СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному удмуртскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному удмуртскому языку.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Администрация муниципального района Татышлинский район

МБОУ СОШ с.Нижнебалтачево

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______________________

Туктамышева А.В.

Протокол №1от«29»08 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

________________________

Кайранова Ю.Ш.

Приказ №110 от «29» 08 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________ Зидымаков Л.Л.

Приказ № 110 от «29» 08 2024 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 6275541)

учебного предмета «Родной (удмуртский) язык»

для обучающихся 1-4 классов





















с.Нижнебалтачево 2024




Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (удмуртскому) языку составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);


Место учебного предмета «Родной дмуртский) язык» в учебном плане



В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в



предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.

Планируемые результаты освоения учебного курса

«Родной (удмуртский) язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные результаты

В результате изучения курса «Удмуртский язык» обучающиеся на уровне начального общего образования научатся осознавать родной язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к родному языку, стремление к их грамотному использованию. Родной язык станет для учеников средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.



У выпускника будут сформированы:

  • чувство гордости за свою малую и большую Родину, осознание своей этнической и национальной идентичности (Я – удмурт, я – гражданин

РФ);

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

–этические чувства (доброжелательность, отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им);

–уважительное отношение к родному языку, к истории и культуре своего народа;

  • положительное отношение к школе и к учебной деятельности;

–мотивация к изучению родного языка – государственного языка республики; учебно-познавательный интерес к учебному материалу.



Выпускник получит возможность для формирования:

  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса родного языка на следующем уровне образования;

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к обучению в школе, понимания необходимости изучения родного языка.

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Познавательные универсальные учебные действия

В процессе изучения родного языка выпускник научится:

– использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (в учебниках, энциклопедиях, словарях, справочниках, Интернете);

– уметь работать со схемами, таблицами, рисунками и умение составлять их самим;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире, родном крае, о себе, семье, друзьях и т.п., в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме;

– в объеме содержания курса наблюдать и находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение; осуществлять анализ изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

– обучиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов текстов;



Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать нужную информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять наблюдение, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; на основе логических операций делать обобщения, выводы, умозаключения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах удмуртского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Выпускник научится:

  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;

  • задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

–сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.





Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

  • с учетом целей коммуникации наиболее точно передавать партнеру необходимую информацию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Выпускник на уровне начального общего образования получит первоначальные представления о системе и структуре родного языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное.



Содержание учебного курса «Родной (удмуртский )язык»



Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

- различать звуки и буквы; характеризовать звуки родного языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

– пользоваться удмуртским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов.





Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать нормы удмуртского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах корень, приставку, суффикс;

– различать словообразовательные и формообразовательные суффиксы.

Выпускник получит возможность научиться:

– выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; – использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

– распознавать грамматические признаки слов;

– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы но, нош, яке, оло, малы ке шуоно.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

– применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

–безошибочно списывать текст объемом 80–85 слов;

– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– подбирать примеры с определенной орфограммой; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.



Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

– по заданной теме, предложенному заголовку составлять текст (повествование, описание, рассуждение), самостоятельно озаглавливать текст;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать тексты по предложенному заголовку, теме, плану, рисунку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – написать изложение по прочитанному тексту в 75-80 слов;

– написать сочинение на заданную тему из 15-20 предложений;

– произвести проверку и корректировку написанных текстов, оценивать правильность выполнения учебной задачи







Содержание курса « Удмуртский (родной) язык »



Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, прочитанных литературных произведений, сюжетных картин, серий картин и т. п.). Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Специфические звуки удмуртского языка.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Ударение в удмуртских словах. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Функция букв е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных д, з, л, н, с, т. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующих согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т].

Знакомство с удмуртским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Правильная постановка ударения в удмуртских словах (чаще на последний слог). Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; обозначение мягкости согласных д, з, л, н, с, т буквами е, ё, ю, я, и;

правильное написание слов с аффрикатами њ, љ, џ; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков. Определение звуков [б], [в],

[г], [ж], [љ], [к], [м], [п], [р], [ф], [х], [ц], [џ], [ш], являющихся всегда твёрдыми. Определение звуков [њ`], [ч`], [й`], являющихся всегда мягкими. Различение аффрикат [љ], [њ`], [џ]. Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков [д-д`], [з-з`], [л-л`], [н-н`], [с-с`], [т-т]`. Различение звонких и глухих звуков. Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков [б-п], [вф], [г-к], [ж-ш[, [з-с], [д-т], [њ`-ч`], [љ-џ]. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного удмуртского языка.

Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения на письме мягкости согласных звуков буквами ь, е, ё, ю, я, и. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Способы обозначения на письме твёрдости согласных звуков буквами ћ, э. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа кыз, кызь, пќзьы; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я (емыш, лемлет, югыт, люгы); в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание удмуртского алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Представление об однозначных и многозначных словах, синонимах и антонимах. Наблюдение за использованием в речи многозначных слов, синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффиксов (словообразовательных, словоизменительных).

Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Выделение имён собственных и нарицательных. Различение имён существительных одушевлённых и недушевлённых по вопросам «кто?» (кин?, кинъёс?) и «что?» (ма? мар? маос?). Изменение существительных по числам. Единственное и множественное число. Образование множественного числа существительных. Изменение существительных по падежам. Различение падежей и их вопросов. Определение падежных суффиксов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное (по вопросам и падежным суффиксам). Определение принадлежности имен существительных к простому и притяжательному склонению. Образование имён существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Признаки прилагательного, значение и употребление в речи. Употребление прилагательных с существительными.

Образование прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения я (мон), ты (тон), он, она, оно (со), мы (ми), вы (тћ), они (соос), значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Признаки глагола, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Отрицательные формы глаголов, их образование. Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, прошедшем и будущем времени (спряжение). I и II спряжение глаголов, способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

Образование глаголов. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия.

Числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные, правописание простых и составных числительных.

Послелог. Знакомство с наиболее употребительными послелогами (послелоги, обозначающие место происхождения действия: улын, вылын, азьын, берын, сьќрын, куспын, шорын и др.) Употребление послелогов с существительными и местоимениями, их правописание. Функция послелогов: связь слов в предложении, образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Союз. Союзы и (но), а (нош), или (яке, оло), потому что (малы ке шуоно), их роль в речи.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные (ивортись), вопросительные (юан) и побудительные (отён); по интонации: восклицательные (кеськон) и невосклицательные (кеськонтэм).

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и (но), а (нош), или (яке, оло). Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложное предложение (общее представление). Образование сложных предложений. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; буквы ь, и, е, ё, ю, я после мягких согласных [д`] [з`] [л`] [н`] [с`] [т`]; буква е после твёрдых согласных;

мягкий знак (ь) после мягких согласных перед гласными о, ы (льомпу, сьод, тодьы, пќоьы); буквы о, э после твёрдых согласных [д] [з] [л] [н] [с] [т]; буквы з, ч, ж;

сочетания ча – ча, чо – чо, чу – чу;

разделительные ъ и ь; слова с двойными согласными; суффиксы -ос, -ёс, обозначающие множественное число существительных; падежные суффиксы существительных;

письмо послелогов с существительными и местоимениями;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; личные суффиксы глаголов; написание сложных слов; написание составных числительных; запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Части текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности и структура. Знакомство с жанрами письма, поздравления, объявления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения с элементами описания; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.



















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС


№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание


План

Факт


Знакомство с прописью. Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение. Ориентировка на листе. Знакомство с разлиновкой прописи. Обведение фигур по образцу.




Письмо длинных и коротких наклонных линий с закруглением вверху и внизу. Письмо элементов письменных букв А, Л, л, м, я




Звуковой анализ. Письмо овалов и полуовалов. Знакомство с алгоритмом соединения овала с наклонными линиями.




Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв у, в, д, з,




Письмо заглавных и строчных букв А, а, У, у, О, о.




Письмо заглавных и строчных букв Ы, ы, И,и.




Письмо заглавных и строчных букв Н, н,М,м.




Письмо заглавной и строчной буквы И, и (твёрдой и).




Письмо заглавных и строчных букв Л,л,Р, р.




Письмо заглавных и строчных букв Д,д,Т,т.




Письмо заглавных и строчных букв З,з,С, с.




Письмо заглавных и строчных букв Э, э,О,о.




Письмо заглавных и строчных букв Г, г,К,к.




Письмо заглавных и строчных букв В,в,Ф,ф.




Письмо заглавных и строчных букв Ж, ж,Ш,ш.




Письмо заглавной и строчной буквы Й, й.

Упражнения в чтении и письме слов и предложений с изученными буквами.




Письмо заглавных и строчных букв Е, е, Ё, ё.




Письмо заглавных и строчных букв Ю, ю, Я, я.




Письмо буквы ь.




Письмо заглавной и строчной буквы З, з.

Упражнения в письме слов и предложений с изученными буквами.




