СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1 класс. Школа России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа + КТП по русскому языку 1 класс. Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1 класс. Школа России.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

  • примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, реестр Министерства образования и науки Российской Федерации http://fgosreestr.ru/)

  • ООП НОО МБОУ Большинской СОШ,

  • Примерные программы по русскому языку 1-4 УМК “Школа России”, Москва: Издательство “Просвещение”, 2014 год ,

  • приказа МОРФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) / http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

  • письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»,

- Учебного плана МБОУ Большинской СОШ на 2018-2019 год



Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Педагогические технологии, используемые при реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Развивающие технологии:

  • Коммуникативно-диалоговые

  • Игровые

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных моделей

  • Технология развития критического мышления

  • Технология проблемного обучения

  • Дифференцированное обучение

  • Информационно-коммуникативные технологии


Личностно-ориентированные технологии:

  • Проектное обучение

  • Технология разноуровневого обучения

  • Обучение в сотрудничестве

  • Технология творческих мастерских

  • Ситуативный диалог

Здоровьесберегающие технологии


На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 165 часов (5 ч в неделю /33учебные недели ). Рабочая программа фактически рассчитана на 159 часов в год по 5 часов в неделю (33 учебных недели), так как 6 часов приходится на праздничные дни( 08.03, 1.05,02.05, 03.05, 9.05, 10.05) Программный материал будет реализован полностью за счёт уплотнения уроков повторения. Программа ориентирована на прописи В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова в 4 частях, Москва “ Просвещение”,2016, на учебник “ Русский язык” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочую тетрадь В.П.Канакина, Москва “Просвещение”, 2018 год.


Содержание учебного предмета



Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, опреде­ление основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.


Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с це­лями и условиями общения для эффективного решения ком­муникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, за­кончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соот­ветствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуж­дение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви­нение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.



Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающих­ся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деле­ние слов на слоги. Определение места ударения.


Графика. Различение звука и буквы: буква как знак зву­ка. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.


Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориен­тация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слого­вое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответ­ствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чте­ние слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктов­ку и при списывании.

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин­формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особен­ностей и структуры текста.


Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения ру­ки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение на­чертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложе­ний с соблюдением гигиенических норм. Овладение разбор­чивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произ­ношением. Усвоение приёмов и последовательности правиль­ного списывания текста.


Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изуче­ния, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.


Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.


Развитие речи. Понимание прочитанного текста при са­мостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Со­ставление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, опре­деление парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёр­дый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударе­ние, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на пись­ме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными глас­ными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их после­довательность. Использование алфавита при работе со слова­рями, справочниками, каталогами.


Лексика. Понимание слова как единства звучания и зна­чения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.


Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.


Морфология. Части речи. Деление частей речи на само­стоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён су­ществительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи.Предлог. Знакомство с наиболее употребительными пред­логами.


Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение пред­ложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси­тельные и побудительные; по эмоциональной окраске (инто­нации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографи­ческой зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;


Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Вы­ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях обще­ния с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими выска­зываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Последовательность предложений в тексте.


Добукварный период. (20ч)

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Письмо элементов букв.Знакомство с начертанием больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв а, о, и, ы, у, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.


Букварный период. (72ч)

Гласные и согласные звуки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Оформление границ предложения. Заглавная буква в именах людей, кличках животных. Различение и правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание сочетанийжи - ши, ча - ща, чу – щу. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквами е, ё, ю, я, и; твердости предыдущего согласного буквами а, о, у, ы, э. Письмо слов с ь и ъ.


Послебукварный период. (23ч)

Списывание с печатного и письменного текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Восстановление деформированных предложений. Безударная гласная в корне. Правописание сочетанийжи - ши, ча - ща, чу – щу, чк, чн, щн. Большая буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.


Основной курс (43ч)

  1. Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.


  1. Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).


  1. Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.


  1. Слово и слог. Ударение. (5 ч)

Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).

  1. Звуки и буквы (28 ч)


Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (1 ч)




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Предмет

Добукварный период

(4 учебные недели)

Букварный период

(16 учебных недель)

Послебукварный период

(3 учебные недели)

Итого

Основной курс

(10 недель)

Итого

Литературное чтение

14 ч (03.09-25.09)

65 ч (26.09-06.02)

13 ч (07.02-07.03)


92 ч

37ч (11.04-23.05)

129ч

Русский язык

20 ч (03.09-28.09)

72 ч (01.10-29.01)

23 ч (30.01-12.03)


116 ч

43ч (13.03-24.05)

159ч

Итого

24 ч

137 ч

36 ч

208ч

80ч

288ч

Содержание учебного предмета.



