АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛЕЙСКА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение – лицей города Алейска
Рассмотрено на заседании МО протокол №___ от ___ 2019 г. ________ /Л.А. Штерц/ | Согласовано Зам. по УВР ______/Т.Н. Стукаленко/ | Утверждаю и.о. Директора МБОУ лицея г. Алейска ______ /М.В. Башмакова / Приказ № _____ от ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область | Филология |
Предмет | Русский язык |
Начальные классы Класс обучения 1 |
Срок реализации программы 01.09.2019– 31.05.2020 г.г. |
Разработчик:
учитель начальных классов
МБОУ – лицея города Алейска
Штерц Л.А.
г. Алейск
2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку 1класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования") в ред. Приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012
№1060, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 №1576;
- Основной образовательной программы МБОУ – лицея города Алейска
- Примерных рабочих программ: Русский язык. Предметная линия учебников
системы«ШКОЛА РОССИИ» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, 1-4 классы.
Учебное пособие для образовательных организаций. Москва «Просвещение», 2019 г.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется в 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
2. Планируемые результаты освоения дисциплины в 1 классе:
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:
Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования
Регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования
Познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования
Коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
3. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
4. Тематическое планирование по русскому языку в 1 классе
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Обучение грамоте (письмо) – 92 ч. |
1 | Добукварный период. | 17 |
2 | Букварный период. | 67 |
3 | Послебукварный период | 8 |
Русский язык - 40 ч. |
3 | Наша речь | 2 |
4 | Текст, предложение, диалог. | 3 |
5 | Слова, слова, слова… | 3 |
6 | Слово и слог. Ударение. | 4 |
7 | Звуки и буквы | 2 |
8 | Русский алфавит или азбука | 2 |
9 | Гласные звуки | 2 |
10 | Ударные и безударные гласные звуки | 4 |
11 | Согласные звуки | 1 |
12 | Буквы Й и И | 1 |
13 | Твердые и мягкие согласные звуки | 2 |
14 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука | 2 |
15 | Согласные звонкие и глухие | 4 |
16 | Шипящие согласные звуки | 1 |
17 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ | 1 |
18 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 2 |
19 | Заглавная буква в словах | 3 |
20 | Повторение изученного материала | 1 |
ИТОГО: | 132 |
Текущий и итоговый контроль1
п/п№ | Наименование | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Проверочная работа по теме «Наша речь» | | | |
2 | Проверочная работа по теме «Текст, предложение, диалог». «Текст и предложение» | | | |
3 | Проверочная работа по теме «Текст, предложение, диалог». «Диалог» | | | |
4 | Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…» | | | |
5 | Проверочная работа по теме «Слово и слог. Ударение». Слово и слог. Перенос слов. | | | |
6 | Проверочная работа по теме «Слово и слог. Ударение». Ударение. | | | |
7 | Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы». Звуки и буквы. | | | |
8 | Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы». Русский алфавит, или Азбука. | | | |
9 | Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы». Гласные звуки. | | | |
10 | Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы». Буквы Е, Ё, Ю, Я. | | | |
11 | Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы». Слова с безударным гласным звуком. | | | |
12 | Проверочная работа по теме: «Согласные звуки». Согласные звуки и буквы для их обозначения. | | | |
13 | Проверочная работа по теме: «Согласные звуки». Твёрдые и мягкие согласные звуки. | | | |
14 | Проверочная работа по теме: «Мягкий знак (ь)». | | | |
15 | Проверочная работа по теме: «Буквосочетания чк, чн, чт, жи-ши, ча-ща, чу-щу ». | | | |
16 | Итоговый контрольная работа за год по теме: «Звуки и буквы» | | | |
5. Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Русский язык» в 1 классе2
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Обучение грамоте (письмо) - 92ч. |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД – 17 ч. |
1 | Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки | 1 | | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | | |
3 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | 1 | | |
4 | Рисование полуовалов и кругов. | 1 | | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | | |
6 | Письмо наклонных линий с закруглением внизу. | 1 | | |
7 | Письмо элементов букв. | 1 | | |
8 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | 1 | | |
9 | Письмо коротких и длинных линий. | 1 | | |
10 | Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий. | 1 | | |
11 | Письмо коротких и длинных линий. | 1 | | |
12 | Письмо строчной и заглавной букв а, А | 1 | | |
