СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы С.В. Иванов УМК «Начальная школа XXI века

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Русский язык 4 класс  С.В. Иванов Начальная школа 21 века

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы С.В. Иванов УМК «Начальная школа XXI века»

Муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2018 года протокол № 1

Председатель ____________А. В. Попова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По русскому языку

Уровень образования (класс): начальное общее образование 1 – 4 классы

Количество часов: 658 ч

УчителЬ: Амосенок А. В.


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Русский язык. Программа 1-4 классы», С.В. Иванова. УМК «Начальная школа XXI века». Москва, Издательский центр, «Вентана-Граф», 2014 год.












ПЛАНируемые результаты

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.

4 класс

Учащиеся научатся:

называть:

  • значимые части слова;

  • изученные части речи;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, соглас­ные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
    предлог и приставку;

  • корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

  • простого двусоставного предложения;
    кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и ин­тонации;
    решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
    пользоваться словарями; использовать алфавит при работе со словарём.

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 80-100 слов со следующими изученными правилами пра­вописания:
    прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные;

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;

  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
    разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
    не с глаголами;

  • безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • правописание безударных личных окончаний глаголов;

  • словарные слова, определённые программой;

  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
    Учащиеся имеют возможность научится:

различать, сравнивать:

  • слово и предложение;

  • многозначные слова, синонимы, антонимы;

  • наречие, имя числительное;

  • простое и сложное предложения;

  • текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
    находить лексическое значение слова в толковом словаре;
    характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
    разбирать простое предложение по членам;

  • суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
    наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
    запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

  • находить языковые средства, делающие текст вырази­тельным, и ошибки, нарушающие логичность, правиль­ность и точность текста.

1 класс

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;

  • ударные и безударные гласные звуки;

  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

  • звук, слог, слово;

  • слово и предложение;

  • кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

  • решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;

  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;

  • выделять в словах слоги;

  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;

  • переносить слова;

  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

  • правильно писать словарные слова, определенные программой;

  • ставить точку в конце предложения;

  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15–30 слов;

  • осознавать цели и ситуации устного общения;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  • умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

2 класс

Учащиеся научатся:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  • изменяемые и неизменяемые слова;

  • формы слова и однокоренные слова;

  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • предложения по цели высказывания;

  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • подбирать однокоренные слова;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Учащиеся смогут научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

  • различать однозначные и многозначные слова;

  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;

  • составлять план текста;

  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

3 класс

Учащиеся научатся:

различать:

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

  • главные и второстепенные члены предложения

  • предложения с однородными членами;

  • предлоги и приставки (на уровне правописания);

  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

  • писать письма;

  • изложение с элементами сочинения;

уметь выделять, находить:

  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;

  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

  • признаки и типы текстов;

  • словообразование;

  • самостоятельные и служебные части речи;

  • способы образования имён существительных;

  • качественные имена прилагательные;

  • относительные имена прилагательные;

  • притяжательные имена прилагательные;

решать практические задачи:

  • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи;

  • подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст,

применять правила правописания:

  • падежных окончаний имён существительных;

  • падежных окончаний имён прилагательных;

  • словарных слов, определённых программой;

  • постановка знаков препинания при однородных членах предложения;

  • суффиксов имён существительных –онок-, -ёнок-, -ек, -ик-, -ост(ь)-;

  • правописание суффиксов –ец-, -иц-, -ичк-, ечк-, -инк-, -енк-;

  • правописание имён существительных на –ий, -ия, -ие;

  • краткой формы имён прилагательных.

Учащиеся смогут научится:

формировать:

  • внутреннюю позицию положительного отношения к школе и к урокам русского языка как государственного языка, как средства межнационального общения и как инструмента познания окружающего мира;

  • ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к изучению русского языка и способам решения новой частной задачи;

  • осознание личных возможностей;

  • осознание роли русского языка как средства приобщения к духовным и культурным ценностям русского народа;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

  • использованию знаково-символических средств представления информации, схем решения учебных и практических задач;

  • находить ответы на вопросы в книге или других источниках;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • бегло, осознанно и выразительно читать, кратко и выборочно пересказывать текст.

  • самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знание на межпредметном уровне .

  • активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовности слушать собеседника и вести диалог;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

получит возможность:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • способности использовать приобретённые знания в школьной и повседневной жизни ;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

  • овладению способностью определять и формулировать цели и задачи учебной деятельности  в сотрудничестве с учителем; поиску средств её осуществления;

  • освоению начальных форм познавательной и личной рефлексии;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • достаточно точно и полно передавать необходимую информацию;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа начального курса « Русский язык » реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

В рабочей программе по русскому языку представлены три содержательные линии: « Как устроен наш язык », «Правописание», «Развитие речи». Они конкретизируются с учетом специфики русского языка как учебного предмета. В разделах выделены темы: « Фонетика», « Слово и предложение », «Состав слова », « Лексика», «Правописание», «Развитие речи».

1 класс

Обучение грамоте (92 ч).

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к данному виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной ученикам тематике (на основе впечатлений, сюжетных картин, наблюдений).

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме.Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Систематический курс (73 ч).

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Функции ь:

  • показатель мягкости предшествующего согласного звука;

  • разделительный.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь;в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

  • сочетания чк, чн;

  • перенос слов;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированного предложения. Знаки препинания в конце предложения.

2 класс

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

2. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

3. Состав слова (морфемика) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

4. Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

5. Орфоэпия (изучается во всех разделах курса). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.


«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи» (34 ч)

1. Устная речь (15 ч)

Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

2. Письменная речь(14 ч)

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

«Повторение «(5 ч) и «Резерв» (16 ч)

3 класс

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний). (62ч)

Фонетика (3 ч)

Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.

Состав слова (4 ч)

Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.

Синтаксис. (18 ч)

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.

Морфология (37 ч)

Части речи; деление на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение. Род и число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно падежной формы. Склонение имён существительных. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Словообразование имён существительных.

Имя прилагательное: общее значение. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) ( 53 ч.)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имён сущ.. Правописание суффиксов им. сущ. –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, ечк-. Правописание окончаний имён прилагательных. Постановка запятой при однородных членах.

«Развитие речи» (30 ч.)

Продолжение работы, над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи: использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов и фразеологизмов.

«Резерв» (25 ч)

4 класс

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний). (54ч)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетиче­ского анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

Глагол. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение гла­голов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов и других частей речи

Наречие как часть речи.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения

Словосочетание.

Сложное предложение.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) ( 52 ч.)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребле­ние буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложе­ния (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи» (29 ч.)

Совершенствование речевых умений.

Знакомством основными видами сочинений и изложений: изложения подроб­ные и сжатые, полные, выборочные и сочинения-повествования, сочинения-описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

«Резерв» (18 ч)


Примерное распределение КИМ по годам:

КИМ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого:

Контрольные работы

1

3

4

4

12

Диктанты

1

10

9

9

29

Списывание

2

1

2

2

7

Тесты


1

2

2

5

Изложение




1

1

Итого

4

15

17

18

54

Использование резерва учебного времени с аргументацией

Резерв учебного времени в объёме 63 ч использован следующим образом:

21 ч - во 2 классе, 25 ч - в 3 классе, 17 ч - в 4 классе на изучение разделов «Как устроен наш язык», «Правописание» (Формирование навыков грамотного письма), «Развитие речи». Для отработки знаний и умений по данным разделам.

В соответствии с приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общих образовательных учреждений Краснодарского края» в учебном плане по русскому языку в 4 классе отведено 4,5 часа в неделю, в год 153 часа.


III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Таблица распределения учебного материала по годам

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

1-4

Рабочая программа

1-4

Примерная программа 1 кл

Рабочая программа по классам

1

класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучение грамоте (русский язык)


Обучение грамоте (письмо)


92

80-111

92

-

-

-

1.

Фонетика и орфоэпия




10

-

-

-

2.

Графика и орфография




77:

-

-

-

2.1

Буквы гласных звуков как показатель твердости-мягкости согласных звуков.




15




2.2

Письмо букв с опорой на звуковые модели слов




4




2.3

Буквы звонких непарных согласных




11




2.4

Буквы глухих непарных согласных




5




2.5

Буквы парных согласных по звонкости и глухости




15




2.6

Сравнительный анализ парных согласных




11




2.7

Разделительная функция Ь и Ъ знаков




7




2.8

Списывание. Письмо под диктовку.




9




3.

Слово и предложение




5

-

-

-

4.

Развитие речи




в процессе уроков

-

-

-

Обучение грамоте (чтение)


Обучение грамоте (чтение)


64


64

-

-

-


Добукварный период


10 ч.


10 ч.

-

-

-


Букварный период


54 ч.

54 ч.

-

-

-


ИТОГО


156


156

-

-

-

Русский язык


Систематический курс (русский язык)



54-85

73:

170:

170:

153:

I

Как устроен наш язык»:



206


33:

57:

62:


54:

+10(р)

1.

Фонетика и графика




8

10

3

1

2.

