Муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2018 года протокол № 1
Председатель ____________А. В. Попова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования (класс): начальное общее образование 1 – 4 классы
Количество часов: 658 ч
УчителЬ: Амосенок А. В.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Русский язык. Программа 1-4 классы», С.В. Иванова. УМК «Начальная школа XXI века». Москва, Издательский центр, «Вентана-Граф», 2014 год.
ПЛАНируемые результаты
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.
4 класс
Учащиеся научатся:
называть:
значимые части слова;
изученные части речи;
различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
предлог и приставку;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями; использовать алфавит при работе со словарём.
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 80-100 слов со следующими изученными правилами правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные;
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;
безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;
безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
словарные слова, определённые программой;
знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Учащиеся имеют возможность научится:
различать, сравнивать:
слово и предложение;
многозначные слова, синонимы, антонимы;
наречие, имя числительное;
простое и сложное предложения;
текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
разбирать простое предложение по членам;
суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
1 класс
Ученик научится:
различать, сравнивать:
звуки и буквы;
ударные и безударные гласные звуки;
твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение;
кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
выделять в словах слоги;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
переносить слова;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
правильно писать словарные слова, определенные программой;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15–30 слов;
осознавать цели и ситуации устного общения;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2 класс
Учащиеся научатся:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Учащиеся смогут научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3 класс
Учащиеся научатся:
различать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
главные и второстепенные члены предложения
предложения с однородными членами;
предлоги и приставки (на уровне правописания);
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
писать письма;
изложение с элементами сочинения;
уметь выделять, находить:
грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
признаки и типы текстов;
словообразование;
самостоятельные и служебные части речи;
способы образования имён существительных;
качественные имена прилагательные;
относительные имена прилагательные;
притяжательные имена прилагательные;
решать практические задачи:
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи;
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст,
применять правила правописания:
падежных окончаний имён существительных;
падежных окончаний имён прилагательных;
словарных слов, определённых программой;
постановка знаков препинания при однородных членах предложения;
суффиксов имён существительных –онок-, -ёнок-, -ек, -ик-, -ост(ь)-;
правописание суффиксов –ец-, -иц-, -ичк-, ечк-, -инк-, -енк-;
правописание имён существительных на –ий, -ия, -ие;
краткой формы имён прилагательных.
Учащиеся смогут научится:
формировать:
внутреннюю позицию положительного отношения к школе и к урокам русского языка как государственного языка, как средства межнационального общения и как инструмента познания окружающего мира;
ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к изучению русского языка и способам решения новой частной задачи;
осознание личных возможностей;
осознание роли русского языка как средства приобщения к духовным и культурным ценностям русского народа;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
использованию знаково-символических средств представления информации, схем решения учебных и практических задач;
находить ответы на вопросы в книге или других источниках;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
бегло, осознанно и выразительно читать, кратко и выборочно пересказывать текст.
самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знание на межпредметном уровне .
активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовности слушать собеседника и вести диалог;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
получит возможность:
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
способности использовать приобретённые знания в школьной и повседневной жизни ;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
овладению способностью определять и формулировать цели и задачи учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; поиску средств её осуществления;
освоению начальных форм познавательной и личной рефлексии;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
достаточно точно и полно передавать необходимую информацию;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа начального курса « Русский язык » реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
В рабочей программе по русскому языку представлены три содержательные линии: « Как устроен наш язык », «Правописание», «Развитие речи». Они конкретизируются с учетом специфики русского языка как учебного предмета. В разделах выделены темы: « Фонетика», « Слово и предложение », «Состав слова », « Лексика», «Правописание», «Развитие речи».
1 класс
Обучение грамоте (92 ч).
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к данному виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной ученикам тематике (на основе впечатлений, сюжетных картин, наблюдений).
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме.Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс (73 ч).
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Функции ь:
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь;в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
сочетания чк, чн;
перенос слов;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированного предложения. Знаки препинания в конце предложения.
2 класс
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
2. Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
3. Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
4. Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
5. Орфоэпия (изучается во всех разделах курса). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (34 ч)
1. Устная речь (15 ч)
Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
2. Письменная речь(14 ч)
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
«Повторение «(5 ч) и «Резерв» (16 ч)
3 класс
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний). (62ч)
Фонетика (3 ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
Состав слова (4 ч)
Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.