Письмо заглавной и строчной буквы Ч, ч.




Письмо заглавной и строчной буквы Ж, ж,




Письмо буквы ъ. Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком




Письмо заглавных и строчных букв Ц, ц, Х, х, Щ, щ.




Закрепление изученных букв. Алфавит.




Введение в учебный предмет «Родной язык». Речь, предложение.




Знаки препинания в конце предложения.




Слово. Слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов.




Собственные и нарицательные имена




Контрольное списывание «Миши».



Приложение

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы.




Контрольный диктант «Чипей».



Приложение

Работа над ошибками. Слог . Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение мягкости согласных.














ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

№п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

1

Устная и письменная речь.

04.09



2

Диалог и монолог. Вежливые слова.

11.09



3

Заглавие текста. Части текста.

18.09



4

Текст и его тема. Идея текста. Входная контрольная работа.

25.09


Приложение

5

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

02.10


Приложение

6

Слово. Общее понятие. Изложение.

09.10


Упр.60

7

Синонимы, антонимы. Контрольное списывание.

16.10



8

Строение слова Повторение.

23.10



9

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Звук и буква О.

06.11



10

Согласные звуки и буквы.

13.11



11

Звук и буква Ж. Звук и буква З

20.11



12

Звук и буква Ч. Повторение. Слог.

27.11



13

Перенос слов. Ударение. Сочинение.

04.12


Упр.141

14

Контрольный диктант по теме «Слово». Работа над ошибками.

11.12


Приложение

15

Звонкие и глухие согласные.

18.12



16

Парные глухие и звонкие согласные в конце предложения.

25.12



17

Твердые и мягкие согласные.

15.01



18

Обозначение мягкости согласных д, з, л, н, с, т. Обозначение мягкости согласных д, з, л, н, с, т с помощью ь.

22.01



19

Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

29.01



20

Обозначение мягких и твердых согласных д,з,л,н,с,т.

05.02



21

Обозначение твердости согласных с помощью буквы и и э

12.02



22

Буква е после твердых согласных.

19.02



23

Слова с буквами [з], ч.

26.02



24

Обозначение звука й с гласными буквами. Разделительный ъ и ь знаки. Перенос слов с одной строки на другую. Слова с удвоенными согласными.

05.03



25

Звуки и буквы буквы ф, х,ц,щ. Правописание слов с звуком [сь] Алфавит.

12.03



26

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» Работа над ошибками.

19.03



27

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные.

26.03


Приложение

28

Множественное и единственное число существительных. Большая буква в собственных именах существительных

09.04



29

Контрольное списывание.

16.04


Приложение

30

Глагол. Изменение глаголов по числам. Сочинение по картине.

23.04


Упр.149

31

Имя прилагательное.

30.04



32

Контрольный диктант «Тулыс» по теме «Части речи».

07.05


Приложение

33

Закрепление пройденных тем

14.05



34

Наши проекты

21.05

































































ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

№п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

1

Текст и его тема. Идея текста. Заглавие текста.

04.09



2

Текст-повествование.

11.09



3

Входной контрольный диктант «Сизьыл»

18.09


Приложение

4

Части текста. План текста.

25.09



5

Текст-описание. Текст-рассуждение

02.10



6

Сочинение по плану. Обобщение по разделу.

09.10



7

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

16.10



8

Главные и второстепенные члены предложения. Контрольное списывание «Толалтэ пи потто».

23.10



9

Главные и второстепенные члены предложения.

06.11


Приложение

10

Распространённые и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения.

13.11



11

Сочинение-описание по плану. Обобщение по разделу.

20.11



12

Однокоренные слова. Корень слова.

27.11



13

Суффикс – словообразующая часть слова.Суффиксы -о, -ё, -тэм, -ся, -сь, -ны, -ёс, -ос, -чи и др..

04.12



14

Приставки. Разбор слова по составу.

11.12



15

Сложные слова. Изложение по плану.

18.12


Упр.125

16

Контрольный диктант «Буран» по теме «Предложение».

25.12


Приложение

17

Работа над ошибками. Имя существительное. Собственные имена существительные.

15.01



18

Изменение имен существительных по числам.

22.01



19

Изменение имен существительных по падежам.

29.01



20

Изменение имен существительных по падежам в единственном и во множественном числе. Контрольное списывание «Тылобурдо каръёс».

05.01


Приложение

21

Контрольный диктант «Мынам Шарике» по теме «Имя существительное»

12.02


Приложение

22

Работа над ошибками. Послелог. Обобщение по разделу.

