СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа курса «Русский язык» для 10-11 классов разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Корниловской СОШ с учётом Примерной программы по русскому языку для средней школы, авторской программы «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцоваю-М.:ООО «Русское слово – учебник», 2020г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Русский язык» для 10-11 классов разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Корниловской СОШ с учётом Примерной программы по русскому языку для средней школы, авторской программы «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцоваю-М.:ООО «Русское слово – учебник», 2020г.

Согласно учебному плану МКОУ Корниловской СОШ на изучение русского языка на этапе среднего общего образования отводится 140 ч.

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

10

2

36

72

11

2

34

68

ВСЕГО

140


Для реализации рабочей программы курса «Русский язык» используются учебники:

Номер учебника в ФП

Наименование учебника

Автор/Авторский коллектив

Класс

Наименование Издателя

1.1.3.1.1.2.1.

Русский язык (в 2 частях)

Гольцова Н.Г..

Шамшин И.В.

Мищерина М.А.

10-11

ООО «Русское слово-учебник»



















  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Курс русского языка и литературы в 10—11 классах предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия.

Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык» являются личностные,

метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения об- щечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направлен- ной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятель- ности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.



Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; со- поставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: выпускник научится искать и на- ходить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модель- но-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в ин- формационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослы- ми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс

Общие сведения о языке

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские

писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные

средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Орфография

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-.

Гласные и и ы после приставок. Употребление ъ и ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи

Имя существительное. Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола. Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий. Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Предлог. Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Повторение и обобщение пройденного 11 класс

Повторение и обобщение изученного материала 10 класса

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложнённое и неосложнённое предложение.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочинённое предложение.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

Повторение и систематизация изученного материала.



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс (72 ч)

Основное содержание курса

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Введение. Общие сведения о языке (1 ч)

Русский язык среди языков мира. Богатство и вы- разительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Россий- ской Федерации и язык межнационального обще- ния народов России.

Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существо- вания национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (сти- лях); основные функциональные стили современ- ного русского литературного языка

Осознавать роль русского языка в жизни че- ловека и общества.

Осознавать функции русского языка как го- сударственного и языка межнационального общения.

Понимать роль и значение русского литера- турного языка.

Уметь выявлять характерные признаки разных стилей, определять стилевую принадлежность текста, создавать тексты разных стилей

Лексика. Фразеология. Лексикография (7ч)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и много- значность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употреб- ление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологиз- мов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография

Осознавать роль слова в формировании и вы- ражении мыслей и чувств.

Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей.

Расширять свой лексический запас. Определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паро- нимов, омонимов.

Осознавать выразительные возможности ука- занных групп слов, находить их в литератур- ном произведении. Определять роль изобра- зительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художес- твенного произведения, уметь сознательно употреблять их в своей речи.

Осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограничен- ную сферу употребления.

Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности.

Уметь объяснить значение и происхождение фразеологизмов.

Уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации

Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 ч)

Основные понятия фонетики, графики, орфо- эпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения глас- ных и согласных звуков. Ударение.

Владеть основными терминами и понятиями раздела.

Уметь объяснять причины появления воз- можных ошибок, связанных с фонетически- ми процессами в слове.

Уметь выполнять фонетический разбор. Вырабатывать правильное литературное произношение.

Уметь при необходимости сопоставить фоне- тические системы двух разных языков: рус- ского и изучаемого иностранного языка.

Уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразитель- ности, определять их роль в произведении

Морфемика и словообразование (5 ч)

Основные понятия морфемики и словообразова- ния. Состав слова. Морфемы корневые и аффик- сальные. Основа слова. Основы производные и не- производные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразователь- ной цепочки.

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современ- ном русском языке.

Владеть основными терминами и понятиями раздела.

Употреблять их при выполнении аналитичес- ких упражнений по морфемике и словообра- зованию.

Понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим спо-собами образования слов, между словообразо- ванием и формообразованием.

Осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимич- ными морфемами.

Осознавать стилистические возможности морфем.

Находить в тексте художественного произве- дения слова с стилистически окрашенными морфемами.

Уметь объяснять роль стилистически окра- шенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении.

Морфология и орфография (15 ч)

Орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употреб- ление гласных после ц.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и соче- таний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-.

Гласные и и ы после приставок. Употребление ъ и ь.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии.

Осмыслить основные принципы русской ор- фографии, формировать на этой основе ор- фографическую грамотность.

Самостоятельные части речи (28ч)

Имя существительное (4ч)

Имя существительное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные об- щего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аб- бревиатур.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён сущест- вительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи.

Определять грамматические признаки имени существительного.

Определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Уметь на этой основе выбирать верные формы соче- тающихся с именами существительными имён прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Понимать особенности выбора падежных окончаний имён существительных, выбирать верные в стилистическом и грамматическом плане варианты окончаний.

Обобщить правила написания сложных имён существительных и составных наименований. Выполнять морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (6ч)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качест- венных прилагательных. Простая (синтетичес- кая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилага- тельных. Особенности образования и употребле- ния кратких прилагательных. Синонимия крат- ких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притя- жательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прила- гательных. Особенности склонения притяжатель- ных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилага- тельных.