Слово и предложение (Синтаксис)




23:

6

18:

16:

2.1

Работа с предложением




15




2.2

Пунктуация




8


9

8

2.3

Главные и второстепенные члены предложения






9

8

3.

Состав слова (морфемика)




2

19:

4

1

3.1

Части слова: окончание, корень





9



3.2

Части слова: суффикс, приставка





10



4.

Лексика




в процессе уроков

22:

в процессе уроков

4.1

Синонимы, антонимы, омонимы.





10


4.2

Многозначные, устаревшие, исконные, заимствованные слова





12


5

Морфология






37:

36:

5.1

Признаки существительного и прилагательного






15

6

5.2

Глагол






15

22:

5.2.1

Глагол: общее значение.







7

5.2.2

Морфологические признаки глагола.







15

5.3

Наречие






5

5

5.4

Числительное






2

3

II

«Правописание»

(Формирование навыков грамотного письма)


192


29:

58:

53:

52:

+7 (р)

1

Правописание сочетаний жи-ши, чк-чн. Разделительные знаки.




8

8

11

10

2

Перенос слова, заглавная буква.




10

8



3

Правописание гласных в корнях




5

7

7

7

4

Правописание согласных в корнях




6

14

14

14

5

Правописание суффиксов





10

10

10

6

Правописание приставок и предлогов





11



7

Правописание окончаний






11

11

III

«Развитие речи»


98


11

34:

30:

29:

+4 (р)

1

Устная речь





15

15

14

2

Письменная речь





15

15

15

3

Типы текста





4



IV


Резервные уроки и повторение (р).


64



21

25

18


Всего

675

658

165

165

170

170

153



Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

1 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы


Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

«Как устроен наш язык»

33

Фонетика и графика

8

Характеризовать звуки ( гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий – глухой).

Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твердых мягких, звонких – глухих.

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Знакомиться со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «что делать?», «что сделать?».

Задавать вопросы к словам, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Слово и предложение (Синтаксис)

Работа с предложением


Пунктуация

23:



15



8

Состав слова (морфемика)

2

Лексика

в процессе уроков

«Правописание»

(Формирование навыков грамотного письма)

29

Правописание сочетаний жи-ши, чк-чн. Разделительные знаки.

8

Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Анализировать разные способы проверки орфограмм. Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 15-30 слов. Правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением; переносить слова; писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; правильно писать словарные слова, определенные программой;ставить точку в конце предложения;

Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.

Перенос слова, заглавная буква.

10

Правописание гласных в корнях

5

Правописание согласных в корнях

6

«Развитие речи»

11

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения.

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников.

11

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Общаться посредством устной и письменной речи. Осознавать цели и ситуации устного общения.

Обучение грамоте (письмо)

92

Фонетика

10

различать, сравнивать:

звуки и буквы;

ударные и безударные гласные звуки;

твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

звук, слог, слово;

слово и предложение;

кратко характеризовать:

звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

выделять предложение и слово из речевого потока;

проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;

выделять в словах слоги;

правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

Графика и орфография.


Буквы гласных звуков как показатель твердости-мягкости согласных звуков.

Письмо букв с опорой на звуковые модели слов.

Буквы звонких непарных согласных

Буквы глухих непарных согласных

Буквы парных согласных по звонкости и глухости

Сравнительный анализ парных согласных

Разделительная функция Ь и Ъ знаков

Списывание. Письмо под диктовку.

77:



15





4



11


5


15




11



7



9

Слово и предложение

5

2 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы


Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

«Как устроен наш язык»


Фонетика и графика

10

Характеризовать звуки. Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук и его качественную характеристику. Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

Слово и предложение (Синтаксис)

6

Анализировать речевые ситуации и формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Наблюдать: находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания.

Состав слова (морфемика)

Части слова: окончание, корень

Части слова: суффикс, приставка

19:


9



10

Выделять, находить:

в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

подбирать родственные слова и формы слова.

Лексика

Синонимы, антонимы, омонимы.

Многозначные, устаревшие, исконные, заимствованные слова

22:


10


12

Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять значение слова, пользуясь толковым словарем.

«Правописание»

(Формирование навыков грамотного письма)

58

Правописание сочетаний жи-ши, чк-чн. Разделительные знаки.

8

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова .Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.

Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 45 -60 слов Применять правила правописания:

перенос слов;

проверяемые безударные гласные в корнях слов;

парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

разделительные твердый и мягкий знаки;

правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Перенос слова, заглавная буква.