п/п

Тема раздела

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся (предметные)

УУД (метапредметные)

1

Фонетика

Звуки речи. Осознание смысло-различительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и его последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку ( по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м, р – л, с – ш, и др.). Подбирать слова с заданным звуком.

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»).

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Объяснять ( характеризовать, пояснять формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного).

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.


Р. Волевая саморегуляция, учиться задавать вопросы и отвечать на них

П. Умение осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию

К. Формулировать свои затруднения, слушать и понимать речь других, задавать вопросы

2

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё,ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфавитом.

Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движенияруки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чущу). Запись, выкладывание их разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге, буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков.

показатель твердости – мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з, ш – ж, с – ш, з – ж, р – л, ц – ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш – т, в – д и т. д.).

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].

Объяснятьфункцию букв ь и ъ.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Восстанавливать алфавитный порядок слов.

Р. Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. преобразовывать знания в практические умения .формулировать и удерживать учебную задачу , проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П. Использовать общие приёмы решения задач, составление загадок с использованием многозначных слов, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

К. Строить монологическое высказывание

пополнение словарного запаса учащихся.

Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной задачей


3

Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета.

Соединять начало и конец предложения с

опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения.

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям.

Читать орфоэпически правильно.

Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи.

Р: производить анализ, сравнение, обобщение при выполнение заданий, классификация по заданному признаку

П: применять правила и пользоваться инструкцией, поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи

К: работа с инструкциями и справочными материалами , формулировать собственное мнение и позицию..

4

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Списывать с печатного и письменного текста.

Переносить слова по слогам.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх –пяти слов со звуками в сильной позиции.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Р. Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. преобразовывать знания в практические умения .формулировать и удерживать учебную задачу , проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П. Использовать общие приёмы решения задач, составление загадок с использованием многозначных слов, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

К. Строить монологическое высказывание

пополнение словарного запаса учащихся.

Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной задачей


5

Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложе­ния. Работа с предложением: вы­деление слов, изменение их по­рядка

Классифицировать слова в соответствии с их значением (сло­ва, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, на­зывающие действия).

Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

Моделировать предложение.

Наблюдать: определять количе­ство слов в предложении.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректи­ровкой.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

Р: постановка учебной задачи на соотнесении того, что уже известно и усвоено учащимися, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, мобилизация сил к преодолению препятствий, анализ объектов с целью выделения признаков

П: поиск и выделение необходимой информации

К: Использовать речь для регуляции своего действия, принятие решения и его реализация.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


6

Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих

(ча-ща, чу-щу, жи-ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения

согласных.

Знаки препинания в конце предложения.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.


Р. Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. преобразовывать знания в практические умения .формулировать и удерживать учебную задачу , проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П. Использовать общие приёмы решения задач, составление загадок с использованием многозначных слов, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

К. Строить монологическое высказывание

пополнение словарного запаса учащихся.

Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной задачей


7

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение.


Р. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.

П. Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

К. Допускать существование различных точек зрения,

учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМУ)


урока

Тема урока

Дата

Виды контроля

план

факт

Добукварный период (20 ч)

1

Пропись — первая учебная тетрадь.

03.09


Пропись, правила работы с тетрадью

Текущий контроль

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

04.09


Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

Текущий контроль

3

Письмо овалов и полуовалов. Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме.

05.09


Овал, полуовал

Текущий контроль

4

Рисование бордюров. Подготовка руки к письму

06.09


Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

Текущий контроль

5

Письмо длинных прямых наклонных линий. Освоение правил правильной посадки при письме.

07.09


Наклонная, прямая линия

Текущий контроль

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

10.09


Наклонная линия с закруглением

Текущий контроль

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо

11.09


Длинная и короткая наклонная линия

Текущий контроль

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий

12.09


Длинная и короткая наклонная линия , овал

Текущий контроль

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование

13.09


Длинная и короткая наклонная линия


Текущий контроль

10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.


14.09


Длинная и короткая наклонная линия


Текущий контроль

11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

17.09


Наклонная линия с петлей внизу


Текущий контроль

12-13

Строчная и заглавная буквы А, а.


