СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по чувашскому языку. Предназначена для учащихся 5-9 классов. Русскоязычная школа. 1 час в неделю
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и образования Республики Башкортостан
МКУ УО Муниципального района Ермекеевский район РБ
МОБУ СОШ с.Нижнеулу-Елга
РАССМОТРЕНО на заседании педсовета ________________________ Протокол №1 от «30» 08 2024 г.
| СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________________________ Ванюшина Г.М. от «30» 08 2024 г.
| УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________________ Корнилова Н.Л. Приказ №135 от «30» 08 2024 г.
|
Рабочая программа
учебного предмета «Родной (чувашский) язык»
для обучающихся 5-9 классов
Составитель: учитель
Ильина Марина Станиславовна
с.Нижнеулу-Елга 2024
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной (чувашский) язык» для 5 класса основного общего образования (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) к результатам освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Родной язык и родная литература» и на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации (статья 26);
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 5, 8, 12, 14);
Федеральный закон от 25.10.1991 г. № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» (статьи 2, 6, 9, 10);
Чувашский язык – национальный язык чувашского народа. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами чувашский язык в Чувашской Республике, наравне с русским языком, является государственным языком Чувашской Республики и изучается во всех образовательных организациях Чувашской Республики.
Преподавание чувашского языка в общеобразовательных организациях на уровне основного общего образования направлено на достижение двуединой цели:
развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций обучающихся;
развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала чувашского языка.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих практических задач:
развитие у обучающихся коммуникативных умений на чувашском языке в основных видах речевой деятельности – говорение, аудирование, чтение, письмо;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
формирование системы знаний о структуре чувашского языка;
выработка навыков использования языковых средств (фонетических, графических, лексических, грамматических) в устном и письменном общении;
приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям чувашского края в рамках тем, сфер и ситуаций общения;
формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
воспитание любви и уважения к родному краю, чувашскому языку как духовной ценности чувашского народа.
Успешное решение поставленной цели и задач достигается за счет использования методически целесообразных средств и методов обучения, использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Общая характеристика учебного предмета
К моменту начала изучения чувашского языка в 5-9 классах у обучающихся сформировались элементарные коммуникативные умения на чувашском языке во всех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения чувашского языка как учебного предмета.
На основной ступени образования совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых обучающимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения чувашским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности. Продолжается развитие коммуникативной компетенции, что придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.
Учебный предмет «Родной (чувашский) язык» расширяет лингвистический кругозор обучающихся, развивает логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, классифицировать языковые единицы, делать выводы. Также предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, формирует у обучающихся чувство патриотизма, любовь к родному краю. В процессе изучения чувашского языка у обучающихся вырабатываются уважительное отношение к чувашскому языку, к культуре чувашского народа, толерантность к представителям других наций и их культуре.
В результате изучения родного (чувашского) языка на уровне основного общего образования у обучающихся будут сформированы коммуникативная, лингвистическая и социокультурная компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.
Лингвистическая компетенция формируется на основе знания системы языка и правил оперирования языковыми средствами в процессе речевой деятельности.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного (чувашского) языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики чувашского языка, освоение норм чувашского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Основные содержательные линии учебного предмета
Направленность учебного предмета на формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций нашла отражение в содержании программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, углубляют представление о чувашском языке как национально-культурном феномене. Основной линией следует считать все же формирование коммуникативных умений, которые представляют собой результат овладения чувашским языком на данном этапе обучения. На каждом уроке чувашского языка происходит формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности.
Данная программа является ориентиром для составления рабочих программ по предмету «Родной (чувашский) язык» для 5-9 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению или усечению объема содержания, распределению часов по разделам и темам.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Родной (чувашский) язык» в 5-9 классах общеобразовательных организаций с русским языком обучения может быть ориентировочно выделено 340 часов (по 2 часа в неделю в каждом классе, 34 учебные недели в каждом классе).
Общеобразовательная организация вправе самостоятельно скорректировать количество часов, отводимых для изучения родного (чувашского) языка, за счет часов части плана, формируемой участниками образовательных отношений.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа.
Содержание раздела и тем учебного предмета 5 класс родной язык:
Ведение. 1 ч.
Родной язык - чувашский язык.
Региональный компонент. Изучение и обучение родного (чувашского) языка и литературы в Республике Башкортостан.
Повторение. 14 ч.
Алфавит. Правописание букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ, ъ, ь. Корень слова. Аффиксы. Части речи. Предложение. Члены предложения. Предложения по цели высказывания. Текст.
Обращения. Тема и основная идея текста. Сложное предложение. План текста. Предложения с прямой речью. Описание. Повествование. Рассуждение.
Развитие речи.
Региональный компонент. Сходство и отличие башкирского и чувашского алфавитов. Дикие животные. Птицы Республики Башкортостан. Помощь родному краю. Деревья Республики Башкортостан.
Фонетика. Орфография. 14 ч.
Алфавит. Гласные звуки. Гласные буквы. Сингармонизм гласных звуков. Нарушение сингармонизма в заимствованных словах. Разговорная речь. Согласные звуки. Сонорные звуки.
Шумные согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости в письме. Правописание удвоенных согласных. Мягкие и твёрдые согласные в заимствованных словах.
Правописание звонких согласных. Правописание букв ф, ц, щ, ъ в заимствованных словах. Ударение. Ударения в заимствованных словах. Слова со звуками ё. Фонетический разбор. Сходство и отличие звуков в чувашском и русском языках. Чувашские и русские ударения.
Развитие речи.
Лексика. 3ч.
Значения слов. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словари. Профессионализмы. Заимствованные слова.
Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Разговорно-бытовые слова. Лексический разбор.
Словообразование. 2 ч.
Корень слова и аффиксы. Словообразующие аффиксы. Правописание слов со словообразующими аффиксами. Сложные слова. Парные слова. Удвоенные слова.
Контрольная работа.