Синтаксис. (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение. Род и число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно падежной формы. Склонение имён существительных. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) ( 53 ч.)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имён сущ.. Правописание суффиксов им. сущ. –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, ечк-. Правописание окончаний имён прилагательных. Постановка запятой при однородных членах.
«Развитие речи» (30 ч.)
Продолжение работы, над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи: использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов и фразеологизмов.
«Резерв» (25 ч)
4 класс
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний). (54ч)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов и других частей речи
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения
Словосочетание.
Сложное предложение.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) ( 52 ч.)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи» (29 ч.)
Совершенствование речевых умений.
Знакомством основными видами сочинений и изложений: изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и сочинения-повествования, сочинения-описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
«Резерв» (18 ч)
Примерное распределение КИМ по годам:
КИМ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого: |
Контрольные работы | 1 | 3 | 4 | 4 | 12 |
Диктанты | 1 | 10 | 9 | 9 | 29 |
Списывание | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Тесты | | 1 | 2 | 2 | 5 |
Изложение | | | | 1 | 1 |
Итого | 4 | 15 | 17 | 18 | 54 |
Использование резерва учебного времени с аргументацией
Резерв учебного времени в объёме 63 ч использован следующим образом:
21 ч - во 2 классе, 25 ч - в 3 классе, 17 ч - в 4 классе на изучение разделов «Как устроен наш язык», «Правописание» (Формирование навыков грамотного письма), «Развитие речи». Для отработки знаний и умений по данным разделам.
В соответствии с приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общих образовательных учреждений Краснодарского края» в учебном плане по русскому языку в 4 классе отведено 4,5 часа в неделю, в год 153 часа.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Таблица распределения учебного материала по годам
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа 1-4 | Рабочая программа 1-4 | Примерная программа 1 кл | Рабочая программа по классам |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Обучение грамоте (русский язык) |
| Обучение грамоте (письмо) | | 92 | 80-111 | 92 | - | - | - |
1. | Фонетика и орфоэпия | | | | 10 | - | - | - |
2. | Графика и орфография | | | | 77: | - | - | - |
2.1 | Буквы гласных звуков как показатель твердости-мягкости согласных звуков. | | | | 15 | | | |
2.2 | Письмо букв с опорой на звуковые модели слов | | | | 4 | | | |
2.3 | Буквы звонких непарных согласных | | | | 11 | | | |
2.4 | Буквы глухих непарных согласных | | | | 5 | | | |
2.5 | Буквы парных согласных по звонкости и глухости | | | | 15 | | | |
2.6 | Сравнительный анализ парных согласных | | | | 11 | | | |
2.7 | Разделительная функция Ь и Ъ знаков | | | | 7 | | | |
2.8 | Списывание. Письмо под диктовку. | | | | 9 | | | |
3. | Слово и предложение | | | | 5 | - | - | - |
4. | Развитие речи | | | | в процессе уроков | - | - | - |
Обучение грамоте (чтение) |
| Обучение грамоте (чтение) | | 64 | | 64 | - | - | - |
| Добукварный период | | 10 ч. | | 10 ч. | - | - | - |
| Букварный период | | 54 ч. | | 54 ч. | - | - | - |
| ИТОГО | | 156 | | 156 | - | - | - |
Русский язык |
| Систематический курс (русский язык) | | | 54-85 | 73: | 170: | 170: | 153: |
I | Как устроен наш язык»: | | 206 | | 33: | 57: | 62: | 54: |
+10(р) |
1. | Фонетика и графика | | | | 8 | 10 | 3 | 1 |
2. | Слово и предложение (Синтаксис) | | | | 23: | 6 | 18: | 16: |
2.1 | Работа с предложением | | | | 15 | | | |
2.2 | Пунктуация | | | | 8 | | 9 | 8 |
2.3 | Главные и второстепенные члены предложения | | | | | | 9 | 8 |
3. | Состав слова (морфемика) | | | | 2 | 19: | 4 | 1 |
3.1 | Части слова: окончание, корень | | | | | 9 | | |
3.2 | Части слова: суффикс, приставка | | | | | 10 | | |
4. | Лексика | | | | в процессе уроков | 22: | в процессе уроков |
4.1 | Синонимы, антонимы, омонимы. | | | | | 10 | |
4.2 | Многозначные, устаревшие, исконные, заимствованные слова | | | | | 12 | |
5 | Морфология | | | | | | 37: | 36: |
5.1 | Признаки существительного и прилагательного | | | | | | 15 | 6 |
5.2 | Глагол | | | | | | 15 | 22: |
5.2.1 | Глагол: общее значение. | | | | | | | 7 |
5.2.2 | Морфологические признаки глагола. | | | | | | | 15 |
5.3 | Наречие | | | | | | 5 | 5 |
5.4 | Числительное | | | | | | 2 | 3 |
II | «Правописание» (Формирование навыков грамотного письма) | | 192 | | 29: | 58: | 53: | 52: |
+7 (р) |
1 | Правописание сочетаний жи-ши, чк-чн. Разделительные знаки. | | | | 8 | 8 | 11 | 10 |
2 | Перенос слова, заглавная буква. | | | | 10 | 8 | | |
3 | Правописание гласных в корнях | | | | 5 | 7 | 7 | 7 |
4 | Правописание согласных в корнях | | | | 6 | 14 | 14 | 14 |
5 | Правописание суффиксов | | | | | 10 | 10 | 10 |
6 | Правописание приставок и предлогов | | | | | 11 | | |
7 | Правописание окончаний | | | | | | 11 | 11 |
III | «Развитие речи» | | 98 | | 11 | 34: | 30: | 29: |
