СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чувашскому языку для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному чувашскому языку для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чувашскому языку для 1 класса»


I. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Планируемые результаты освоения программы по чувашскому языку и литературе к концу 1 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности звучащей речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса чувашского языка и лиетратуры

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

  • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

  • различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

  • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

  • узнавать и называть все буквы чувашского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

  • производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;

  • применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), об оформлении предложений на письме;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;

  • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

  • различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;

  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник должен уметь:

- самостоятельно выделить, формулировать и решать познавательную цель;

- ориентироваться в разнообразных способах решения задач;

- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- найти и выделить необходимую информацию из текстов;

- работать с источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью);

- задавать вопросы;

- участвовать в учебном сотрудничестве;

- адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами чувашского языка, включая воспроизведение прочитанного текста.

В области регулятивных УУД школьник должен уметь:

- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- действовать по плану и планировать свою деятельность;

- контролировать свою деятельность по результату;

- преодолевать трудности, найти способы разрешения трудностей;

- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


В области коммуникативных УУД школьник должен быть способен:

в части аудирования:

- понимать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор в пределах сфер тематики и ситуаций, предусмотренных программой;

- полностью и точно понимать короткие тексты монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале, без опоры на зрительную наглядность (объем текста 5-6 предложений);

в части говорения:

- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне с взрослыми и со сверстниками в связи с предъявленной ситуацией общения и тематикой, обозначенных программой, а также вести диалог-расспрос в связи с содержанием увиденного, услышанного или прочитанного (примерный объем диалогического высказывания не менее 3-4 предложений с каждой стороны);

- задавать вопросы и отвечать на вопросы различных типов кратко, полным ответом;

в части чтения:

- читать вслух текст, соблюдая правила произношения слов и основные интонационные модели;

- прочитать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, заменяя многоточия или рисунки нужными словами, правильно интонируя распространенные предложения;

- читать про себя с полным пониманием учебные тексты, составленные на знакомом лексико-грамматическом материале, передать их содержание;

- читать про себя с пониманием основного содержания простых текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, отвечать на вопросы;

- догадываться о значении незнакомых слов, исходя из контекста (по словообразовательным признакам, по аналогии со словами родного языка);

- анализировать текст с точки зрения лексики (грамматики);

- ставить вопросы к прочитанному тексту;

- пользоваться словарем при чтении;

в части письма:

- списывать текст с доски, с книги прописью;

- уметь ставить ударение;

- употреблять на письме точку, вопросительный и восклицательный знаки;

- делить слова на слоги;

  • переносить слова по слогам;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по чувашскому языку и литературек концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться

  1. осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  2. осознание чувашского языка и литературы языка как явления культуры чувашского народа;

  3. внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам чувашского языка;

  4. положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа;

  5. чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности чувашского языка и литературы.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  1. осознавать слово как главное средство языка;

  2. осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

  3. различать и характеризовать звуки чувашского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

  4. использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  5. использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  6. производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  7. соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  8. устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

  9. различать родственные (однокоренные) слова;

  10. осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

  11. оценивать уместность использования слов в тексте;

  12. осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол);

  13. использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

  14. осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

  15. применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

  16. определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  17. осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  18. при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;

  19. осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).

  20. -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов; излагать содержание исходных текстов в 40-55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  1. осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

  2. осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  3. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  4. следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  5. осуществлять само- и взаимопроверку работ;

Познавательные

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

  2. ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках,

  3. владеть общим способом проверки орфограмм в словах,

  4. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

  5. находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

  6. осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Примечание. Курсивом указаны умения, работа над формированием которых только начинается.

Коммуникативные

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);

  • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  • озаглавливать текст;

  • подробно пересказывать текст;

  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).




II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Речевое общение (виды речевой деятельности)

Говорение. Формирование умений поздороваться: отвечать на приветствие и попрощаться; приветствовать друг друга в начале и в конце урока: вежливо представляться и представлять других; поблагодарить; отдать распоряжение; выразить согласие: несогласие; обращаться с просьбой.

