СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному литературному чтению»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Примерная программа по предмету «Родной язык (русский)», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В.

Учебно-методический комплект

1.Авторская программа Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература». Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.

2. Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4 класс.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения на родном языке в 4 классе отводится 17 часов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные  результаты:

-принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами  многонационального  государства России;

-овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам  и традиционным религиям народов  России;

-усвоение  основных  морально-нравственных норм русского  народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;

-уважительное  отношение  к  иному мнению,  истории и культуре других народов;

-уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других  людей.

Метапредметные  результаты:

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных  и  познавательных задач;

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,  словарях, энциклопедиях;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления  причинно-следственных  связей,  построения рассуждений;

-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

-понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и  традиций многонациональной и мировой культуры;

-формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

-формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием  элементарных  литературоведческих понятий;

-использование разных видов  чтения:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков  героев;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 класс (17 ч)

Книга в мировой культуре - 2 часа

Роль книги в мировой культуре.

Внеклассное чтение. Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки.

Истоки литературного творчества - 3 часа

Виды устного народного творчества

Внеклассное чтение. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством тверских писателей и поэтов

Жить по совести, любя друг друга – 4 часа

Выставка произведений на тему «Писатели – детям»

Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова

Внеклассное чтение. Рассказы В.Драгунского

Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и доброте

Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Литературная сказка – 3 часа

Внеклассное чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои литературной сказки.

Внеклассное чтение. Моя любимая литературная сказка

Знакомство с творчеством тверских писателей.

Великие русские писатели - 4 часа

Внеклассное чтение. Стихи А.С.Пушкина

Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова

Внеклассное чтение. Великие русские писатели

Литература как искусство слова - 1 час

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема раздела, урока


Кол-во часов


Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Книга в мировой культуре (2 часа)

1.

Роль книги в мировой культуре. Рукописные книги Древней Руси. Сокровища духовной народной мудрости.

1

Рассуждать о роли книги в мировой культуре.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художе­ственного произведения.

Рассказывать о книге из своей библиотеки в соответствии с коллективно составленным планом.

Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше, уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.



2.

Внеклассное чтение. Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки (творческая работа)

1



Истоки литературного творчества (3 часа)

3.

Виды устного народного творчества Внеклассное чтение.

1

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида.

Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости.

Выявлять особенности притч.

Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста.

Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа.

Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.

Понимать, почему у человека в особенно сложных ситуациях обостряется чувство Родины, уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.



4.

Внеклассное чтение. Народные русские сказки из сборника А.Н. Афанасьева

1



5.

Знакомство с творчеством тверских писателей и поэтов

1



Жить по совести, любя друг друга (4 часа)

6.

Выставка произведений на тему «Писатели – детям». Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова.

1

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения, свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.



7.

Рассказы В.Драгунского

1



8.

Рассказы А.П. Гайдара о дружбе и доброте.

1



9.

Внеклассное чтение. «Сказки для добрых сердец» Н.К. Абрамцевой. (творческая работа). Забота взрослых о ребенке.

1



Литературная сказка (3часа)

10.

Внеклассное чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои литературной сказки.


1

Сравнивать литературные сказки.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.



11.

Моя любимая литературная сказка

1



12.

Знакомство с творчеством тверских писателей

1



Великие русские писатели(4 часа)

13.


Внеурочная деятельность.

Внеклассное чтение. Стихи А.С.Пушкина

1

Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Называть изученные произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова.

Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.



14.

Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1



15.

Веурочная деятельность. Басни И.А.Крылова



1



16.

Внеклассное чтение. Великие русские писатели

1



Литература как искусство слова (1 час)

17



Игра «По страницам прочитанных книг» Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по курсу.

1

Читать выразительно произведение, вникать в смысл прочитанного, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения








МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Техническое обеспечение

1. Экспозиционный экран.

2. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

3. Персональный компьютер с принтером.

4. Мультимедийный проектор.

Литература для учителя

1. Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4 класс.

2. Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.

Пособия для учащихся

1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

2. Портреты поэтов и писателей.

Ресурсное обеспечение программного материала

1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения (по возможности).

2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности ).

3. Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!