Правописание сложных имён прилагательных

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи.

Выявлять стилистические особенности про- стых и сложных форм степеней сравнения и на этой основе выбирать верные граммати- ческие формы степеней сравнения имён при- лагательных.

Выявлять особенности образования и упо- требления кратких прилагательных.

Уметь выбирать синонимические формы пол- ных и кратких имён прилагательных.

Обосновывать свой выбор.

Выполнять морфологический разбор имён прилагательных.

Обоснованно выбирать верные формы падеж- ных окончаний имён прилагательных.

Объяснять выбор написания имён прилага- тельных, использовать изобразительно-вы- разительные возможности имён прилагатель- ных в речи.

Находить в текстах художественных произве- дений имена прилагательные, выявлять эпи- теты и определять их роль в создании образа и настроения.

Имя числительное (3 ч)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грам- матические разряды имён числительных. Про- стые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор имён числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особен- ности употребления собирательных числитель- ных

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени числительном как части речи.

Производить морфологический разбор имени числительного.

Анализировать особенности склонения имён числительных.

Понимать особенности употребления имён числительных в речи.

Употреблять в собственной речи верные фор- мы имён числительных

Местоимение (3 ч)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Значение, стилистические и грамматические осо- бенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о местоимении как части речи.

Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Выполнять морфологический разбор место- имений.

Соблюдать правила правописания местоиме- ний в речевой практике

Глагол (3 ч)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъ- явительное, повелительное, сослагательное (ус- ловное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о глаголе как части речи.

Понимать особенности грамматических кате- горий глагола.

Употреблять в речи правильные глагольные формы.

Уметь правильно образовывать формы глагола. Выполнять морфологический разбор глагола. Выбирать и обосновывать верные варианты глагола в собственной речевой практике.

Определять роль глаголов в предложении и тексте

Причастие (1 ч)

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий. Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагатель- ных.

Переход причастий в прилагательные и существительные

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о причастии как особой форме глагола.

Выполнять морфологический разбор причас- тия.

Понимать особенности образования причас- тий с учётом грамматических и сочетатель- ных норм.

Употреблять верные формы причастий в собственной речи, обосновывать свой выбор

Деепричастие (3 ч)

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о деепричастии как особой форме глагола.

Выполнять морфологический разбор деепри- частия.

Осознавать процессы, приводящие к переходу деепричастий в наречия и предлоги.

Определять роль деепричастий в предложе- нии и тексте

Наречие (2 ч)

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наре- чий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. От- рицательные наречия. Слитное, раздельное и де- фисное написание наречий.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о наречии как о части речи.

Производить морфологический разбор наречий. Выявлять признаки выбора написаний наре- чий, применять правила в речевой практике. Определять стилистические возможности наречий, осознавать необходимость верного употребления наречий в собственной речевой практике

Слова категории состояния (2 ч)

Грамматические особенности слов категории со- стояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на

-о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состоя- ния

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о ка- тегории состояния как о части речи.

Понимать сложность выявления слов кате- гории состояния и их отличия от наречий на

-о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Выполнять морфологический разбор слов ка- тегории состояния.

Определять роль слов категории состояния в предложении и тексте

Служебные части речи (10 ч)

Предлог (2 ч)

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи.

Выполнять морфологический разбор предло- гов.

Объяснять написание предлогов.

Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов

Союзы и союзные слова (2 ч)

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употребле- нию, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о союзах и их грамматических признаках.

Выполнять морфологический разбор союзов.

Объяснять написание союзов.

Определять роль союзов в предложении и тек- сте.

Употреблять союзы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка

Частицы (2 ч)

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное на- писание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о частицах и их грамматических признаках.

Выполнять морфологический разбор частиц. Объяснять выбор верного написания частиц. Определять роль частиц в предложении и тексте.

Употреблять частицы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч) Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности упо- требления междометий

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о междометиях и их грамматических признаках.

Выполнять морфологический разбор междо- метий.

Объяснять выбор верного написания междо- метий.

Определять роль междометия в предложении и тексте.

Употреблять междометия в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка.

Повторение и обобщение изученного. Итоговый лингвистический проект (2 ч)

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грам- матических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях упо- требления.


11 класс (68 ч)

Основное содержание курса

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Повторение и обобщение изученного материала 10 класса (2 ч)

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления

Синтаксис и пунктуация (50 ч)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации (1 ч)

Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ

Знать основные принципы русской пунктуации.

Выполнять пунктуационный анализ

Словосочетание (2 ч)

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о словосочетаниях, их строении и значении.

Моделировать и употреблять в речи синони- мические по значению и строению словосоче- тания.

Предложение (3 ч)

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение (5 ч )

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицатель- ные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и ска- зуемым. Распространённые и нераспространён- ные предложения. Второстепенные члены пред- ложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инвер- сия.

Синонимия разных типов простого предложе- ния.

Простое осложнённое и неосложнённое предло- жение.