Формирование умений называть тех: кто и что изображено на картинке; называть предмет: показанный учителем; называть игрушку: показанную учителем; сказать: что надето на кукле; обращаться с просьбой: с командой.

Формирование умений самостоятельно составлять предложение.

Формирование умений и навыков рассказывать о домашнем или диком животном (как называется: какого цвета: где живет: чем питается); об овощах или фруктах (как называется: какого цвета и какой он: где растет); рассказывать: какие игрушки есть дома, как называется: какая (большая или маленькая: какого цвета); описывать куклу (дать имя: дать характеристику внешности; описать одежду).

Формирование умений и навыков задавать (запрашивать информацию) и отвечать на вопросы

Ответы на вопросы учителя или одноклассников по содержанию картинки (фотографии): текста.

Постановка вопросов к прочитанному и участие в беседе по его содержанию.

Инсценирование диалогов.

Коллективное: групповое и индивидуальное составление рассказов по содержанию картинки.

Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Чтение слов с буквами к: п: с: =: т: х: ч: ш: находящимися между гласными. Чтение слов с этими же буквами: находящимися между буквами в: й: л: м: н: р и гласными?

Чтение слов с буквами е: .: и: \: э: находящимися перед согласными буквами.

Прогнозирование событий и фактов с опорой на заголовок: иллюстративный и фотографический материал: на ключевые вопросы.

Чтение текстов с полным пониманием содержания: соблюдая основные интонационные правила (основной тон высказывания: пауза внутри предложения).

Письмо. Упражнения в написании заглавных и прописных чувашских букв: заглавной буквы Ы. Списывание по образцу.

Умение выполнять лексические и грамматические упражнения: доступные по объему и содержанию.

Обучение грамоте

Подготовительный (добукварный) период (5 ч)

Здравствуй, школа! Слово. Предложение. Игрушки. Режим дня школьника. Слог. Родной дом. Родная деревня. Звук. Домашние животные. Ударение. Дикие животные.

Основной букварный период (80 ч)

Звуки речи. Фонетика Произношение и различение на слух всех звуков чувашского языка изолированно: в слове: в словосочетании: в потоке речи.

Различение гласных и согласных звуков. Различение звонких и глухих: мягких и твердых согласных.

Воспроизведение звуков: не имеющих аналогов в русском языке

Смягчение и озвончение согласных

Развитие умения правильно произносить звонкий звук [в] в конце слова ялав: уяв.

Определение количества звуков в словах.

Деление слов на слоги.

Ударение в слове. Различение ударных и безударных слогов.

Воспроизведение интонации простого предложения: повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного

Соблюдение словесного и фразового ударения.

Членение предложений на смысловые группы.

Соблюдение правильной интонации при перечислении.

Графика: правописание. Знание и умение читать буквы чувашского алфавита. Знание основных правил чтения чувашских слов. Озвучивание графического образа слова и понимание читаемого. Формирование умений и навыков писать заглавные и прописные чувашские буквы, заглавную букву Ы.

Лексика. Характер лексики определяется тематикой уроков.

Грамматика. Умение ставить вопросы к словам: обозначающим людей и животных.

Существительные в основном падеже единственного и множественного числа (кушак - кушаксем: ача - ачасем).

Развитие умения ставить вопрос к словам: обозначающим действие предмета.

Владение неполными предложениями в диалоге.

Порядок слов в простом предложении.

Простые предложения с союзом тата и частицами та: те.

Предложения с однородными членами.

Послебукварный период (14 ч)

Слово — главное средство языка. Роль языка в жизни людей.

Использование несловесных средств общения (жестов, мимики, поз, интонации).

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Углубление представлений о различных видах и формах общения (восприятия и передачи информации): в устной форме — слушание и говорение, в письменной — чтение и письмо.