18.09

19.09


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

14-15

Строчная и заглавная буквы О, о.

20.09

21.09


Строчная и заглавная буква

Фронтальный опрос

16

Строчная буква и.


24.09


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

17

Заглавная буква И.


25.09


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

18

Строчная буква ы.

26.09


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

19-20

Строчная и заглавная буквы У, у.

27.09

28.09


Строчная и заглавная буква

Фронтальный опрос

Букварный период (72 ч)




Строчная и заглавная буква


Текущий контроль

21

Строчная и заглавная буквы Н, н.

01.10



22

Строчная и заглавная буквы С, с.


02.10


Строчная и заглавная буква

Фронтальный опрос

23-24

Строчная и заглавная буквы К, к.

03.10

04.10


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

25-27

Строчная и заглавная буквы Т, т.

05.10

08.10.

09.10


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

28-29

Строчная и заглавная буквы Л, л.

10.10

11.10


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

30

Повторение и закрепление изученного

12.10


Строчная и заглавная буква

Итоговый контроль

31-32

Строчная и заглавная буква Р, р.

15.10

16.10


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

33-35

Строчная и заглавная буквы В, в.

17.10

18.10

19.10


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

36-37

Строчная и заглавная буквы Е, е.

22.10

23.10


Строчная и заглавная буква

Фронтальный опрос

38-40

Строчная и заглавная буквы П, п.

24.10

25.10

26.10



Строчная и заглавная буква


Текущий контроль

41-43

Строчная и заглавная буквы М, м.

29.10

30.10

31.10


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

44-45

Строчная и заглавная буквы З, з.

01.11

02.11


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

46-49

Строчная и заглавная буквы Б, б.

12.11

13.11

14.11

15.11


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

50-51

Строчная и заглавная буквы Д, д.


16.11

19.11


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

52-53

Закрепление. Заглавная буква Д.

20.11

21.11


Заглавная буква


Фронтальный опрос

54-57

Строчная и заглавная буква Я,я.


22.11

23.11

26.11

27.11


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

58-59

Строчная и заглавная буквы Г, г.

28.11

29.11


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

60-62

Строчная и заглавная буква ч,Ч.

30.11

03.12

04.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

63-64

Буква ь.

05.12

06.12



Текущий контроль

65-66

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

07.12

10.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

67

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Сопоставление букв и, ш, И, Ш.

11.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

68-70

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

12.12

13.12

14.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

71-72

Строчная буква ё


17.12

18.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

73

Заглавная буква Ё.

19.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

74-75

Строчная и заглавная буквы Й, й.

20.12

21.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

76-78

Строчная и заглавная буквы Х, х.

24.12

25.12

26.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

79

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Рисование узоров в широкой строке

27.12


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

80-82

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

28.12

14.01

15.01


Слог , строчная и заглавная буква

Фронтальный опрос

83-84

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

16.01

17.01


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

85

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

18.01


Строчная и заглавная буква

Фронтальный опрос

86-87

Строчная и заглавная буквы Э, э.

21.01

22.01


Строчная и заглавная буква

Текущий контроль

88

Строчная буква щ. Сравнение печатной и письменной букв.

23.01


Строчная буква

Текущий контроль

89

Заглавная буква Щ.

24.01


Заглавная буква

Фронтальный опрос

90-91

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

25.01

28.01



Текущий контроль

92

Строчные буквы ь, ъ.

29.01


Строчная буква

Послебукварный период (23ч)




Текст, предложение

Самостоятельная работа

93

Оформление предложений в тексте.

30.01


Имена собственные

Фронтальный опрос

94

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

31.01



Текущий контроль

95

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» , «Что сделать?»

1.02


Правописание

Текущий контроль

96-97

Слова, отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

04.02

05.02


Правописание

Текущий контроль

98

Предлоги.

06.02


Правописание

Фронтальный опрос

99

Местоимения

07.02


Правописание

Текущий контроль

100

Диктант.

08.02


Правописание

Текущий контроль

101 -102

Безударные гласные в корне слова

18.02

19.02


Правописание

Текущий контроль

103-104

Звонкие и глухие согласные в конце слов

20.02

21.02


Правописание

Текущий контроль

105

Правописание ЧА-ЩА

22.02


Правописание

Текущий контроль

106

Правописание ЧУ-ЩУ

25.02


Правописание

Текущий контроль

107

 Правописание ЧН-ЧК


26.02


Правописание

Текущий контроль

108

Правописание ЖИ-ШИ

27.02


Правописание

Текущий контроль

109

 Заглавная буква в именах собственных.