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 6 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 2 часов, на контрольные работы – 2 часа.
Содержание раздела и тем учебного предмета 6 класс родной язык:
Введение. 1ч
Сохраним родной язык.
Повторение. 2 ч
Заимствованные слова. Словари. Текст. Стиль.
Региональный компонент. Заимствованные слова с башкирского языка. Влияние башкирского языка на чувашский язык. Климатические условия Республики Башкортостан
Имя существительное. 13ч
Собственные и нарицательные имена существительные. Единственное и множественное число имён существительных. Образование имён существительных. Склонения имён существительных. Особенности склонений имен существительных. Имена существительные в личной форме. Имена существительные с окончаниями -ри(-ти, -чи), -хи, -ла(-ле), -серен, -чен. Значения падежей. Правописание заимствованных имён существительных.
Контрольная работа.
Развитие речи.
Великой Отечественной войны Республики Башкортостан. Местные музеи.
Имена прилагательные. 4ч
Образование имён прилагательных. Значения имён прилагательных. Степени имён прилагательных. Имена прилагательные с аффиксами -и, -скер.
Развитие речи.
Имена числительные. 4ч
Разряды имён числительных по значению. Количественные имена числительные. Порядковые имена числительные. Раздаточные имена числительные. Собирательные имена числительные
. Дружба народов РБ.
Местоимение как часть речи. 5ч
Личные местоимения. Возвратные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Определительные местоимения.
Контрольная работа.
Развитие речи.
Народы РБ. День матери.
Наречия. 3ч
Разряды наречий по значению. Образование наречий. Степени сравнений наречий.
Слова-подражания. 1ч
Разряды слов-подражаний по значению.
Контрольная работа.
Региональный компонент. Борьба против наркомании в Республике Башкортостан. Н.Дмитриев - переводчик башкирского эпоса.
Повторение. 1ч.
Морфологический разбор имён существительных. Морфологический разбор имён прилагательных. Морфологический разбор имён числительных. Морфологический разбор местоимений. Морфологический разбор наречий. Повторение раздела «Морфология». Морфемный анализ слова.
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 7 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 2 часов, на контрольные работы – 2 часа.
Содержание раздела и тем учебного предмета 7 класс родной язык:
Введение. 1ч
Родной язык – вдохновляет душу.
Повторение. 1ч.
Повторение раздела «Морфология» за курс 6 класса.
Региональный компонент. Реализация Закона о языках в Республике Башкортостан.
Глагол как часть речи. 10 ч
Образование глаголов. Глаголы противительной формы.
Спряжение глаголов. Наклонения. Изъявительное наклонение. Настоящее время глаголов. Будущее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Правописание форм прошедшего времени.
Сослагательное наклонение. Повелительное наклонение. Согласовательное наклонение.
Виды стилей. Причастия. Правописание причастий. Склонение причастий. Деепричастия. Образование деепричастий. Значения деепричастий. Инфинитив. Морфологический разбор инфинитива.
Контрольная работа.
Развитие речи.
Вспомогательные части речи 10 ч.
Слова-связки. Морфологический разбор.
Союзы. Морфологический разбор.
Частицы. Морфологический разбор.
Междометия Морфологический разбор.
Контрольная работа.
Развитие речи.
Язык и речь. 2 ч
Что такое язык?
Что такое речь?
Синтаксис и пунктуация 1ч.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетания 10 ч.
Предложения и словосочетания
Связь слов в предложениях
Основа словосочетаний
Основа простого предложения
Основная мысль
Место слов в предложении
Вопросительные и повествовательные предложения
Контрольная работа.
Развитие речи.
Текст 3 ч.
Стили текста
Научный стиль речи
Контрольная работа.
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 8 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 2 часов, на контрольные работы – 2 часа.
Содержание раздела и тем учебного предмета 8 класс родной язык:
Введение. 1 ч.
Родной язык - это благословение прадедов. 1ч
Повторение раздела «морфология». 1ч.
Повторение раздела «Морфология». Повторение раздела «Морфология. Орфография».
ЯЗЫК И РЕЧЬ. 1ч.
Язык. Речь.
Синтаксис. Пунктуация. 10ч.
Простое предложение. Предложение – основная речевая единица. Словосочетание. Образование словосочетаний. Образование предложений. Тема и рема. Основа предложений. Порядок слов в предложении.
Контрольная работа.
Развитие речи.
Члены предложения. 13ч.
Главные члены предложений. Подлежащее. Сказуемое. Связь подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определения. Дополнения. Обстоятельства. Обособление обстоятельств и дополнений. Разбор предложений по составу. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Контрольная работа.
Развитие речи.
Обращения. 4 ч.
Обращения. Вводные слова и предложения и их обособления.
Развитие речи.
Односоставные предложения. 3 ч.
Назывные предложения. Предложения с обособленными словами. Разбор простых предложений.
Контрольная работа.
Прямая и косвенная речь. 1ч.
Диалог. Цитата. Обособление цитат.
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 2 часов, на контрольные работы – 2 часа.
Содержание раздела и тем учебного предмета 9 класс родной язык:
Введение.. 1 ч.
Нам нужен родной язык.
Повторение. 1 ч.
Повторение раздела «Синтаксис».
Сложные предложения. 2 ч.
Средство связи простых предложений. Виды сложных предложений.
Бессоюзные сложные предложения. 4ч.
Запятая и точка запятая в бессоюзных сложных предложениях. Двоеточие, тире в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.
Контрольная работа.
Сложносочиненные предложения. 4 ч.
Союзы в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Синтаксический разбор сложносочинённых предложений. Развитие речи.
Язык. Речь. 4 ч.
Язык. Речь. Стили речи. Деловая бумага. Контрольная работа.
Сложноподчиненные предложения. 7ч.
Составные части сложноподчинённого предложения. Средство связи придаточной части с главной. Место придаточной части по отношению главной. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Значение придаточной части. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Связь простых предложений в сложных.
Развитие речи.
Чувашская письменность. 10ч.