Синтаксический разбор простого предложения

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о предложениях, их строении и значении.

Выявлять особенности строения и значения простых предложений.

Моделировать предложения различной струк- туры в соответствии с коммуникативной зада- чей высказывания, употреблять их в собствен- ной речевой практике.

Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое.

Выполнять синтаксический и пунктуацион- ный анализ простых осложнённых предложе- ний.

Создавать синонимические конструкции про- стых предложений.

Понимать и использовать в своей речи выразительные возможности порядка слов в предложении.

Сопоставлять и анализировать синонимические предложения разной структуры, выявлять их различия.

Корректировать интонацию простого предло- жения в зависимости от структуры, значения, речевого замысла.

Интонационно правильно выделять логическое ударение в предложениях

Однородные члены предложения (6 ч)

Знаки препинания в предложениях с однород- ными членами. Знаки препинания при одно- родных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однород- ных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и пар- ными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об одно- родных членах предложения, способах их со- единения.

Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Моделировать предложения с различными ря- дами однородных членов.

Выявлять выразительные возможности одно- родных членов предложения.

Наблюдать и анализировать, как изменяется характер восприятия предложений в зависи- мости от включения различных рядов однород- ных членов

Обособленные члены предложения (7 ч)

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения.

Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоедини- тельные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об обособленных членах предложения.

Находить в тексте предложения с обособленными членами, определять их выразительные возможности.

Анализировать структурные особенности предложений с обособлениями и расставлять на этой основе знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Моделировать предложения с обособленными членами. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обо- собленными членами

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (5 ч)

Знаки препинания при обращениях. Знаки пре- пинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопроситель- но-восклицательных словах

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Моделировать предложения с включением в них обращений и вводных слов.

Учитывать выразительные возможности обращений, вводных слов и вставных конструкций при анализе художественного текста.

Использовать выразительные возможности об- ращений и вставных конструкций в речи

Сложное предложение (13 ч)

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочинённое предложение.

Знаки препинания в сложносочинённом предло- жении. Синтаксический разбор сложносочинён- ного предложения.

Сложноподчинённое предложение. Знаки пре- пинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчинённом пред- ложении с несколькими придаточными. Син- таксический разбор сложноподчинённого пред- ложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки пре- пинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном пред- ложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о сложном предложении.

Понимать синонимию сложного предложения. Уметь моделировать сложные предложения разной синтаксической структуры, преобразо- вывать сложные предложении в простые и на- оборот.

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.

Различать смысловые и грамматические осо- бенности сложных предложений разных видов. Уметь использовать сложные предложения разной структуры при создании собственного текста

Предложения с чужой речью (6 ч)

Способы передачи чужой речи. Знаки препина- ния при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о предложениях с чужой речью.

Анализировать структурные особенности предложений с чужой речью.

Выявлять основные пунктуационные призна- ки, определяющие постановку знаков препина- ния в предложениях с чужой речью.

Уметь пользоваться синонимическими возможностями предложений с чужой речью разных типов.

Правильно употреблять знаки препинания при цитировании

Употребление знаков препинания (2 ч) Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Мно- готочие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения об употреблении знаков препинания.

Понимать смыслоразличительную функцию знаков препинания.

Уметь анализировать трудные случаи пунктуа- ционного оформления письменного высказывания

Речь. Речевое общение. Культура речи (7 ч)

Язык и речь: Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Речевое общение.

Правильность речи.

Понятие о норме литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акценто- логические, словообразовательные, лексичес-кие, морфологические, синтаксические, сти- листические. Орфографические и пунктуацион- ные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразитель- ность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Оратор- ская речь и такт.

Повторить, обобщить и систематизировать сведения о языке и речи.

Уметь находить информацию о языковой норме в разных типах лингвистических словарей.

Видеть ошибки и исправлять их в соответствии с нормами русского литературного языка.

Определять качества хорошей речи.

Соблюдать требования к коммуникативным качествам хорошей речи в собственной речевой практике.

Моделировать ораторские тексты разной на- правленности, различных речевых жанров

Стилистика (6ч)

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных сти- лей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы.

Текст. Основные признаки текста. Функцио- нально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания. М.В. Ломо- носов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Д.Н. Ушаков.

В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Итоговый лингвистический проект

Понимать стилистические требования к орга- низации избранного говорящим языкового ма- териала.

Находить при анализе художественного текста различные тропы.

Уметь доказать принадлежность текста к тому или иному стилю, различать стили речи по лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам.

Уметь сопоставлять тексты разных стилей. Знать жанры, характерные для каждого стиля речи.

Уметь создавать тексты разных стилей и жанров.

Знать и уметь сформулировать основные признаки текста.

Различать функционально-смысловые типы речи.

Моделировать тексты разных стилей и типов в зависимости от речевого замысла и поставлен- ной задачи подготовленного сообщения.

Расширять лингвистический кругозор. Осознавать роль великих русских учёных-линг- вистов в истории русского языкознания

Повторение и систематизация изученного (3 ч)

Повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе обучения курсу в 10—11 классах



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!