13 | Письмо строчной и заглавной букв о, О. | 1 | | |
14 | Письмо строчной и заглавной букв и, И. | 1 | | |
15 | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функция этих букв в слоге-слиянии. Письмо изученных букв. | 1 | | |
16 | Письмо строчной буквы ы. | 1 | | |
17 | Письмо строчной и заглавной букв у, У. | 1 | | |
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД – 67 ч. |
18 | Письмо строчной и заглавной букв н, Н. | 1 | | |
19 | Письмо строчной и заглавной букв с, С. | 1 | | |
20 | Повторение изученных букв. | 1 | | |
21 | Письмо строчной и заглавной букв к, К. | 1 | | |
22 | Письмо строчной и заглавной букв т, Т. | 1 | | |
23 | Письмо слогов и слов с буквами Т, т. | 1 | | |
24 | Письмо строчной и заглавной букв л, Л. | 1 | | |
25 | Буквы Л, л. | 1 | | |
26 | Письмо строчной и заглавной букв р, Р. | 1 | | |
27 | Письмо строчной и заглавной букв в, В. | 1 | | |
28 | Письмо строчной и заглавной букв е, Е. | 1 | | |
29 | Письмо строчной и заглавной букв п. П. | 1 | | |
30 | Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | | |
31 | Письмо строчной и заглавной букв м, М. | 1 | | |
32 | Письмо слов с буквами М, м. | 1 | | |
33 | Письмо строчной и заглавной букв з, З. | 1 | | |
34 | Письмо слов и предложений с буквами З, з. | 1 | | |
35 | Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами. | 1 | | |
36 | Письмо строчной и заглавной букв б, Б. | 1 | | |
37 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | | |
38 | Списывание текстов с изученными буквами. | 1 | | |
39 | Письмо строчной и заглавной букв д, Д. | 1 | | |
40 | Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв д, Д. | 1 | | |
41 | Списывание текстов. | 1 | | |
42 | Письмо строчной и заглавной букв я, Я. | 1 | | |
43 | Письмо заглавной буквы Я. | 1 | | |
44 | Закрепление написания букв я, Я. | 1 | | |
45 | Повторение и обобщение сведений о многозначности слов. Письмо текстов с изученными буквами. | 1 | | |
46 | Письмо строчной и заглавной букв г, Г. | 1 | | |
47 | Написание заглавной буквы Г. | 1 | | |
48 | Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча - чу. | 1 | | |
49 | Сочетания ЧА – ЧУ. | 1 | | |
50 | Заглавная буква Ч. | 1 | | |
51 | Написание буквы ь. | 1 | | |
52 | Написание буквы ь. слов и предложений с ь. | 1 | | |
53 | Письмо строчной буквы ш. | 1 | | |
54 | Заглавная буква Ш. | 1 | | |
55 | Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (закрепление) | 1 | | |
56 | Письмо строчной буквы ж. | 1 | | |
57 | Заглавная буква Ж, правописание сочетаний ЖИ – ШИ. | 1 | | |
58 | Написание строчной буквы ё. | 1 | | |
59 | Заглавная буква Ё. | 1 | | |
60 | Закрепление правописания сочетаний ЧА,ЧУ, ЖИ, ШИ, заглавных букв в начале предложения и в именах собственных. | 1 | | |
61 | Написание букв Й, й | 1 | | |
62 | Написание строчной буквы х. | 1 | | |
63 | Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. | 1 | | |
64 | Строчная и заглавная буквы х, Х. (обобщающий урок). | 1 | | |
65 | Повторение изученного материала. | 1 | | |
66 | Написание строчной и заглавной букв ю, Ю. | 1 | | |
67 | Написание предложений с буквами ю, Ю. | 1 | | |
68 | Написание строчной буква ц. | 1 | | |
69 | Написание заглавной буквы Ц. | 1 | | |
70 | Повторение изученного материала. | 1 | | |
71 | Написание строчной буквы э. | 1 | | |
72 | Написание заглавной буквы Э. | 1 | | |
73 | Написание строчной буквы щ. | 1 | | |
74 | Написание заглавной буквы Щ. | 1 | | |
75 | Закрепление правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/ звонкости согласные звуки. | 1 | | |
76 | Написание букв Ф, ф. | 1 | | |
77 | Написание строчных букв ь, ъ | 1 | 60 | |
78 | Написание букв ь и ъ (закрепление). Повторение написания изученных букв. | 1 | | |
79 | Повторение. | 1 | | |
80 | Резерв. Алфавит. Звуки и буквы | 1 | | |
81 | Резерв. Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста (15 мин) | 1 | | |
82 | Резерв. Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? | 1 | | |
83 | Резерв. Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? | 1 | | |
84 | Резерв. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? | 1 | 67 | |
Послебукварный период - 8 ч |
85 | Повторение изученного в букварный период. | 1 | | |
86 | Повторение изученного. Письмо слов и предложений о Родине. | 1 | | |
87 | Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости. | 1 | | |
88 | Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | | |
89 | Повторение пройденного материала: ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных) | 1 | | |
90 | Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/ твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы. | 1 | | |
91 | Повторение тем «Слог», «Ударение. Проверочная работа. | 1 | | |
92 | Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
|
Русский язык – 40 ч.3 |
|
НАША РЕЧЬ (2 ч.) |
93 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. | 1 | | |
94 | Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны, РФ. | 1 | | |
ТЕКСТ и ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ч.) |
95 | Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | 1 | | |