8


Правописание гласных в корнях

7

Правописание согласных в корнях

14

Правописание суффиксов

10

Правописание приставок и предлогов

11

«Развитие речи»

34

Устная речь

15

Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов, словами, сходными по звучанию, и их использованием в речи. Использовать приём развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей между словами. Составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о летнем отдыхе). Наблюдать за словами, имеющими сходное значение, и их использованием в речи.

Письменная речь

Типы текста


15

4

Определять по предложенным заголовкам содержание текста; составлять план текста;

определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; соблюдать нормы современного русского литературного .

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации.

Соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Резервные уроки

16

В разделах: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи»

16

Повторение

5

Повторение правописания.

5

3 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы


Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

«Как устроен наш язык»

62

Фонетика и графика

3

Проводить фонетический анализ слова. Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирая предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.

Слово и предложение (Синтаксис)

Пунктуация

Главные и второстепенные члены предложения

18:



9

9

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и словосочетании.

Наблюдать: находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания. Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.

Состав слова (морфемика)

4

Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения.

Характеризовать алгоритм разбора слов по составу, использовать его.

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава.

Объяснять значение слова – давать развернутое толкование его значения.

Различать родственные слова и формы слова.

Морфология


Признаки существительного и прилагательного

Глагол

Наречие

Числительное

37:



15



15

5

2

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.

Анализировать грамматические признаки заданных имен существительных

Сравнивать имена существительные.

Подбирать максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному

«Правописание»

(Формирование навыков грамотного письма)

53

Правописание сочетаний жи-ши, разделительные знаки.

11

Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 65 -80 слов. Применять правила правописания:

падежных окончаний имён существительных;

падежных окончаний имён прилагательных;

словарных слов, определённых программой;

постановка знаков препинания при однородных членах предложения;

суффиксов имён существительных –онок-, -ёнок-, -ек, -ик-, -ост(ь)-;

правописание суффиксов –ец-, -иц-, -ичк-, ечк-, -инк-, -енк-;

правописание имён существительных на –ий, -ия, -ие;

краткой формы имён прилагательных.

Правописание гласных в корнях

7

Правописание согласных в корнях

14

Правописание суффиксов


10

Правописание окончаний

11

«Развитие речи»

30

Устная речь



15

Подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, изложение с элементами сочинения, осознавать роль русского языка как средства приобщения к духовным и культурным ценностям русского народа. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Письменная речь



15

Резервные уроки

25

В разделах: «Как устроен наш язык», «Правописание»

25






4 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы


Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

«Как устроен наш язык»

54

Фонетика и графика

1

Различать, сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные. Анализировать: определять звук по его характеристике. Проводить фонетический анализ слова. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать слов для успешного решения коммуникативной задачи. Проводить фонетический анализ слова

Слово и предложение (Синтаксис)

Пунктуация

Главные и второстепенные члены предложения

16:



8

8

Различать простые и сложные предложения, главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами Проводить синтаксический анализ простого предложения.

Состав слова (морфемика)

1

Объяснять роль и значение суффиксов и приставок.

Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Проводить разбор слова по составу.

Моделировать слова заданного состава.

36

Морфология



Признаки существительного и прилагательного

Глагол: общее значение.

Морфологические признаки глагола.

Наречие

Числительное





6



7


15



5

3

Различать, сравнивать имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол. Находить основания для группировки слов: для существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам спряжениям. Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «1 и 2 спряжение глаголов»

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

«Правописание»

(Формирование навыков грамотного письма)

52

Правописание сочетаний жи-ши, разделительные знаки, перенос слова, заглавная буква.



10

Писать под диктовку безошибочно текст объёмом 80 -100 слов со следующими изученными правилами правописания:

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; сочетания жи-ши, , сочетания чк, чн; безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; не с глаголами;

безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;

правописание безударных личных окончаний глаголов; словарные слова, определённые программой; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Правописание гласных в корнях

7

Правописание согласных в корнях

14

Правописание суффиксов



10

Правописание окончаний

11

«Развитие речи»

30

Устная речь




14

Озаглавливать тексты, писать собственные тексты по заданным заглавиям; корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; составлять план текста, писать текст по заданному плану. Определять типы текстов и создавать собственные тексты заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Писать изложение с элементами сочинения. Создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи: использовать в текстах многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные слова и фразеологизмы.

Письменная речь




15

Резервные уроки

25

В разделах: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи»

18


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов СОШ № 3

от «29» августа 2018 года № 1

___________ /Кустова И.Г./

подпись руководителя МО



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


____________ /Белогорцева Н.В./

подпись

«30 » августа 2018 года
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!