Чувашская письменность и этапы развития. Современная чувашская письменность. И.Я.Яковлев - просветитель чувашского народа.
Контрольная работа. Развитие речи.
Повторение. 1 ч.
Синтаксический разбор простых и сложных предложений. Повторение раздела «Синтаксис. Пунктуация». Повторение раздела «Чувашская письменность». Завещание И.Я.Яковлева чувашскому народу.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета «Родной (чувашский) язык» на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
этническая и общероссийская гражданская идентичность, осознание себя гражданином многонационального российского государства;
ценностное отношение к истории, языку, культуре чувашского народа; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к духовным ценностям народов России;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
сформированность ответственного отношения к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профессии на основе формирования уважительного отношения к труду;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
осознание значения семейных ценностей, формирование и развитие уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на уроках чувашского языка будет продолжена работа по формированию межпредметных понятий. Обучающиеся усовершенствуют приобретенные на начальном уровне навыки работы с информацией. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и второстепенную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета «Родной (чувашский) язык» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные и познавательные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
совершенствование навыков смыслового чтения;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать и аргументировать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Основными предметными результатами изучения предмета «Родной (чувашский) язык» являются формирование умений в говорении, слушании, чтении и письме, а также приобретение обучающимися знаний о фонетике, лексике и грамматике чувашского языка.
Выпускник научится:
использовать в речи коммуникативно-эстетические возможности родного (чувашского) языка;
систематизировать научные знания о чувашском языке;
выполнять различные виды анализа слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического; синтаксического анализа словосочетания и предложения;
обогащать активный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном (чувашском) языке адекватно ситуации и стилю общения;
владеть основными нормами литературного чувашского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами чувашского речевого этикета, приобретать опыт их использования в устной и письменной речевой практике.
В совершенствовании видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения, предусматриваются следующие результаты:
Аудирование
Выпускник научится:
понимать коммуникативную цель говорящего;
воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова и словосочетания.
Выпускник получит возможность научиться:
полностью воспринимать и понимать на слух речь на чувашском языке.
Говорение
Выпускник научится:
вести разговор с собеседником, задавая вопросы и отвечая на них, соглашаясь или не соглашаясь с собеседником;
начинать, продолжать и завершать разговор;
соблюдать в речи основные нормы чувашского литературного языка, нормы чувашского речевого этикета;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
составлять несложные монологические тексты на изученные темы в форме повествования, описания и рассуждения;
составлять собственный текст по аналогии;
кратко рассказывать о своей проектной работе.
Выпускник получит возможность научиться:
брать интервью и давать интервью;
составлять тексты в форме повествования, описания и рассуждения;
пересказывать подробно содержание прочитанных текстов.
Чтение
Выпускник научится:
читать вслух и про себя и находить в тексте нужную информацию;
определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;
самостоятельно определять тему, главную мысль прочитанного текста;
формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в прочитанном тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно читать тексты на чувашском языке и находить в них нужную информацию.
Письмо
Выпускник научится:
правильно писать на чувашском языке с учетом изученных правил;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме;
создавать собственные письменные высказывания и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
писать сочинения.
В овладении языковыми средствами и формировании навыков оперирования ими предусматриваются следующие результаты:
Графика, орфография, пунктуация
Выпускник научится:
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
писать правильно в рамках изученных орфографических и пунктуационных правил слова, словосочетания и предложения;
пользоваться чувашским алфавитом;
пользоваться лингвистическими словарями.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать важность сохранения в письменной речи орфографических и пунктуационных норм;
находить нужную информацию в лингвистических словарях, в том числе мультимедийных, и грамотно использовать ее в письме.
Фонетика и орфоэпия
Выпускник научится:
правильно произносить в словах все гласные и согласные звуки с учетом основных фонетических законов чувашского языка;
выполнять фонетический разбор слова;
произносить слова с правильной постановкой ударения;
правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;
пользоваться орфоэпическим словарем.
Выпускник получит возможность научиться:
выразительно читать тексты из прозы и поэзии.
Лексика и фразеология
Выпускник научится:
объединять слова в тематические группы;
находить и подбирать синонимы и антонимы, находить омонимы;
использовать в речи многозначные слова;
распознавать фразеологические обороты, употреблять их в речи;
наблюдать за использованием переносных значений слов в речи и письменных текстах;
распознавать исконно чувашские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Выпускник получит возможность научиться:
оценить свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах;
находить в различных лексических словарях (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов) и мультимедийных средствах необходимую информацию.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
находить однокоренные слова;
различать парные, повторяющиеся и сложные слова;
выполнять морфемный и словообразовательный анализы слова;
пользоваться основными способами словообразования в чувашском языке.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать особенности словообразования в чувашском языке по сравнению с русским языком.
Морфология
Выпускник научится:
различать части речи чувашского языка: самостоятельные и служебные;
выполнять морфологический анализ слова;
определять и использовать в речи различные формы частей речи в рамках норм современного чувашского литературного языка;
применять знания и умения по морфологии в практике письма.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;
находить нужную информацию по морфологии в различных лингвистических словарях и мультимедийных средствах.
Синтаксис
Выпускник научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать простые и сложные предложения;
выполнять синтаксический анализ словосочетания и предложения;
составлять различные виды словосочетаний, простых и сложных предложений;
различать прямую и косвенную речь;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
выполнять функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций.
Планируемые предметные результаты к концу 5 класса
Обучающийся научится:
воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;
понимать в целом речь учителя и одноклассников;
использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;
вербально или невербально реагировать на услышанное;
поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них;
Планируемые предметные результаты к концу 6 класса
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с опорой на текст.
читать про себя и находить в тексте нужную информацию;
определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;
делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;
писать правильно в рамках изученных орфографических правил;
Планируемые предметные результаты к концу 7 класса
объединять слова в тематические группы;
опознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в собственной речи;
использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;
распознавать фразеологические обороты, пользоваться ими в речи;
Планируемые предметные результаты к концу 8 класса
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
выполнять фонетический, морфемный разборы слова;
пользоваться основными способами словообразования в чувашском языке;
Планируемые предметные результаты к концу 9 класса
пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);
пользоваться в речи правилами чувашского речевого этикета.
