Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на Педагогическим совете Протокол от __________ 2021 г. № ____ | Согласована ЗДВУР ________/Брехнева Л.В./ « » ________ 2021г. | Утверждена Приказом от _____2021 г № _____ Директор ____________ /Бобрышева Е.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 1 класса
на 2021 – 2022 учебный год
учитель I категории
Зайцева Оксана Александровна
стаж работы 28 лет
с. Семёновка
2021
Пояснительная записка
Информация о учебно-методическом комплексе
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО на основании образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023 гг, утверждённой приказом директора от 31.05.2019г №135, с учётом авторской программы под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосовой УМК « Школа России». «Русский язык» 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2014.
Программа рассчитана на 165 часов, 5 часов в неделю, изучается в течение всего года, но в связи с переходом на пятидневную учебную неделю количество часов русского языка уменьшается до 132 часов (4ч. в неделю): 92 учебных часов в курсе «Обучение грамоте» (обучение письму); 40 учебных часов изучается в курсе «Русский язык».
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федерально м перечне | Автор/Авторски й коллектив | Название учебника | Клас с | Издатель учебника | Нормативны й документ |
1.1.1.1.1.2 | В. П. Канакина | Русский язык | 1 | М.: Просвещение , 2019 | Приказ от 28 декабря 2018 года № 345 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•положительного отношения к урокам русского языка;
•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; •интереса к языковой и речевой деятельности;
•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения ( определённому этапу урока), с помощью учителя;
•понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; •проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; •ориентироваться в учебнике (на форзацах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
•преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); •анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом ( под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
•слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге;
•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
•принимать участие в работе парами и группами;
•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
•оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
•представление о значимости языка и речи в жизни людей;
•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
•практические умения работать с языковыми единицами; •представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
•представление о правилах речевого этикета;
•адаптация к языковой и речевой деятельности.
Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности В течение учебного года запланирована проектная деятельность. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять активность и любознательность, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Проектная деятельность повышает самооценку учащихся и интерес к учебной деятельности.
На уроках русского языка запланированы два проекта:
• при изучении раздела «Звуки и буквы» - проекты «Скороговорки» и «Сказочная страничка».
Содержание курса
Обучение письму – 109 ч
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений.
Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное
расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукослогового анализа.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Подготовительный период (17 Ч.)
О речи ( устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков А, О, И, Ы, У, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (67 ч)
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений.
Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко - слогового анализа.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Послебукварный период (25 ч)
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: [Л] – [Р], [С] – [З], [Щ] – [Ж], [П] – [Б], [С] – [Ш] и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов- названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы.
Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текста. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение иx с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Русский язык – 40 ч Наша речь 1ч
Речь устная и речь письменная.
Текст, предложение, диалог 3 ч. Текст ( общее представление ).
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слова, слова, слова … 3 ч. Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова - названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слово и слог. Ударение 3 ч.
Слово и слог (1 ч) Перенос слов (1 ч) Ударение (1 ч)
Звуки и буквы (30 ч)
Звуки и буквы (2 ч). Русский алфавит, или Азбука (2 ч) . Гласные звуки (3 ч). Ударные и безударные гласные звуки (4 ч).
Согласные звуки (2 ч). Твёрдые и мягкие согласные звуки (2 ч). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (2 ч).
Согласные звонкие и глухие (2 ч). Шипящие согласные звуки (4 ч). Проекты «Скороговорки», «Сказочная страничка» (2ч). Заглавная буква в словах (3 ч). Повторение и обобщение (2ч).
