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать сочинения-миниатюры по наблюдениям с использованием описания и повествования; связно и последовательно излагать свои мысли;

  • использовать в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям элементы рассуждения;

  • кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Родной язык и литература» (чувашский) состоит из 2 курсов: «Чувашский язык» и «Чувашская литература»

Чувашский язык и литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.

На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания чувашской литературы как учебного курса составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд чувашской классической литературы. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Чувашский язык и литература» литература» в национальной школе – одна из частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и чувашского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение чувашского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение чувашского языка и литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Описание учебного предмета в учебном плане


В учебном плане школы на изучение предмета «Родной язык и литература» (чувашский) в 10-11 классе предусматривается по 1 часу в неделю по 34 часа в год


http://chuvash.org/ - чăваш халăх сайчĕ, кунтан ытти чăвашла сайтсем çине куçма пулать

http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161303 - чăваш чĕлхи вĕрентекенĕсен Вĕрентÿ институчĕн сайтĕнчи материалĕсем

http://pkanash.chv.su/hanahtarusem/ - чăвашла вĕрентекенсем валли хăйсем тĕллĕн электрон хăнăхтарусем тума хатĕрленĕ ятарлă програмă.



























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса « Родной (чувашский) язык» в 10 классе


  1. Развитие чувашского язвка и письменности. Чувашский язык- язык тюркской группы Присоединение чувашей к русскому государству, принятие православной религии. Развитие чувашского языка и его современное состояние. Литературный язык и диалекты. Язык как средство общения

  2. Сингармонизм. Закон сингармонизма. Закон, регулирующий положение гласных. Ударение. Выпадение слогов и звуков как результат укорачивания слов.

  3. Суффиксы частей речи: глаголов иён существительных, прилагательных,

  4. Слова и словосочетания: парные, сложные однокоренные

  5. Предложения: виды, моделирования, организация.

  6. Обобщение и повторекние изученного.

На развитие речи отводится 1 часа, контрольных диктантов-2 часа




Содержание курса « Родной (чувашский) язык» в 11 классе


  1. Повторение изученного: фонетика, орфография, морфология. Состав и образование слов

  2. Словосочетания и предложения. Второстепенные члены предложения. Порядок слов, логические ударения в предложениях. Обособленные, односоставные, сложные: бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые предложения.

  3. Знаки препинания в простых предложениях: между подлежащим и сказуемым, дополнениями и обстоятельствами,с однородными членами предложения, при обращении, при вводных словах, с обособленными членами, в косвенной речи

  4. Знаки препинания в сложных бессоюзных, сложносочинённых, сложноподчинённых предложениях

  5. Текст. Виды текста Словари. Деловой стиль.

  6. Обобщающий урок














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 10 класс (34 часа)


Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Развитие чувашского язвка и письменности


8



https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Сингармонизм


5


1

https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw

Суффиксы частей речи


6

1


https://studopedia.org/1-31622.html

Слова и словосочетания


4



https://studopedia.org/1-31622.html

Предложения


8

1


https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,


Обобщение и повторение

1


1

https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Итого

34

2

2




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 11 класс (34 часа)


Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Повторение изученного: фонетика,орфография, морфология.

5



https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Словосочетания и предложения

10


1

https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw

Знаки препинания в простых предложениях.

8



https://studopedia.org/1-31622.html

Знаки препинания в сложных предложениях.

5



https://studopedia.org/1-31622.html

Текст. Словари

4

1


https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,


Обобщение и повторение

2


1

https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Итого

34

1

2




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДНОГО (ЧУВАШСКОГО) ЯЗЫКА

в 10 классе (1 час в неделю 35 часов в год)

Тема урока

Кол часов

Р.р

Контрольная работа

По плану

По

факту

Электронные (цифровые) образовательные рес

Численность чувашей в настоящее время


1



02.09.2024


https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Чувашский язык- язык тюркской группы

1



09.09.2024


https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Присоединение чувашей к русскому государству, принятие православной религии

1



16.09.2024


https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw

Развитие чувашского языка и его современное состояние

1



23.09.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Литературный язык и диалекты

1



30.09.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Язык как средство общения

1



07.10.2024


https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,


Взаимодействие с другими языками

1



14.10.2024


https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Чувашско-русское двуязычие

Признаки двуязычия

1



21.10.2024


https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw

Система современного письма

1



11.11.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Закон сингармонизма


1



18.11.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Закон, регулирующий положение гласных




25.11.2024



Ударение

1



02.12.2024


https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,


Выпадение слогов и звуков как результат укорачивания слов

1



09.12.2024


https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Сонорные согласные

1



16.12.2024


https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw

Агглютинация

1



23.12.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Переход слов из одной части речи в другую

1



28.12.2024


https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,


Суффиксы существительных

1



13.01.2025


https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Суффиксы прилагательных

1



20.01.2025


https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw

Контрольный диктант

1


1

27.01.2025


https://studopedia.org/1-31622.html

Суффиксы глаголов

1



03.02.2025


https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Парные слова

1



10.02.2025


https://studopedia.org/1-31622.html

Сложные слова

1



17.02.2025


https://studopedia.org/1-31622.html

Однокоренные слова

1



24.02.2025


https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,


Р/р. Сочинение «Çемье телейĕ мĕнре-ши?» («Счастье семьи»).