Система оценки результатов освоения учебного предмета
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основное содержание оценки личностных результатов при получении основного общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательной организации, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего обучающегося» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК» В 5-9 КЛАССАХ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 5 класс (33 часов)
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение. | 1 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
2 | Повторение. | 14 | 1 | 1 |
|
3 | Фонетика. Орфография. | 14 | 1 |
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
4 | Лексика. | 3 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=YPITma9SGdE |
5 | Словообразование. | 2 |
| 1 | https://www.ruyoutube.com/watch?v=yj5V9t83IYM |
| Итого | 34 | 2 | 2 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 6 класс (34 часов)
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение | 1 |
|
| https://xn--80aderjdxfblqre9cs.xn--p1ai/ |
2 | Повторение | 2 |
|
| https://www.youtube.com/watch?v=yj5V9t83IYM |
3 | Имя существительное. | 13 |
|
| https://xn--80aderjdxfblqre9cs.xn--p1ai/ |
4 | Имена прилагательные. | 4 | 1 |
| http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/elbi/ |
5 | Имена числительные. | 4 |
| 1 | https://www.ruyoutube.com/watch?v=OUhEG3SAETw |
6 | Местоимение как часть речи. | 5 | 1 |
| http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/akhrat/ |
7 | Наречия. | 3 |
|
| http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/akhrat/ |
8 | Слова-подражания. | 1 |
|
|
https://www.youtube.com/watch?v=fQbIxKkLEE4 |
9 | Повторение. | 1 |
| 1 |
|
| Итого | 34 | 2 | 2 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 7 класс (34 часов)
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение | 1 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=ufZAxUTQNQo |
2 | Повторение | 1 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=RTUVOKVxwiA |
3 | Глагол как часть речи. | 10 | 1 | 1 | https://www/ruyoutube.com/watch?v=dLKJzzXGlYA |
4 | Вспомогательные части речи | 6 |
|
|
|
5 | Язык и речь | 2 |
|
| https://wwwru.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U |
6 | Синтаксис и пунктуация | 1 |
|
|
|
7 | Словосочетания | 3 | 1 |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html |
8 | Текст | 3 |
| 1 | https://studopedia.org/1-31622.html |
| Итого | 34 | 2 | 2 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 8 класс (34 часов)
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Родная школа | 1 |
|
| https://infourok.ru/videouroki |
2 | Обычаи и традиции чувашского народа | 1 |
|
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827 |
3 | Известные люди Чувашии | 1 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ, https://www.ruyoutube.com/watch?v=0x66yM3NR-U |
4 | Мораль и этика в поведении человека | 10 | 1 | 1 | https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw |
5 | Чувашия –моя Родина. | 13 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=Ce3f2zgQVSM |
6 | Пусть всегда будет мир! | 4 | 1 |
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=HPa6_YPxE7o |
7 | Человек и природа | 4 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=-fgBrp0v7Rg |
| Итого | 34 | 2 | 2 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 9 класс (34 часа)
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение. | 1 |
|
| https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827 |
2 | Повторение | 1 |
|
|
|
3 | Сложные предложения. | 2 |
|
| https://studopedia.org/1-31622.html |
4 | Бессоюзные сложные предложения. | 4 |
|
| https://studopedia.org/1-31622.html |
5 | Сложносочиненные предложения. | 4 | 1 |
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,
|
6 | Язык. Речь. | 4 |
| 1 | https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY |
7 | Сложноподчиненные предложения . | 7 |
|
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw |
8 | Чувашская письменность. | 10 | 1 | 1 |
|
9 | Повторение. | 1 |
|
|
|
| Итого | 34 | 2 | 2 |
|
5. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ В 5-9 КЛАССАХ
Поурочное планирование по родному языку в 5 классе ( 34 часа; по 1 часу в неделю)
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Кон-трольная работа | Развитие речи | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
|
| план. | факт. |
| |||
| Введение. Родной язык. | 1 |
|
| 3.09. |
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
| Звуки и буквы. Алфавит. | 1 |
|
| 10.09 |
|
|
| Правописание букв б,г,д,ж,з,ф,ц,ъ,ь в коренных чувашских словах. | 1 |
|
| 17.09 |
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
| Корень слова. Аффиксы. | 1 |
|
| 24.09. |
| https://www.youtube.com/watch?v=YPITma9SGdE |
| Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. | 1 |
|
| 1.10 |
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=yj5V9t83IYM |
| Предложение. Члены предложения. | 1 |
|
| 8.10 |
| https://xn--80aderjdxfblqre9cs.xn--p1ai/ |
| Вопросительные и повествовательные предложения. | 1 |
|
| 15.11 |
| https://www.ruyoutube.com/watch?v=rI-9tRzqvRs |
| Текст и его части | 1 |
|
| 22.10. |
| https://www.youtube.com/watch?v=UGDggld-JgU |
| Обращения. | 1 |
|
| 5.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=xBsjz9rd8Jk |
| Виды текста. | 1 |
|
| 12.11. |
| https://www.youtube.com/watch?v=OUhEG3SAETw |
| Сложные предложения. | 1 |
|
| 19.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=fQbIxKkLEE4 |
| Прямая речь. Диалог. | 1 |
|
| 26.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=dmFHgzH0MjU |
| Описание. Рассказ. Научный текст. | 1 |
|
| 3.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=_z1H5CknZTg |
| План текста. | 1 |
| 1 | 10.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=R_zGxIEtwZs |
| Р.Р.Изложение «Как кормил птиц» с.45 | 1 |
| 1 | 17.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=uv81ni-rHwk |
| Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | 1 |
| 24.12. |