19.02



23

Местоимение. Изменение местоимений по падежам.

26.02



24

Обобщение по разделу.

05.03



25

Имя прилагательное

12.03



26

Связь прилагательного с существительным

19.03



27

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

26.03



28

Значение прилагательного в предложении. Обобщение по разделу.


09.04



29

Глагол. Изменение глаголов по числам.


16.04.



30

31

Изменение глаголов по временам.

23.04.

30.04



32

Роль глагола в образовании предложения.


07.05




33

Образование глаголов с помощью суффиксов. Обобщение по разделу.

14.05



34

Итоговый контрольный диктант «Шунды» по теме «Части речи».

21.05


Приложение

















































ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС


№ п/п


Тема урока

Дата

Примечание

план

факт


1

Удмуртский язык - родной язык. Диалог и монолог.

04.09



2

Устная и письменная речь.

11.09



3

Текст. Художественный и научный текст.

18.09



4

Входной контрольный диктант.

25.09


КР №1

5

Слово. Звуки и буквы.

02.10



6

Части слова. Перенос слова.

09.10



7

Правила письма.

13.10


8

Словосочетание.

23.10



9

Предложение. Главные члены предложения.

06.11



10

Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство.

13.11



11

Предложения с однородными членами.

20.11



12

Однородные члены с союзами но, нош, оло, яке.

27.11



13

Сложные предложения.

04.12



14

Сложные предложения с союзами.

11.12



15

Диктант № 2 «Камшур»

18.12


КР №2

16

Р/р Проект: «Составим текст-друг друга удивим». Составить текст повествование, описание, рассуждение.

25.12


РР с.100

17

Понятие о частях речи. Существительное.

15.01



18

Формы образования существительных.

22.01



19

Понятие о склонении имен существительных. Склонение существительных в единственном и множественном числах.

29.01



20

Ниман и адзон падежи

05.02



21

Возьматон,люкон и сетон падежи

12.02



22

Лэсьтон,кельтон и луонъя падежи. Морфологический разбор существительных.

19.02



23

Местоимение. Склонение местоимений.

26.02



24

Личные местоимения в предложении.

05.03



25

Имя прилагательное. Связь имен прилагательных с существительными.

12.03



26

Морфологический разбор имен прилагательных.

Р/р Сочинение- описание про птиц.

19.03


РР с.80

27

Диктант № 3 «Льомпу вайын»

26.03


КР №3

28

Глагол. Не с глаголами.

09.04



29

Неопределенная и личная форма глаголов.

16.04



30

Изменение глаголов по лицам и числам.

23.04



31

Спряжение глаголов. Морфологический разбор глаголов.

30.04



32

Понятие о наречии. Как определить наречие. Контрольное списывание «Нюлэскын вазь чукна».

07.05


КР №4

33

Понятие о числительном. Простые и составные числительные. Связь числительного с существительным.

14.05


34

Итоговый контрольный диктант «Шулдыр гурт».

21.05


КР №5







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Байкузина Н. С., Парамонова Л. Н. Букварь: Ньыль классъем начальной школалы учебник. – 3-тӥ изд., тупатъямын / Суредазы М. Вахрин, Н. Исаева, В. Мустаев. – Ижевск: Удмуртия, 2011. – 128 б.

2. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 1-тӥ класслы учебник. – 2-тӥ изд. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 64 б.

3. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 2-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредаз Н. Прозорова. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.

4. Байтерякова Ю.Т. Удмурт кыл. 2-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 2-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредаз Н. Прозорова. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.

5. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 3-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредазы Г. Иванова но А. Андрюшкин. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.

6. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 3-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредазы Г. Иванова но А. Андрюшкин. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.

7. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 4-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – Ижевск: Удмуртия, 2021. – 112 б.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Байтерякова Ю. Т., Боталова Н. П., Тимирзянова И. Ф. «Удмурт кыл» но «Литературной лыдӟиськон» предметъёсъя дышетскон ужъемышъёсты дунъян сӧзнэт. 1–4-тӥ классъёс: Методикая пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2020. – 144 б.





ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ



Интерактивный курс по обучению удмуртскому языку «Удмуртский язык для младшего школьного возраста» // URL: https://udmkyl.ru/onlinecourses (дата обращения: 25.05.2022).

Национальная библиотека Удмуртской Республики // URL: https://unatlib.ru/ (дата обращения: 25.05.2022).

Национальный корпус удмуртского языка //URL: http://udmcorpus.udman.ru/home (дата обращения: 25.05.2022).