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Из них | |
Кол-во час. ( всего ) | Проек ты | Проверочн ые работы | Развити е речи |
| Обучение письму (10 9 ч ) | |
1 | Подготовительный период | 20 ч | - | - | - |
2 | Букварный (основной) период | 56 ч | - | 1 ч | - |
3 | Послебукварный период | 16 ч | - | 1 ч | - |
| Итого | 132 ч | - | 2 ч | - |
| Русский язык (40 ч) |
1 | Наша речь | 1 ч | - | - | - |
2 | Текст, предложение, диалог | 3 ч | - | - | - |
3 | Слова, слова, слова… | 3 ч | - | -- | 1 ч |
4 | Слово и слог. Ударение | 3 ч | - | - | - |
5 | Звуки и буквы | 30 ч | 2 ч | 2 ч | 1ч |
| Итого | 149 ч | 2 ч | 2 ч | 2 ч |
Календарно-тематический план – обучение письму
№ урока | Тема урока | Количество уроков | Дата |
план | факт |
| Добукварный период (20 часов) | | | |
1 | Пропись – первая учебная тетрадь | 1 | | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | 1 | | |
3 | Письмо овалов и полуовалов | 1 | | |
4 | Письмо длинных прямых наклонных линий | 1 | | |
5 | Письмо наклонных линий с закруглением внизу | 1 | | |
6 | Письмо больших и маленьких овалов. | 1 | | |
7 | Письмо наклонных линий с закруглением | 1 | | |
8 | Письмо элементов букв | 1 | | |
9 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу | 1 | | |
10 | Письмо элементов букв | 1 | | |
11 | Строчная буква а | 1 | | |
12 | Строчная и заглавная буквы А, а | 1 | | |
13 | Строчная и заглавная буквы О, о | 1 | | |
14 | Строчная и заглавная буквы О, о | 1 | | |
15 | Строчная буква и | 1 | | |
16 | Заглавная буква И | 1 | | |
17 | Строчная буква ы | 1 | | |
18 | Строчная буква ы | 1 | | |
19 | Строчная буква у | 1 | | |
20 | Строчная и заглавная буквы У, у | 1 | | |
Букварный период ( 56 часов) |
21 | Строчная буква н | 1 | | |
22 | Заглавная буква Н | 1 | | |
23 | Строчная и заглавная буквы с, С | 1 | | |
24 | Строчная и заглавная буквы с, С | 1 | | |
25 | Строчная буква к | 1 | | |
26 | Заглавная буква К | 1 | | |
27 | Строчная буква т | 1 | | |
28 | Заглавная буква Т | 1 | | |
29 | Строчная буква л | 1 | | |
30 | Заглавная буква Л | 1 | | |
31 | Строчная буква р | 1 | | |
32 | Заглавная буква Р | 1 | | |
33 | Строчная буква в | 1 | | |
34 | Заглавная буква В | 1 | | |
35 | Строчная буква е | 1 | | |
36 | Заглавная буква Е | 1 | | |
37 | Строчная буква п | 1 | | |
38 | Заглавная буква П | 1 | | |
39 | Строчная буква м | 1 | | |
40 | Заглавная буква М | 1 | | |
41 | Строчная буква з | 1 | | |
42 | Заглавная буква З | 1 | | |
43 | Строчная буква б | 1 | | |
44 | Заглавная буква Б | 1 | | |
45 | Строчная буква д | 1 | | |
46 | Заглавная буква Д | 1 | | |
47 | Строчная буква я | 1 | | |
48 | Заглавная буква Я | 1 | | |
49 | Строчная буква г | 1 | | |
50 | Заглавная буква Г | 1 | | |
51 | Строчная буква ч. Слоги ча, чу | 1 | | |
52 | Заглавная буква Ч. Слоги ча, чу | 1 | | |
53 | Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного | 1 | | |
54 | Буква ь в середине слова | 1 | | |
55 | Строчная буква ш | 1 | | |
56 | Заглавная буква Ш. Написание слов с сочетанием ши | 1 | | |
57 | Строчная буква ж | 1 | | |
58 | Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи | 1 | | |
59 | Строчная буква ё | 1 | | |
60 | Заглавная буква Ё | 1 | | |
61 | Строчная буква й. Слова с буквой й | 1 | | |
62 | Строчная буква й. Слова с буквой й | 1 | | |
63 | Строчная буква х | 1 | | |
64 | Заглавная буква Х | 1 | | |
65 | Строчная буква ю | 1 | | |
66 | Заглавная буква Ю | 1 | | |
67 | Строчная и заглавная буквы ц, Ц | 1 | | |
68 | Строчная и заглавная буквы ц, Ц | 1 | | |
69 | Строчная буква э | 1 | | |
70 | Заглавная буква Э | 1 | | |
71 | Строчная буква щ. Слоги ща, щу | 1 | | |
72 | Заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с ща, щу | 1 | | |
73 | Строчная буква ф | 1 | | |
74 | Заглавная буква Ф | 1 | | |
75 | Буквы ь, ъ. Алфавит. | 1 | | |