|
|
| Фонетика. Орфография. Алфавит. Парные гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки | 1 |
|
| 14.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=AAA79-HZ3_Y |
| Обозначение гласных звуков в письме. Закон сингормонизма. | 1 |
|
| 21.01. |
| https://www.youtube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
| Стили. | 1 |
|
| 28.01 |
|
|
| Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
|
| 4.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
| Твердые и мягкие согласные звуки и их правописание. | 1 |
|
| 11.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=YPITma9SGdE |
| Удвоенные согласные и их правописание. | 1 |
|
| 18.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=yj5V9t83IYM |
| Р.Р. Сочинение по картине «В зимнем лесу». | 1 |
| 1 | 25.02 |
| https://xn--80aderjdxfblqre9cs.xn--p1ai/ |
| Правописание согласных звуков в словах заимствованных из русского языка. | 1 |
|
| 4.03. |
| https://www.youtube.com/watch?v=UGDggld-JgU |
| Ударение | 1 |
|
| 11.03 |
| https://www.youtube.com/watch?v=OUhEG3SAETw |
| Ударение. Постановка ударения в заимствованных русских словах. | 1 |
|
| 18.03. |
| https://www.youtube.com/watch?v=fQbIxKkLEE4 |
| Выпадение гласных звуков из слов. Изменения звуков. Сравнительный анализ звуков в чувашских и русских словах. | 1 |
|
| 25.03. |
| https://www.youtube.com/watch?v=dmFHgzH0MjU |
| Прямое и косвенное значение слов. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
|
| 8.04. |
| https://www.youtube.com/watch?v=_z1H5CknZTg |
| Омонимы. Синонимы. | 1 |
|
| 15.04. |
|
|
| Антонимы. Использование словарей. | 1 |
|
| 22.04 |
| https://www.youtube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
| Профессионализмы. Заимствованные слова. Архаизмы и неологизмы. | 1 |
|
| 29..04 |
| https://www.youtube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
| Диалектизмы. Слова, не подчиняющиеся литературным нормам. | 1 |
|
| 6.05. |
| https://www.youtube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
| Корень слова и аффиксы. Виды сложных слов. |
1 |
|
| 13.5 |
|
|
| Контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | 1 |
| 20.05 |
| https://www.youtube.com/watch?v=qUWDsi_m7ew |
Всего 34. Из них Р.Р. 2 ч., контрольных работ2 ч.
Поурочное планирование по родному языку в 6 классе ( 34 часа; по 1 часу в неделю)
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Контрольная работа | Развитие речи | Дата проведения | Используемые интернет-платформы | |
план. | факт | ||||||
| Введение Родной язык-источник знаний. | 1 |
|
| 4.09 |
| http://resh.edu.ru https://infourok.ru/videouroki |
| Повторение Фонетика. Орфография. Лексика | 1 |
|
| 11.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=pPR7fSnQ_lc |
| Морфология и орфоэпия | 1 |
|
| 18.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=dmFHgzH0MjU |
| Имя существительное как часть речи. | 1 |
|
| 25.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=NOjX60lwrVA |
| Неполная значение имён существительных. |
|
|
| 2.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=NHt742pZS3s |
| Формообразующие аффиксы | 1 |
|
| 9.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=UGDggld-JgU |
| Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
|
| 16.10 |
| http://chuvrdub.ru/base/base.html?id=54&mode=bio |
| Число имён существительных | 1 |
|
| 23.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=A66rJEpj8W4 |
| Словообразование имён существительных | 1 |
|
| 6.11 |
| https://znanija.com/task/2486482 |
| Склонение имён существительных | 1 |
|
| 13.11 |
| http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/elbi/ |
| Склонение имён существительных | 1 |
|
| 20.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=OUhEG3SAETw |
| Правописание заимствованных имён существительных из русского языка | 1 |
|
| 27.11 |
| http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/akhrat/ |
| Притяжательная форма имен существительных | 1 |
|
| 4.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=fQbIxKkLEE4 |
| Морфологический разбор имён существительных | 1 |
| 1 | 11.12 |
|
|
| Р.Р.Изложение близкое к тексту с.16 | 1 |
| 1 | 18.12 |
|
|
| Контрольная работа по теме «Правописание имён существительных» | 1 | 1 |
| 25.12 |
|
|
| Имя прилагательное как часть речи Словообразование имен прилагательных | 1 |
|
| 15.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=PJxP-mnVjTM |
| Качественные имена прилагательные | 1 |
|
| 22.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=A66rJEpj8W4 |
| Место имён прилагательных в речи. |
|
|
| 29.01 |
|
|
| Морфологический разбор имён прилагательных | 1 |
|
| 5.02 |
|
|
| Имя числительное как часть речи | 1 |
|
| 12.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=ufZAxUTQNQo |
| Группы имен числительных по составу | 1 |
|
| 19.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=RTUVOKVxwiA |
| Группы имен числительных по составу | 1 |
|
| 26.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=dLKJzzXGlYA |
| Морфологический разбор числительных | 1 |
|
| 5.03 |
|
|
| Местоимение как часть речи | 1 |
|
| 12.03 |
| https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U |
| Личные и возвратные местоимения | 1 |
|
| 19.03 |
|
|
| Вопросительные местоимения | 1 |
|
| 26.03 |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html |
| Неопределенные местоимения | 1 |
|
| 9.04 |
| https://studopedia.org/1-31622.html |
| Р.Р.Сочинение по картине | 1 |
| 1 | 16.04 |
|
|
| Наречие как часть речи | 1 |
|
| 23.04 |
| http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/elbi/ |
| Образование наречий | 1 |
|
| 30.04 |
| https://www.youtube.com/watch?v=OUhEG3SAETw |
| Степени сравнения наречий. | 1 |
|
| 7.05 |
| https://lusana.ru/presentation/3026 |
| Морфологический разбор наречий. Основные группы звукоподражательных слов | 1 |
|
| 14.05 |
| http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/elbi/ |
| Итоговый контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | 1 |
| 23.05 |
|
|
Всего 34 часов из них на Р.Р. 2 ч., контрольных работ 2 ч.