28.02


Имена собственные

Фронтальный опрос

110

Словарный диктант.

01.03



111

Деление слов на слоги.

04.03


Правописание

Фронтальный опрос

112-113

Основа предложений.

05.03,

06.03



114

Алфавитный порядок слов.

07.03


Правописание

Фронтальный опрос

115

Контрольное списывание

11.03



116

Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками.

12.03




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Тема урока



Дата проведения

Понятия.

Виды

контроля.

план

факт


1.

НАША РЕЧЬ – 2 ч.

Наша речь. Язык и речь.

13.03


Язык и речь, их значение в жизни людей.

Текущий контроль.

2

Устная и письменная речь.


14.03


Русский язык — родной язык русского народа.

Текущий контроль.

3

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ ( 3 ч)


Текст и предложение (общее представление)




15.03


Текст и предложение.

Текущий контроль.

4

Предложение

18.03


«Предложение».

Текущий контроль.

5

Диалог.

19 .03


«знаки препинания» «предложение» « диалог)

Текущий контроль.





6

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.



Роль слов в речи.

Составление текста по рисунку и опорным словам.





20.03




Текущий контроль.

« словарные слова»,

« текст».


7

Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов

21.03


Текущий контроль.

« словарные слова»,

« текст».

8

Вежливые слова.

22.03


Текущий контроль.

« словарные слова»,

« текст».

9

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

01.04


Текущий контроль.

« словарные слова»,

« текст».



10

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. (5ч.)


Слог как минимальная произносительная единица.



02.04




Текущий контроль.

« слог»

11

Деление слов на слоги.

03.04


Текущий контроль.

«слог»

12

.Перенос слов. Наблюдение над словом, как средством создания словесно-художественного образа.

04.04


Текущий контроль.

«перенос слов»

13

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.

05.04


Текущий контроль.

« перенос слов»

14

Ударные и безударные слоги. Ударение (общее представление) Ударные и безударные слоги. Зависимость значения слова от ударения.

08.04


Текущий контроль.

« ударение»,

«ударные и безударные слоги»




15


ЗВУКИ И БУКВЫ ( 28 +1 ч.)


Звуки и буквы.



09.04



Текущий контроль.

« алфавит»

«азбука».

«Звуки и буквы».

16

Русский алфавит, или Азбука

10.04


Текущий контроль.

« алфавит»

«азбука».

17

Гласные звуки и буквы.

11.04


Текущий контроль.

«Гласные звуки и буквы».

18

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.

12.04


«гласные звуки и буквы».

Текущий контроль.

19

Гласные звуки .Слова с буквой э.

15.04


Текущий контроль.

«Гласные звуки».

20

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

16.04


Текущий контроль.

«ударный гласный»

21

Особенности проверяемых и проверочных слов.

17.04


Текущий контроль.

«проверяемые проверочные слова.

22

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

18.04


Текущий контроль.

«ударные и безударные слоги».

23

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

19.04


«ударные и безударные гласные»

Текущий контроль.

24

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

22.04


Текущий контроль.

«непроверяемая безударная гласная».

25

Согласные звуки и буквы.

23.04


Текущий контроль.

«Согласные звуки и буквы».

26

Слова с удвоенными согласными.


24.04


Текущий контроль.

«Слова с удвоенными согласными».

27

Слова с буквами И и Й.

25.04


Текущий контроль.

Звонкий согласный звук, всегда мягкий

28

Твёрдые и мягкие согласные звуки

26.04


Текущий контроль. «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

29

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

29.04


«Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки».

Текущий контроль.

30

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

30.04



Текущий контроль.

«парные и непарные согласные звуки».

31

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

06.05



Текущий контроль.

«звуки гласные и согласные»

32

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

07.05



Текущий контроль.

«перенос слов»,«показатель мягкости согласного звука».

33

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

08.05



Текущий контроль.

«показатель мягкости согласного звука.»

34

Глухие и звонкие согласные звуки.

13.05



Текущий контроль. Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Текущий контроль.

35

Правописание парных согласных на конце слов.

Словарный диктант.

14.05



Текущий контроль. Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Текущий контроль.

36

Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».


15.05



Текущий контроль. Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Текущий контроль.