1

1


03.03.2025


https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827

Моделирование предложений

1



10.03.2025


https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw

Порядок слов в предложении

1



17.03.2025


https://studopedia.org/1

Организация вопросительных предложений

1



24.03.2025


https://studopedia.org/1

Виды сложных предложений

1



07.04.2025


https://studopedia.org/1

Отрицательные предложения.

1



14.04.2025


https://studopedia.org/1

Парадигматическая синтагматическая экономия

1



21.04.2025


https://studopedia.org/1

Контрольный диктант

1


1

28.04.2025



Обобщение и повторение изученного

1



05.05.2025



Обобщение и повторение изученного




12.05.2025



Обобщение и повторение изученного




19.05.2025



Обобщение и повторение изученного




26.05.2025







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДНОГО (ЧУВАШСКОГО) ЯЗЫКА

в 11 классе (1 час в неделю 35 часов в год)

Тема урока

Кол. часов

Развитие речи

Контрольная рвбота

По плану

По

факту

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

История письма

1



02.09.2024


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Фонетика. Орфография

1



09.09.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Состав слова. Морфология

1



16.09.2024


https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U

Образование слов

1



23.09.2024


https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Словосочетание и предложение

1



30.09.2024


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Второстепенные члены

1



07.10.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Порядок слов в предложении

1



14.10.2024


https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U

Односоставные предложения

1



21.10.2024


https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Обособленные члены предложения

1



11.11.2024


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Сложное предложение. Бессоюзные и сложносочиненные предложения

1



18.11.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Сложноподчиненные предложения

1



25.11.2024


https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U

Контрольный диктант

1


1

02.12.2024


https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Тире между подлежащим и сказуемым

1



09.12.2024


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Знаки препинания в предложениях с дополнениями и обстоятельствами

1



16.12.2024


https://studopedia.org/1-31622.html

Знаки препинания (запятые) в предложениях с однородными членами

1



23.12.2024


https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U

Тире в предложениях

1



28.12.2024


https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Знаки препинания при обращении

1



13.01.2025


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Знаки препинания при вводных словах и предложениях

1



20.01.2025


https://studopedia.org/1-31622.html

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

1



27.01.2025


https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U

Косвенная речь

1



03.02.2025


https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

1



10.02.2025


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Значение пейзажа в повести «Береза Укахви».

1



17.02.2025


https://studopedia.org/1-31622.html

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

1



24.02.2025


https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

1



03.03.2025


https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

1



10.03.2025


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

1



17.03.2025



Р.Р.Сочинение «Женцины во время Вов.»

1

1


24.03.2025


https://studopedia.org/1-31622.html

Текст. Виды текста




07.04.2025


https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U

Деловой стиль

1



14.04.2025


https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY

Перевод на чувашский язык. Словари

1



21.04.2025


https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html

Диспут

1



28.04.2025


https://studopedia.org/1-31622.html

Итоговая контрольная работа

1


1

05.05.2025



Обобщение и повторение по курсу 11 класса




12.05.2025



Обобщение и повторение по курсу 11 класса




19.05.2025



Обобщение и повторение по курсу 11 класса




26.05.2025





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК».

Для полной реализации целей обучения родному (чувашскому) языку образовательный процесс должен быть оснащен необходимым учебно-методическим материалом и современной материально-технической базой. Кабинет чувашского языка оснащается техническими средствами обучения, учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями по чувашскому языку, научно-методической литературой для учителя.

В комплект технических средств обучения входят:

– мультимедийный компьютер;

– мультимедийный проектор;

– средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, Интернет-ресурсы);

– классная доска с магнитной поверхностью;

– экран на штативе или навесной экран.

В комплект учебных материалов по чувашскому языку входят:

– учебники и учебные пособия;

– контрольно-измерительные материалы;

– изображения государственной символики Чувашской Республики, Российской Федерации;

– карта Чувашской Республики;

– настенные таблицы, иллюстрации;

– электронные обучающие программы;

– электронные мультимедийные презентации;

– электронные словари;

– справочные издания;

– учебные двуязычные словари;

– картотека с заданиями для индивидуального обучения;

– фотопортреты известных людей;

– комплект тематических лексических таблиц;

– комплект грамматических таблиц по основным разделам изучаемого материала.

Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:

– примерную рабочую программу основного общего образования по родному (чувашскому) языку;

– программно-нормативные документы;

– методические пособия для учителей по каждому классу, содержащие примерные тематические планирования.

3.2. Научно-методическая литераура

Андреев И.А. Чувашский язык / И.А. Андреев. – Чебоксары, Чуваш. Кн. Изд-во, 2011. – 302 с.

Виноградов Ю.М. Чӑваш орфографине шкулта вӗрентесси: чӑваш чӗлхи вӗрентекенсем валли / Ю.М. Виноградов. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 63 с.

Волков М.К., Печников О.И. Чăваш чĕлхине иккĕмĕшле е ютла вĕрентессин меслетлĕхĕ (методики). Шупашкар, 2002. – 182 с.