Практическое овладение диалоговой формой речи: понимание смысла вопросов, реплик; вступление в диалог, ответы на вопросы, реплики, передача собственных мыслей, уточнение непонятного.

Упражнения в создании собственных высказываний с опорой на рисунки, схемы, на основе наблюдений.

Использование этикетных формул в различных ситуативных упражнениях (ситуации приветствия, прощания, обращения с вопросом, просьбой, извинения и др.).

Упражнения в достижении безошибочного выполнения разных видов письма: списывание с рукописного и печатного шрифтов, письмо предложений (в которых произношение слов не расходится с их написанием) по памяти и под диктовку.

Последовательный переход к осознанному правильному плавному слоговому чтению многосложных и целостному чтению коротких слов на основе понимания закономерностей письма. Упражнения в выразительном чтении, отражающем понимание смысла читаемого текста.

Формирование первоначальных умений работать с учебником русского языка: отличать текст упражнений от заданий, анализировать образец, находить нужную информацию в словариках учебника.



Содержание программы 2 класс

ЯЗЫК И РЕЧЬ (вводный раздел) (1 ч)

Слово — главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.

ПОВТОРЕНИЕ изученного о языке в 1 классе (1 ч)

Слово и его строение. Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Использование алфавита. Последовательность букв чувашского алфавита. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

Строение слога. Правила переноса слова.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч). Обозначение безударных гласных. Обозначение парных звонких и глухих согласных. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).

Слово как часть речи (1 ч). Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.

Слово и предложение (1 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Предложение и текст (1 ч). Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно.

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.

Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.

Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.

Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой, благодарность, поздравление).

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Фонетика, орфоэпия (2 ч). Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами чувашского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика (1 ч) Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Использование на письме разделительного ь знака; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.

Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.

Чистописание*.

Слово и его значение (лексика) (1 ч). Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах.

Слово и его строение (состав слова, морфемика) ( 2ч). Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов.

Слово как часть речи (морфология) (2 ч). Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Имя существительное (7 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).

Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.

Имя прилагательное (12 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.

Глагол (6 ч). Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

Синтаксис и пунктуация (6 ч). Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).

Орфография (12 ч). Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Обозначение мягкости согласных. Использование разделительного мягкого знака. Двойные согласные. Слова, заимствованные из русского языка. Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).

ПОВТОРЕНИЕ (6 ч)

Звуки. Буквы. Алфавит. Слово, предложение, текст. Части речи.

Развитие речи*. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста

Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов.

Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.

        1. Здравствуй, школа! (1 ч)

Чувашская Республика (1 ч)

Наступила осень (3 ч) «Осень». М. Трубина. «Золотой дождь». Н.Сладков «Журавли».

Мы дружные ребята ( 3ч). «Алёша и Катерина» В. Осеева.. «Синие листья».В.Осеева

Человек жив трудом. (3 ч) «Айога» (ненецкая сказка) «Нарспи» К.Иванов.

Зима. (3 ч) «Идёт волшебница зима». «Зимний вечер» А.С.Пушкин.. «Зимние месяцы» Сказка.

Наши обычаи и обряды (3ч). Детские песенки и потешки. Игры.

Сказки (4ч). Богатырские сказки. Сказки разных народов. «Волк и семеро козлят». Братья Гримм. «Красная шапочка». Ш.Перро

Семья (3ч) В дружной семье. «Когда спит мама?» Б.Данилов. «Почему плакала мама?» В.Сухомлинский.

Весна (2ч) «Весна в разгаре. Пришла весна». К.Иванов

Что такое хорошо и что такое плохо (2 ч) «Топор». А.Толстой.

Животные и птицы (3 ч). Животные и птицы – наши друзья» «Почему ласточки улетели?» Г.Луч «Родной край»

Нам не нужна война! (2 ч) Пионеры-герои.

Лето красное пришло. Обобщение (1 ч)


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


Содержание программного материала

Количество часов

1 класс

1

Подготовительный (добукварный) период

5 ч

2

Основной букварный период

80 ч.

3

Послебукварный период

14 ч