Поурочное планирование по родному языку в 7 классе ( 34 часа; по 1 часу в неделю)
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Кон-трольная работа | Развитие речи | Дата проведения | Используемые интернет-платформы | ||
|
| план. | факт. |
| ||||
| Родной язык окрыляет душу. | 1 |
|
| 5.09 |
| https://studopedia.org/1-31622.html | |
| Повторение изученного в 6 классе | 1 |
|
| 12.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY | |
| Глаголы. | 1 |
|
| 19.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=c2DtLMqyayQ | |
| Глаголы неопределённой формы | 1 |
|
| 26.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=Ce3f2zgQVSM | |
| Инфинитив | 1 |
|
| 3.10 |
|
| |
| Р.Р. Изложение на тему «Близкий друг». | 1 |
| 1 | 10.10 |
|
| |
| Причастия несовершенного вида | 1 |
|
| 17.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=-fgBrp0v7Rg | |
| Склонение причастий. | 1 |
|
| 24.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JeLuAFxv4MY | |
| Деепричастия | 1 |
|
| 7.11 |
|
| |
| Деепричастия и их образование. | 1 |
|
| 14.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=RTUVOKVxwiA | |
| Значения деепричастий | 1 |
|
| 21.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=dLKJzzXGlYA | |
| Контрольная работа по теме «Глаголы» | 1 | 1 |
| 28.11 |
|
| |
| Слова-связки и их морфологический разбор | 1 |
|
| 5.12 |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html | |
| Союзы и их морфологический разбор | 1 |
|
| 12.12 |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html | |
| Частицы и их морфологический разбор | 1 |
|
| 19.12 |
| https://studopedia.org/1-31622.html | |
| Междометия | 1 |
|
| 26.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ, | |
| Морфологический разбор междометий | 1 |
|
| 16.01 |
|
| |
| Р.Р.Сочинение по теме: «Моё село через 150 лет». | 1 |
| 1 | 23.01 |
|
| |
| Что такое язык? | 1 |
|
| 30.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=Ce3f2zgQVSM | |
| Что такое речь? | 1 |
|
| 6.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HPa6_YPxE7o | |
| Синтаксис и пунктуация | 1 |
|
| 13.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=-fgBrp0v7Rg | |
| Предложения | 1 |
|
| 20.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=ufZAxUTQNQo | |
| Словосочетания | 1 |
|
| 27.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=RTUVOKVxwiA | |
| Связь слов в предложениях | 1 |
|
| 6.03 |
| https://www.youtube.com/watch?v=dLKJzzXGlYA | |
| Основа словосочетаний | 1 |
|
| 13.03 |
|
| |
| Основа простого предложения | 1 |
|
| 20.03 |
| https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U | |
| Основная мысль | 1 |
|
| 27.03 |
|
| |
| Место слов в предложении | 1 |
|
| 10.04 |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html | |
| Вопросительные и повествовательные предложения | 1 |
|
| 17.04 |
| https://studopedia.org/1-31622.html | |
| Р.Р. Изложение «Лось» 86 с. | 1 |
| 1 | 24.04 |
|
| |
| Текст Стили текста Научный стиль речи | 1 | 1 |
| 15.05 |
|
| |
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
|
| 22.05 |
|
|
Итого 32 часа, из них Р.Р. 2 ч, контрольных работ-2 ч.
Поурочное планирование по родному языку в 8 классе ( 34 часа; по 1 часу в неделю)
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Контрольная работа | Развитие речи | Дата проведения | Используемые интернет-платформы | ||
|
| план. | факт |
| ||||
| Родная школа. | 1 |
|
| 6.09 |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827 | |
| Аффиксы формы принадлежности | 1 |
|
| 13.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ, https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U | |
| Значение падежей | 1 |
|
| 20.09 |
| https://www.youtube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw | |
| Р.Р.Изложение «Медвежья берлога». | 1 |
|
| 27.09. |
| https://www.youtube.com/watch?v=Ce3f2zgQVSM | |
| Спряжения глаголов | 1 |
|
| 4.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HPa6_YPxE7o | |
| Обычаи и традиции чувашского народа | 1 |
|
| 18.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=-fgBrp0v7Rg | |
| Виды чувашских народных песен. Спряжение глагола | 1 |
|
| 25.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JeLuAFxv4MY | |
| Вспомогательные существительные с пространственным значением | 1 |
|
| 8.11. |
| https://www.youtube.com/watch?v=ufZAxUTQNQo | |
| Причастия прошедшего времени | 1 |
|
| 15.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=RTUVOKVxwiA | |
| Известные люди Чувашии. Местоимения | 1 |
| 1 | 22.11. |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html | |
| Вопросительные и невопросительные предложения. | 1 |
| 1 | 29.11 |
|
| |
| Р.Р. Работа по картине Н.В. Овчинникова «Масленица». С.71 | 1 |
| 1 | 6.12 |
|
| |
| Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 1 |
| 13.12 |
|
| |
| Образование отрицательных и неопределённых местоимений | 1 |
|
| 20.12 |
| https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827 | |
| Мораль и этика в поведении человека | 1 |
|
| 27.12 |
| https://studopedia.org/1-31622.html | |
| Спряжение глаголов в будущего времени | 1 |
|
| 10.01. |
| https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ, | |
| Чувашия – моя Родина | 1 |
|
| 17.01. |
| https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY | |
| Имя прилагательное | 1 |
|
| 24.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw | |
| Степени сравнения имён прилагательных | 1 |
|
| 31.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=c2DtLMqyayQ | |
| Самостоятельная форма имён прилагательных |
| 1 |
| 7.02 |
|
| |
| Имя числительное | 1 |
|
| 14.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HPa6_YPxE7o | |
| Формы лица количественных числительных | 1 |
|
| 21.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=-fgBrp0v7Rg | |
| Склонение количественных числительных | 1 |
|
| 28.02 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JeLuAFxv4MY | |
| Основное значение аффикса- чен (ччен) | 1 |
|
| 7.03. |
| https://www.youtube.com/watch?v=ufZAxUTQNQo | |