Горшков А.Е. Сӑмах пултӑр уҫӑмлӑ, шухӑш пултӑр витӗмлӗ / А.С. Горшков. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2010. – 98 с.

Горшков А.Е. Вырăс чĕлхипе чăваш чĕлхин шайлаштаруллă грамматики: Вĕренӱ пособийĕ / А.Е. Горшков. – Шупашкар: И.Я. Яковлев ячĕллĕ Чăваш патшалăх педагогика ун-чĕ, 2007. – 124 с.

Игнатьева В.И. Обучение учащихся русской школы грамматической стороне говорения на чувашском языке (монография) Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2009. – 95 с.

Сергеев Л.П. Ĕç хучĕсем çырасси: Методика пособийĕ / Л.П.Сергеев. – Чебоксары, 1990. – 38 с.

Чăваш чĕлхи меслетлĕхĕ: 5-11 классенче чăваш чĕлхи вĕрентекенсемпе аслă шкул студенчĕсем валли. – Шупашкар: Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн редакципе издательство пайĕ, 2004. – 215 с.

Шкул ачисен пĕлĕвĕпе хăнăхăвĕсене хакласси: Чăваш шкулĕн 5–11 класĕсенче чăваш чĕлхипе литератури вĕрентекенсем валли / Чăваш Республикин Вĕренÿ министерстви; Ю.М. Виноградов, Л.Г. Петрова, Е.А. Майков хатĕрленĕ. – Шупашкар: Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн редакципе издательство пайĕ, 2004. – 30 с.

Словари и справочники

Васильева Е.Ф. Синонимсен словарĕ (Словарь синонимов) / Е.Ф. Васильева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1983. – 128 с.

Виноградов Ю.М., Виноградова Г.М. Орфографи словарĕ: Тĕрĕс çырмалли правилăсем (Орфографический словарь: Правила правописания). – Чебоксары: РИО ЧРИО, 2002. – 304 с.

Сергеев Л.П. Чăвашла тĕрĕс çырасси (Чувашское правописание) / Л.П. Сергеев, Ю.М. Виноградов. – Чебоксары, 1995. – 48 с.

Сергеев Л.П. Чăваш чĕлхин фразеологи словарĕ (Фразеологический словарь чувашского языка) / Л.П. Сергеев, В.В. Павлов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2007. – 62 с.

Скворцов М.И. Русско-чувашский словарь. В двух томах. / М.И. Скворцов. –Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во, 2012. – 1 том. – 637 с. 2 том. – 654 с.

Скворцов М.И., Сворцова А.В. Чувашско-русский и русско-чувашский словарь. Изд. 4-е / М.И.Скворцов, А.В.Скворцова. – Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2007. – 432 с.

Федоров Г.И. Чӑваш фразеологийӗн ӑнлантаруллӑ сӑмах кӗнеки (Чувашский толковый фразеологический словарь). 2 томлӑ. 1-мӗш том: А – С / Г.И. Федоров. – Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2016. – 271 с. 2-мӗш том: Т – / Г.И. Федоров. – Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2016. – 280 с.

Чăваш орфографийĕпе пунктуацийĕ: Тĕрĕс çырмалли правилăсем (Чувашская орфография и пунктуация: Правила правописания) / Под ред. проф. И.А.  Андреева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994. – 80 с.

Чăваш чĕлхин орфографи словарĕ (Орфографический словарь чувашского языка) / Сост. А.А. Алексеев. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2002. – 399 с.

Чувашско-русский словарь / Под ред. М.И. Сворцова. М.: Сов. энциклопедия, 1979. – 712 с.

Чернов М.Ф. Чувашско-русский фразеологический словарь/ М.Ф. Чернов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. – 176 с.

Рекомендуемые информационные ресурсы в сети Интернет

http://www.obrazov.cap.ru – сайт Министерства образования Чувашской Республики;

http://www.informika.ru – сайт «Информика» Министерства образования РФ;

http://www.chuvash.org – Чувашский народный сайт;

http://www.lib.cap.ru – Национальная библиотека Чувашской Республики;

http://vcheboksari.ru – Государственная символика;

http://yumah.ru – Чувашское народное творчество;

http://www.chuv06.narod.ru – Первый сайт для учителей чувашского языка;

http://www.enc.cap.ru – Чувашская энциклопедия;

http://cv.wikipedia.org Чувашский раздел Википедии;

http://www.human.cap.ru – Чувашский государственный институт гуманитарных наук;

http://www.chuvsu.ru – Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова;

http://www.chgpu.edu.ru – Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева;

http://pkanash.chv.su/ – форум учителей чувашского языка „Педканаш

http://inset.chv.su/ – центр дистанционного обучения чувашскому языку

http://chuvshkola.ucoz.ru/ – сайт школьников

http://samahsar.chuvash.org/– Электронлӑ сӑмахсар («Электронный слолварь»)

http://nbchr.ru (http://www.lib.cap.ru) – Чувашская национальная библиотека;

http://www.shkul.su – интернет-журнал „Шкулта“ („В школе“);

http://uchkopilka.ru/ – Методическая копилка учителей.