76 | Контрольное списывание текста с грамматическим заданием | 1 | | |
Послебукварный период (16ч ) |
77 | Алфавит. | 1 | | |
78 | Звуки и буквы. | 1 | | |
79 | Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста. | 1 | | |
80 | Оформление предложений в тексте. | 1 | | |
81 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | | |
82 | Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? | 1 | | |
83 | Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? | 1 | | |
84 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
85 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
86 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | | |
87 | Правописание жи – ши. | 1 | | |
88 | Правописание ча – ща, чу – щу. | 1 | | |
89 | Правописание чк – чн, щн. | 1 | | |
90 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 | | |
91 | Контрольное списывание. Заглавная буква в именах собственных. | 1 | | |
92 | Обобщение и повторение изученного материала. | 1 | | |
Календарно-тематический план – русский язык
№ п/п | Тема | Колво часов | Дата |
план | факт |
| Русский язык – 40 часов | |
| Наша речь (1ч) | |
1 | Наша речь. Её значение в жизни людей. Устная и письменная речь. | 1 | | |
| Текст, предложение, диалог (3 ч) | |
2 (1) | Текст и предложение. Смысловая связь предложений в тексте. | 1 | | |
3 (2) | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 | | |
4 (3) | Диалог. Оформление предложений в диалоговой речи. | 1 | | |
| Слова, слова, слова… (3ч) | |
5 (1) | Роль слов в речи. Р/р. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | | |
6 (2) | Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. | 1 | | |
7 (3) | Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению. «Вежливые» слова. | 1 | | |
| Слово и слог. Ударение (3ч) | |
8 (1) | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. | 1 | | |
9 (2) | Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. | 1 | | |
10 (3) | Ударение. Ударные и безударные слоги. | 1 | | |
| Звуки и буквы (30ч) | |
(1) (2) | Звуки и буквы. | 2 | | |
13 (3) | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | | |
14 (4) | Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарём. | 1 | | |
15 (5) | Гласные звуки и буквы. | 1 | | |
16 (6) | Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | 1 | | |
17 (7) | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э. | 1 | | |
18 (8) | Обозначение безударного гласного буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | | |
(9) (10) | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 2 | | |
21 (11) | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочная работа | 1 | | |
22 (12) | Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
23 (13) | Слова с буквами Й и И. Перенос слов с буквой Й. | 1 | | |
24 (14) | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | | |
(15) (16) | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. | 2 | | |
27 (17) | Буква «мягкий знак» (Ь) как показатель мягкости согласного звука. | 1 | | |
28 (18) | Перенос слов с мягким знаком (ь). | 1 | | |
29 (19) | Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | | |
30 (20) | Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | | |
31 (21) | Парные глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | | |
(22) (23) | Правописание слов с парными по глухости звонкости согласным звуком на конце слов. | 2 | | |
34 (24) | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» | 1 | | |
35 (25) | Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. | 1 | | |
36 (26) | Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
37 (27) | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | | |
38 (28) | Заглавная буква в словах. Проверочный диктант. | 1 | | |
39 (29) | Проект «Сказочная страничка». | 1 | | |
40 (30) | Повторение и обобщение изученного материала. КВН «Страна Словария» | 1 | | |