+4 (р) |
1 | Устная речь | | | | | 15 | 15 | 14 |
2 | Письменная речь | | | | | 15 | 15 | 15 |
3 | Типы текста | | | | | 4 | | |
IV | Резервные уроки и повторение (р). | | 64 | | | 21 | 25 | 18 |
| Всего | 675 | 658 | 165 | 165 | 170 | 170 | 153 |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
«Как устроен наш язык» | 33 | Фонетика и графика | 8 | Характеризовать звуки ( гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий – глухой). Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твердых мягких, звонких – глухих. Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Знакомиться со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «что делать?», «что сделать?». Задавать вопросы к словам, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Слово и предложение (Синтаксис) Работа с предложением Пунктуация | 23: 15 8 |
Состав слова (морфемика) | 2 |
Лексика | в процессе уроков |
«Правописание» (Формирование навыков грамотного письма) | 29 | Правописание сочетаний жи-ши, чк-чн. Разделительные знаки. | 8 | Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 15-30 слов. Правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением; переносить слова; писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; правильно писать словарные слова, определенные программой;ставить точку в конце предложения; Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. |
Перенос слова, заглавная буква. | 10 |
Правописание гласных в корнях | 5 |
Правописание согласных в корнях | 6 |
«Развитие речи» | 11 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. | 11 | Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Общаться посредством устной и письменной речи. Осознавать цели и ситуации устного общения. |
Обучение грамоте (письмо) | 92 | Фонетика | 10 | различать, сравнивать: звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; звук, слог, слово; слово и предложение; кратко характеризовать: звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие); условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных; решать учебные и практические задачи: выделять предложение и слово из речевого потока; проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков; выделять в словах слоги; правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; |
Графика и орфография. Буквы гласных звуков как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Письмо букв с опорой на звуковые модели слов. Буквы звонких непарных согласных Буквы глухих непарных согласных Буквы парных согласных по звонкости и глухости Сравнительный анализ парных согласных Разделительная функция Ь и Ъ знаков Списывание. Письмо под диктовку. | 77: 15 4 11 5 15 11 7 9 |
Слово и предложение | 5 |
2 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
«Как устроен наш язык» | | Фонетика и графика | 10 | Характеризовать звуки. Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук и его качественную характеристику. Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. |
Слово и предложение (Синтаксис) | 6 | Анализировать речевые ситуации и формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы. Наблюдать: находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. |
Состав слова (морфемика) Части слова: окончание, корень Части слова: суффикс, приставка | 19: 9 10 | Выделять, находить: в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку; подбирать родственные слова и формы слова. |
Лексика Синонимы, антонимы, омонимы. Многозначные, устаревшие, исконные, заимствованные слова | 22: 10 12 | Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять значение слова, пользуясь толковым словарем. |
«Правописание» (Формирование навыков грамотного письма) | 58 | Правописание сочетаний жи-ши, чк-чн. Разделительные знаки. | 8 | Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова .Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 45 -60 слов Применять правила правописания: перенос слов; проверяемые безударные гласные в корнях слов; парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); разделительные твердый и мягкий знаки; правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). |
Перенос слова, заглавная буква. | 8 |
| Правописание гласных в корнях | 7 |
Правописание согласных в корнях | 14 |
Правописание суффиксов | 10 |
Правописание приставок и предлогов | 11 |
«Развитие речи» | 34 | Устная речь | 15 | Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов, словами, сходными по звучанию, и их использованием в речи. Использовать приём развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей между словами. Составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о летнем отдыхе). Наблюдать за словами, имеющими сходное значение, и их использованием в речи. |
Письменная речь Типы текста | 15 4 | Определять по предложенным заголовкам содержание текста; составлять план текста; определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; соблюдать нормы современного русского литературного . Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации. Соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). |
Резервные уроки | 16 | В разделах: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи» | 16 |
Повторение | 5 | Повторение правописания. | 5 |
3 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