| Прибавление аффикса шар, - шер | 1 |
|
| 14.03 |
|
| |
| Р.Р. Изложение «Ветла». С.222 | 1 |
| 1 | 21.03 |
|
| |
| Пусть всегда будет мир! | 1 |
|
| 4.04. |
| https://infourok.ru/videouroki | |
| Двусловные глагольные сочетания, передающие разные виды действий | 1 |
|
| 11.04. |
| https://infourok.ru/videouroki | |
| Человек и природа | 1 |
| 1 | 18.04. |
|
| |
| Спряжение глагола в повелительном наклонении | 1 |
| 1 | 25.04. |
| https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ, https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U | |
| Наречия времени. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях | 1 |
|
| 16..05. |
| https://studopedia.org/1-31622.html | |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
|
| 23.05. |
|
|
Поурочное планирование по родному языку в в 9 классе ( 34 часа; по 1 часу в неделю)
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Контрольная работа | Развитие речи | Дата проведения | Используемые интернет-платформы | |
|
| план. | факт |
| |||
| Введение. Родной язык - народной мудрости родник | 1 |
|
| 4.09 |
| https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827 |
| Повторение | 1 |
|
| 11.09 |
|
|
| Методы формирования сложных предложений | 1 |
|
| 18.09 |
| https://studopedia.org/1-31622.html |
| Виды сложных предложений. | 1 |
|
| 25.09 |
| https://studopedia.org/1-31622.html |
| Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. | 1 |
|
| 2.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ,
|
| Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. | 1 |
|
| 9.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY |
| Тире в бессоюзных сложных предложениях. | 1 |
|
| 16.10 |
| https://www.youtube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw |
| Бессоюзные сложные предложения. | 1 |
|
| 23.10 |
|
|
| Понятие о сложносочиненном предложении. | 1 |
|
| 6.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=c2DtLMqyayQ |
| Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 |
|
| 13.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=Ce3f2zgQVSM |
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | 1 |
|
| 20.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HPa6_YPxE7o |
| Что такое речь | 1 |
|
| 27.11 |
| https://www.youtube.com/watch?v=-fgBrp0v7Rg |
| Стили речи | 1 |
|
| 4.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JeLuAFxv4MY |
| Стили речи. | 1 |
|
| 11.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JeLuAFxv4MY |
| Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
| 1 | 18.12 |
|
|
| Деловые бумаги. | 1 |
| 1 | 25.12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=ufZAxUTQNQo |
| Главная и придаточная части | 1 |
|
| 15.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=RTUVOKVxwiA |
| Главная и придаточная части | 1 |
|
| 22.01 |
|
|
| Средства связи частей сложноподчиненного предложения | 1 |
|
| 29.01 |
| https://www.youtube.com/watch?v=dLKJzzXGlYA |
| СПП с придаточным подлежащим и сказуемым. | 1 |
|
| 5.02 |
| http://resh.edu.ru |
| СПП с придаточным определением, обстоятельством. | 1 |
|
| 12.02 |
|
|
| Текст и его виды. | 1 |
|
| 19.02 |
|
|
| Связь предложений в тексте. | 1 |
|
| 26.02 |
|
|
| Р.Р. Изложение «Мать солдата» с. 266 | 1 |
| 1 | 5.03 |
| https://infourok.ru/videouroki
|
| Этапы формирования чувашской письменности | 1 |
|
| 12.03 |
| https://school-essay.ru/moya-rodnaya-derevnya.html https://www.allsoch.ru/sochineniya/6827 |
| Новый этап чувашской письменности | 1 |
|
| 19.03 |
| https://studopedia.org/1-31622.html |
| Современная чувашская письменность | 1 |
|
| 26.03 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ, https://www.youtube.com/watch?v=0x66yM3NR-U |
| Иван Яковлевич Яковлев | 1 |
|
| 9.04 |
| https://www.youtube.com/watch?v=JoxhDllGGoY |
| Текст. | 1 |
|
| 16.04 |
| https://www.youtube.com/watch?v=wVCo_6-cKCw |
| Стили текста. | 1 |
|
| 23.04 |
| https://www.youtube.com/watch?v=c2DtLMqyayQ |
| Методы соединения предложений в тексте. | 1 |
|
| 30.04 |
| https://www.youtube.com/watch?v=Ce3f2zgQVSM |
| Р.Р.Сочинение по картине «Невеста» | 1 |
| 1 | 7.05 |
| https://www.youtube.com/watch?v=HPa6_YPxE7o |
| Контрольная работа итоговая |
| 1 |
| 14.05 |
|
|
| Анализ итоговой контрольной работы |
|
|
| 23.05 |
|
|
Всего 32 часа
Праздничные дни: 11.10.23 День республики, 10.04.24- Ураза-байрам, 1.05.24- Праздник Весны и Труда
6.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК».
Для полной реализации целей обучения родному (чувашскому) языку образовательный процесс должен быть оснащен необходимым учебно-методическим материалом и современной материально-технической базой. Кабинет чувашского языка оснащается техническими средствами обучения, учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями по чувашскому языку, научно-методической литературой для учителя.
В комплект технических средств обучения входят:
– мультимедийный компьютер;
– мультимедийный проектор;
– средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, Интернет-ресурсы);
– классная доска с магнитной поверхностью;
– экран на штативе или навесной экран.
В комплект учебных материалов по чувашскому языку входят:
– учебники и учебные пособия;
– контрольно-измерительные материалы;
– изображения государственной символики Чувашской Республики, Российской Федерации;
– карта Чувашской Республики;
– настенные таблицы, иллюстрации;
– электронные обучающие программы;
– электронные мультимедийные презентации;
– электронные словари;
– справочные издания;
– учебные двуязычные словари;
– картотека с заданиями для индивидуального обучения;
– фотопортреты известных людей;
– комплект тематических лексических таблиц;
– комплект грамматических таблиц по основным разделам изучаемого материала.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
– примерную рабочую программу основного общего образования по родному (чувашскому) языку;
– программно-нормативные документы;
– методические пособия для учителей по каждому классу, содержащие примерные тематические планирования.