37

Буквосочетания чк, чн, чт.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

16.05



Текущий контроль. Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

38

Итоговый контрольный диктант.

17.05


Итоговый контроль.

39

Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. Воспроизведение по

памяти содержания русской народной сказки « Лиса и журавль».

20.05



Текущий контроль.

Парные глухие и звонкие согласные звуки. Шипящие согласные звуки.

40

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

21.05



Правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

41

Заглавная буква в словах.

Словарный диктант.

22.05


Текущий контроль.

42

Проект «Сказочная страничка»

23.05


Текущий контроль.

43

Повторение по теме «Ударные и безударные гласные звуки»

24.05


Текущий контроль.



Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; положительного отношения к урокам русского языка;

уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

интереса к языковой и речевой деятельности;представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

мотивов к творческой проектной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:

представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

представление о значимости языка и речи в жизни людей;

представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

практические умения работать с языковыми единицами;

представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

представление о правилах речевого этикета;

адаптация к языковой и речевой деятельности.






Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно). Предметные контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).

Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-» ( задача не решена, задание не выполнено).

Отметки выставляются по пятибалльной шкале в начале 2-ого класса после повторения изученного материала за 1 класс (3-4 недели).

Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее обучение по предмету.

В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.




Особенности организации контроля по русскому языку


Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме устной оценки и письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Тестовые задания– динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.



Учёт ошибок и оценка письменных контрольных работ.


 ДИКТАНТ


Объем диктанта:

1-й класс- 15 - 17 слов.

2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.

3-й класс - 1 - 2 четверть - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.


Оценки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.


Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».


Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.



ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 Оценки:

 «5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

 


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант:
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания:
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)



АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

2-й класс - 8-10 слов.

3-й класс - 10-12 слов.

4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление; либо 2 ошибки без исправлений.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление; либо 3 ошибки без исправлений.

«2» - 4-5 ошибок.


 ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.


 

ИЗЛОЖЕНИЕ и СОЧИНЕНИЕ


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая — за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.


Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

«5»- правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.


Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.


Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – логически последовательно раскрыта тема.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.


Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.


 Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения, а за сочинения и обучающие изложения выставляются только положительные оценки.



ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


ИТОГОВАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА


1 вариант.

  1. Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой: деньки

  2. Отметь √ слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

ветер синий радуга


  1. Отметь √ слово, в котором букв больше, чем звуков. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

коньки -_________

трава -_________

вьюга -_________


  1. Раздели слова на слоги.

Мячик, зайчик, машина, яма, дом.


  1. Отметь √ слово, которое соответствует этой схеме:

/


ручей птицы волк

  1. Прочитай слова. Поставь в них ударение так, чтобы смысл слова соответствовал картинке.

замок замок


  1. Отметь √ предложение.

белая берёза

у Коли книга

Настало жаркое лето.


  1. Прочитай предложение. Начерти схему этого предложения.

В доме жила кошка Мурка.


  1. Прочитай слова. Составь из этих слов предложение. Запиши его.

кошки, были, Мурки, у, котята


  1. Составь и запиши ответ на вопрос. Используй слова в скобках.

Где ласточка вьет свое гнездо?

(под крышей дома, на дереве, в траве)

______________________________________________________________


  1. вариант.

        1. Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой: пеньки

        2. Отметь √ слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

чашка зайка корова


        1. Отметь √ слово, в котором звуков больше, чем букв. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

семья -_________

язык - _________

парта - _________


        1. Раздели слова на слоги.

Кошка, чайка, магазин, юла, дым.


5. Отметь √ слово, которое соответствует этой схеме:

/


ручей птицы волк


  1. Прочитай слова. Поставь в них ударение так, чтобы смысл слова соответствовал картинке.

кружки кружки


  1. Отметь √ предложение.

Журчат весёлые ручейки.

у Лены краски

жаркое лето


  1. Прочитай предложение. Начерти схему этого предложения.

У дяди Васи жила собака.

  1. Прочитай слова. Составь из этих слов предложение. Запиши его.

дом, сторожит, Жучка, умная

  1. Составь и запиши ответ на вопрос. Используй слова в скобках.

Где скворец вьет свое гнездо?

(На высоком дереве, под крышей дома, в скворечнике)

______________________________________________________________





Диктант.


Роща.

Настал май. Была жара. Коля и Ира шли в рощу. В роще тень. Пахли ландыши. Вот ключ. Он был чист. Коля пил воду. (23 слова.)