СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс УМК Школа 21 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс УМК Школа 21 века

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс УМК Школа 21 века»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты


1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;


2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;


4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции;


7. Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


8. Развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Метапредметные результаты:


Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

  • употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

  • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

  • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

  • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

  • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.


К концу обучения обучающийся научится:


  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • определять тему, основную мысль несложного текста;

  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.


К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:


  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;

  • давать оценку невежливому речевому поведению.

  • знать особенности диалога и монолога;


  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

  • пользоваться основными способами правки текста.

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

  • продуцировать простые информационные жанры (типа что? где? когда? и как произошло?) в соответствии с задачами коммуникации;

  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;

  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.


  1. Содержание предмета


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».


Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Что мы узнали и чему научились на уроках родного языка в начальной школе (1 час).

Резерв – 2 ч. – использованы для проведения контрольных работ (1 – в I четверти, 1 – во II

четверти).

Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков (уроки изучения нового материала; комбинированные уроки; уроки-практикумы; уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний; уроки контроля), уроков в нетрадиционной форме (практикумы),

На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.

Основными формами текущего контроля являются:

  • устный опрос;

  • диагностические работы;

  • тестовые задания.

  • письменные контрольные работы

Технологии:

- дифференцированное обучение;

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- деятельностный подход.



Оценочные методические материалы используются из «Банка данных» образовательной организации.



  1. Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

6 ч.

2.

Язык в действии

3 ч.

3.

Секреты речи и текста

6 ч.

4.

Резерв

2 ч


ИТОГО

17 ч.



Календарно-тематическое планирование

Содержание

Форма контроля

Дата план

Дата факт

Раздел

Тема


Русский язык: прошлое и настоящее- 6 ч.




1.

Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с обучением.

наблюдение

05.09


2.

Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

наблюдение

12.09


3.

Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный).


19.09


4.

Русский язык: прошлое и настоящее

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями.

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов

Работа в группе

26.09


5.

Русский язык: прошлое и настоящее

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Работа с толковыми словарями.

Проектное задание: «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре».


Проект

03.10


6.

Русский язык: прошлое и настоящее

Русские традиционные эпитеты в произведениях литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке».

Проект

10.10



Язык в действии - 3 часа




7.

Резерв

Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

К.р.

17.10


8.

Язык в действии

Анализ контрольной работы.

Язык в действии. Произношение слов в русском языке. Орфоэпический словарь.

Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.

самоконтроль

24.10


9.

Язык в действии

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.

самоконтроль

07.11


10.

Язык в действии

История возникновения и функции знаков препинания. Практическая работа. Пунктуационное оформление текста.

Практ. работа

14.11



Секреты речи и текста – 6 ч.




11.

Секреты речи и текста

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.


Работа в паре

21.11


12.

Секреты речи и текста

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

взаимопроверка

28.11


13.

Секреты речи и текста

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.


Работа в группе

05.12


14.

Секреты речи и текста

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Работа в группе

12.12


15.

Резерв

Контрольная работа «Подбор заголовка к готовому тексту; составление плана текста»

К.р.

19.12


16.

Секреты речи и текста

Анализ контрольной работы. Редактирование предложенных и собственных текстов; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

самоконтроль

26.12


17.

Секреты речи и текста

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул.

взаимопроверка

26.12





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!