96 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Оформление предложений в устной и письменной речи. | 1 | | |
ДИАЛОГ (1ч.) |
97 | Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения. | 1 | | |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (4 ч.) |
98 | Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | | |
99 | Слова – названия предметов явлений, слова – названия признаков, слова – названия действий предметов. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов. | 1 | | |
100 | Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка. | 1 | | |
101 | Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных | 1 | | |
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6 ч) |
СЛОВО И СЛОГ (1ч.) |
102 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. | 1 | | |
ПЕРЕНОС СЛОВ (1 ч) |
103 | Перенос слов (общее представление). Правила переноса слов с одной строки на другую. | 1 | | |
УДАРЕНИЕ (2 ч) |
104 | Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём». | 1 | | |
105 | Ударение. Словообразующая роль ударения. | 1 | | |
ЗВУКИ И БУКВЫ (27ч) |
ЗВУКИ И БУКВЫ (2 ч.) |
106 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | | |
107 | Звуки и буквы. Условные обозначения звуков. | | | |
РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА (2 ч) |
108 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | 1 | | |
109 | Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | | |
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (2 ч) |
110 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков, обозначающих гласные звуки. | 1 | | |
111 | Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков. Слова с буквой э. Слова с буквой э. которые пришли в наш язык из других языков. | 1 | | |
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ звуки (4 ч) |
112 | Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с памяткой 2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (общее представление). | 1 | | |
113 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов. | 1 | | |
114 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Знакомство с «Орфографическим словарём». | 1 | | |
115 | Наблюдение над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов. Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа. | 1 | | |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч) |
116 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Проверочный словарный диктант. | 1 | | |
БУКВЫ Й и И (1 ч) |
117 | Буквы й и и. Звуки [й’] и [и] Перенос слов с буквой й. | 1 | | |
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (2 ч) |
118 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков. | 1 | | |
119 | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами. | 1 | | |
МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) (2 ч) |
120 | Буква «Мягкий знак» (ь) как показатель мягкости согласного звука. | 1 | | |
121 | Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой «мягкий знак» (ь). Работа с текстом: составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок. | 1 | | |
ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ч) |
122 | Особенности глухих и звонких согласных звуков. | 1 | | |
123 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости – звонкости согласные звуки. Наблюдение над произнесением парных по глухости – звонкости согласных звуков на конце слова. | 1 | | |
124 | Наблюдение над обозначением парных по глухости – звонкости согласных звуков буквами на конце слова. | 1 | | |
125 | Обозначение буквой по глухости – звонкости согласного звука на конце слова. Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. | 1 | | |
ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч) |
126 | Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». | 1 | | |
БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ (2 ч) |
127 | Буквосочетания жи – ши, ча–ща, чу–щу. Правило правописания буквосочетаний жи – ши, ча–ща, чу–щу. | | | |
128 | Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши, ча–ща, чу–щу. Проверочный диктант. | 1 | | |
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3 ч) |
129 | Заглавная буква (общее представление). | 1 | | |
130 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. | 1 | | |
131 | Заглавная буква в кличках животных. | | | |
ПОВТОРЕНИЕ (1 ч) |
132 | Повторение изученного материала. «Проверь себя» | 1 | | |
1 «Школа России» В.П. Канакина. Русский язык. Проверочные работы. Учебное пособие для ообщеобразовательных организаций. 2-е издание. Москва «Просвещение» 2017
2 Школа России. В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ 2-е издание, дополненное/ Москва «Просвещение» 2017
3 Школа России. В.П. Канакина. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. 5-е издание. Москва «Просвещение» 2019
Примерные рабочие программы: Русский язык. Предметная линия учебников системы «ШКОЛА РОССИИ» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, 1-4 классы. Учебное пособие для образовательных организаций. Москва «Просвещение», 2019 г.