«Как устроен наш язык» | 62 | Фонетика и графика | 3 | Проводить фонетический анализ слова. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирая предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении. |
Слово и предложение (Синтаксис) Пунктуация Главные и второстепенные члены предложения | 18: 9 9 | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. Наблюдать: находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. |
Состав слова (морфемика) | 4 | Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения. Характеризовать алгоритм разбора слов по составу, использовать его. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Объяснять значение слова – давать развернутое толкование его значения. Различать родственные слова и формы слова. |
Морфология Признаки существительного и прилагательного Глагол Наречие Числительное | 37: 15 15 5 2 | Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имен существительных Сравнивать имена существительные. Подбирать максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному |
«Правописание» (Формирование навыков грамотного письма) | 53 | Правописание сочетаний жи-ши, разделительные знаки. | 11 | Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 65 -80 слов. Применять правила правописания: падежных окончаний имён существительных; падежных окончаний имён прилагательных; словарных слов, определённых программой; постановка знаков препинания при однородных членах предложения; суффиксов имён существительных –онок-, -ёнок-, -ек, -ик-, -ост(ь)-; правописание суффиксов –ец-, -иц-, -ичк-, ечк-, -инк-, -енк-; правописание имён существительных на –ий, -ия, -ие; краткой формы имён прилагательных. |
Правописание гласных в корнях | 7 |
Правописание согласных в корнях | 14 |
Правописание суффиксов | 10 |
Правописание окончаний | 11 |
«Развитие речи» | 30 | Устная речь | 15 | Подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, изложение с элементами сочинения, осознавать роль русского языка как средства приобщения к духовным и культурным ценностям русского народа. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Письменная речь | 15 |
Резервные уроки | 25 | В разделах: «Как устроен наш язык», «Правописание» | 25 |
| | | | |
4 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
«Как устроен наш язык» | 54 | Фонетика и графика | 1 | Различать, сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные. Анализировать: определять звук по его характеристике. Проводить фонетический анализ слова. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать слов для успешного решения коммуникативной задачи. Проводить фонетический анализ слова |
Слово и предложение (Синтаксис) Пунктуация Главные и второстепенные члены предложения | 16: 8 8 | Различать простые и сложные предложения, главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами Проводить синтаксический анализ простого предложения. |
Состав слова (морфемика) | 1 | Объяснять роль и значение суффиксов и приставок. Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Проводить разбор слова по составу. Моделировать слова заданного состава. |
36 | Морфология Признаки существительного и прилагательного Глагол: общее значение. Морфологические признаки глагола. Наречие Числительное | 6 7 15 5 3 | Различать, сравнивать имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол. Находить основания для группировки слов: для существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам спряжениям. Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «1 и 2 спряжение глаголов» Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
«Правописание» (Формирование навыков грамотного письма) | 52 | Правописание сочетаний жи-ши, разделительные знаки, перенос слова, заглавная буква. | 10 | Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 80 -100 слов со следующими изученными правилами правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных; звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; сочетания жи-ши, , сочетания чк, чн; безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; не с глаголами; безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов; словарные слова, определённые программой; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения. |
Правописание гласных в корнях | 7 |
Правописание согласных в корнях | 14 |
Правописание суффиксов | 10 |
Правописание окончаний | 11 |
«Развитие речи» | 30 | Устная речь | 14 | Озаглавливать тексты, писать собственные тексты по заданным заглавиям; корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; составлять план текста, писать текст по заданному плану. Определять типы текстов и создавать собственные тексты заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Писать изложение с элементами сочинения. Создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи: использовать в текстах многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные слова и фразеологизмы. |
Письменная речь | 15 |
Резервные уроки | 25 | В разделах: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи» | 18 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов СОШ № 3 от «29» августа 2018 года № 1 ___________ /Кустова И.Г./ подпись руководителя МО | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ /Белогорцева Н.В./ подпись «30 » августа 2018 года |