3.2. Научно-методическая литераура
Андреев И.А. Чувашский язык / И.А. Андреев. – Чебоксары, Чуваш. Кн. Изд-во, 2011. – 302 с.
Виноградов Ю.М. Чӑваш орфографине шкулта вӗрентесси: чӑваш чӗлхи вӗрентекенсем валли / Ю.М. Виноградов. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 63 с.
Волков М.К., Печников О.И. Чăваш чĕлхине иккĕмĕшле е ютла вĕрентессин меслетлĕхĕ (методики). Шупашкар, 2002. – 182 с.
Горшков А.Е. Сӑмах пултӑр уҫӑмлӑ, шухӑш пултӑр витӗмлӗ / А.С. Горшков. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2010. – 98 с.
Горшков А.Е. Вырăс чĕлхипе чăваш чĕлхин шайлаштаруллă грамматики: Вĕренӱ пособийĕ / А.Е. Горшков. – Шупашкар: И.Я. Яковлев ячĕллĕ Чăваш патшалăх педагогика ун-чĕ, 2007. – 124 с.
Игнатьева В.И. Обучение учащихся русской школы грамматической стороне говорения на чувашском языке (монография) Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2009. – 95 с.
Сергеев Л.П. Ĕç хучĕсем çырасси: Методика пособийĕ / Л.П.Сергеев. – Чебоксары, 1990. – 38 с.
Чăваш чĕлхи меслетлĕхĕ: 5-11 классенче чăваш чĕлхи вĕрентекенсемпе аслă шкул студенчĕсем валли. – Шупашкар: Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн редакципе издательство пайĕ, 2004. – 215 с.
Шкул ачисен пĕлĕвĕпе хăнăхăвĕсене хакласси: Чăваш шкулĕн 5–11 класĕсенче чăваш чĕлхипе литератури вĕрентекенсем валли / Чăваш Республикин Вĕренÿ министерстви; Ю.М. Виноградов, Л.Г. Петрова, Е.А. Майков хатĕрленĕ. – Шупашкар: Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн редакципе издательство пайĕ, 2004. – 30 с.
Словари и справочники
Васильева Е.Ф. Синонимсен словарĕ (Словарь синонимов) / Е.Ф. Васильева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1983. – 128 с.
Виноградов Ю.М., Виноградова Г.М. Орфографи словарĕ: Тĕрĕс çырмалли правилăсем (Орфографический словарь: Правила правописания). – Чебоксары: РИО ЧРИО, 2002. – 304 с.
Сергеев Л.П. Чăвашла тĕрĕс çырасси (Чувашское правописание) / Л.П. Сергеев, Ю.М. Виноградов. – Чебоксары, 1995. – 48 с.
Сергеев Л.П. Чăваш чĕлхин фразеологи словарĕ (Фразеологический словарь чувашского языка) / Л.П. Сергеев, В.В. Павлов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2007. – 62 с.
Скворцов М.И. Русско-чувашский словарь. В двух томах. / М.И. Скворцов. –Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во, 2012. – 1 том. – 637 с. 2 том. – 654 с.
Скворцов М.И., Сворцова А.В. Чувашско-русский и русско-чувашский словарь. Изд. 4-е / М.И.Скворцов, А.В.Скворцова. – Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2007. – 432 с.
Федоров Г.И. Чӑваш фразеологийӗн ӑнлантаруллӑ сӑмах кӗнеки (Чувашский толковый фразеологический словарь). 2 томлӑ. 1-мӗш том: А – С / Г.И. Федоров. – Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2016. – 271 с. 2-мӗш том: Т – / Г.И. Федоров. – Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2016. – 280 с.
Чăваш орфографийĕпе пунктуацийĕ: Тĕрĕс çырмалли правилăсем (Чувашская орфография и пунктуация: Правила правописания) / Под ред. проф. И.А. Андреева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994. – 80 с.
Чăваш чĕлхин орфографи словарĕ (Орфографический словарь чувашского языка) / Сост. А.А. Алексеев. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2002. – 399 с.
Чувашско-русский словарь / Под ред. М.И. Сворцова. М.: Сов. энциклопедия, 1979. – 712 с.
Чернов М.Ф. Чувашско-русский фразеологический словарь/ М.Ф. Чернов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. – 176 с.
Рекомендуемые информационные ресурсы в сети Интернет
http://www.obrazov.cap.ru – сайт Министерства образования Чувашской Республики;
http://www.informika.ru – сайт «Информика» Министерства образования РФ;
http://www.chuvash.org – Чувашский народный сайт;
http://www.lib.cap.ru – Национальная библиотека Чувашской Республики;
http://vcheboksari.ru – Государственная символика;
http://yumah.ru – Чувашское народное творчество;
http://www.chuv06.narod.ru – Первый сайт для учителей чувашского языка;
http://www.enc.cap.ru – Чувашская энциклопедия;
http://cv.wikipedia.org – Чувашский раздел Википедии;
http://www.human.cap.ru – Чувашский государственный институт гуманитарных наук;
http://www.chuvsu.ru – Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова;
http://www.chgpu.edu.ru – Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева;
http://pkanash.chv.su/ – форум учителей чувашского языка „Педканаш
http://inset.chv.su/ – центр дистанционного обучения чувашскому языку
http://chuvshkola.ucoz.ru/ – сайт школьников
http://samahsar.chuvash.org/– Электронлӑ сӑмахсар («Электронный слолварь»)
http://nbchr.ru (http://www.lib.cap.ru) – Чувашская национальная библиотека;
http://www.shkul.su – интернет-журнал „Шкулта“ („В школе“);
http://uchkopilka.ru/ – Методическая копилка учителей.